Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.
Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы. Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.
Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.
Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.
В связи с тем, при мозговой атаке поощряется генерирование любых идей, даже фантастических, зачастую его участники уходят от реальной проблемы. В потоке разнообразных предложений бывает порой довольно трудно найти рациональные и продуктивные идеи. Кроме того, метод не гарантирует тщательную разработку предлагаемой идеи.
Из-за высокой степени вовлеченности участников совещания ответственность за конечный результат несут все, и если идеи есть у всех, затраты времени на их обсуждение возрастают.
При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.
Итак, рассмотрев методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.
Метод Дельфи основан на опросе большого количества экспертов с обратной связью – нескольких тысяч человек. Это полезный инструмент, когда отсутствуют эмпирические данные, большое влияние могут оказывать внешние факторы, могут доминировать социальные факторы. Суть метода заключается в следующем. Задаются темы (утверждения, вопросники), относительно которых надо высказаться. Итеративные (часто повторяемые) индивидуальные опросы проводятся в несколько туров. После каждого тура полученные результаты обрабатываются, темы уточняются и снова доводятся до экспертов. При этом эксперты могут согласиться с общим мнением коллег или обосновать свою особую позицию. Процедура проводится до тех пор, пока новый тур уже не оказывает существенного влияния на полученные результаты. Недостатком метода является унификация результатов, так как может быть отвергнут индивидуальный прогноз, предусматривающий положительный перелом сложившейся траектории изменения системы или предупреждающий о негативном изменении тенденций.
Метод Дельфи осуществляется в несколько этапов:
Предварительный этап. На этом этапе формируют группу экспертов, состоящую из специалистов, компетентных в обсуждаемом вопросе, и организационную (рабочую, аналитическую) группу для сбора и обобщения мнений экспертов.
Основной этап. На этом этапе экспертам рассылается вопрос и предлагается разделить его на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся, таким образом составляется общий опросник, который рассылается экспертам. Далее экспертам предлагается ответить на вопросы: можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу. В итоге на основе их ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос информации, предоставленная информация, составляется следующий опросник, который вновь рассылается экспертам, для того, чтобы они дали свой вариант решения и рассмотрели наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно отличаются от мнения большинства. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется до тех пор, пока не достигается согласованность между экспертами, или не устанавливается отсутствие единого мнения по проблеме. При изучении причины расхождений в оценках экспертов выявляются незамеченные ранее аспекты проблемы, и фиксируется внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно расходятся - то больше.
Аналитический этап. На этом этапе проводится проверка мнений экспертов, анализ полученных выводов, обработка результатов статистическими методами, обобщаются экспертные заключения, разрабатываются и выдаются конечные практические рекомендации по поставленной проблеме.
Метод Дельфи широко используется в стратегическом планировании, применим практически в любой ситуации, требующей прогнозирования. Данный метод исследования применяется в планировании в таких областях, как техника, бизнес, футурология, исследование космоса и др. Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод Дельфи наиболее часто используется именно в областях, связанных с научно-техническим прогрессом. Метод Дельфи можно сочетать с методом экспертных панелей.
Экспертные панели представляют собой метод проведения коллективной экспертизы в форме регулярных обсуждений на заседаниях постоянно действующей группы специалистов высокого уровня. В результате выстраиваются сценарии, формулируются будущие приоритеты, разрабатываются рекомендации. Кроме четко обозначенной цели, иногда задаются методы, которые необходимо использовать, а также перечни результатов, которые следует получить.
Данный метод считается базовым и используется практически во всех Форсайт-проектах. Группам экспертов из 12-20 человек предлагается в течение нескольких месяцев обдумать возможные варианты будущего по заданной тематике, используя новейшие аналитические и информационные материалы и разработки. Метод экспертных панелей обеспечивает открытость процесса Форсайта для сотен людей. Его основными преимуществами являются присутствие экспертов во время всего процесса работы, взаимодействие между представителями различных научных дисциплин и областей деятельности, трудноорганизуемое в иных условиях. Метод может дополнять другие подходы, применяемые в технологиях Форсайта. Более того, в некоторых случаях создание панелей необходимо для выработки исходной информации, интерпретации полученных результатов или применения метода в целом. Наиболее активные члены панелей становятся «проводниками» Форсайта.
Метод критических технологий направлен на выявление наиболее приоритетных направлений научно-технического развития страны. Проводятся оценки национальных позиций относительно других стран. Источником информации являются не только группы экспертов, но и руководители ведущих корпораций. Например, в США анализировалось мнение руководителей корпораций, представляющих энергетику, защиту окружающей среды, информацию и связь, материалы, услуги, транспорт и др. Могут использоваться почтовые опросы, Интернет-форумы. Первоначально технологии могут оцениваться по многим параметрам, например, по 35. Затем отбираются технологии с наиболее важными характеристиками, включая выполнимость, наличие инновационных конкурентных продуктов, значительный потенциальный рынок.
