II. Инновационное развитие и модернизация экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
14. Развитие науки и технологий Минобрнауки России 15. Экономическое развитие и инновационная экономика Минэкономразвития России 16. Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности Минпромторг России 16(1). Развитие оборонно-промышленного комплекса (п. 16(1) введен распоряжением Правительства РФ от 02.04.2015 N 574-р) Минпромторг России 17. Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы Минпромторг России 18. Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013—2030 годы (п. 18 в ред. распоряжения Правительства РФ от 06.06.2015 N 1033-р) Минпромторг России 19. Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013—2025 годы Минпромторг России 20. «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013—2020 годы Минпромторг России 21. Космическая деятельность России на 2013—2020 годы (п. 21 в ред. распоряжения Правительства РФ от 01.12.2016 N 2559-р) Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» 22. Развитие атомного энергопромышленного комплекса Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» 23. Информационное общество (2011—2020 годы) Минкомсвязь России 24. Развитие транспортной системы Минтранс России 25. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы Минсельхоз России 26. Развитие рыбохозяйственного комплекса Минсельхоз России 27. Развитие внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России 28. Воспроизводство и использование природных ресурсов Минприроды России 29. «Развитие лесного хозяйства» на 2013—2020 годы Минприроды России 30. Энергоэффективность и развитие энергетики Минэнерго России

III. Обеспечение национальной безопасности

31. Обеспечение обороноспособности страны Минобороны России 32. Обеспечение государственной безопасности ФСБ России

IV. Сбалансированное региональное развитие

33. Исключен. — Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2014 N 2301-р

34. Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Минвостокразвития России 35. «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года (п. 35 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1108) Минкавказ России 36. Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами (п. 36 в ред. распоряжения Правительства РФ от 15.11.2014 N 2301-р) Минфин России 37. Социально-экономическое развитие Калининградской области (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.11.2014 N 2301-р, от 31.01.2017 N 155-р, от 08.04.2017 N 646-р) Минэкономразвития России 38. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации (в ред. распоряжений Правительства РФ от 15.11.2014 N 2301-р, от 17.07.2017 N 1514-р) Минэкономразвития России 38(1). Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года (п. 38(1) введен распоряжением Правительства РФ от 11.09.2014 N 1794-р; в ред. Постановления Правительства РФ от 02.11.2015 N 1185, распоряжения Правительства РФ от 13.10.2016 N 2155-р) Минэкономразвития России

V. Эффективное государство

39. Управление федеральным имуществом Минэкономразвития России 40. Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Минфин России 41. Внешнеполитическая деятельность МИД России 42. Юстиция Минюст России

5.Бюджетирование. Бюджетирование (англ. budgeting) — планирование и разработка бюджетов, деятельность в рамках этапа планирования бюджетного процесса, процедура составления и принятия бюджетов, одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени.Бюджетное планирование – централизованное распределение и перераспределение валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системе на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Главная задача бюджетного планирования — наиболее полное выявление и мобилизация внутренних ресурсов хозяйства для обеспечения необходимыми денежными средствами высоких темпов развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления могущества страны.

Принципы бюджетного планирования:

1. Выявление всех материальных и финансовых резервов.

2. Регулирование бюджетного процесса едиными правовыми нормами.

3. Адресный и целевой характер бюджетных средств.

4. Непрерывность в планировании бюджета.

5. Стабильность финансовых показателей.

6. Балансовый метод.

Определение сущности, роли и места бюджета в системе вос­производства служит основным методологическим пунктом раз­вития теории бюджетного планирования и использования ее ре­зультатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных эко­номических условий, поскольку она зависит от системы производ­ственных отношений, того или иного способа производства и оп­ределяется ею.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач органов государственной власти и местного самоуправления.

Финансовое планирование на общегосударственном и территориальном уровне обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. В систему финансовых планов входят перспективные финансовые планы и сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальном уровнях управления.

Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства. В нем содержатся данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года по укрупненным показателям бюджета. План ежегодно корректируется на показатели уточнения прогноза социально-экономического развития государства [7, c. 36].

Сводный финансовый баланс – это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории. Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории.

Составление сводного финансового баланса является подготовительным этапом разработки адресного финансового плана, т. е. бюджета. Со сводным финансовым планированием тесно связано бюджетное прогнозирование.

Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год. Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей.

Цель бюджетного прогнозирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.

Следующий этап бюджетного планирования – процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территорий.

Главным источником информации для составления проекта бюджета служит прогноз социально – экономического развития государства или территории, которая в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый год и других показателей.

В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетной политике, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и показатели разработанного Министерства экономики РФ прогнозе социально-экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Также, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов социально- экономического развития страны [10, c. 3].

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году [10, c. 3].

Бюджетное планирование в РФ осуществляется в соответствии с социально-экономической политикой государства и включает составление бюджета на очередной финансовый год и перспективного финансового плана. Важнейшим этапом бюджетного планирования является выбор целей и приоритетов бюджетной политики на долгосрочную перспективу. Выбор происходит на основе прогноза социально-экономического развития. Максимально эффективными считаются бюджетные программы, в наибольшей степени, достигшие поставленной цели. Ошибки на стадии определения приоритетов бюджетной политики являются самыми дорогостоящими, поэтому желательно, чтобы целевые установки корректировались в результате анализа влияния экономической политики на ключевые индикаторы социально-экономического развития в долгосрочной перспективе [8, c. 18].

Наиболее перспективным методом планирования является бюджетирование, ориентированное на результат. В настоящее время идет интенсивное изучение возможных механизмов внедрения практики бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс России на всех уровнях бюджетной системы [20, c. 11].

Бюджетирование – это формализованный процесс, охватывающий как законодательную, так и исполнительную власть, который ведет к определению того, какие общественные услуги будут предоставляться, кто будет их получателем, и каким образом эти услуги будут предоставляться.

Главной формой бюджетного планирования является бюджетный процесс, представляющий собой деятельность по составлению проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению, исполнению, составлению отчета об исполнении и его утверждению.

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов, которые накладываются друг на друга:

- бюджетное прогнозирование (разрабатывается прогноз экономического развития государства);

- бюджетное планирование (составляется и утверждается бюджетный план);

- исполнение бюджетного плана (обеспечивается выполнение бюджетного плана – собираются доходы и производятся расходы);

- контроль бюджета (финансовый аудит и аудит эффективности управления бюджетом);

- анализ бюджета (сравнение бюджетного плана с отчетом об исполнении бюджета, анализ полученных результатов).

Бюджетный процесс в РФ регламентируется Бюджетным кодексом, в котором определены участники бюджетного процесса и их полномочия, порядок составления проектов бюджета, его рассмотрения и утверждения; установлен порядок составления, утверждения и исполнения отчета об исполнении и финансового контроля [4, c. 164].

Участниками бюджетного процесса являются:

- президент РФ,

- органы законодательной (представительной) власти,

- органы исполнительной власти всех уровней,

- финансовые органы,

- органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,

- органы кредитно-денежного регулирования,

- органы финансового контроля,

- государственные внебюджетные фонды,

- главные распорядители бюджетных средств.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принятые правительством проект бюджета и другие документы, и материалы вносятся на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу не позднее 15 августа. Одновременно они также представляются Президенту [3, c. 8].

