Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, -

 Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан в области свободы выражения своего мнения в форме проведения публичного мероприятия.

Статья 31 Конституции РФ предоставляет гражданам Российской Федерации право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данная статья предусматривает ответственность за нарушение этого права в форме воспрепятствования.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в области обеспечения реализации указанного выше конституционного права граждан РФ, является Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[14].

Согласно его положениям, одним из ключевых юридических терминов бланкетного характера является определение публичного мероприятия, относительного которого определяются основные нормы. Кроме того, в Законе сформулированы условия и порядок проведения публичных мероприятий, даны основные определения, перечислены права и обязанности их участников.

Под публичным мероприятием следует понимать открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан РФ, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Под собранием следует понимать совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Под митингом следует понимать массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Под демонстрацией следует понимать организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Под шествием следует понимать массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Под пикетированием следует понимать форму публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Любое публичное мероприятие может проводиться только после совершения надлежащего уведомления. Под уведомлением о проведении публичного мероприятия следует понимать документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта РФ или органу местного самоуправления в порядке, установленном ФЗ, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

По общему правилу, уведомление подается организатором в письменной форме в уполномоченный орган исполнительной власти местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения.

В уведомлении в обязательном порядке указываются: его цель и форма; дата, время начала и окончания; место (места) проведения; маршруты движения участников, информация об использовании транспортных средств; предполагаемое количество участников; формы и методы обеспечения организатором общественного порядка, медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства; сведения об организаторе и уполномоченных им лицах.

Уполномоченный орган исполнительной власти или местного самоуправления после получения уведомления обязан: документально подтвердить его получение, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора в течение трех дней со дня получения уведомления (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения, а также предложения об устранении организатором несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий требованиям законодательства; в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления и иные данные дают основания предположить, что цели и формы мероприятия не соответствуют положениям законодательства и нарушают запреты, незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что он, а также иные участники в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законом.

Публичное мероприятия не может проводиться, если уведомление о его проведении не было подано в срок, либо если с органом власти по его мотивированному предложению не было согласовано изменение места и (или) времени. Оно не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.

В качестве организаторов публичного мероприятия могут выступать один или несколько граждан РФ (демонстраций, шествий и пикетирований – достигшие 18-летнего возраста, митингов и собраний – 16-летнего), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организаторами: политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке, а также лица, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

По общему правилу, публичное мероприятие может проводиться в любых местах, пригодных для его целей в случаях, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников. Проведение публичных мероприятий запрещается: на территориях, непосредственно прилегающих к резиденциям Президента РФ, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; непосредственно прилегающих к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводах, железнодорожных магистралях и полосах отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи. При проведении мероприятий в пограничной зоне, а так же на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, необходимо разрешение и согласование порядка с соответствующими пограничными органами и органами исполнительной власти. Кроме того, условия запрета или ограничения проведения мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральным законодательством.

В процессе проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора и уполномоченных им лиц, а также уполномоченных представителей органа исполнительной власти или местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, соблюдать регламент проведения публичного мероприятия, общественный порядок и требования по обеспечению транспортной безопасности. Так же, при проведении должен соблюдаться регламент, под которым следует понимать документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информацию об использовании транспортных средств.

Предусмотренными Законом основаниями прекращения публичного мероприятия являются (в альтернативе): создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц, либо совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований ФЗ, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Кроме того, в Законе регламентирован порядок его прекращения. Так, в случае принятия данного решения, уполномоченные лица дают организатору указание о прекращении публичного мероприятия с обоснованием причины его прекращения; устанавливают время для выполнения данного указания, а в случае невыполнения организатором этого указания обращаются непосредственно к его участникам и устанавливают дополнительное время для выполнения указания о прекращении. В случае невыполнения указания и в этом случае, в рамках действующего законодательства мероприятие прекращается сотрудниками полиции.

Необходимо отметить, что данный порядок не применяется в случае возникновения массовых беспорядков, поджогов, погромов, и в т.п. случаях, требующих экстренного вмешательства. В этих ситуациях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ (в частности, ФЗ «О полиции»), с последующим привлечением виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Объективная сторона преступления выражается в выполнении в альтернативе хотя бы одного из действий, указанных в диспозиции статьи. В качестве обязательных признаков объективной стороны законом предусмотрено использование должностным лицом служебного положения либо совершения преступления любым лицом с применением насилия или угрозой его применения, выступающими в качестве способа совершения преступления.

Воспрепятствование проведению публичного мероприятия будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам ФЗ; либо под необоснованным благовидным предлогом; оборудовании заграждений или создание заслонов из сил правопорядка для недопущения людей к месту проведения разрешенной, законной акции, а равно необоснованном разгоне уже начавшегося публичного мероприятия.

Как незаконное воспрепятствование участию в публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться также физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в публичном мероприятии, например, угроза увольнением с работы, переводом на нижестоящую или ниже оплачиваемую должность, разглашении каких-либо порочащих сведений в отношении его самого или его родных и близких и т.п.

Содержание насилия и угрозы применения насилия в рамках данного состава аналогичны рассмотренным ранее в рамках ст. 141 УК РФ. В зависимости от способа воспрепятствования и наступивших общественно опасных последствий деяние может квалифицироваться по совокупности составов преступлений (например, с причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.п.).

Состав преступления является формальным, оно считается оконченным с момента совершения самого деяния независимо от того, удалось ли достигнуть цели воспрепятствования проведения публичного мероприятия.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

В зависимости от обстоятельств совершения преступления, альтернативно указанных в диспозиции статьи, субъект преступления может быть как общий – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста (при применении насилия или с угрозой его применения), так и специальный – должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия с использованием своего служебного положения.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 293.