Перечень критических технологий формируется на основе знаний экспертов, обладающих самой высокой квалификацией в соответствующих областях. К участию в проекте обычно привлекают не более 200 экспертов, а горизонт прогнозирования - от 5 до 10 лет. Предварительный перечень критических технологий формируется на основе экспертных опросов и интервью. Затем он обсуждается в рамках специальных панелей и фокус-групп, в процессе которых происходит окончательный отбор и согласование перечня критических технологий. Иногда применяется «эталонный анализ» (benchmarking), то есть сравнение с другими странами или регионами, что позволяет не только определить уровень развития технологии в стране, регионе или отрасли, но и соотнести его с уровнем мировых лидеров, выявить степень отставания и разработать стратегию по ускорению технологического развития в секторах с наибольшим инновационным потенциалом. Во главу угла обычно ставится повышение конкурентоспособности экономики и решение важнейших социальных проблем.
Технологические дорожные карты (ТДК). Метод технологической дорожной карты (Technology Roadmap) был разработан в конце 70-х годов компанией Motorola. Целью корпоративных ТДК, нередко охватывающих целые сектора промышленности, является поддержка развития новых продуктов. Для этого устанавливаются причинно-следственные и временные зависимости между технологическими возможностями и целями бизнеса. В результате разрабатываются меры, чтобы выйти на рынок с новыми продуктами в нужное время. Данный метод эффективен не только для отдельных отраслей, но и для национальной экономики в целом. Он дает возможность согласовать инвестиции в НИОКР, обмен результатами развития на доконкурентном уровне и тем самым создать единые технологические стандарты и платформы, разделить риски и избежать дублирования усилий, что позволит обеспечить успех на высококонкурентном глобальном рынке.
Суть метода заключается в организации стратегического планирования, к которому привлекаются эксперты, представляющие основные составляющие бизнеса - маркетинг, финансы, производственную инфраструктуру, технологии, исследования и разработки. «Дорожная карта» иллюстрирует этапы перехода от текущего состояния к фазам развития в долгосрочной перспективе за счет синхронного развития технологий, продуктов, услуг, бизнеса и рынка. Основным преимуществом метода является выработка согласованного видения долгосрочных целей развития отрасли или компании.
Построение дерева целей. К этому методу, в частности, относится схема ПАТТЕРН («обоснование планирования посредством научно-технической оценки количественных данных»). Метод позволяет оценить возможности достижения главных целей, определить сравнительные ценности избранных технологических инноваций, выявить и оценить основные трудности их реализации, определить направления форсирования НИОКР, играющих ключевую роль для достижения поставленных целей.
· Дерево целей имеет стандартную структуру. «Стволом» дерева целей является главная проблема, для которой требуется найти решение.
· «Ветки» — это задачи второго, третьего, четвёртого и так далее уровней.
При планировании решения задачи, как правило, используют графическое изображение дерева. В таком изображении дерево имеет перевёрнутый вид, где «ствол» представляет собой вершину графа и находится на самом верху. А из неё, вершины, растут стремления последующих уровней, образуя крону.
Графическое изображен ие задач в таком виде помогает человеку чётко продумать план достижения намеченного. Изобразив свои планы в виде графа, человек видит с какими проблемами он столкнется и какие дополнительные ресурсы ему потребуются, чтобы достичь задуманного.
Также по графу приблизительно оценивается срок достижения целей. При таком представлении решения проблемы, становятся видны связи и зависимости одних задач от других. Сегодня методом дерева целей пользуются в научном прогнозировании менеджеры при ведении проектов, а также для планирования личных вопросов.
Как построить
Правила, используемые при построении дерева целей, весьма простые:
1. Вначале определяется главная задача, которую необходимо решить. Она то и будет вершиной или «стволом» дерева. Обычно такую задачу называют генеральной. Она, как правило, не может быть достигнута сразу. Для того чтобы её достичь, необходимо решение других подцелей, результат которых нужен для выполнения генеральной.
Они, подцели, будут называться «ветвями». Ветвь тоже может иметь подцели.
2. При построении дерева целей нужно чётко и детально описывать каждую ветвь. Каждая цель также должна иметь нужное количество подцелей, для того чтобы быть реализованной. В итоге должно получиться такое дерево, которое полностью сосуществует решению той или иной проблемы. Оно должно содержать все необходимые шаги и ресурсы для решения главной задачи.
В менеджменте приняты следующие принципы построения дерева целей:
· Учитывайте потребности и ресурсы
Постановка цели предполагает, что есть некоторая проблема, которую необходимо решить. Как правило, задачи, требующие планирования, решить сходу невозможно. Потому что они достаточно сложные и требуют комплексного подхода к решению.
Бывает так, что поставленная задача не может быть решена, потому что не хватает ресурсов для её решения. Или нет возможности оценить наличие ресурсов, так как проблема слишком большая. В этом случае дерево целей хороший вариант для анализа ситуации. Учитывайте потребности и ресурсы, которые есть в вашем распоряжении, при построении дерева целей.
· Конкретизируйте
Используя в планировании дерево целей, формулируйте задачи конкретно. Учитывайте, что они должны быть конечными. Опишите параметры, по которым в итоге можно будет определить выполнена она или нет. Также необходимо установить время, которое нужно для выполнения поставленной задачи.
