1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации -
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, -
Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан на получение достоверной информации, свободу мысли и слова.
Свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации гарантированы ст. 29 Конституции РФ гарантированы. Реализация этого права во многом сопряжена с профессиональной деятельностью журналистов.
Рассматривая данный состав, можно говорить о наличии, своего рода, специального вида потерпевшего лица. Потерпевшим от указанного преступления является журналист, выполняющий свой профессиональный долг.
Согласно действующему законодательству, под профессиональной деятельностью журналистов понимаются редактирования, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ на основе трудовых или иных договорных отношений журналиста с редакцией зарегистрированного СМИ либо по ее уполномочию (см. ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»)[16].
Кроме того, ст. 1 указанного Закона закрепляет свободу массовой информации, а также свободу ее поиска, получения, производство и распространение; учреждения средств массовой информации, владения, пользования и распоряжения ими и т.п. Ограничения данных свобод допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ о средствах массовой информации.
Согласно нормам ст. 2 Закона, под массовой информацией следует понимать предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.
Под журналистом следует понимать лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Под распространением информации следует понимать любую форму доведения ее до неопределенно большого круга лиц, массового потребителя: опубликование, выступление по радио, телевидению, в сети «Интернет» и т.п.
Под средством массовой информации следует понимать периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под распространением продукции средства массовой информации следует понимать продажу, подписку, доставку, раздачу периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, или иные способы распространения.
Под периодическим печатным изданием следует понимать газету, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой следует понимать совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Под продукцией средства массовой информации следует понимать тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации.
Под специализированным средством массовой информации следует понимать такое средство массовой информации, для регистрации или распространения, продукции которого Законом установлены специальные правила.
Под редакцией средства массовой информации следует понимать организацию, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющих производство и выпуск средства массовой информации;
Под главным редактором (возможным специальным субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи) следует понимать лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Под издателем следует понимать издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.
Под распространителем следует понимать лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Под телеканалом, радиоканалом следует понимать сформированную в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящую в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Под вещателем следует понимать российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
Под сетевым изданием следует понимать сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации.
Статья 3 Закона говорит о недопустимости цензуры. Под цензурой массовой информации следует понимать требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительного согласования сообщения и материала (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей.
Так же не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.
Однако, ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения. Так же согласно ст. 4 Закона, не допускается злоупотребление свободой массовой информации. В частности, не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографию.
Так же, Законом запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
Кроме того, запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Так же, Закон содержит ряд ограничений на порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции, ее освещении (распространения сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения, сведений, которые могут быть преданы огласке только в соответствии с законодательными актами РФ о персональных данных и государственной тайне и т.п.).
Объективная сторона преступления выражается в форме действия, заключающегося в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналиста, характеризующегося способом воспрепятствования – принуждением к распространению либо к отказу от распространения информации (профессиональная деятельность журналистов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с указанным выше законом).
Под воспрепятствованием следует понимать противодействие со стороны других лиц путем принуждения журналистов к распространению информации. Данное принуждение может быть осуществлено путем воздействия на орган (средство) массовой информации: угроза прекращения или приостановления его деятельности, уничтожение тиража или его части и иные подобные деяния, либо путем воздействия непосредственно на самого журналиста. Например, принуждение может быть выражено в угрозе увольнения, понижения в должности, шантаже, т.е. угрозе разглашения нежелательных сведений и других действиях, нарушающих законные права и интересы журналиста (распространение сведений, порочащих журналиста и его близких) и т.п. действиях.
В случае, если при воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов причиняется реальный вреда иным объектам, деяние подлежит квалификации по совокупности преступлений (за исключением объектов, перечисленных в части 3).
Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным, с момента совершения деяния независимо от того, удалось ли добиться от журналиста или СМИ распространения или отказа от распространения той или иной информации.
Часть 2 данной статьи предусматривает квалифицирующий признак – совершение того же деяния, лицом с использованием своего служебного положения. В рамках данного состава, не имеет значения, является ли это лицо должностным, главное, что деяние совершается им именно путем использования своего служебного положения.
Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за особо квалифицирующий признак – совершения деяния, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия. Если применение насилия повлекло умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, или было сопряжено с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, то содеянное требует дополнительной квалификации соответственно по ст.ст. 111, 112 или 119 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотивы деяния для квалификации значения не имеют.
Субъект состава преступления в 1 и 3 частях – общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В части 2 субъект специальный – должностное лицо средства массовой информации, где работает журналист, или любое иное лицо, обладающее служебным положением, которое используется для воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 234.