Федеральный бюджет не вступает в силу до начала очередного финансового года, если он не принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года, а также в случае не вступления его в силу до 1 января очередного года по другим причинам. В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий [22, c. 89].

Исполнение бюджета заключается в обеспечении поступления налоговых и неналоговых платежей и финансировании операций в пределах сумм, предусмотренных на текущий бюджетный год.

Организация исполнения бюджета осуществляется Министерством финансов, Государственной налоговой службой, Государственным таможенным комитетом, Федеральным казначейством и их органами на местах.Рассмотрим систему управления бюджетом (рис. 1.) в качестве субъекта управления выступает бюджетный аппарат, в качестве объекта управления – бюджетная система, в качестве инструмента воздействия – бюджетный механизм. Конечная цель системы управления бюджетом – реализация бюджетной политики.

 

Таким образом, система управления бюджетом – это система, обеспечивающая целенаправленное воздействие бюджетного аппарата на бюджетную систему (совокупность бюджетных отношений) посредством функционирования бюджетного механизма, реализующего достижение целей бюджетной политики. Бюджетная политика – это деятельность по управлению бюджетом, направленная на достижение государственных целей.

Цель бюджетной политики определяет приоритеты государства в отношении:

- сбора доходов (вводимые налоги, процентные ставки и т.д.);

- предоставления обществу услуг (благ) и равномерности их распределения;

- стабилизации (обеспечения равномерного протекания экономического развития).

Под бюджетным аппаратом понимается совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление бюджетом. Бюджетный аппарат осуществляет управление бюджетом посредством бюджетного механизма. Бюджетный механизм создается государством как совокупность конкретных форм бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. А также является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач каждого этапа развития страны [2, c. 214].

Структура бюджетного механизма:

1) мобилизация денежных средств в федеральные, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Звенья бюджетного механизма функционируют с помощью методов, способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов.

Выделяют в структуре бюджетного механизма следующие элементы:

а) бюджетное планирование (прогнозирование),

б) организация бюджетного процесса,

в) бюджетное регулирование

г) бюджетный контроль.

Каждому из элементов присущи специфические методы, с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса.

 


Лекция 6. Прогнозно-плановая работа в народнохозяйственных комплексах

 

1. Состав инновационно-технологического комплекса.

2. Особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования развития инноваций и технологий.

3. Виды циклов в развитии науки, техники и инноваций по временному горизонту.

4. Перспективы инновационно-инвестиционного сектора экономики России.

 

 

1.Состав инновационно-технологического комплекса. Инновационно-технологические комплексы – это  особая форма интеграции науки и производства, ориентированная на создание и освоение новой продукции и технологий. Состав  инновационно-технологического комплекса (ИТК):

- технополисы,

- технопарки,

- центры трансферта технологий

- инновационные центры.

ИТК является эффективным механизмом оздоровления социально-экономических систем, модернизации производства, возрождения депрессивных регионов. Формирование ИТК  началось еще в 1950-е гг. XX в., а к настоящему времени во всем мире зарегистрировано свыше 1200 крупных инновационных комплексов.

Отчетливо прослеживается взаимосвязь между приоритетами социально-экономического развития той или иной страны и использованием определенных типов инновационных комплексов как одного из основных механизмов реализации региональной политики (см. табл.).

Так, в США и Великобритании создаются преимущественно классические технополисы и их агломерации. Тяготение к крупным организационным формам в этих странах было детерминировано потребностью серьезной модернизации базовых отраслей, в значительной мере исчерпавших свои традиционные ресурсы (использование сырья, механизация и интенсификация производства). Широкомасштабный трансферт новых технологий в эти отрасли с помощью инновационных комплексов помог их оживлению.

В США именно крупные инновационные комплексы, первые из которых появились в 50-70-е гг. ХХ в., способствовали обновлению экономики, а также бурному росту электроники, ставшей тем самым «локомотивом», который помог вытащить другие отрасли экономики из застоя.

Таблица 6.1

ИТК как механизм социально-экономической политики

Страна Период времени Приоритет политики Тип ИТК
США 1950-70-е гг. Превращение страны в сверхдержаву Регионы высоких технологий
Великобритания 1970-80-е гг. Преодоление упадка традиционных отраслей промышленности Крупные научно-технологические парки при университетах
Япония 1980-е гг. Подъем периферии, обеспечение технологического роста Технополисы
Франция 1980-е гг. Повышение конкурентоспособности производства, распространение высоких технологий Технопарки при крупных промышленных фирмах

Благодаря мощным научным паркам и их конгломератам, была создана та необходимая "критическая масса" больших и малых наукоемких фирм в области микроэлектроники, которая, в конечном счете, и обеспечила США мировое лидерство в этой важнейшей промышленной отрасли. Сегодня на долю одной лишь «Силиконовой долины» приходится свыше четверти всех инвестиций в области компьютерного производства и свыше 20% - в области информационных технологий. Неудивительно, что суммарная рыночная капитализация высокотехнологичных компаний «Силиконовой долины» сопоставима со стоимостью всего фондового рынка Франции.

Великобритания в 70-80-ые гг., решая проблемы модернизации экономики, обусловленные необходимостью преодоления упадка традиционных отраслей производства (угольной, сталелитейной промышленности, металлургии и др.), так же, как и США, сделала ставку на развитие гибкого и мобильного инновационного бизнеса. Научные парки Астонского (г. Бирмингем), Кильского (г. Сток-он-Трент), Кембриджского и Брадфордского университетов и др., способствовали росту наукоемких фирм (в Кембриджшире, например, с 1973 по 1980 гг. было создано 400 высокотехнологичных компаний в таких областях, как электроника, приборостроение, компьютерное обеспечение; в этих компаниях в конце 80-х годов в общей сложности было занято 18,5 тыс.чел. Наукоемкие фирмы, возникшие при научных парках, превратились в эффективный инструмент трансферта новейших университетских разработок в практику.

В наши дни динамично формируется инновационная инфраструктура в Израиле. Развитие научно-технологичного комплекса этой страны стало важной составной частью концепции «модельного общества», ориентированного на модернизацию экономики, обеспечение экономической и технологической независимости Израиля. Решая эту задачу, Израиль стал активно создавать и развивать бизнес-«инкубаторы», помогающие технологическому предпринимательству воплощать новые научные идеи на начальной стадии, и промышленные парки – научно-промышленные комплексы, созданные на базе наукоемких фирм, имеющих тесные контакты с университетскими комплексами в целях производства новой продукции на основе новейших технологий. По замыслу разработчиков, цепочка индустриальных парков протянется по всему Израилю и в перспективе будет опоясывать все Средиземноморье, став элементом международного сотрудничества. Уже в настоящее время Израиль, пройдя путь от изготовления промышленной продукции по западным лицензиям до сбыта наукоемких товаров собственного производства за рубеж, становится одним из важных звеньев мировой исследовательской и производственной сети высоких технологий.

2.Особенности прогнозирования, стратегического планирования и программирования развития инноваций и технологий. При прогнозировании и стратегическом планировании в экономике на современном этапе необходимо учитывать определенные направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:

1.Развитие человеческого потенциала России.

2.Создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику.

3.Структурная диверсификация экономики на основе инновационного технологического развития.

4. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов.

5.Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда.

6.Переход к новой модели пространственного развития российской экономики.