· Разбейте постановку на этапы
Рационально будет ставить задачи в несколько этапов. Первым этапом ставится генеральная цель. Затем для её выполнения ищутся и анализируются ресурсы. После чего, как правило, понадобится поставить подцели. Аналогично для реализации подцелей тоже ищутся ресурсы.
Таким образом, продолжается разворачивание главной задачи, пока не будет продумана вся схема её решения. Задачи уточняются и проясняются до тех пор, пока это необходимо.
· Совместимость
Подцели должны быть достаточными для решения главного замысла, то есть если достигаются все подцели, то это приводит к решению главной задачи. Не должно получиться так, что при выполнении всех подцелей, для решения главной задачи потребуются дополнительные действия или ресурсы. Если получается так, то это говорит о том, что дерево целей было построено неверно.
· Соответствие структуре предприятия
Если деревом целей пользуются для организации работы бизнеса или предприятия, то структура его должна соответствовать структуре предприятия. Таким образом, чтобы каждый отдел или подразделение достигали своих стремлений, что в дальнейшем должно привести к достижению общего замысла предприятия. Это наиболее удобное построение дерева целей для систем, состоящих из нескольких элементов или предприятий.
· Метод декомпозиции
При построении дерева целей часто используют метод декомпозиции. Суть этого метода в том, чтобы произвести разбиение главной цели высшего уровня на частные подцели. Или же в обратном порядке, из подцелей составляется план достижения замысла высшего уровня. Для решения конкретной проблемы всегда стоит выбирать вариант создания дерева целей максимально подходящий и оптимально использующий ресурсы.
Дерево целей организации (the objective tree) – это: структурированный перечень, схема организационных целей; иерархия разноуровневых целей; модель, которая позволяет упорядочить и объединить цели в единый комплекс. Продуктом применения данного метода стратегического планирования должна стать логичная и простая схема управления предприятием. Дерево целей дает возможность обосновать генеральную цель и делает подцели более достижимыми. Система целей определяется организационной структурой. Огромная структура, большое число отделов и рабочих линий потребуют разработки сложного «ветвистого» дерева со многими декомпозиционными уровнями.
Дерево заполняется «сверху вниз», от центральных целей к второстепенным задачам. В «вершине» («корне») располагается генеральная цель, достижение которой – непростая задача. Значит, предстоит разложить ее на меньшие элементы, «цели-ветви», то есть провести декомпозицию. Так возникает план движения к главной цели. Все последующие уровни формируются так, чтобы способствовать достижению предыдущего.
Таблица 3.- Направления целей
Цель | Содержание |
Экономическая | Максимизация прибыли от продаж продуктов или услуг в необходимом качестве и объеме |
Научно-техническая | Поддержание продуктов и услуг на заданном научно-техническом уровне, НИОКР, повышение производительности труда за счет внедрения ноу-хау |
Производственная | Выполнение плана по выпуску продукции. Поддержание ритмичности и качества производства |
Социальная | Совершенствование, развитие и пополнение кадрового ресурса |
Матричный метод. Метод устанавливает взаимное влияние различных событий, определяющих будущее развитие системы в пределах установленного временного горизонта прогнозирования. Сначала эксперты выявляют наиболее значимые для заданного периода события и вероятности их наступления. Затем строится матрица взаимного влияния событий. Эксперты заполняют поля матрицы с учетом того, что появление одного из событий может (или не может) вызвать появление другого события. В результате это позволяет точнее очертить варианты сценариев развития и их вероятности.
Для построения матриц осуществляют ряд последовательных действий:
1) выявляют и группируют факторы, влияющие на достижение поставленной цели, по характеру их влияния;
2) выделяют однородные комплексы факторов;
3) определяют влияние комплексов друг на друга;
4) определяют полное влияние каждого фактора на достижение конечных целей.
Метод морфологического анализа. Делает упор на способы формулировки проблемы, подлежащей прогнозированию. Выделяются основные параметры, определяющие ее состояние в настоящем и будущем. Каждый параметр описывается множеством различных независимых свойств. В итоге получается морфологическая матрица, представляющая все возможные и невозможные комбинации свойств, реализация которых могла бы привести к решению поставленной проблемы. Вопрос о ценности того или иного решения не рассматривается вплоть до завершения построения матрицы. Заключительный этап работы состоит в экспертном отборе наиболее вероятных нетрадиционных решений.
Ландау в студенческие годы составил классификацию зануд. К первому классу причислил “гнусов” – грубиянов, драчунов, скандалистов, ко второму классу – “моралиников” (выделяют продукт морали – моралин), к третьему – “постников” (отличаются недовольным, постным выражением лица), к четвертому – “обидчивых” (всегда на кого-нибудь в обиде). Классификация позволяет систематизировать материал, сделать его наглядным и доступным. Метод морфологического анализа основан на классификации. Разработан он в 30-х годах прошлого столетия швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Впервые метод был применен для решения технических задач в 1942 году, когда Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме “Аэроджент инжиниринг корпорейшен”.
