Разработка такого прогноза осуществляется в два этапа:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.На первом этапе прогнозируются основные циклические и нециклические факторы.

2.На втором этапе формируется комплексный прогноз, состоящий из разделов:

-производство товара,

-движение заказов,

-потребление товаров,

-динамика цен,

-изменение валютных курсов.

Прогноз производства товара учитывает ввод в действие новых мощностей и наличие резервных мощностей, ограничительные или стимулирующие меры государственного воздействия, производственные планы крупных компаний, являющихся основными производителями, и др.

Прогноз движения товарных запасов основан на анализе движения товаров у производителей – запасов на складе производителя, отгруженных и реализованных товаров.

Прогноз потребления (спроса) предполагает оценку перспектив развития отраслей-потребителей данного товара, расчет ожидаемого совокупного объема потребления, а также учет изменений экспортных потребностей.

Прогноз цен и валютных курсов опирается на три предыдущие виды прогнозов. При этом учитывается прогнозная информация конкурентов и независимых исследовательских центров. Принимаются во внимание фьючерсные сделки, ретроспективная динамика цен данного товара, а также взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Изучается достоверность ранее проведенных прогнозов в части динамики цен.

Оценка экономической эффективности всех прогнозов предполагает сопоставление дополнительного дохода от использования прогноза и затрат на его разработку. Затраты легко можно определить. Что касается дохода, то установить его сложно. Но практическая ценность прогнозов заключается в возможности показать объективную картину вероятного будущего в разных сценариях. Например, охарактеризовать качество краткосрочных прогнозов цен на мировых товарных рынках можно по соотношению успешных прогнозов к их общему числу. Успешным можно назвать такой прогноз, в котором была правильно предсказана динамика мировых цен – повышательная или понижательная.

К числу основных особенностей прогнозирования мировой экономики относятся: 1.Многочисленность участников системы прогнозирования, в число которых входят:

-взаимодействующие национальные экономики (более 200 самостоятельных государств);

-цивилизационные и региональные межгосударственные объединения, например, ЕС, Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, СНГ, Африканский союз, НАФТА в Северной Америке и др. (их несколько десятков);

-тысячи ТНК;

-мировые финансовые центры и международные экономические организации, например, МВФ, Всемирный банк, ВТО и др. (их несколько десятков).

2.Сложность социальной системы, которая состоит из нескольких подсистем:

-развитые страны с высоким уровнем среднедушевых доходов;

-страны со средним уровнем доходов;

-страны с низким уровнем доходов.

3.Наличие периодических циклических колебаний, которые сравнительно синхронно проявляются в группе передовых стран.

4.С течением времени изменяются пропорции в развитии мировой экономики по территориям, группам стран и цивилизациям.

5.Глобализация мировой экономики, развившаяся с конца ХХ столетия.

К числу показателей, которые, которые могут использоваться в прогнозировании и стратегическом планировании внешних экономических связей России, относятся:

-Внешняя торговля товарами, включая экспорт, импорт сальдо. Эти показатели формируются по группам товаров и странам с выделением СНГ.

-Внешняя торговля услугами. Показатели определяются в тех же разрезах, что и товары.

-Средние экспортные и импортные цены основных товаров и услуг в торговле со странами СНГ и другими государствами.

-Отношение сумм экспорта и импорта к ВВП.

-Доля экспорта в структуре производства и импорта в структуре потребления товаров и услуг.

-Международные финансовые взаимосвязи – иностранные инвестиции, государственный и национальный внешний долг.

-Изменение валютного курса, который влияет на эффективность внешних связей, доходы бюджета и валютные резервы Центрального банка.

-Прогноз покупательной способности валют.

-Международное научно-техническое сотрудничество, культурные связи, взаимное предоставление информационно-образовательных услуг.

-Платежные балансы как инструмент, аккумулирующий результаты внешнеэкономических связей.

-Развитие интеграционных взаимосвязей, выделяя отношения со странами СНГ, Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Союза Беларусь – Россия.


Тема 8. Прогнозирование, планирование и программирование развития отдельных территорий страны

 

1.Значение, цель и задачи региональной политики.

2.Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования. 3.Основные этапы разработки прогнозов социально- экономического развития субъектов РФ.

4.Градостроительный кодекс РФ.

 

1.Значение, цель и задачи региональной политики. Россия по площади территории занимает первое место в мире. Поэтому вся прогнозно-плановая работа в стране должна вестись в территориальном разрезе. Общегосударственные прогнозы, планы и программы не могут быть полноценно сформированы без соответствующих документов по субъектам РФ.