Данное направление прогнозно-плановой работы охватывает следующие области: фундаментальные и прикладные исследования, изобретательскую деятельность, опытно-конструкторские работы, инновации (основные и улучшающие), инвестиции, производство и использование новых моделей техники и технологий.

К числу особенностей прогнозно-плановой работы в рассматриваемой сфере экономики относятся:

1. Непредсказуемость научных открытий и изобретений.

2. Высокие инновационные риски.

3. Влияние множества факторов.

4. Необходимость преодолевать устаревшие стереотипы. Рассмотрим закономерности научно-технического прогресса (НТП) и их последствия для социально-экономического развития (рис. 6.1).

Закономерности НТП Последствия закономерностей
Ведущая роль в повышении эффективности экономики, конкурентоспособности Повышение производительности труда, рост качества и конкурентоспособности продукции – главный источник экономического роста
Цикличность развития науки, техники, инноваций и инвестиций Волны инноваций и инвестиций, кризисы в области инноваций и инвестиций. Опережающее развитие науки, научные революции. Смена поколений техники, технологических укладов и способов производства
Закономерности техногенеза Накопление и периодическое обновление знаний. Преемственность и изменчивость технических систем. Целенаправленный и стихийно-рыночный отбор технических систем
Абсолютное и относительное удешевление техники Снижение затрат и цен выпускаемой продукции. Улучшение качества и расширение ассортимента продукции. Относительное удешевление новой техники
Смена научных и технологических лидеров Смена лидирующих научных школ. Смена компаний и стран – технологических лидеров

Рис. 6.1 Закономерности НТП

 

Дадим пояснения к данной схеме. НТП обеспечивает структурные сдвиги в экономике. Общей тенденцией развития цивилизаций является опережающий рост наукоемких, высокотехнологичных видов продукции, обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими. Экономика все меньше зависит от наличия природных ресурсов.

Требования к НТП формируются под влиянием разных факторов:

- изменение численности населения; o объем и структура конечных потребностей населения;

- оценка природных, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для удовлетворения конечных (населения) и промежуточных (производства) потребностей.

На основе этого выявляются наиболее перспективные направления научно-технического, инновационного, инвестиционного развития. Они реализуются с помощью стратегических планов, национальных и целевых программ и проектов.

К числу особенностей прогнозирования данной сферы экономики относятся:

1. Поиск объекта прогнозирования связан с цикличностью смены поколений техники и технологий. Если заранее известны отрасли технологического переворота, лидирующие направления и сроки, то можно прогнозировать сроки и приоритетные направления активации научной и изобретательской деятельности (в форме социального заказа).

2. Наука носит глобальный характер, поэтому необходимо предусматривать время и возможности использования мировых достижений в России. Именно такой подход успешно использовали и продолжают это делать Япония и Китай.

3. Необходимо в национальных и целевых программах и проектах предусматривать численность исследователей и конструкторов и их распределение по направлениям работ, объемы финансирования из госбюджета и других источников, объем инвестиций, масштабы экспорта и импорта технологий.

4. Государство и корпорации должны включить такие меры, как защита интеллектуальной собственности, поощрение ученых и конструкторов, широкое привлечение к научно-техническому творчеству молодежи.

Классификация инноваций представлена на рис. 6.4.

Виды инноваций

По объектам По уровню новизны По сфере распространения
Технологические Эпохальные Глобальные
Экологические Базисные Национальные
Организационнопроизводственные Улучшающие Региональные
Управленческие Микроинновации Локальные
Военные Антиинновации Точечные
Экономические

Псевдоинновации: разрушающие генотип; преждевременные; улучшающие устаревшую систему

 

Социально-политические
Государственно-правовые
В духовной сфере: науке; культуре; образовании; этике; идеологии; религии

Рис. 11. Классификация инноваций

 

3.Виды циклов в развитии науки, техники и инноваций по временному горизонту. Исследования Николая Кондратьева, Йозефа Шумпетера и других ученых позволили сделать выводы о том, что в развитии науки, техники, инноваций наблюдаются следующие виды циклов: ¾ Краткосрочные (3…9 лет) характеризуются сменой моделей техники, модификацией технологий на основе улучшающих инноваций в процессе рыночной конкуренции. ¾ Среднесрочные (периодичность 10 лет), когда обновляются поколения техники и технологий в лидирующих отраслях, которые определяют технологический уровень и конкурентоспособность продукции. С этими циклами связаны среднесрочные экономические циклы и кризисы, которые обычно начинаются с передовых стран, а затем охватывают всю мировую экономику. ¾ Долгосрочные, которые лежат в основе полувековых кондратьевских циклов. Они связаны со сменой технологических укладов и определяют конкурентность продукции на мировом рынке. ¾ Сверхдолгосрочные, их периодичность – несколько столетий, когда осуществляется переход к новой мировой цивилизации. В этот период меняются технологические способы производства в передовых странах в результате научно-технологических революций. Каждый научно-технологический цикл состоит из фаз: • Зарождение новой модели или ряда техники, их научная разработка. На данной фазе оформляются патенты на изобретение, испытываются опытные образцы и новые технологии. • Инновационное освоение нового продукта или технологии, более эффективных форм организации производства

 Научно-технические циклы состоят из нескольких видов следующих друг за другом циклов: ™Научные циклы, являются первоначальной базой научнотехнических циклов, они включают стадию фундаментальных и прикладных исследований по созданию принципиально новых и улучшенных видов продукции. ™Изобретательские циклы, когда появившиеся изобретения позволяют реализовать новые научные и конструкторские идеи в продуктах, готовых к использованию. ™Инновационно-инвестиционные циклы связаны с периодом активного потребления инноваций, т.е. реализацией новых идей и изобретений в товарах, услугах, технологиях. Инновационные и инвестиционные волны обычно взаимосвязаны и являются стартовой площадкой фазы экономического роста. ™Технологические (технические) циклы характеризуются сменой поколений техники и технологий. В процессе прогнозирования, планирования, программирования надо учитывать все эти циклы и фазы, чтобы определить, когда и какие научно-конструкторские разработки, инновации и инвестиции необходимо стимулировать. Такие меры позволят своевременно переходить к новым циклам и поддерживать постоянную конкурентоспособность продукции предприятий, отраслей, регионов и страны в целом. В процессе прогнозно-плановой работы следует также учитывать, что смена технологических укладов изменяет структуру спроса не только на природные, но и на трудовые ресурсы. На развитие технологических укладов влияют такие процессы, как наследственность, изменчивость и отбор. Наследственность проявляется в накоплении научных знаний и передаче их новым поколениям ученых, конструкторов, машин и технологий. Изменчивость выражается в модернизации наследственного ядра научных исследований и технологий, что позволяет переходить к следующему технологическому циклу. Отбор представляет собой стихийный (рыночный) или целенаправленный (государственный) выбор новых научных школ, научных идей, изобретений, инноваций, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики. Распространение новой продукции связано с ее абсолютным и относительным удешевлением. Абсолютное удешевление связано с фазами диффузии и зрелости, когда увеличить спрос возможно путем снижения цен. При этом снижение нормы прибыли перекрывается положительным эффектом роста общей суммы прибыли. Относительное удешевление проявляется в снижении цены на единицу полезного эффекта. При прогнозировании абсолютного и относительного удешевления новой продукции следует делать поправку на инфляцию. Смена стран, являющихся технологическими лидерами, обычно происходит в периоды технологических революций. Представим, как это происходило, происходит и будет происходить (по прогнозу) в XX и XXI веках (рис. 6.2).