Методология Форсайта Foresight (англ.) – это предвидение, взгляд в будущее. Метод используется для выбора стратегических альтернатив развития страны, региона, отрасли или крупной корпорации с учетом возможностей и ограничений. Речь идет, в первую очередь, о выборе национальных научно-технических приоритетов при формировании государственных научно-технических программ. Метод позволяет создать механизмы ускорения инновационного развития. Разрабатываются долгосрочные прогнозы (на 25–30 лет), характеризующие развитие науки и технологий, их влияние на экономику и социальные процессы. Выявляются наличие ресурсов, характер необходимого взаимодействия между предпринимательским сектором и государством, анализируется состояние научно-исследовательской инфраструктуры. Устанавливается, соответствует ли правовая база масштабам и характеру научно-технологических и организационно-технических проблем. Определяются наиболее вероятные сроки решения соответствующих проблем. Форсайт представляет собой систему качественных, количественных и квази-количественных методов экспертной оценки. Каждый из этих методов включает такие элементы, как креативность, качество экспертизы, взаимодействие экспертов, доказательность. В последние годы возрастает роль доказательств, обеспечивающих объективность оценок. Для этого проводится количественный анализ статистических показателей, включая патентную статистику, библиометрическую информацию и пр. Метод Форсайта – это совокупность более частных методов экспертных оценок, содержание которых излагалось выше. Прогнозирование циклов и кризисов Наиболее надежной научной базой долгосрочного прогнозирования (и стратегического планирования) является теория предвидения Н.Д. Кондратьева. В соответствии с ней познание закономерностей развития общества предполагает изучение: пропорций между элементами социально-экономической системы, которые обеспечивают ее функционирование; перемен в социально-экономической системе, связанных с цикличностью развития; саморазвития общественных систем, когда производится отбор полезных перемен, приспосабливающих социально-экономическую систему к изменяющимся условиям. На основе прогноза выявляется, какие желаемые результаты хозяйственного строительства могут быть достигнуты в рамках возможного.
Каждый цикл проходит 5 фаз:
1) зарождение в недрах предыдущего цикла;
2) инновационное становление;
3) распространение (диффузия);
4) стабильное развитие (зрелость);
5) вытеснение новой, более прогрессивной системой (кризисная фаза).
Далее возможны два результата: переход системы в качественно новое состояние (в очередной цикл) или распад системы с сохранением на некоторое время остатков прошлого. Теория социально-экономических циклов подробно изучалась в курсе «Макроэкономика». Напомню, что :
-средние циклы, приходящиеся на понижательный период большого цикла, должны характеризоваться особой длительностью и глубиной депрессий, краткостью и слабостью подъемов;
-средние циклы, приходящиеся на повышательный период большого цикла, должны характеризоваться обратными чертами.
Таким образом, определив фазу долгосрочного цикла, можно достаточно надежно предвидеть характер приходящихся на эту фазу среднесрочных циклов и присущих им кризисов.
Долгосрочные циклы также являются составным элементом сверхдолгосрочных (цивилизационных) циклов. В современную эпоху продолжительность цивилизационных циклов составляет примерно два столетия. По мнению ученых, в конце ХХ столетия началась заключительная кризисная фаза сверхдолгосрочного цикла индустриальной цивилизации, когда она заменяется постиндустриальной цивилизацией.
В условиях глобализации мировой экономики кризисные фазы циклов одновременно проявляются в разных странах. Изучение кризисов делает возможным и необходимым их прогнозирование. Целью такого прогнозирования является подготовка мер по преодолению кризисов в сравнительно короткие сроки и с меньшими потерями.
Прогнозные балансы. Отдельные элементы экономики должны находиться в некоторых пропорциях, которые со временем будут меняться. Поэтому составление прогнозных балансов является одним из важных методов прогнозирования.
К числу важнейших моделей балансов относятся:
1.Балансы трудовых ресурсов включают
- данные о численности населения страны,
- доле населения в трудоспособном возрасте,
- доле занятых. Могут составляться балансы занятых по отраслям, воспроизводственным секторам и регионам страны с учетом миграции, по уровню образования, специальностям и тд.
2.Межотраслевой баланс является особенно важным в процессе прогнозирования.