Отдельные регионы России отличаются по ряду признаков, к числу которых относятся:

-географические характеристики и природные ресурсы;

-экономические условия;

-социальные особенности;

-политические условия и эффективность органов местной власти.

Практика планирования территориального развития страны в советское время имела наряду с положительными достижениями отрицательные последствия, например, жесткую специализацию отдельных территорий.

Основной целью региональной экономической политики РФ является поддержание и развитие экономических потенциалов субъектов России, чтобы обеспечить на всей территории страны, гарантируемые государством социальные стандарты жизни населения. Для этого предполагается развивать эффективные и конкурентоспособные направления специализации регионов.

В число задач региональной политики России могут быть включены такие, как:

-формирование новых центров ускоренного развития,

-создание условий для решения социально-экономических проблем в отстающих регионах.

Таблица 8.1

Отраслевая структура валовой добавленной стоимости по Федеральным округам , % к итогу

Федераль-ные округа Все-го Сель-ское и лес-ное хозяй-ство, охота Добыча полезных ископа-емых  Обраба-тываю-щие производ-ства  Строи тельст-во Торгов- ля, ремонт Транс порт и связь Фи- нан- сы Обра- зова- ние Здраво- охране- ние и со- циаль-ные услуги
РФ 100 4,2 11,2 17,3 7,1 18,2 10,4 0,6 3,1 4,0
Централь-ный 100 2,9 0,8 16,0 5,1 27,0 10,5 1,0 2,8 3,7
в т.ч. г. Москва 100 0,1 0,0 12,5 3,9 32,1 10,9 1,3 2,4 3,4
Северо-Западный 100 2,1 7,0 21,4 9,1 14,3 11,5 0,5 3,3 4,9
Южный 100 10,4 2,9 15,2 13,2 17,0 11,9 0,4 3,4 4,7
Привол-жский 100 6,1 12,5 25,0 7,2 13,5 9,1 0,4 3,2 3,8
Уральский 100 2,0 36,2 14,1 6,3 11,1 9,0 0,3 2,2 3,0
Сибирский 100 5,2 13,2 19,9 6,6 12,3 11,3 0,4 4,0 4,8
Дальневос-точный 100 3,4 27,1 5,3 9,8 10,7 12,9 0,3 3,5 4,4

Данные таблиц характеризуют различия в отраслевой специализации регионов.

Таблица 8.2

Список субъектов Российской Федерации по ВРП на душу населения в тыс. рублей

 