Технологические уклады Четвертый Пятый Шестой
Периоды преобладания 1935–1980 гг 1981–2020 гг 2021–2060 гг.
Ведущие направления техники ЭВМ, атомная энергетика, ракетные двигатели, пластмассы, нефтетопливо, начало освоения космоса Микроэлектроника, биотехнология, информатика, композиты, нефтегазовое топливо, космические технологии Нанотехнологии, генная инженерия, глобальные информационные сети, альтернативные источники энергии
Ведущие отрасли Приборостроение, атомное машиностроение, радиоэлектроника, химия, нефтяная промышленность, телевидение Информационная техника и связь, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность, мобильная связь Производство наноматериалов, биотехнология, водородная энергетика, альтернативный транспорт, Интернет, экотехнологии
Лидирующие страны США, Япония, СССР, Западная Европа США, Западная Европа, Япония, новые индустриальные страны США, Западная Европа, Япония, Китай, Индия, Россия, Бразилия

Рис. 6.2 Характеристика 4, 5 и 6 технологических укладов

 

Ближайшее будущее мировой экономики – это переход к шестому технологическому укладу. Шестой уклад – это период становления постиндустриального технологического способа производства, который можно охарактеризовать как гуманистически-ноосферный. Содержание данного уклада можно представить в компактной форме (рис. 6.3).

Безлюдные производства Безотходные экологически чистые производства Водородная и биоэнергетика
Наноматериалы, композиты Транспортная революция, глобальные космические системы связи Агропродовольственные системы, марикультура
Базы знаний, высокие технологии исследований Глобальный экомониторинг Глобальные системы банковской и коммерческой информации
Глобальная медицинская информационная система Образовательно-культурные информационные системы, дистанционное обучение Домашние информационные системы, электронные коттеджи

Рис. 6.3 Прогнозируемое содержание шестого технологического уклада

Современные тенденции инновационно-технологического развития заключаются в следующем:

- Начало ХХI века характеризуется переходом пятого технологического уклада в нисходящую стадию.

-Технологически передовые страны переходят к разработке и освоению технологий шестого уклада (США, Западная Европа, Япония).

4.Перспективы инновационно-инвестиционного сектора экономики России. Представим некоторые статистические показатели, характеризующие изменения в области науки и конструкторских разработок России.

С начала 90-х годов XX в. общий экономический и системный кризис в России существенным образом затронул науку. В результате за 1991–1998 гг. численность исследователей сократилась в 2,9 раза. Тенденция продолжается и в XXI в. За 2001–2013 гг. численность российских исследователей сократилась на 13,3% . В течение 1991–2000 гг. стоимость основных средств в науке уменьшилась в 3,6 раза (машин и оборудования – в 7,6 раза). Особенно пострадали конструкторские и проектные разработки, лежащие в основе инноваций. За 1991–2004 гг. число конструкторских бюро сократилось в 4,7 раза, проектных и проектно-изыскательских организаций – в 9,4 раза.

Практически были парализованы военно-технические исследования и разработки, где были заняты наиболее квалифицированные работники. В последние годы (2005–2013 гг.) по объему затрат на науку Россия отстает от США более чем в 20 раз, от Японии – в 9 раз, от Китая – в 8 раз, от Германии – в 5 раз.

Материальное оснащение и оплата научного труда в России значительно ниже по сравнению с другими странами, что отрицательно отражается на эффективности данной трудовой деятельности.

Например, численность исследователей в расчете на 1 млн. человек населения в России лишь на 20% меньше, чем в экономически развитых странах, но почти в 2,4 раза выше среднемирового уровня.

Однако доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте составляет всего 8,4%, что в 2 раза ниже мирового показателя.

При этом по данному индикатору Россия отстает от Китая и Франции в 3 раза, от США, Германии и Японии в 2 раза. Стоимость импорта технологий значительно превысила стоимость их экспорта.  Чтобы выйти на инновационный путь развития, России предстоит провести радикальные изменения в данной области экономики.

В качестве инструмента выхода на новую траекторию развития должны использоваться долгосрочное прогнозирование и стратегическое научно-технологическое планирование. Этот инструмент должен включать тщательный отбор тех направлений исследований, которые позволят России занять лидирующие позиции. Поэтому разрабатывать долгосрочные прогнозы (на 25…30 лет) и стратегические планы следует при государственной поддержке в условиях открытых конкурсов и на альтернативных принципах. Для обсуждения соответствующие материалы должны публиковаться. В процессе прогнозно-плановой работы нужно предусмотреть смену приоритетов финансирования в зависимости от стадии решения поставленной проблемы.

Потоки финансовых ресурсов должны смещаться в следующей последовательности: фундаментальные исследования →

прикладные исследования →

опытно-конструкторские разработки →

инновационно-инвестиционное освоение полученных результатов в производстве.

На завершающей стадии государственная поддержка уменьшается или вовсе прекращается, за исключением нерыночного сектора экономики (социальных, экологических и оборонных инноваций). При этом не должна исключаться возможность более широких фундаментальных исследований на конкурсных началах за счет грантов. Приток талантливой молодежи в научную и инновационную сферы может обеспечить реальная интеграция науки, высшей школы и бизнеса. Прогнозно-плановая работа в области научной деятельности может опираться на следующие показатели:

- Численность работников в науке и научном обслуживании.

- Численность исследователей на 1000 человек, занятых в экономике.

- Общий объем затрат на НИОКР, их доля в ВВП и в расходной части бюджета.

- Динамика объемов финансирования.

- Численность работников и объем финансирования по стадиям НИОКР (фундаментальные, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки), отраслям науки и направлениям работ, принадлежности научных учреждений (академическая, вузовская, отраслевая, заводская наука).

Особое внимание следует уделить прогнозированию изобретательской деятельности и использованию отечественных изобретений, развитию патентной экспертизы.

       Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование занимаются эпохальными и базисными технологическими инновациями, а также радикальными экологическими, организационно-управленческими и социальными инновациями. Базисные инновации, как правило, имеют межотраслевой характер. Они требуют крупных инвестиций и связаны с высоким риском. Обеспечивая конкурентоспособность экономики страны в глобальном рынке, базисные инновации в первую очередь должны стать объектом государственного прогнозирования, стратегического и индикативного планирования и программирования. Улучшающие инновации в этих сферах являются предметом корпоративного прогнозирования и стратегического планирования на микроуровне. Инновации получают ускоренное развитие в конце фазы депрессии и становятся основой оживления экономики, инновационного обновления основного капитала, содержанием инвестиционного бума в этой фазе экономического цикла. Предпринимателей побуждает к инновациям конкуренция, в противном случае они терпят банкротство. Предприниматели, которые первыми осуществляют эффективные инновации, в течение некоторого времени получают инновационную сверхприбыль (технологическую квазиренту).