Таблица 4. - Система межотраслевого баланса в системе национальных счетов
Выпуск Затраты | Промежуточный спрос | Итого | Конеч-ное исполь-зование (спрос) | Вало-вой вы-пуск | |||||||||
Потребление домашних хозяйств | Государ-ственное потребле-ние | Инвестиции | Экспорт | Итого | Импорт (минус) | ||||||||
Промежуточ-ные материальные затраты отрасли-производителя (i) 1 | Отрасли-потребители (j) 1 | 2 | |||||||||||
1, | 2, | . | . | n | |||||||||
q11 | qn | . | . | q1n | q1 | С1 | G1 | I1 | E1 | F1 | M1 | Х1 | |
2 | q21 | qn | . | . | q2n | q2 | С2 | G2 | I2 | E2 | F2 | M2 | Х2 |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
. | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . | . |
n | qn1 | qn2 | . | . | qnn | qn | Сn | Gn | In | En | Fn | Mn | Хn |
Итого | q1 | q2 | . | . | qn | Q | |||||||
Добавленная стоимость | 3 | 4 | |||||||||||
Заработная плата | з1 | з2 | . | . | зn | З | |||||||
Амортизация | а1 | а2 | . | . | а1 | А | |||||||
Прибыль | п1 | п2 | . | . | п1 | П | |||||||
Налоги | н1 | н2 | . | . | н1 | Н | |||||||
Субсидии | s1 | s1 | . | . | s1 | S | |||||||
Итого | дс1 | дс2 | . | . | дсn | ДС | |||||||
Валовые затраты | В1 | В2 | . |
В квадранте 1 представлены данные о промежуточных сделках между отраслями-производителями (продавцами) и отраслями-потребителями (покупателями), характеризующие промежуточный спрос (потребление). В квадранте 2 приведено распространение продукции отраслей на личное потребление население, государственное потребление, инвестиции, экспорт и импорт, объединенные общим понятием конечное пользование (конечный спрос). Здесь конечный спрос имеет форму валового национального продукта. В квадранте 3 отображается стоимостная структура затрат на производство валового национального продукта по отраслям и в целом по экономике (добавленная стоимость), то есть сумма заработной платы (З), прибыли (П), амортизации (А) и налогов (Н) за вычетом субсидии (S): дсj = зj + аj + пj + нj - sj (1), ДС = З + А + П + Н - S (2). Сумма промежуточного и конечного потребления по i-й строке характеризует объем валового выпуска продукции (услуг) i-й отрасли. Используя условные обозначения из таблицы валовой выпуск i-й отрасли можно определить по формуле: , (3). По модели межотраслевого баланса можно выполнить два типа расчетов: первый - когда по заданному уровню конечного потребления определяются масштабы общественного производства и структура экономики; второй - когда по заданным объемам производства по одним отраслям (продуктам) и заданному конечному потреблению в других отраслях формируется баланс производства и потребления продуктов. Первый тип применяется в основном при проведении прогнозных расчетов, второй - на стадии формирования планов, их корректировки (внесения уточнений по объемам производства той или иной продукции). Для разработки межотраслевых балансов используются коэффициенты прямых и коэффициенты полных затрат. Коэффициенты прямых затрат - это среднеотраслевые нормативы расхода материальных ресурсов на производство единицы определенного вида продукции (услуг). Они имеют натуральную и денежную форму в зависимости от того, в каком виде составляется межотраслевой баланс. С их помощью рассчитываются межотраслевые потоки и определяются материальные затраты по отраслям экономики. Коэффициенты полных затрат характеризуют затраты на производство единицы конечного использования продукции (услуг) по всей цепи сопряженных отраслей. Они определяются на основании коэффициентов прямых затрат и отличаются от последних на величину косвенных затрат. Коэффициенты полных затрат используются для расчета валовой продукции по каждой отрасли путем их умножения на объем конечного использования продукции (услуг). |
Модель межотраслевого баланса позволяет: 1. Обосновывать прогнозно-плановые расчеты на базе конечного общественного продукта, задавая ему вектор растущих потребностей общества. 2. Учитывать технологические и структурные изменения в экономике, меняя используемые коэффициенты. 3. Осуществлять поиск оптимальной стратегии (в том числе технологической), рассматривая множество вариантов с различными ограничениями и целевыми функциями. Модель межотраслевого баланса можно использовать также в территориальном разрезе.
Нобелевский лауреат по экономике (1973 г.) В.В. Леонтьев разработал межотраслевую модель мировой экономики. Она использовалась им для прогноза на 1980, 1990, 2000 гг. и имела базовым 1970 г. Развитием модели В.В. Леонтьева занимаются современные российские ученые, которые разрабатывают модели: • Интегральное макропрогнозирование. • Многофакторная модель циклической экономической динамики. Данная модель учитывает влияние следующих факторов: труд, капитал, научно-технический потенциал, энергопотребление, показатель уровня глобализации, показатель эффективности управления, показатель фаз среднесрочных и долгосрочных (кондратьевских) циклов. В качестве косвенного показателя уровня глобализации может выступать отношение объема внешней торговли к ВВП. Для оценки эффективности управления может использоваться отношение размера ВВП по ППС к численности занятых в управлении.
3.Балансы предприятий. Составление общего бюджета предприятия или организации можно разделить на этапы: составление управленческого баланса, разработка бюджета финансовых средств, а также разработка бюджета прибылей и убытков. Прогнозный баланс предприятия составляют обычно на основании результатов этих двух основных бюджетов.
При подготовке прогнозного баланса на будущий период деятельность организации можно оценить более точно. Такой баланс не является только бухгалтерским документом, а относится к области стратегического планирования, поэтому и в составлении управленческого баланса должны принимать участие не только бухгалтеры, но и экономисты, и финансисты. Прогнозный баланс для целей бизнес-планирования в общем случае не совпадает с формой бухгалтерского баланса: использует агрегированные данные, а события, наступление которых прогнозируется в балансе, носят вероятностный характер. Отличия вытекают из необходимости не глубокого изучения документа, а лишь проверки наличия (отсутствия) в нем опасных симптомов, поэтому имеет смысл использовать только наиболее значимые для предприятия статьи. Если затраты на составление прогнозного баланса для предприятия несущественны, то не исключается возможность использования формы, идентичной стандартной для составления отчетного баланса.
