1.На первом этапе прогнозируются основные циклические и нециклические факторы.
2.На втором этапе формируется комплексный прогноз, состоящий из разделов:
-производство товара,
-движение заказов,
-потребление товаров,
-динамика цен,
-изменение валютных курсов.
Прогноз производства товара учитывает ввод в действие новых мощностей и наличие резервных мощностей, ограничительные или стимулирующие меры государственного воздействия, производственные планы крупных компаний, являющихся основными производителями, и др.
Прогноз движения товарных запасов основан на анализе движения товаров у производителей – запасов на складе производителя, отгруженных и реализованных товаров.
Прогноз потребления (спроса) предполагает оценку перспектив развития отраслей-потребителей данного товара, расчет ожидаемого совокупного объема потребления, а также учет изменений экспортных потребностей.
Прогноз цен и валютных курсов опирается на три предыдущие виды прогнозов. При этом учитывается прогнозная информация конкурентов и независимых исследовательских центров. Принимаются во внимание фьючерсные сделки, ретроспективная динамика цен данного товара, а также взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Изучается достоверность ранее проведенных прогнозов в части динамики цен.
Оценка экономической эффективности всех прогнозов предполагает сопоставление дополнительного дохода от использования прогноза и затрат на его разработку. Затраты легко можно определить. Что касается дохода, то установить его сложно. Но практическая ценность прогнозов заключается в возможности показать объективную картину вероятного будущего в разных сценариях. Например, охарактеризовать качество краткосрочных прогнозов цен на мировых товарных рынках можно по соотношению успешных прогнозов к их общему числу. Успешным можно назвать такой прогноз, в котором была правильно предсказана динамика мировых цен – повышательная или понижательная.
К числу основных особенностей прогнозирования мировой экономики относятся: 1.Многочисленность участников системы прогнозирования, в число которых входят:
-взаимодействующие национальные экономики (более 200 самостоятельных государств);
-цивилизационные и региональные межгосударственные объединения, например, ЕС, Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, СНГ, Африканский союз, НАФТА в Северной Америке и др. (их несколько десятков);
-тысячи ТНК;
-мировые финансовые центры и международные экономические организации, например, МВФ, Всемирный банк, ВТО и др. (их несколько десятков).
2.Сложность социальной системы, которая состоит из нескольких подсистем:
-развитые страны с высоким уровнем среднедушевых доходов;
-страны со средним уровнем доходов;
-страны с низким уровнем доходов.
3.Наличие периодических циклических колебаний, которые сравнительно синхронно проявляются в группе передовых стран.
4.С течением времени изменяются пропорции в развитии мировой экономики по территориям, группам стран и цивилизациям.
5.Глобализация мировой экономики, развившаяся с конца ХХ столетия.
К числу показателей, которые, которые могут использоваться в прогнозировании и стратегическом планировании внешних экономических связей России, относятся:
-Внешняя торговля товарами, включая экспорт, импорт сальдо. Эти показатели формируются по группам товаров и странам с выделением СНГ.
-Внешняя торговля услугами. Показатели определяются в тех же разрезах, что и товары.
-Средние экспортные и импортные цены основных товаров и услуг в торговле со странами СНГ и другими государствами.
-Отношение сумм экспорта и импорта к ВВП.
-Доля экспорта в структуре производства и импорта в структуре потребления товаров и услуг.
-Международные финансовые взаимосвязи – иностранные инвестиции, государственный и национальный внешний долг.
-Изменение валютного курса, который влияет на эффективность внешних связей, доходы бюджета и валютные резервы Центрального банка.
-Прогноз покупательной способности валют.
-Международное научно-техническое сотрудничество, культурные связи, взаимное предоставление информационно-образовательных услуг.
-Платежные балансы как инструмент, аккумулирующий результаты внешнеэкономических связей.
-Развитие интеграционных взаимосвязей, выделяя отношения со странами СНГ, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Союза Беларусь – Россия.
Тема 8. Прогнозирование, планирование и программирование развития отдельных территорий страны
1.Значение, цель и задачи региональной политики.