Инновационно-инвестиционный сектор в основном включает следующие отрасли экономики: науку и научное обслуживание; машиностроение и металлообработку; химию и нефтехимию; строительство. В 88 России за 1991–1998 гг. доля этих отраслей сократилась: в численности работников – на 37%, стоимости основных фондов – на 31%, инвестициях – на 16%. Экономический кризис 2008–2009 гг. привел к уменьшению объема производства в гражданских обрабатывающих отраслях только в 2009 г. на 16%, а машин и оборудования – на 28% [13, с. 265]. Отечественную технику вытесняют с рынка импортные поставки. К 2013 г. машины, оборудование и транспортные средства стали составлять почти половину товарного импорта страны [20, с. 607]. Выход из создавшегося положения возможен на основе стратегического планирования опережающего развития машиностроения. Целесообразно разработать долгосрочную национальную программу совершенствования машиностроительного комплекса. Это станет основой инновационного обновления всех отраслей экономики, послужит укреплению технологической независимости страны. Национальные проекты такой программы должны в основном опираться на отечественные научные разработки и изобретения. Кроме того, в прогнозах инновационно-технологического развития России следует предусмотреть взаимодействие с другими странами, создание международных центров трансферта технологий. В России к прогнозно-плановой работе в области инноваций и инвестиций в последнее время привлечены многие научные центры. В 2008 г. в стране был разработан прогноз научно-технологического развития до 2030 г. Кроме того, соответствующие прогнозы относительно России на тот же временной горизонт были сделаны международными научными институтами при активном участии российских ученых. В числе таких работ можно назвать: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. «Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 г.» .

 


 

Лекция 7. Макроэкономическое прогнозирование и стратегическое планирование в отраслях и сферах деятельности

 

1. Стратегическое планирование, программирование и управление оборонно-промышленным комплексом.

2. Прогнозирование и стратегическое планирование развития энергетики и обеспечения экологической безопасности.

3. Прогнозирование и планирование агропродовольственного комплекса.

4. Прогнозирование и стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности страны.

 

1. Стратегическое планирование, программирование и управление оборонно-промышленным комплексом (ОПК).

Особенностями ОПК являются:

• его стратегическая (жизнеобеспечивающая) значимость;

• ослабление военной промышленности не может быть компенсировано другими отраслями;

• эта сфера экономики менее приспособлена к изменениям под влиянием негативных внешних и внутренних факторов.

 ОПК – часть более сложной системы управления военными закупками, включающей также контрактную систему военных закупок. Поэтому систему управления военными закупками можно назвать метасистемой (широкая система, в которую входит исследуемая, как составная часть), она состоит из нескольких независимых структур. Контроль военных закупок распределен среди конкурирующих источников власти.

Метасистема управления военными закупками состоит из четырех секторов:

1) внешние угрозы – внешнеполитическая ситуация и геополитическая стратегия страны;

2) оборонный, он включает военное планирование и размещение вооружений (деятельность Министерства обороны);

3) национальный – это механизм выделения финансовых ресурсов на военные закупки (деятельность парламента и правительства);

4) промышленный, собственно ОПК.

Важнейшими регуляторами ОПК являются военное планирование и бюджетирование, тка как:

- на промышленный сектор влияет оборонный, который определяет качественные характеристики оружия и необходимое его количество;

- национальный сектор вводит финансовые ограничения.

Главным показателем, который характеризует деятельность ОПК, является загрузка производственных мощностей. Рассмотрим, как этот показатель связан с другими макроэкономическими показателями (рис. 7.1).

↑ Бюджетные ассигнования ↑ Загрузка производственных мощностей ОПК
↑ Экспортные поставки вооружения ↑ Загрузка производственных мощностей ОПК
↓ Бюджетные средства ↓ Загрузка производственных мощностей ОПК
↓ Загрузка производственных мощностей ОПК ↑ Рост себестоимости военной продукции. ↓ Рентабельность военной промышленности
↑ Загрузка производственных мощностей ОПК ↑ Реальные инвестиции в ОПК. ↓ Ресурсы гражданской промышленности
↑ Концентрация производства в ОПК ↑ Ресурсы гражданской промышленности
↑ Загрузка производственных мощностей ОПК ↑Оснащение вооруженных сил
↓ Загрузка производственных мощностей ОПК ↓ Положительные эффекты концентрации производства ОПК. ↑ Рост себестоимости военной продукции. ↓ Эффективное технологическое взаимодействие с гражданским сектором промышленности

Рис. 7.1 Взаимосвязь макроэкономических показателей, загрузки производственных мощностей

 

Для большей наглядности стрелками обозначены направления динамики показателей и

и других индикаторов оборонно-промышленного комплекса.

Состоянию производственных мощностей ОПК противопоказаны обе крайности – резкое повышение и снижение загрузки производственных мощностей, что может быть связано с изменением экономикополитических целей государства.

 Например, из-за бюджетного дефицита сокращается финансирование оборонного заказа. Уровень загрузки производственных мощностей падает, растет себестоимость военной продукции и соответственно повышаются ее цены. В результате количество производимой и закупаемой военной техники еще больше снижается. Страдает оборонный сектор, Министерство обороны пересматривает военные планы.

Может последовать их неэкономическое воздействие на национальный сектор в части роста военных расходов и увеличения инвестиций в ОПК страны. Однако вся метасистема все равно не возвращается в равновесное состояние, так как обостряются бюджетные проблемы. Возможен рост инфляции, связанный с военными заказами. Чтобы не возникла цепочка таких событий, государственное управление ОПК должно предусматривать корректирующие меры.

Например, при сокращении бюджетных ассигнований целесообразно провести укрупнение военных производителей, а высвобождающиеся производственные мощности можно полностью или частично:

а) перепрофилировать на выпуск гражданской продукции;

б) заморозить на какое-то время или

в) ликвидировать.

В советское время Управления Министерства обороны использовали конкурсные методы закупок новейших образцов. Уровень конкуренции в оборонной промышленности СССР был очень высок. С 1970 г. стала применяться прогрессивная система долгосрочного планирования разработки и производства вооружений: планирование – программирование – бюджетирование. Временным горизонтом был 15-летний период: каждые 10 и 5 лет соответствующие проектировки уточнялись и корректировались.

Таблица 1

Показатели ОПК СССР и США в 1990 г

Показатель  СССР США
Доля расходов на оборону от ВНП, % 7,55 5,9
Доля расходов на оборону от национального дохода, % 11,1 5,8
Доля основных производственных фондов ОПК от стоимости их в целом по народному хозяйству, % 6,4
Доля основных производственных фондов ОПК от стоимости их в промышленности, % 12,6

 

В ОПК было занято 12% работников обрабатывающей промышленности. С 1991 г. финансирование снизилось и составило 20% от необходимого уровня. В России появилась новая военная доктрина – фундаментальное сокращение военных расходов и соответственно уменьшение военной мощи. Разрушение ОПК повлекло за собой свертывание перспектив России на рынках высоких технологий. Советский Союз был в числе лидеров по 32, РСФСР – по 15–16 технологиям из 50 базовых технологий конца ХХ века, которые обеспечивали развитие цивилизации. Современная Россия сохранила лидирующие позиции лишь по 8 из этих технологий .

 

Рис.7.2 Доля стран-лидеров в высокотехнологичном экспорте.

 

 

Рис.7.3 Место России и ее доля в мировых поставках высокотехнологичного экспорта

 

Процесс реформирования ОПК России проходил в несколько этапов.

1. В начале 1998 г. Правительством РФ была принята Программа реструктуризации и конверсии оборонной промышленности на 1998–2000 гг. В соответствии с ней предполагалось обеспечить концентрацию военного производства на 700 наиболее сильных предприятиях и ликвидировать дублирующие и малорентабельные производства.