Как правило, способ составления прогнозного баланса не очень отличается от порядка составления периодического или годового бухгалтерских балансов. Показатели активов и пассивов, из которых состоит прогнозный баланс, должны быть равны. Нужно учесть, что при составлении прогнозного баланса статьи активов и пассивов интерпретируются на основе показателей всех зафиксированных в документах бюджетов за прошедшие периоды, а также на основе предварительных данных на начало бюджетного периода.
При подготовке управленческого баланса будущая прибыль рассчитывается на основе величины нераспределенной прибыли за прошлые года и суммы чистой прибыли организации, заложенной в бюджете на прогнозный период. В данных бюджета прибылей и убытков содержатся показатели чистой прибыли, но при составлении прогнозного баланса их необходимо уменьшить на сумму налога на прибыль. Нужно также учесть принятые решения по выплате убытков прошлых лет, кроме того, выплату дивидендов или увеличение сумм резервного капитала. При необходимости, методику составления баланса можно дополнить другими статьями для более точной оценки перспектив развития организации в будущем периоде, на который составляется прогноз.
Для составления прогнозного баланса необходимо систематически накапливать информацию о работе организации.
Прогнозирование основано на тщательном анализе как, можно большего количества отдельных элементов доходов, расходов, активов, пассивов и обдуманной оценке их будущей величины с учетом взаимосвязи между элементами, а также вероятных будущих условий. Прогнозирование требует получения как можно большего количества подробностей. Кроме того, следует оценить стабильность отдельных элементов через вероятность их повторения в будущем. Это придает определенное значение анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных статей.
Прогнозирование требует использования разных бухгалтерских отчетов, охватывающих как можно большее количество периодов. Повторяющуюся деятельность можно прогнозировать с большей степенью уверенности, чем случайные события.
Разработка прогнозного баланса должна осуществляться в следующей последовательности:
1. Анализ текущего финансового состояния организации по данным аналитических таблиц;
2. Анализ финансовых результатов и факторов, влияющих на них;
3. Определение относительных и абсолютных изменений в структуре активов, пассивов, доходов, расходов;
4. Построение прогнозного баланса
Лекция 3. Стратегическое планирование и его принципы
1.Понятие и принципы стратегического планирования.
2.Риски и неопределенность в условиях рыночной экономики.
3.Принципы планирования.
4.Специфика стратегического планирования.
1.Понятие и принципы стратегического планирования. Термин стратегия греческого происхождения означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Стратегическое планирование означает разработку действий и решения руководства предприятия поставленных целей.
В качестве его важнейших характеристик можно выделить:
- средство достижения конечного результата;
- объединение всех частей организации в единое целое;
- охват всех основных аспектов деятельности фирмы;
- обеспечение совместимости;
- план действий;
- порядок действий;
- перспектива.
Разрабатываемая стратегия должна отвечать требованиям:
- содержать ясные цели;
- обеспечивать гарантированные ресурсы:
- поддерживать прогрессивную инициативу.
По своей сущности стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми предприятие руководствуется в своей деятельности. Существует четыре группы таких правил.
1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и будущем. Качественный критерий оценки обычно называют курсом или ориентиром, а количественные - заданием или планом.
2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой и которые определяют, какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиться преимущества перед конкурентами. Этот набор правил получил названий стратегия бизнеса.
3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри фирмы и которые называются организационной концепцией.
4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность и которые называют основными оперативными приемами.
Стратегическое планирование в общем случае представляет собой процесс определения целей организации (социально-хозяйственной структуры) и их изменений, а также ресурсов, необходимых для их достижения, и поли тики, направленной на приобретение и использование этих.
Можно выделить четыре главных компонента, которыми определяются общее содержание и особенности стратегического планирования и управления применительно к социально-хозяйственной системе: цели и средства их достижения, время (горизонт) решений и пространственная структура системы. Ключевым компонентом в стратегиях, понятно, являются цели системы (организации), которые, однако, мало что будут значить на практике, если они рассматриваются в отрыве от остальных трех компонентов.
Обычно выделяется генеральная цель развития организации (системы) — самое широкое по смыслу решение, принимаемое организацией (или правительством) в рамках стратегического планирования. Выбор генеральной цели означает определение или уточнение миссии организации (системы). Миссия наиболее обобщенно характеризует, что представляет собой организация, зачем последняя существует и каково ее единственное в своем роде место на пространстве развития. Для страны (региона) понятие миссии, конечно, не совсем подходящее, здесь лучше оперировать понятием генеральной цели.
Как только определена генеральная цель организации (системы), можно выбирать подцели и общие задачи. Они могут иметь количественную и качественную форму, но должны носить достаточно протяженный во времени (устойчивый) характер. Формулируемые на основе целей и подцелей задачи суть конкретные, привязанные к определенным срокам результаты, которых организация намерена добиться в ходе реализации своей стратегии. В этом ключе стратегия организации (системы) предстает как общее направление, на котором следует искать пути достижения целей.