2.Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования. 3.Основные этапы разработки прогнозов социально- экономического развития субъектов РФ.
4.Градостроительный кодекс РФ.
1.Значение, цель и задачи региональной политики. Россия по площади территории занимает первое место в мире. Поэтому вся прогнозно-плановая работа в стране должна вестись в территориальном разрезе. Общегосударственные прогнозы, планы и программы не могут быть полноценно сформированы без соответствующих документов по субъектам РФ.
Отдельные регионы России отличаются по ряду признаков, к числу которых относятся:
-географические характеристики и природные ресурсы;
-экономические условия;
-социальные особенности;
-политические условия и эффективность органов местной власти.
Практика планирования территориального развития страны в советское время имела наряду с положительными достижениями отрицательные последствия, например, жесткую специализацию отдельных территорий.
Основной целью региональной экономической политики РФ является поддержание и развитие экономических потенциалов субъектов России, чтобы обеспечить на всей территории страны, гарантируемые государством социальные стандарты жизни населения. Для этого предполагается развивать эффективные и конкурентоспособные направления специализации регионов.
В число задач региональной политики России могут быть включены такие, как:
-формирование новых центров ускоренного развития,
-создание условий для решения социально-экономических проблем в отстающих регионах.
Таблица 8.1
Отраслевая структура валовой добавленной стоимости по Федеральным округам , % к итогу
Федераль-ные округа | Все-го | Сель-ское и лес-ное хозяй-ство, охота | Добыча полезных ископа-емых | Обраба-тываю-щие производ-ства | Строи тельст-во | Торгов- ля, ремонт | Транс порт и связь | Фи- нан- сы | Обра- зова- ние | Здраво- охране- ние и со- циаль-ные услуги |
РФ | 100 | 4,2 | 11,2 | 17,3 | 7,1 | 18,2 | 10,4 | 0,6 | 3,1 | 4,0 |
Централь-ный | 100 | 2,9 | 0,8 | 16,0 | 5,1 | 27,0 | 10,5 | 1,0 | 2,8 | 3,7 |
в т.ч. г. Москва | 100 | 0,1 | 0,0 | 12,5 | 3,9 | 32,1 | 10,9 | 1,3 | 2,4 | 3,4 |
Северо-Западный | 100 | 2,1 | 7,0 | 21,4 | 9,1 | 14,3 | 11,5 | 0,5 | 3,3 | 4,9 |
Южный | 100 | 10,4 | 2,9 | 15,2 | 13,2 | 17,0 | 11,9 | 0,4 | 3,4 | 4,7 |
Привол-жский | 100 | 6,1 | 12,5 | 25,0 | 7,2 | 13,5 | 9,1 | 0,4 | 3,2 | 3,8 |
Уральский | 100 | 2,0 | 36,2 | 14,1 | 6,3 | 11,1 | 9,0 | 0,3 | 2,2 | 3,0 |
Сибирский | 100 | 5,2 | 13,2 | 19,9 | 6,6 | 12,3 | 11,3 | 0,4 | 4,0 | 4,8 |
Дальневос-точный | 100 | 3,4 | 27,1 | 5,3 | 9,8 | 10,7 | 12,9 | 0,3 | 3,5 | 4,4 |
Данные таблиц характеризуют различия в отраслевой специализации регионов.