Субъект 2014 2015 2016
72 Алтайский край 186,8 204,9 210,4
40 Амурская область 286,3 343,4 357,8
32 Архангельская область (без округа)[комм. 1] 310,8 352,8 380,0
44 Астраханская область 290,8 316,0 332,4
19 Белгородская область 400,8 447,6 470,9
65 Брянская область 196,1 221,1 233,7
  в целом по России 405,1 449,1 472,2
55 Владимирская область 232,8 262,9 281,4
52 Волгоградская область 279,1 290,2 292,6
24 Вологодская область 324,8 402,7 410,0
38 Воронежская область 308,0 345,6 360,4
53 Еврейская автономная область 247,7 266,4 283,8
63 Забайкальский край 215,7 228,2 243,1
78 Ивановская область 146,0 174,7 175,0
22 Иркутская область 379,2 415,0 443,3
82 Кабардино-Балкарская Республика 136,0 139,9 153,7
29 Калининградская область 325,1 359,6 390,4
35 Калужская область 324,0 336,4 368,9
12 Камчатский край 457,6 553,9 628,1
81 Карачаево-Черкесская Республика 139,2 144,1 156,6
48 Кемеровская область 275,5 309,9 316,3
68 Кировская область 194,3 216,9 224,8
61 Костромская область 223,9 245,9 247,3
36 Краснодарский край 328,8 352,6 363,7
13 Красноярский край 494,0 582,3 615,8
67 Курганская область 195,0 207,2 226,0
46 Курская область 266,8 301,2 325,1
15 Ленинградская область 397,4 478,1 511,8
25 Липецкая область 343,8 388,1 406,7
7 Магаданская область 649,7 854,6 1 006,6
6 Москва 1 051,6 1 102,5 1 157,4
17 Московская область 381,9 437,2 483,7
14 Мурманская область 427,1 525,5 560,4
1 Ненецкий автономный округ 4 329,0 5 210,1 5 821,6
37 Нижегородская область 308,2 338,3 363,3
26 Новгородская область 337,3 379,3 398,1
28 Новосибирская область 332,7 370,9 391,4
47 Омская область 305,0 312,5 316,8
30 Оренбургская область 364,8 387,9 387,6
54 Орловская область 233,0 273,1 282,5
60 Пензенская область 217,4 253,9 251,7
23 Пермский край 369,5 403,6 414,4
31 Приморский край 331,8 371,6 382,6
69 Псковская область 189,4 208,5 224,2
74 Республика Адыгея 168,9 187,2 201,9
70 Республика Алтай 184,3 196,6 213,5
45 Республика Башкортостан 309,5 323,4 330,4
73 Республика Бурятия 191,0 206,9 202,6
76 Республика Дагестан 177,4 189,6 197,1
85 Республика Ингушетия 113,2 107,0 106,8
75 Республика Калмыкия 165,9 185,8 201,4
33 Республика Карелия 301,8 335,9 371,5
10 Республика Коми 557,6 614,0 640,6
79 Республика Крым 100,5 139,9 165,4
64 Республика Марий Эл 208,4 250,0 234,2
62 Республика Мордовия 214,5 223,2 245,2
8 Республика Саха (Якутия) 688,5 780,1 903,6
77 Республика Северная Осетия — Алания 178,8 178,9 178,4
16 Республика Татарстан 431,9 483,5 499,8
80 Республика Тыва 146,9 150,3 164,7
43 Республика Хакасия 296,1 317,8 339,6
49 Ростовская область 237,5 280,5 300,2
50 Рязанская область 259,7 285,3 298,6
27 Самарская область 357,8 394,1 397,9
9 Санкт-Петербург 515,6 650,3 712,3
58 Саратовская область 227,1 251,0 263,8
4 Сахалинская область 1 631,9 1 716,7 1 575,6
20 Свердловская область 383,8 421,1 456,9
83 Севастополь 78,0 119,4 151,9
57 Смоленская область 242,9 266,9 274,4
66 Ставропольский край 193,3 221,8 232,6
51 Тамбовская область 268,1 300,3 297,9
56 Тверская область 239,8 251,6 276,3
21 Томская область 401,3 438,3 451,8
42 Тульская область 270,9 316,2 344,5
11 Тюменская область (без округов)[комм. 2] 564,7 628,1 632,2
41 Удмуртская Республика 296,9 341,4 356,0
59 Ульяновская область 220,4 241,6 261,5
18 Хабаровский край 402,8 445,8 478,0
3 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 782,6 1 947,7 1 852,3
39 Челябинская область 284,5 345,6 360,0
84 Чеченская Республика 109,6 111,7 118,7
71 Чувашская Республика 191,6 203,1 211,6
5 Чукотский автономный округ 1 142,5 1 226,2 1 323,2
2 Ямало-Ненецкий автономный округ 3 025,7 3 336,5 3 670,3
34 Ярославская область 307,8 348,4 369,5

 

Уральский ФО сейчас специализируется в области добычи полезных ископаемых, хотя раньше он отличался высокотехнологичной продукцией промышленности. В Дальневосточном ФО также развиты добывающие отрасли. Приволжский и Северо-Западный федеральные округа специализируются в обрабатывающих производствах. Центральный ФО, в значительной степени за счет г. Москвы, характеризуется преобладанием оптовой и розничной торговли. В Южном округе преобладают обрабатывающие отрасли и торговля. Следует отметить, что различия в развитии регионов России за 1996–2012 гг. изменялись. Например, для Псковской, Курганской, Самарской и Мурманской областей характерна отрицательная тенденция в развитии, а в республике Дагестан, Сахалинской области и г. С.- Петербурге наблюдается положительная динамика.

2.Принципы, методы и показатели территориального прогнозирования и планирования. Сформулируем основные принципы прогнозно-плановой работы в рамках отдельных территорий страны. Наиболее детальная разработка должна выполняться субъектами РФ, вплоть до муниципальных образований. Это поможет отразить в документах интересы и возможности населения, проживающего на соответствующих территориях. Прогнозы и планы субъектов РФ должны быть скоординированы с прогнозами, стратегическими планами и программами общенационального масштаба, включая источники финансирования. Инвестиционная политика центра по отношению к регионам должна учитывать, как минимум, два критерия – экономическую эффективность и социальную справедливость. Целесообразно объединять прогнозы и планы отдельных субъектов РФ в объединенные документы по группе территорий со сходными природно-климатическими и социально-экономическими условиями, с учетом их географического расположения. Для этого могут использоваться различные формы межрегиональной интеграции, например, ассоциации экономического взаимодействия регионов. Важно обеспечить сопоставимость показателей на всех уровнях прогнозно-плановой работы. Охарактеризуем методы и показатели, используемые в прогнозно-плановой работе на региональном уровне. Меньший масштаб регионов снижает инерционность их развития. Поэтому при формировании региональных прогнозов, планов и программ использование экстраполяционных методов ограничено.