2. В 2001 г. была принята Федеральная программа реформирования и развития ОПК на 2002–2006 гг. Предполагалось создать 96 40 интегрированных промышленных комплексов – холдингов. В состав холдингов должны были войти производители комплектующих, конструкторские бюро и испытательные станции. Программа была нацелена на модернизацию производства и повышение конкурентоспособности российского ОПК за счет таких экономических механизмов, как приватизация и активное привлечение иностранных инвестиций. Однако производители комплектующих деталей и узлов не имели права самостоятельно заключать договора с зарубежными покупателями. Поэтому такие предприятия не были заинтересованы становиться участниками холдингов.

3. Принята Государственная программа вооружения (ГПВ) на 2007–2015 гг. и ряд федеральных целевых программ. В соответствии с этими документами предполагалось повысить эффективность оборонного заказа в условиях трехгодичного бюджетного планирования путем концентрации бюджетных средств на главных направлениях по оснащению армии современным вооружением. Предполагалось, что ядерный потенциал будет совершенствоваться, но сохраняться на минимально необходимом уровне. Большее внимание будет направлено на развитие обычных вооружений. Относительную экономию бюджетных средств должно обеспечить серийное концентрированное производство вооружения, куда будет направлено 75% финансовых ресурсов. Для этого предусматривалось создание небольшого числа конкурентоспособных диверсифицированных интегрированных холдингов. Завершением данного процесса можно считать переход этих холдингов на единую акцию. В результате государство получит рыночный инструмент для привлечения частных инвестиций при сохранении контрольных или блокирующих пакетов за государством. Ежегодный рост объема гособоронзаказа должен составить 20– 40%. Закупки вооружения также должны осуществляться серийно.

4. В 2010 г. Президент России утвердил Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу. Обновлена ФЦП (федеральная целевая программа) «Реформирование и модернизация ОПК в 2011– 2020 гг.» Данный документ предусматривает расширение ассортимента продукции ОПК и формирование более тесных взаимосвязей с гражданским сектором экономики:

 - загрузка гражданскими заказами ОПК должна составить около 70%;

- подразумевается инновационное технологическое взаимодействие военного и гражданского секторов экономики;

- планируется, что объем финансирования ГПВ (государственной программы вооружений) составит не менее 3% ВВП;

на техническую модернизацию предприятий ОПК ежегодно направляется 100 млрд. руб. В результате к 2020 г. планируется довести долю современных вооружений до 70–80%.

К 2010 г. ОПК состоял примерно из 1,5 тыс. предприятий и организаций, на которых работало более 2 млн. человек. На ОПК приходилось около 30% валового производства в машиностроении и 45% машинно-технического экспорта. Оборонные отрасли создают свыше 75% научной продукции России, 100% выпускаемой авиационной, космической, электронной и оптической техники, 70–90% других категорий высокотехнологичной продукции и 100% отдельных видов сложной бытовой техники. В ОПК занято более половины всех научных работников страны .

Для эффективного управления процессом расходования бюджетных средств была создана система двойного контроля:

• Федеральная служба по оборонному заказу («Рособоронзаказ») при Минобороны РФ под руководством Президента РФ (в настоящее время ликвидирована);

• Гражданское ведомство Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств («Рособоронпоставка») под руководством Правительства РФ (в настоящее время упразднено). Цель создания «Рособоронпоставки» – исключить коррупционную составляющую в сделках между ОПК (предприятиями-производителями) и Минобороны РФ (заказчиками вооружения), когда заказы выдавались за взятки или «откаты». Для этого «Рособоронпоставка» должна была бороться с завышением цен, низким качеством, задержками поставок вооружения. Однако проблема коррупции не была решена.

Недостатками законодательной и институциональной базы ОПК являются:

- безответственность исполнителей ОКР, что выражается в затягивании сроков выполнения заказов и чрезмерном объеме финансирования, моральном устаревании заказов;

- отсутствие критериев оценки и методики отбора участников конкурсов в сфере государственных оборонных закупок. К конкурсу может быть допущен единственный подрядчик, что фактически отменяет саму процедуру конкурсного отбора и завышает стоимость заказа.

- oсновную часть выплат предприятия ОПК получают в IY кв. Здесь заложена также коррупционная мотивация финансовых чиновников. Предприятия вынуждены прибегать к кредитам, по которым 99 процентные ставки выше рентабельности гособоронзаказа. В результате себестоимость производства растет, что сдерживает разработку новых технологий.

Предлагается следующая технология прогнозно-плановой работы в сфере ОПК:

1.Долгосрочное прогнозирование внешних угроз национальной безопасности страны выполняют консультативные органы при Президенте и Правительстве РФ во главе с Советом Безопасности РФ.

2.На основе анализа основных угроз осуществляется выбор стратегических приоритетов развития ОПК. Эту работу следует возложить на Министерство обороны РФ (в части военного планирования и выработки Военной доктрины), Министерство экономического развития и Министерство промышленности. Последние два министерства разрабатывают Стратегию экономического развития страны в виде Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г., на основе чего осуществляется долгосрочное планирование всего промышленнотехнологического комплекса страны.

3.Координируется работа трех секторов:

а) сектора внешних угроз;

б) Министерства обороны (оборонного сектора);

в) национального сектора.

4.С учетом целевых задач всех ведомств и на основе документов стратегического развития страны (Стратегии национальной безопасности, Военной доктрины, Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г.) формируется документ ОПК (оборонно-промышленного сектора) под названием «Основы политики РФ в области развития ОПК на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Это основной документ, определяющий цели, стратегию, задачи и этапы развития ОПК.

2. Прогнозирование и стратегическое планирование развития энергетики и обеспечения экологической безопасности. Данная область прогнозно-плановой работы включает природные процессы и окружающую среду, природоёмкие отрасли (сельское хозяйство, энергосырьевой сектор) и природовоспроизводственные отрасли (геологоразведка, водное и лесное хозяйство, мелиорация, поддержание плодородия земель).

Прогнозно-плановая работа в области экологии включает: 

1.Прогнозирование природных процессов и катастроф, т.е. климатических изменений, землетрясений, наводнений и т.п.

2.Обеспеченность природными ресурсами экономики и общества.

3.Уровень загрязнения окружающей среды.

4.Необходимые затраты на природохозяйственную деятельность – геологоразведку, мелиорацию, рекультивацию и восстановление плодородия земель, лесное и водное хозяйство, охрану окружающей среды.

Создан орган ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), который должен заниматься разработкой долгосрочных экологических прогнозов. С 1972 г. под эгидой ООН периодически проходят международные конференции и саммиты по охране окружающей среды. В 2007 г. опубликован прогноз состояния природной среды до 2050 г., который включает такие разделы, как земельные и лесные ресурсы, биоразнообразие, запасы пресной воды, прибрежные и морские зоны, атмосфера, городские территории, зоны бедствия. Экологический прогноз был разработан также и Всемирным банком.

Загрязнение окружающей среды в России:

1.Уровень загрязнения атмосферы парниковыми газами. Россия, имеющая 2% населения мира, осуществляет 5,2% мировых выбросов двуокиси углерода. На это влияет не только более холодный климат, но и использование энергорасточительных технологий. На сопоставимый по ППС ВВП выбросы в атмосферу двуокиси углерода в России в 1,5 раза превышают среднемировой уровень.