Таблица 8.2
Список субъектов Российской Федерации по ВРП на душу населения в тыс. рублей
№ | Субъект | 2014 | 2015 | 2016 |
72 | Алтайский край | 186,8 | 204,9 | 210,4 |
40 | Амурская область | 286,3 | 343,4 | 357,8 |
32 | Архангельская область (без округа)[комм. 1] | 310,8 | 352,8 | 380,0 |
44 | Астраханская область | 290,8 | 316,0 | 332,4 |
19 | Белгородская область | 400,8 | 447,6 | 470,9 |
65 | Брянская область | 196,1 | 221,1 | 233,7 |
в целом по России | 405,1 | 449,1 | 472,2 | |
55 | Владимирская область | 232,8 | 262,9 | 281,4 |
52 | Волгоградская область | 279,1 | 290,2 | 292,6 |
24 | Вологодская область | 324,8 | 402,7 | 410,0 |
38 | Воронежская область | 308,0 | 345,6 | 360,4 |
53 | Еврейская автономная область | 247,7 | 266,4 | 283,8 |
63 | Забайкальский край | 215,7 | 228,2 | 243,1 |
78 | Ивановская область | 146,0 | 174,7 | 175,0 |
22 | Иркутская область | 379,2 | 415,0 | 443,3 |
82 | Кабардино-Балкарская Республика | 136,0 | 139,9 | 153,7 |
29 | Калининградская область | 325,1 | 359,6 | 390,4 |
35 | Калужская область | 324,0 | 336,4 | 368,9 |
12 | Камчатский край | 457,6 | 553,9 | 628,1 |
81 | Карачаево-Черкесская Республика | 139,2 | 144,1 | 156,6 |
48 | Кемеровская область | 275,5 | 309,9 | 316,3 |
68 | Кировская область | 194,3 | 216,9 | 224,8 |
61 | Костромская область | 223,9 | 245,9 | 247,3 |
36 | Краснодарский край | 328,8 | 352,6 | 363,7 |
13 | Красноярский край | 494,0 | 582,3 | 615,8 |
67 | Курганская область | 195,0 | 207,2 | 226,0 |
46 | Курская область | 266,8 | 301,2 | 325,1 |
15 | Ленинградская область | 397,4 | 478,1 | 511,8 |
25 | Липецкая область | 343,8 | 388,1 | 406,7 |
7 | Магаданская область | 649,7 | 854,6 | 1 006,6 |
6 | Москва | 1 051,6 | 1 102,5 | 1 157,4 |
17 | Московская область | 381,9 | 437,2 | 483,7 |
14 | Мурманская область | 427,1 | 525,5 | 560,4 |
1 | Ненецкий автономный округ | 4 329,0 | 5 210,1 | 5 821,6 |
37 | Нижегородская область | 308,2 | 338,3 | 363,3 |
26 | Новгородская область | 337,3 | 379,3 | 398,1 |
28 | Новосибирская область | 332,7 | 370,9 | 391,4 |
47 | Омская область | 305,0 | 312,5 | 316,8 |
30 | Оренбургская область | 364,8 | 387,9 | 387,6 |
54 | Орловская область | 233,0 | 273,1 | 282,5 |
60 | Пензенская область | 217,4 | 253,9 | 251,7 |
23 | Пермский край | 369,5 | 403,6 | 414,4 |
31 | Приморский край | 331,8 | 371,6 | 382,6 |
69 | Псковская область | 189,4 | 208,5 | 224,2 |
74 | Республика Адыгея | 168,9 | 187,2 | 201,9 |
70 | Республика Алтай | 184,3 | 196,6 | 213,5 |
45 | Республика Башкортостан | 309,5 | 323,4 | 330,4 |
73 | Республика Бурятия | 191,0 | 206,9 | 202,6 |
76 | Республика Дагестан | 177,4 | 189,6 | 197,1 |
85 | Республика Ингушетия | 113,2 | 107,0 | 106,8 |
75 | Республика Калмыкия | 165,9 | 185,8 | 201,4 |
33 | Республика Карелия | 301,8 | 335,9 | 371,5 |
10 | Республика Коми | 557,6 | 614,0 | 640,6 |
79 | Республика Крым | 100,5 | 139,9 | 165,4 |
64 | Республика Марий Эл | 208,4 | 250,0 | 234,2 |
62 | Республика Мордовия | 214,5 | 223,2 | 245,2 |
8 | Республика Саха (Якутия) | 688,5 | 780,1 | 903,6 |
77 | Республика Северная Осетия — Алания | 178,8 | 178,9 | 178,4 |
16 | Республика Татарстан | 431,9 | 483,5 | 499,8 |
80 | Республика Тыва | 146,9 | 150,3 | 164,7 |
43 | Республика Хакасия | 296,1 | 317,8 | 339,6 |
49 | Ростовская область | 237,5 | 280,5 | 300,2 |
50 | Рязанская область | 259,7 | 285,3 | 298,6 |
27 | Самарская область | 357,8 | 394,1 | 397,9 |
9 | Санкт-Петербург | 515,6 | 650,3 | 712,3 |
58 | Саратовская область | 227,1 | 251,0 | 263,8 |
4 | Сахалинская область | 1 631,9 | 1 716,7 | 1 575,6 |
20 | Свердловская область | 383,8 | 421,1 | 456,9 |