Одним из основных показателей для территорий является валовой региональный продукт (ВРП), в том числе на душу населения.

Учеными Совета по изучению производительных сил (СОПС) предложен интегральный показатель развития регионов, который состоит из совокупности экономических, социальных и информационно-технических индикаторов. В частности, учитываются инвестиционные и инфраструктурные характеристики.

Все показатели, используемые в прогнозно-плановой работе на региональном уровне, могут быть разбиты на четыре группы:

-отчетные показатели, предшествующие прогнозным расчетам;

-экзогенные (внешние) показатели, которые задаются методами экспертных оценок в форме сценариев развития;

-эндогенные показатели, которые рассчитываются по годам и на конец прогнозируемого периода;

-индикаторы регионального развития, отражающие качество и эффективность хозяйственной работы в регионе.

К числу показателей последней группы могут относиться:

– производительность труда;

–фондоотдача и фондовооруженность труда;

– рентабельность основных фондов;

– инвестиции на единицу продукции;

– средняя заработная плата и доля занятых в численности населения;

– налоговая нагрузка;

– собственные доходы регионального бюджета на одного жителя;

– отчисление доходов в федеральный бюджет и получение дотаций из центра и др.

В России создана оригинальная информационно-аналитическая система мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития регионов. Она включает интегральный программно-инструментальный комплекс «Прогноз».

Например, информационная база «Промышленность» содержит показатели по отраслям:

-объемы произведенной и отгруженной продукции в денежном и натуральном формате,

-индексы физического объема производства,

-структуру затрат,

-рентабельность, использование,

-обновление основных фондов и др.

Необходимая информация может быть представлена в территориальном, отраслевом, хронологическом и других разрезах. Статистическая модель в комплексе «Прогноз» может быть использована для предварительных оценок, она предназначена для экстраполяционных расчетов.

Полученные таким образом показатели затем корректируются и согласовываются с общим макроэкономическим прогнозом. Данная модель расчетов не учитывает функциональную взаимосвязь показателей.

Комплексная имитационная модель социально-экономического развития регионов используется для более подробных оценок вариантов динамики.

Практически применяется рекурсивная имитационная модель, описываемая разностными уравнениями линейного и нелинейного типа.

Комплексная модель представляет собой совокупность различных экономико-математических моделей. К ним относятся:

-многофакторные регрессионные модели;

-модели статических и динамических балансов;

-эконометрические модели;

-корреляционные и факторные модели.

Многовариантные расчеты предполагают различные сценарии:

-по инвестициям,

-налогам,

-бюджетам и т.п.

Имитационный метод прогнозных расчетов существенно повышает качество прогнозирования. Такие расчеты используются экспертами для корректировки прогнозов.

Основным показателем комплексной модели является валовой региональный продукт в целом и на душу населения. Сопоставляются показатели производства и использования валового регионального продукта. К числу других результативных показателей комплексной модели относятся:

-объем выпуска продукции по отраслям,

-размер инвестиций,

-товарооборот,

-сумма платных услуг,

-показатели занятости,

-доходов и расходов населения.

Используются такие финансовые показатели, как:

-валовая прибыль,

-амортизационные отчисления,

-доходы бюджета,

-сальдо отношений с другими уровнями бюджетного процесса и др.

В имитационной модели могут учитываться такие управляющие факторы, как:

-ставка рефинансирования Центрального банка РФ,

-курс иностранных валют и т.д.

Временные горизонты прогнозноплановых расчетов также могут произвольно меняться. Как отмечалось, комплексная имитационная модель имеет много преимуществ. Однако и она требует проведение постоянного мониторинга квалифицированными экспертами.

Только эксперты общенационального масштаба могут оценить возможные достижения в научно-технологической области и своевременно внести необходимые коррективы в прогнозно-плановые расчеты. Именно инновационные сценарии регионального развития являются наиболее предпочтительными. Они предусматривают интеграцию науки, образования и производства в рыночных условиях.

В прогнозировании и планировании территориального развития необходимо ориентироваться на воспроизводственно-цикличные макромодели, которые характеризуют распределение ВРП и работников по воспроизводственным секторам: потребительскому, инновационноинвестиционному, энергосырьевому и инфраструктурному. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ такие модели для Республики Бурятия и Сибирского федерального округа были построены. Они позволяют оценить структурные сдвиги в территориальном разрезе.