2.Объем сброса неочищенных сточных вод. Большие запасы пресной воды в России сосредоточены в озере Байкал, а в Европейской части страны растет дефицит пресной воды и наблюдается высокий уровень загрязнения водных источников.

3.Уровень извлечения из недр полезных ископаемых и степень их переработки. Теряется большая часть разведанных запасов нефти, значительная часть попутного нефтяного газа просто сжигается в факелах. Образуется значительный объем отходов и при переработке минерального сырья.

4.Охрана лесных ресурсов от пожаров, которые ежегодно уничтожают десятки тысяч гектаров лесов, загрязняют атмосферу.

5. Количество природных и техногенных катастроф и нанесенный ими ущерб (прогнозы в данной области разрабатывает Министерство по чрезвычайным ситуациям).

6. Инвестиции на природоохранные мероприятия и преодоление последствий катастроф и аварий, доля этих затрат в ВВП и совокупных инвестициях.

Энергосырьевой сектор занимает значительную и растущую в последние годы долю в структуре экономики и внешней торговли России.

 

Таблица7.2

 Мировые запасы природного газа по странам

 

                                                                                     Таблица 7.3

 

Первые десять стран по разведанным запасам нефти

Страна Запасы нефти, млрд.т
Саудовская Аравия 36,3
Иран 18,9
Ирак 15,5
Россия 15,1
Кувейт 14,0
ОАЭ 13,0
Венесуэлла 11,5
Казахстан 5,4
Ливия 5,1
Нигерия 4,8

 

 

Рис.7.4 Энергетически-сырьевая зависимость России, %

 

 

 

Рис.7.5 Вклад отраслей России в ВВП

 

Рис.7.6 Вклад отраслей России в ВВП в первой половине 2018г.

 

 

Рис.7.7 Основные отрасли конкурентоспособности в России.

Рис.7.8 Структура экспорта в России , 2014г.

Рис.7.9 Структура экспорта в России , 2016г.

 

Рис.7.10 Мировое потребление энергии

Рис.7.11 Структура отраслей промышленности РФ

 

 

Рис.7.12 Структура потребления первичных топливно-энергетических ресурсов

Рис.7.13 Структура выработки электроэнергии

 

Рис.7.14 Структура национального богатства России (без углеводородов)

 

Воспроизводство запасов минерального и лесного сырья

Геологоразведка

Лесное хозяйство

Добыча минерального и лесного сырья

Добыча топлива и урана

Добыча руд

Добыча сырья

для стройматериалов

Добыча драгоценных металлов и камней

Лесозаготовки

Переработка минерального и лесного сырья

Электро-энергетика

Черная металл-лургия

Нефтепере-работка и нефтехи-мия, углеобога-щение

Цветная метал-лургия

Производ-ство удобре-ний

Деревообра-батывающая промышлен-ность

Целлю- лозно- бумаж- ная про- мышлен-ность

Произ- водство строй- мате- риалов

Обслуживающие отрасли

Транспорт топлива и сырья

Связь, обслужи-вающая отрасли сектора

Производство и ремонт оборудования сектора

Наука отраслей сектора

Внутренняя и внешняя торговля продукцией сектора

Обучение кадров для сектора

                                 

Рис. 7.15. Состав энергосырьевого сектора

 

Показатели, используемые в прогнозировании и стратегическом планировании энергосырьевого сектора: ™

-Доля энергетического сектора и его отраслей в валовом выпуске и ВВП. ™

-Темпы роста продукции и созданной добавленной стоимости сектора и его отраслей.

-Динамика использованных ресурсов сектором: численность работников, стоимость основных фондов, их износ и обновление, инвестиции в основной капитал с выделением прямых иностранных инвестиций. ™

-Эффективность сектора: отношение валовой продукции и добавленной стоимости к численности работников (показатель производительности туда), фондоотдача; материалоемкость и энергоемкость всей экономики и основных потребителей сырья и топлива, включая лесное сырье.

-Доля минералов, металлов, химических продуктов, лесных и строительных материалов в структуре экспорта и импорта в торговых отношениях с зарубежными странами, с выделением стран СНГ.

Для обоснования этих макроэкономических показателей следует использовать макроэкономические модели и балансы. К их числу относится следующий инструментарий прогнозно-плановой работы:

-Воспроизводственно-циклическая макроэкономическая модель, построенная на базе межотраслевого баланса. Использование данного инструментария позволит дать количественную оценку взаимосвязей отраслей как внутри изучаемого сектора, так и с другими секторами экономики. ¾ Перспективный топливно-энергетический баланс.

-Энергоэкологический баланс, который позволит прогнозировать объемы потребления энергии и выбросы парниковых газов в атмосферу.

-Прогнозные балансы по важным видам минерального и лесного сырья, черным и цветным металлам, лесоматериалам, целлюлозе, цементу.

-Внешнеторговые балансы по товарным группам и цивилизациям с использованием геоцивилизационной макроэкономической модели.

Представим сценарии прогноза развития энергосырьевого сектора России.

Инерционный сценарий характеризуется тем, что получаемая государством и крупным бизнесом рента в основном хранится в зарубежных банках.

Инновационный сценарий предполагает крупные частные и государственные инвестиции, связанные с внедрением принципиально новых ресурсосберегающих технологий при разведке, добыче, переработке, транспортировке и потреблении сырья, топлива и лесных ресурсов. Предусматривается комплексная переработка сырья и замена его альтернативными источниками. В результате сократятся темпы роста энергосырьевого сектора и его доля в структуре экономики.

 

 

Таблица 4

Сценарии прогноза развития энергосырьевого сектора экономики России до 2050 г. в сопоставлении с отчетными показателями за 2000 г.

Показатели

2000 г

2050 г. (сценарии)

Инновационный Инерционный
Доля энергетического сектора в экономике, % 23,4 16 23
Доля отраслей в энергетическом секторе, % Топливная промышленность 42,5 32 36
Электроэнергетика 13,0 18 17
Черная металлургия 13,3 16 14
Цветная металлургия 18,6 15 16
Лесоматериалы 7,6 11 10
Стройматериалы 5,0 8 7

Общая мировая тенденция характеризуется уменьшением удельного веса энергосырьевого сектора в структуре ВВП, что свидетельствует о снижении зависимости экономики от природного сырья. Это связано с целым рядом факторов:

-Будут исчерпаны лучшие месторождения полезных ископаемых, вырублены леса в тропической Африке и Бразилии.

-Опережающий рост цен природного сырья; только в период последнего кризиса (2008–2009 гг.) цены на сырье снизились, но затем опять начали расти.

-Широкая замена минерального сырья и топлива альтернативными источниками энергии и материалов, что связано с освоением ресурсосберегающих технологий шестого уклада и с необходимостью сократить вредные выбросы в атмосферу.

Особая актуальность прогноза добычи, потребления, экспорта и импорта первичных источников энергии в настоящее время связана с энергоэкологическим кризисом, который возник в начале ХХI в. Данный кризис связан с дефицитом ископаемого топлива (нефти, природного газа, угля) и ростом вредных выбросов в атмосферу. По прогнозным оценкам Международного энергетического агентства, к 2030 г. потребление первичных энергоресурсов в мире превысит современный уровень на 2/3. Поэтому перед странами стоит задача заменить ископаемое топливо альтернативными возобновляемыми источниками энергии: метан, водород, энергия ветра, солнца, подземное тепло, биомасса, морские приливы и др.