Применительно к хозяйственной организации содержательным результатом стратегического планирования принято считать такого рода перемены в ее облике и функционировании: •
выход на новые уровни НИОКР; •
утверждение на рынке новых видов продукции; •
диверсификация портфеля продукции и услуг; •
слияния и приобретение фирм; •
реорганизация и перераспределение полномочий и от ветственности внутри организации; •
сворачивание и ликвидация нерентабельных произ водств; •
проектирование и создание новых мощностей; •
организация учебы персонала; •
создание новых рынков.
Вполне очевидно, что для социально-хозяйственной системы (национальная экономика, регион и др.) спектр содержательных целевых характеристик стратегических программ должен быть иным, более широким по функциям и менее детализированным. Но общий смысл стратегического подхода к перспективам в рамках макросистем будет во многом близким к тому, что реализуется в ходе стратегического управления успешными корпорациями. Главное заключается в отходе от сугубо ситуативного реагирования на изменения среды и переходе к реагированию упреждающему, предусматривающему заблаговременное включение в действие новых факторов, способных в той или иной степени целенаправленно менять саму среду.
Стратегическое планирование на уровне социально-хозяйственной системы может быть успешным при условии взвешенного отношения к реальным возможностям и противоречиям принципов стратегического планирования и управления. Укажем некоторые из них.
Во-первых, стратегическое управление — это не только и не просто заранее составленный план, это еще и тип (мо- делъ) поведения. Мир слишком сложен, поэтому детальное выстраивание стратегии применительно к социально-хозяйственной системе от первого шага до конца — бессмысленно, если не имеются в виду постоянная конкретизация стратегий и переложение части целевых ориентиров в форму индикативных планов и конкретных проектов. Стратегии следует разрабатывать постепенно, шаг за шагом, по мере того как происходит «обучение» органов (персонала) стратегического управления и отсекаются идеи, не оправдавшие себя.
Во-вторых, успех приходит в тех случаях, когда стратегия проектируется и направляется высшим руководством организации (применительно к национальной экономике — главой государства или правительства). Поэтому один из ключевых принципов состоит в выполнении функций стратегического планирования самими высшими управляющими. Какой бы важной ни была роль профессиональных плановиков в процессе стратегического планирования, не они творцы стратегий, они, в сущности, не более чем помощники. Вместе с тем реальная занятость высшего руководства обычно такова, что его роль как архитектора стратегий сводится всего лишь к одобрению вариантов стратегий, а не к их «выстраиванию». К тому же роли и интересы политических руководителей серьезно отличаются от ролей и интересов руководителей фирм: мотивация политических деятелей в значительной степени привязывается к выборным циклам.
Поэтому субъекты ответственности за стратегию в масштабе социально-хозяйственных систем должны быть связаны с общественными интересами и демократическим контролем в историческом ключе. Создание механизмов ответственного участия в стратегическом процессе экспертов и плановиков-профессионалов, с одной стороны, и высшего руководства, с другой, — одна из самых сложных проблем стратегического планирования на уровне макросистем.
В-третьих, стратегические процессы в социально-хозяйственных системах являются сложным сочетанием обеспечения готовности к масштабным переменам и факторов стабильности. В самом деле, в стратегически ориентированной системе высшему руководству надо уметь поддерживать равновесие и порядок, обеспечивать общую эффективность структуры и при этом одновременно необходимо быть новаторами, реформировать организационную структуру, адаптироваться, реагировать, обучаться. Поэтому, как это ни парадоксально, в серьезных работах по стратегическому управлению стратегия подается как понятие, связанное не с переменами, а со стабильностью. Именно стремление к устойчивости и постоянству побуждает организации к разработке и реализации стратегий20.
В-четвертых, затраты средств и времени на формирование стратегических планов должны быть достаточными, но не слишком большими. «Сама природа стратегических решений, позволяющая плановику не спешить с выбором, может способствовать, — замечают У. Кинг и Д. Клиланд, — оттяжке с принятием решения до получения дополнительной информации. А так как никакая информация не может считаться достаточной, существует опасность, что стратегические решения не будут приняты вообще»21. Поэтому чрезмерная увлеченность научно-интеллектуальными проработками стратегий и обоснованиями планов может создать «паралич управления» по причине самой склонности к аналитике.
В-пятых, стратегические планы развития социально-хозяйственных систем должны быть в большей мере качественными, чем количественными проработками. Их невозможно представить в виде жесткого набора показателей или перечня мероприятий. Вполне допустима а, возможно, будет даже предпочтительной в случае разработки долгосрочных национальных стратегий сценарная форма планирования. Разработка сценариев будущего, как показывает практика, облегчает структуризацию неясных тенденций и ситуаций и дает дополнительные шансы для принятия более обоснованных решений в условиях значительной неопределенности.
На наш взгляд, возможен и такой подход, когда роль главного стратегического документа страны отводится комплексной концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, что и закладывается на данном этапе в методологию стратегических проектировок Министерством экономического развития. Важным условием при этом должна быть тесная интеграция концепции с системой целевых программ и национальных проектов. Повышенные требования при таком подходе, разумеется, должны быть предъявлены к разработке среднесрочных индикативных планов развития национальной экономики и к совокупности принимаемых вместе с ними федеральных и региональных целевых программ.