83 | Севастополь | 78,0 | 119,4 | 151,9 |
57 | Смоленская область | 242,9 | 266,9 | 274,4 |
66 | Ставропольский край | 193,3 | 221,8 | 232,6 |
51 | Тамбовская область | 268,1 | 300,3 | 297,9 |
56 | Тверская область | 239,8 | 251,6 | 276,3 |
21 | Томская область | 401,3 | 438,3 | 451,8 |
42 | Тульская область | 270,9 | 316,2 | 344,5 |
11 | Тюменская область (без округов)[комм. 2] | 564,7 | 628,1 | 632,2 |
41 | Удмуртская Республика | 296,9 | 341,4 | 356,0 |
59 | Ульяновская область | 220,4 | 241,6 | 261,5 |
18 | Хабаровский край | 402,8 | 445,8 | 478,0 |
3 | Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 1 782,6 | 1 947,7 | 1 852,3 |
39 | Челябинская область | 284,5 | 345,6 | 360,0 |
84 | Чеченская Республика | 109,6 | 111,7 | 118,7 |
71 | Чувашская Республика | 191,6 | 203,1 | 211,6 |
5 | Чукотский автономный округ | 1 142,5 | 1 226,2 | 1 323,2 |
2 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 3 025,7 | 3 336,5 | 3 670,3 |
34 | Ярославская область | 307,8 | 348,4 | 369,5 |
Уральский ФО сейчас специализируется в области добычи полезных ископаемых, хотя раньше он отличался высокотехнологичной продукцией промышленности. В Дальневосточном ФО также развиты добывающие отрасли. Приволжский и Северо-Западный федеральные округа специализируются в обрабатывающих производствах. Центральный ФО, в значительной степени за счет г. Москвы, характеризуется преобладанием оптовой и розничной торговли. В Южном округе преобладают обрабатывающие отрасли и торговля. Следует отметить, что различия в развитии регионов России за 1996–2012 гг. изменялись. Например, для Псковской, Курганской, Самарской и Мурманской областей характерна отрицательная тенденция в развитии, а в республике Дагестан, Сахалинской области и г. С.- Петербурге наблюдается положительная динамика.
2.Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования. Сформулируем основные принципы прогнозно-плановой работы в рамках отдельных территорий страны. Наиболее детальная разработка должна выполняться субъектами РФ, вплоть до муниципальных образований. Это поможет отразить в документах интересы и возможности населения, проживающего на соответствующих территориях. Прогнозы и планы субъектов РФ должны быть скоординированы с прогнозами, стратегическими планами и программами общенационального масштаба, включая источники финансирования. Инвестиционная политика центра по отношению к регионам должна учитывать, как минимум, два критерия – экономическую эффективность и социальную справедливость. Целесообразно объединять прогнозы и планы отдельных субъектов РФ в объединенные документы по группе территорий со сходными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с учетом их географического расположения. Для этого могут использоваться различные формы межрегиональной интеграции, например, ассоциации экономического взаимодействия регионов. Важно обеспечить сопоставимость показателей на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Охарактеризуем методы и показатели, используемые в прогнозно-плановой работе на региональном уровне. Меньший масштаб регионов снижает инерционность их развития. Поэтому при формировании региональных прогнозов, планов и программ использование экстраполяционных методов ограничено.
Одним из основных показателей для территорий является валовой региональный продукт (ВРП), в том числе на душу населения.
Учеными Совета по изучению производительных сил (СОПС) предложен интегральный показатель развития регионов, который состоит из совокупности экономических, социальных и информационно-технических индикаторов. В частности, учитываются инвестиционные и инфраструктурные характеристики.
