1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, -
2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -
3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» -
Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении избирательных прав и свобод.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Исключение составляют граждане, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, либо признанные судом недееспособными. Кроме уголовно-правовой защиты, ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАП РФ. Некоторые составы административно-наказуемых деяний перекликаются с рассматриваемыми нами составами Главы XIX УК РФ. Разграничение между преступлением и иными (административными, дисциплинарными) правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных негативных последствий в каждой конкретной ситуации.
В рамках данного состава уголовно-правовой защите подлежат гарантированные Конституцией свободное и равное осуществление гражданами своего избирательного права, права на участие в референдуме, законная деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума.
Нормы российского избирательного права и нормы, касающиеся проведения референдумов более подробно конкретизируются в Федеральных законах от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[5]; от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[6]; от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[7]; от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[8]; от 12 мая 2009 года N 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами»[9]; от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»[10], от 11 июня 2004 года № 5-КФЗ «О референдуме Российской Федерации»[11], а также в избирательном законодательстве субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Объективная сторона основного состава преступления заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи: 1) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме; 2) нарушение тайны голосования; 3) воспрепятствование работе избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.
Под воспрепятствованием свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей следует понимать такие различные действия, как, например, не допуск гражданина на избирательный участок, отказ внесения его в списки избирателей, угроза причинения вреда в случае участия в выборах, создание препятствий для ознакомления лица со списками кандидатов, подачи заявления о включении в списки избирателей, получения открепительного удостоверения, бюллетеня для голосования и т.д. Кроме того, в числе нарушений избирательных прав граждан присутствуют и действия, направленные на воспрепятствование осуществления права не только избираться, но и права быть избранным. К таковым относятся, например, незаконный отказ в регистрации гражданина или избирательного объединения для участия в выборах, либо снятие их с регистрации, создание трудностей для выдвижения кандидатов (в т.ч. по месту работы, службы, учебы и жительства), различные воспрепятствования ведению свободной агитации (как самим кандидатом, так и его доверенными лицами), незаконный отказ кандидату в выступлении в СМИ, блокирование сайтов кандидатов и избирательных объединений в сети «Интернет» и т.п.
Под нарушение тайны голосования следует понимать организацию голосования без кабин, присутствие в кабинах посторонних лиц, пометку бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, создание иных условий, позволяющих контролировать волеизъявление голосующих (например, установку в кабинках фото-видеорегистраторов) и т.п. действия.
Под воспрепятствованием работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов, следует понимать не предоставление комиссии помещения, притеснение членов избирательной комиссии на основном месте работы, создание различных препятствий, препятствующих нормальной процедуре голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования, направления итогов в центральную избирательную комиссию, в средства массовой информации и т.п. Избирательные комиссии являются коллегиальными органами, формируемыми в порядке и сроки, установленные федеральным законом или законом субъекта РФ, организующие подготовку и проведение выборов или референдума. Способ совершения преступления не влияет на квалификацию деяния, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2, 3 данной статьи. Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование затрудняло или делало невозможным работу комиссии или участие в выборах.
Состав преступления является формальным. Деяние окончено с момента совершения действий, указанных в законе, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены.
Часть 2 п. а) предусматривает квалифицирующие признаки – совершение того же деяния одним из способов, перечисленных в диспозиции статьи: 1) подкупом, 2) обманом, 3) принуждением, 4) применением насилия, 5) угрозой применения насилия.
Под подкупом следует понимать обещание или предоставление денежных средств, предметов, ценностей, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод, адресованных избирателю или участнику референдума за высказывание им волеизъявления в пользу кандидата, объединения, или дача такого ответа (при референдуме), который выгоден виновному. Кроме того, подкуп может совершаться в отношении члена избирательной комиссии за неучастие в ее работе, либо любого иного лица за воспрепятствование работе избирательной комиссии. Данная форма подкупа (в отличие от взятки) может быть совершена в отношении любого лица, а не только должностного, как специального субъекта взяткополучания.
Под обманом следует понимать различные действия, или бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, либо, наоборот, умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на исполнение комиссиями своих обязанностей. Например, это может быть введение избирателей в заблуждение относительно места, времени, обстоятельств проведения выборов или референдума, правил оформления избирательных документов и т.п., а также, умолчание о фактических обстоятельствах, сообщение о которых является обязательным (например, о личности кандидата, регистрации объединения, внесения в бюллетени кандидатов «двойников» и т.п.).
Под принуждение следует понимать различное психическое воздействие на человека. Оно может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, а также в нарушении интересов его родных или близких (например, в угрозе повреждения или уничтожения имущества, распространении сведений, способных причинить существенный их вред правам и законным интересам и т.п.). Под близкими следует понимать не только лиц, состоящих в родстве или свойстве, но и тех лиц, чье моральное, физическое или материальное благополучие дороги потерпевшему (близкие друзья, коллеги, ученики, гражданские супруги и т.п.).
Под применением насилия следует понимать физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, к члену избирательной комиссии или к его родным или близким. Насилие так же может выражаться в ограничении свободы. Если применение насилия выразилось в истязании или повлекло умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, то содеянное требует дополнительной квалификации соответственно по ст.ст. 117, 111 или 112 УК РФ.
Под угрозой применения насилия следует понимать психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий ему, либо его родным или близким. Моментом его предполагаемой реализации может быть как настоящее, так и будущее время.
Часть 2 п. б) предусматривает квалифицирующий признак – совершение того же деяния лицом с использованием своего служебного положения.