3.Основные этапы разработки прогнозов социально- экономического развития субъектов РФ. Проведение прогнозных расчетов, касающихся перспектив социально-экономического развития отдельных территорий России, предусматривает последовательные этапы: 1. Разрабатываются сценарии социально-экономического развития территорий. Для этого проводится анализ показателей региона за ретроспективный период, а также изучаются долгосрочные прогнозы, концепции и стратегические планы РФ. 2. Формируется предварительный вариант основных прогнозных показателей региона. Осуществляется оценка степени их обоснованности. В частности, информация предоставляется отраслевым и функциональным департаментам Минэкономразвития РФ. Они ее сопоставляют с собственными оценками в территориальном разрезе. На основе итоговых экспертных оценок проводятся комплексные расчеты показателей социально-экономического развития регионов с использованием разнообразных методов статистического и экономикоматематического моделирования. Результаты этих расчетов сопоставляются с материалами о 134 гнозная оценка сравнивается с показателями макроэкономического прогноза. 3. Предварительные показатели уточняются. При этом принимаются во внимание: – результаты рассмотрения в Правительстве РФ предварительного прогноза развития страны; – оценка текущей социально-экономической ситуации в отраслях экономики и регионах; – представленные Минэкономразвития РФ исполнительным органам субъектов Федерации уточненные сценарии функционирования экономики. 4. Минэкономразвития РФ осуществляет комплексную оценку социально-экономической динамики регионов и готовит сводный прогноз территориального социально-экономического развития России. Окончательно разрабатывается долгосрочный стратегический план социально-экономического развития региона. Формируются новые и уточняются действующие региональные и межрегиональные целевые программы. Данные программы могут возникать по инициативе региональных и муниципальных органов власти, а также в результате инициативы хозяйствующих субъектов на территориях. Опыт экономически развитых стран показывает, что частный бизнес при умелой политике местной власти может выступать инициатором и спонсором ускоренного развития регионов. Подобный порядок используется и при формировании региональных индикативных планов. Индикативные планы также должны учитывать отношения между бизнесом и органами государственного, регионального и муниципального управления. Интересен опыт территориального прогнозирования и планирования во Владимирской области. Там было создано агентство муниципального развития, которое осуществляло разработку соответствующих документов по отдельным муниципалитетам. Представим алгоритм данной прогнозно-плановой работы: ¾ Разработка стратегий и планов оздоровления хозяйственной деятельности основных бюджетообразующих предприятий. 135 ¾ Анализ стратегий муниципалитетов на основе SWOT-анализа и отбор лучших из них. Главной целью является повышение благосостояния жителей региона и достижение нового качества их жизни. ¾ Формирование стратегии развития отраслей, включая социальный блок. ¾ Разработка Концепции, характеризующей стратегию развития области. Данный документ включает стратегические цели и приоритеты, а также механизмы и ресурсы их реализации. Предусматривается создание новых рабочих мест, увеличение оплаты труда, повышение качества обслуживания и социальной защищенности. Намечается решение таких приоритетных проблем, как улучшение здоровья населения, реформирование ЖКХ, обеспечение жильем молодых семей, сохранение культурного наследия и т.п. В результате прогнозно-плановой работы органы местного самоуправления получили возможность выявить основные проблемы и сдерживающие факторы, выделить наиболее значимые инвестиционные проекты. Задачей местных органов власти является стимулирование инициатив институтов гражданского общества. Для этого в состав групп по разработке стратегий и планов наряду с представителями органов местной власти должны включаться научные работники, независимые эксперты-аналитики, предприятия и общественные организации.

4.Градостроительный кодекс РФ. К числу основных инструментов реализации социально-экономической стратегии в регионе относятся федеральные целевые программы, а также ведомственные и адресные инвестиционные программы. С 1 января 2010 г. введен в действие новый Градостроительный кодекс РФ. В соответствии с ним ведется разработка схем территориального планирования на всех уровнях управления. Теперь не допускается выдача лицензий на проектирование и строительство объектов без документов территориального планирования. Обычно схема территориального планирования субъекта РФ включает карты, в которых отражены места размещения и развития особо охраняемых природных территорий регионального значения, показаны изменения границ земель сельскохозяйственного назначения, указаны объекты капитального строительства регионального значения (энергетические, дорожно-транспортные системы, средства связи и др.).

 


Дата: 2018-11-18, просмотров: 446.