Россия пока богата источниками энергии, но они используются в стране менее эффективно по сравнению с экономически развитыми странами. Если потребление энергоресурсов на одного российского жителя всего на 5% превышает уровень экономически развитых 110 стран, то расход ресурсов по отношению к ВНД по ППС в 1,9 раза выше, чем в развитых странах.

Стратегической задачей России является экономия первичных ресурсов в сфере потребления, снижение энергоемкости ВВП, ускоренный рост применения альтернативных экологически чистых источников энергии.

Становление ноосферного энергоэкологического способа производства и потребления ставит перед Россией следующие задачи, которые должны быть отражены в прогнозно-плановой работе:

-Крупномасштабное освоение энергосберегающих экологически чистых технологий шестого уклада, что приведет к сокращению потребления и потерь энергии в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Это сбережет невозобновляемые запасы ископаемого топлива для будущих поколений.

-Замена значительной части ископаемого топлива альтернативными и экологически чистыми источниками энергии.

-Сокращение экспорта топлива для повышения обеспечения страны в интересах будущих поколений. В структуре экспорта значительное уменьшение доли топлива, минерального и лесного сырья.

-Удешевление энергообеспечения производства и домашних хозяйств.

-Уменьшение потерь при добыче минерального и лесного сырья, повышение комплексности его переработки, сбережение невоспроизводимых запасов минерального сырья для будущих поколений.

-Широкое использование альтернативных возобновляемых источников энергии и искусственных материалов (композитов, пластмасс и синтетических смол, керамики и др.) для замены природного сырья.

-Значительное сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу, загрязнений водных источников, объемов твердых отходов, потерь от лесных пожаров и других загрязнений природы.

-Ноосферизация производства и быта.

К числу первоочередных инновационных программ России в области энергетики можно отнести:  

• Трансформацию коммунальной энергетики, выражающуюся в переходе к энергоэкономному жилищно-коммунальному хозяйству, к автономным энергоустановкам, системам с высоким КПД. Повсеместно должны вводиться регулируемое отопление и строиться энергоэкономные дома. Такие цели должен ставить национальный проект в области жилищно-коммунального хозяйства.

• Освоение новых поколений транспортных средств, потребляющих значительно меньше топлива и многократно сокращающих выброс парниковых газов.

• Повышение в 2–3 раза доли альтернативных и возобновляемых источников энергии, к числу которых относятся: гидроэнергия на малых и средних реках, водородная энергия, энергия топливных элементов, подземного тепла, солнечная и ветровая энергия.

• Переход к энергосберегающим технологиям и материалам в промышленности с одновременным сокращением вредного воздействия на природу. • Повышение в экспорте доли нефтепродуктов и сжиженного газа.

3.Прогнозирование и планирование агропродовольственного комплекса. Агропродовольственный комплекс включает в себя сельское хозяйство (аграрный сектор), производство конечной продовольственной продукции, хранение, транспортировку, реализацию продукции, производственную инфраструктуру, а также информационное и научное обслуживание. Следует различать понятия «агропродовольственный комплекс» и «агропромышленный комплекс». В агропромышленный комплекс дополнительно включаются производство сельскохозяйственной техники, оборудования для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений, переработка непродовольственного сельскохозяйственного сырья. Однако такой расширительный блок экономики трудно анализировать, прогнозировать и планировать. Поэтому весь последующий материал по данной теме будет относиться только к агропродовольственному комплексу.

Особенностями агропродовольственного комплекса является его зависимость от погодно-климатических условий, а также выполнение многих функций, о чем можно судить по составу АПК.

Функции АПК:

-Экономическая функция. Она представляет собой производство сельскохозяйственной продукции для населения, обеспечение продовольственной безопасности страны, участие в межотраслевых связях, функционирование аграрных рынков, привлечение инвестиций и пр.

-Социальная функция связана с улучшением условий труда и жизни на селе, развитием социальной инфраструктуры в сельской местности, включая жилища, образование, здравоохранение, рекреацию, транспортную доступность и т.д.

-Экологическая функция предполагает восстановление почвенного плодородия и обеспечение оптимального экологического равновесия в сельской местности, сохранение и развитие агроландшафта.

-Инновационная функция отражает потребности и возможности АПК использовать генную инженерию и другие методы биотехнологий для защиты растений и животных от болезней и вредителей, при переработке сырья и хранении сельскохозяйственной продукции, в процессе производства биотоплива.

-Информационная функция заключается в том, что аграрный сектор экономики создает, передает и получает, перерабатывает и использует большие потоки информационных ресурсов. От оперативности и качества такой работы зависит эффективность управленческих решений в АПК.

Современные подходы к прогнозированию и планированию АПК:

-Проводится анализ тенденций развития АПК за предшествующие 30 лет.

-Выявляется цикличность в динамике и структуре АПК за более продолжительный период – за 40–50 лет.

-Определяются проблемы и проводится диагностика нарастания или снижения их напряженности в перспективе.

-Формируются гипотезы возможных темпов и пропорций АПК в прогнозируемом периоде в форме двух сценариев – инерционного и инновационного развития.

-С целью перехода на инновационный путь развития определяются приоритеты в последующие 5 лет и в более отдаленной перспективе.

-Прогнозируются исходные параметры АПК, которые включаются в расчеты межотраслевого баланса и в воспроизводственноцикличную макроэкономическую модель.

-Определяются условия и направления инновационного развития АПК, а также воздействие инноваций на динамику, структуру и эффективность комплекса.

-Обосновываются институциональное, ресурсное и социальное обеспечение избранного варианта прогноза АПК и согласование его с другими комплексами и отраслями.

-Разрабатывается стратегический план на 10…15 лет по реализации инновационного прогноза.

-Формируется Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на ближайшие 5 лет», а затем на последующее пятилетие в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

-Для решения наиболее острых проблем может использоваться апробированная форма приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

-Организуется информационный мониторинг реализации стратегического плана и прогноза для оперативной настройки системы государственного регулирования в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

-Проводятся корректировка и продление долгосрочного прогноза по принципу неубывающей 25-летней перспективы по завершении каждого пятилетия реализации стратегического плана развития.

Предприятия отечественного сельского хозяйства активно вытесняются импортным продовольствием. К числу причин относятся:

• Технологическая отсталость

• Деконцентрация и натурализация сельскохозяйственного производства.

• Диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства, промышленности и транспорта.

• Свертывание государственной поддержки аграрного сектора.

• Потеря позиций на мировом продовольственном рынке.

Возрождение АПК России связано с инновационными факторами развития, со структурной перестройкой и комплексным решением технологических, экономических и социальных проблем села. Стратегия должна быть выработана на основе долгосрочного (до 2030 г.) прогноза численности населения и развития экономики страны в целом.

Стратегия поддержки АПК России представлена Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы. Именно в ней собраны все государственные инициативы и планы на предстоящую семилетку. Документ включает подпрограммы по всем направлениям сельского хозяйства. Изменения и дополнения в законодательную базу вносятся правительственными постановлениями и разъяснениями.

Для эффективного развития аграрного сектора субсидии предназначаются по основным направлениям: на мелиорацию сельхозугодий, рациональное использование площадей; поддержку животноводства, мясо-молочного скотоводства; организацию перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции; поддержку растениеводства; содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств; внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.



Дата: 2018-11-18, просмотров: 749.