Часть 2 п. в) предусматривает квалифицирующий признак – совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК РФ).
Часть 3 предусматривает квалифицирующие признаки: 1) вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства является требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); 2) неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы».
В первом случае, перечисленные выше действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.
Во втором случае достижение цели – повлиять на решения избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума – не является обязательным и находится за рамками состава преступления. Функционирование ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом от 10.01.2003 № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»[12].
Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента совершения любого из действий, указанных в законе.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
В ч. 3 данной статьи в качестве обязательного субъективного признака п. 1 указана цель деяния – повлиять на решение избирательной комиссии или комиссии референдума.
В основном составе субъект преступления – общий – вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста; в квалифицированном (ч. 2 п. б)) – специальный: лицо, использующее для совершения преступления свое служебное положение.
Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ)
1. Передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий избирательный фонд, или расходование в целях достижения определенного результата на выборах не перечисленных в избирательные фонды денежных средств в крупных размерах, или передача кандидату, избирательному объединению в целях достижения определенного результата на выборах материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на получение определенного результата на выборах, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего избирательного фонда или с оплатой из соответствующего избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме денежных средств в крупных размерах, минуя соответствующий фонд референдума, или расходование в целях достижения определенного результата на референдуме не перечисленных в фонды референдума денежных средств в крупных размерах, или передача инициативной группе по проведению референдума, иной группе участников референдума в целях достижения определенного результата на референдуме материальных ценностей в крупных размерах без компенсации за счет средств соответствующего фонда референдума, или выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с референдумом и направленных на выдвижение инициативы проведения референдума, на достижение определенного результата на референдуме, осуществленные в крупных размерах без оплаты из соответствующего фонда референдума или с оплатой из соответствующего фонда референдума по необоснованно заниженным расценкам, а также внесение пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд, фонд референдума через подставных лиц -
2. Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки для проведения избирательной кампании кандидата, избирательного объединения кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, использование в крупных размерах помимо средств соответствующего фонда референдума финансовой (материальной) поддержки для выдвижения инициативы проведения референдума, получения определенного результата на референдуме уполномоченным представителем по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также расходование в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, -
Примечание. Крупным размером в настоящей статье признаются размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, предусмотренного настоящей статьей, но при этом составляют не менее одного миллиона рублей.
Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении равноправия граждан при осуществлении ими своих избирательных прав, а также отношений, складывающихся в отношении порядка финансирования избирательной кампании.
Предметом преступления являются предвыборные агитационные материалы, оплаченные из избирательного фонда по необоснованно заниженным расценкам, либо полностью из него не оплаченные.
Под агитационными материалами следует понимать печатные, аудиовизуальные и иные материалы, несущие признаки предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового распространения или обнародования в ходе избирательной кампании или при проведении референдума.
Под избирательной кампанией следует понимать период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов.
Под кандидатом следует понимать лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Под избирательным блоком следует понимать добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.
Под избирательным объединением следует понимать политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными, закрепленными в уставе целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов. Избирательное объединение должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или более высоком уровне, в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов РФ, а его действующий устав зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.
Под изготовлением агитационных материалов следует понимать совершение действий, результатом которых стало появление в готовом виде печатных, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих признаки предвыборной агитации, либо агитации по вопросам референдума.
Под распространением агитационных материалов следует понимать передачу изготовленных агитационных материалов неограниченному кругу лиц для агитации в пользу определенного кандидата, избирательного объединения или избирательного блока.
Под оплатой изготовления или распространения агитационных материалов следует понимать покрытие финансовых расходов, связанных с производством или сбытом агитационных материалов.
Под внесением пожертвований в крупных размерах в избирательный фонд или фонд референдума через подставных лиц следует понимать перечисление денежных средств от вымышленных лиц, либо от лиц, не располагающими в действительности соответствующими денежными суммами, либо от лиц, хотя ими и располагающими, но не намеревающимися распорядиться ими указанным способом.
Порядок финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного блока, избирательного объединения, или деятельности инициативной группы по проведению референдума регламентируется соответствующим законодательством.
Например, в соответствии со ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»[13], избирательные фонды кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, могут формироваться за счет: 1) собственных средств, которые в совокупности не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; 2) средств, которые выделяются кандидату выдвинувшей его политической партией, которые в совокупности также не могут превышать 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 5 и 50% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата. При этом, предельная сумма всех расходов из избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн. рублей.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи, а предусмотренного ч. 2 – в выполнении альтернативных действий в виде: 1) использования в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки; 2) расходования в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством о выборах и референдумах и перечисленных на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума.
Согласно Примечанию к статье, крупным размером в рамках данного состава являются суммы денег, стоимость имущества или выгод материального характера, которые составляют не менее 1 млн. руб. и превышают 1/10 предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, установленной законодательством о выборах и референдумах на момент совершения деяния, запрещенного данной статьей.
Состав преступления является формальным. Преступление считается оконченным с момента оказания или использования указанной финансовой (материальной) поддержки.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 рассматриваемой статьи – является общий. Им является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Для наличия состава преступления, предусмотренного ч. 2 данной статьи, необходим специальный субъект. Им может быть в альтернативе: 1) кандидат, участвующий в избирательной кампании; 2) его уполномоченный представитель по финансовым вопросам; 3) уполномоченный по финансовым вопросам избирательного объединения; 4) уполномоченный представитель по финансовым вопросам инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 1302.