Отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, -

Объектом преступления являются общественные отношения, установленные законом в отношении прав граждан в области защиты своих прав и законных интересов от возможных посягательств и нарушений.

В ч. 2 ст. 24 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить любому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Аналогичные требования устанавливаются и в отношении должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, в компетенцию которых входит предоставление такой информации. Более подробно процедура предоставления гражданам информации регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[1].

Объективная сторона данного состава преступления включает деяния, которые могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия. Содержание преступления с объективной стороны заключается в выполнении хотя бы одного из альтернативных деяний, перечисленных в диспозиции статьи: 1) отказе в предоставлении гражданину информации; 2) уклонении должностного лица от предоставления информации; 3) предоставлении заведомо неполной информации; 4) предоставлении заведомо ложной информации.

Под отказом в предоставлении информации следует понимать, прежде всего, прямой отказ, открытое проявление нежелания соответствующего лица предоставить запрашиваемую информацию. Однако, отказ может проявляться и в завуалированной форме, например, в бездействии, затягивании решения относительно простого вопроса, перенаправлении потерпевшего к другим должностным лицам того же, или другого ведомства, несмотря на то, что решение данного вопроса находится в компетенции именно этого, а не иного должностного лица и т.п. Отказ может быть как устным, так и письменным (в т. ч., предоставленным в электронном виде).

Под предоставлением неполной информации следует понимать предоставление для ознакомления части документов и материалов, либо информации, содержащейся в них, либо составление письменного ответа на запрос, содержащего лишь часть сведений, представляющих интерес и запрашиваемых инициатором запроса.

Под предоставлением ложной информации следует понимать предложения для ознакомления сведений, не соответствующих действительности (хотя бы в части), либо представление подобных сведений в письменной форме.

Под уклонением от предоставления информации следует понимать активное поведение, выражающее в завуалированной форме отказ в виде не предоставления информации под различными предлогами, не имеющими ни юридических, ни фактических оснований (например, ссылка на отсутствие запрашиваемой информации, которая фактически имеется, либо на невозможность ее предоставить по надуманным техническим или организационным причинам), а также бездействие, в случае, когда виновный не дает ни устного, ни письменного ответа на запрос.

Для наличия в действиях виновного лица состава преступления, отказ должен быть неправомерным, т.е. не соответствующим предписаниям закона или иного нормативного акта.

Состав данного преступления является материальным. В качестве обязательного признака он предусматривает последствие в виде причинения вреда правам и законным интересам гражданина. Данное понятие носит оценочный характер. Поскольку последствия не конкретизированы в законе, вопрос о наличии состава преступления должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально. С практической точки зрения, ими могут быть, например, причинение материального ущерба, морального вреда либо причинение иного вреда правам и законным интересам человека. В частности, он может выразиться, например, в недополучении гражданином пособия или пенсии, создании препятствий или усложнении осуществления права на защиту чести или достоинства, несвоевременном приобретении жилой площади или недополучения ее в полностью полагающемся метраже, в невозможности обретения более выгодного социального статуса (например, участника боевых действий), невозможности реабилитации себя или своих родственников и т.п., а также, в форме упущенной выгоды.

Субъективная сторона преступления выражается виной в форме умысла. Мотив и цель совершения незаконных действий для квалификации преступления значения не имеет.

Субъект преступления – специальный. Им являются должностные лица органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, в компетенцию которых входит предоставление собранной информации, непосредственно затрагивающей права и свободы граждан.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 266.