Все показатели, используемые в прогнозно-плановой работе на региональном уровне, могут быть разбиты на четыре группы:
-отчетные показатели, предшествующие прогнозным расчетам;
-экзогенные (внешние) показатели, которые задаются методами экспертных оценок в форме сценариев развития;
-эндогенные показатели, которые рассчитываются по годам и на конец прогнозируемого периода;
-индикаторы регионального развития, отражающие качество и эффективность хозяйственной работы в регионе.
К числу показателей последней группы могут относиться:
– производительность труда;
–фондоотдача и фондовооруженность труда;
– рентабельность основных фондов;
– инвестиции на единицу продукции;
– средняя заработная плата и доля занятых в численности населения;
– налоговая нагрузка;
– собственные доходы регионального бюджета на одного жителя;
– отчисление доходов в федеральный бюджет и получение дотаций из центра и др.
В России создана оригинальная информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития регионов. Она включает интегральный программно-инструментальный комплекс «Прогноз».
Например, информационная база «Промышленность» содержит показатели по отраслям:
-объемы произведенной и отгруженной продукции в денежном и натуральном формате,
-индексы физического объема производства,
-структуру затрат,
-рентабельность, использование,
-обновление основных фондов и др.
Необходимая информация может быть представлена в территориальном, отраслевом, хронологическом и других разрезах. Статистическая модель в комплексе «Прогноз» может быть использована для предварительных оценок, она предназначена для экстраполяционных расчетов.
Полученные таким образом показатели затем корректируются и согласовываются с общим макроэкономическим прогнозом. Данная модель расчетов не учитывает функциональную взаимосвязь показателей.
Комплексная имитационная модель социально-экономического развития регионов используется для более подробных оценок вариантов динамики.
Практически применяется рекурсивная имитационная модель, описываемая разностными уравнениями линейного и нелинейного типа.
Комплексная модель представляет собой совокупность различных экономико-математических моделей. К ним относятся:
-многофакторные регрессионные модели;
-модели статических и динамических балансов;
-эконометрические модели;
-корреляционные и факторные модели.
Многовариантные расчеты предполагают различные сценарии:
-по инвестициям,
-налогам,
-бюджетам и т.п.
Имитационный метод прогнозных расчетов существенно повышает качество прогнозирования. Такие расчеты используются экспертами для корректировки прогнозов.
Основным показателем комплексной модели является валовой региональный продукт в целом и на душу населения. Сопоставляются показатели производства и использования валового регионального продукта. К числу других результативных показателей комплексной модели относятся:
-объем выпуска продукции по отраслям,
-размер инвестиций,
-товарооборот,
-сумма платных услуг,
-показатели занятости,
-доходов и расходов населения.
Используются такие финансовые показатели, как:
-валовая прибыль,
-амортизационные отчисления,
-доходы бюджета,
-сальдо отношений с другими уровнями бюджетного процесса и др.
В имитационной модели могут учитываться такие управляющие факторы, как:
-ставка рефинансирования Центрального банка РФ,
-курс иностранных валют и т.д.
Временные горизонты прогнозноплановых расчетов также могут произвольно меняться. Как отмечалось, комплексная имитационная модель имеет много преимуществ. Однако и она требует проведение постоянного мониторинга квалифицированными экспертами.
Только эксперты общенационального масштаба могут оценить возможные достижения в научно-технологической области и своевременно внести необходимые коррективы в прогнозно-плановые расчеты. Именно инновационные сценарии регионального развития являются наиболее предпочтительными. Они предусматривают интеграцию науки, образования и производства в рыночных условиях.
В прогнозировании и планировании территориального развития необходимо ориентироваться на воспроизводственно-цикличные макромодели, которые характеризуют распределение ВРП и работников по воспроизводственным секторам: потребительскому, инновационноинвестиционному, энергосырьевому и инфраструктурному. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ такие модели для Республики Бурятия и Сибирского федерального округа были построены. Они позволяют оценить структурные сдвиги в территориальном разрезе.
3.Основные этапы разработки прогнозов социально- экономического развития субъектов РФ. Проведение прогнозных расчетов, касающихся перспектив социально-экономического развития отдельных территорий России, предусматривает последовательные этапы: 1. Разрабатываются сценарии социально-экономического развития территорий. Для этого проводится анализ показателей региона за ретроспективный период, а также изучаются долгосрочные прогнозы, концепции и стратегические планы РФ. 2. Формируется предварительный вариант основных прогнозных показателей региона. Осуществляется оценка степени их обоснованности. В частности, информация предоставляется отраслевым и функциональным департаментам Минэкономразвития РФ. Они ее сопоставляют с собственными оценками в территориальном разрезе. На основе итоговых экспертных оценок проводятся комплексные расчеты показателей социально-экономического развития регионов с использованием разнообразных методов статистического и экономикоматематического моделирования. Результаты этих расчетов сопоставляются с материалами о 134 гнозная оценка сравнивается с показателями макроэкономического прогноза. 3. Предварительные показатели уточняются. При этом принимаются во внимание: – результаты рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза развития страны; – оценка текущей социально-экономической ситуации в отраслях экономики и регионах; – представленные Минэкономразвития РФ исполнительным органам субъектов Федерации уточненные сценарии функционирования экономики. 4. Минэкономразвития РФ осуществляет комплексную оценку социально-экономической динамики регионов и готовит сводный прогноз территориального социально-экономического развития России. Окончательно разрабатывается долгосрочный стратегический план социально-экономического развития региона. Формируются новые и уточняются действующие региональные и межрегиональные целевые программы. Данные программы могут возникать по инициативе региональных и муниципальных органов власти, а также в результате инициативы хозяйствующих субъектов на территориях. Опыт экономически развитых стран показывает, что частный бизнес при умелой политике местной власти может выступать инициатором и спонсором ускоренного развития регионов. Подобный порядок используется и при формировании региональных индикативных планов. Индикативные планы также должны учитывать отношения между бизнесом и органами государственного, регионального и муниципального управления. Интересен опыт территориального прогнозирования и планирования во Владимирской области. Там было создано агентство муниципального развития, которое осуществляло разработку соответствующих документов по отдельным муниципалитетам. Представим алгоритм данной прогнозно-плановой работы: ¾ Разработка стратегий и планов оздоровления хозяйственной деятельности основных бюджетообразующих предприятий. 135 ¾ Анализ стратегий муниципалитетов на основе SWOT-анализа и отбор лучших из них. Главной целью является повышение благосостояния жителей региона и достижение нового качества их жизни. ¾ Формирование стратегии развития отраслей, включая социальный блок. ¾ Разработка Концепции, характеризующей стратегию развития области. Данный документ включает стратегические цели и приоритеты, а также механизмы и ресурсы их реализации. Предусматривается создание новых рабочих мест, увеличение оплаты труда, повышение качества обслуживания и социальной защищенности. Намечается решение таких приоритетных проблем, как улучшение здоровья населения, реформирование ЖКХ, обеспечение жильем молодых семей, сохранение культурного наследия и т.п. В результате прогнозно-плановой работы органы местного самоуправления получили возможность выявить основные проблемы и сдерживающие факторы, выделить наиболее значимые инвестиционные проекты. Задачей местных органов власти является стимулирование инициатив институтов гражданского общества. Для этого в состав групп по разработке стратегий и планов наряду с представителями органов местной власти должны включаться научные работники, независимые эксперты-аналитики, предприятия и общественные организации.
4.Градостроительный кодекс РФ. К числу основных инструментов реализации социально-экономической стратегии в регионе относятся федеральные целевые программы, а также ведомственные и адресные инвестиционные программы. С 1 января 2010 г. введен в действие новый Градостроительный кодекс РФ. В соответствии с ним ведется разработка схем территориального планирования на всех уровнях управления. Теперь не допускается выдача лицензий на проектирование и строительство объектов без документов территориального планирования. Обычно схема территориального планирования субъекта РФ включает карты, в которых отражены места размещения и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, показаны изменения границ земель сельскохозяйственного назначения, указаны объекты капитального строительства регионального значения (энергетические, дорожно-транспортные системы, средства связи и др.).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.