Введение в регулярную практику процедур разработки на основе долгосрочных прогнозов стратегических планов социально-экономического развития нашей страны связано на современном этапе с преодолением предубеждений, сложившихся среди значительной части российской «элиты» в отношении совместимости стратегических планов и программ на макроуровне с рыночным характером экономической системы. Эти предвзятости, породившие примитивизацию постулатов, взятых в качестве методологической базы рыночных реформ, в какой-то степени в ретроспективном ключе могут быть объяснены (и оправданы) скоротечностью событий и издержками острой политической борьбы, но дальнейшее упорствование в данном вопросе не может быть допущено, какие бы изощренные доводы из области теорий «разгосударствления» и т.п. не приводились приверженцами «чистого рынка».
Методология разработки стратегических планов на макроуровне предусматривает следующие этапы: •
определение на базе долгосрочного прогноза системы стратегических приоритетов на перспективный период, формулировка генеральной цели плана; •
обоснование основных обобщающих показателей социально-экономического, инновационно-технологического, энергоэкологического, территориального и внешнеэкономического развития на перспективный период, построение плановых балансов по основным видам ресурсов, разработка, утверждение и публикация стратегического плана; разработка и увязка между собой долгосрочных стратегий по узловым направлениям социально-экономического развития (демографической, энергоэкологической, инновационной, оборонной, транспортной, внешнеэкономической); •
формирование системы взаимосвязанных национальных программ и федеральных целевых программ, реализующих конкретные приоритеты; •
бюджетное обеспечение долгосрочных стратегий, национальных и целевых программ, важнейших инновационно-инвестиционных проектов;
организация статистического мониторинга, выполнения основных показателей стратегического плана, стратегий по узловым направлениям, национальных программ и проектов, федеральных целевых программ; подготовка и повышение квалификации топ-менеджеров, специалистов и госслужащих по стратегическому планированию
2.Риски и неопределенность в условиях рыночной экономики. Характерной чертой рыночной экономики, как отмечалось выше, является асимметрия и неполнота информации, то есть участники рыночного процесса имеют неравный доступ к информации, и при этом та информация, которой они обладают, чаще всего, не является исчерпывающей. Такая ситуация приводит к возникновению неопределенности и риска, и как следствие отрицательно влияет на эффективность работы экономики, так как серьезно затрудняет поиск и принятие правильного решения.
Неопределенность– недостаток информации о вероятных будущих событиях, что делает эти события не поддающимися оценке.
Риск– это ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода нельзя все же точно предсказать конечный результат.
Вероятность– возможность получения определённого результата.
Следует различать объективнуюи субъективнуювероятность. Объективная вероятность– это вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходит данный процесс или явление. Субъективная вероятность– это вероятность, основанная на предположении о возможности получения данного результата.
Риск связан с выбором определенных альтернатив, расчетом вероятностей их исхода – в этом его субъективная сторона. Помимо этого, она проявляется и в том, что люди неодинаково воспринимают одну и ту же величину риска в силу различия психологических, нравственных, идеологических ориентации, принципов, установок и т. д.
Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обусловливает вероятностная сущность многих природных, социальных и технологических процессов, многовариантность материальных и идеологических отношений, в которые вступают субъекты социально-экономической жизни.
Объективность риска проявляется в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны деятельности. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.
Субъективно-объективная природа риска определяется тем, что он порождается процессами, как субъективного характера, так и такими, существование которых, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.
Как указывалось, существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. В первую очередь это неопределенность внешней среды. Внешняя среда включает в себя объективные экономические, социальные и политические условия, в рамках которых осуществляется предпринимательская деятельность.
В какой-то мере риски можно снизить путем их страхования. Но это снижает лишь убытки от уже наступивших последствий непродуманных решений.
Снизить риск наступления тех или иных негативных экономических событий может стратегическое планирование.
Рассмотрим проблемы стратегического планирования.
В частности, Д.Макклин выделяет следующие проблемы:
1.высшее руководство настолько поглощено текущими проблемами, что уделяет недостаточно времени стратегическому планированию, и этим приходится заниматься другим работникам;
2.преобладает представление высшего руководства, что оно может делегировать функции планирования плановикам;
3.отсутствует практика определения цели компании как основы для стратегического планирования;
4.нет опыта привлечения в процесс стратегического планирования широкого круга менеджеров и специалистов;
5.отсутствуют навыки использования стратегических планов как основы для принятия управленческих решений;
6.не прилагаются усилия для создания в компании подходящего для стратегического планирования климата;
7.Отказ высшего руководства от формализованного стратегического планирования в пользу принятия решений на основе интуиции и опыта [McClean D. Strategic planning: as simple as A, B, C. 2015. Lulu Publishing Services. Kindle Edition.]
Центральная проблема стратегического планирования на практике состоит в том, что оно обычно не предусматривает вовлеченность сотрудников и часто рассматривает людей лишь как ресурс стратегического управления.
Однако выбранная стратегия приобретает значение только тогда, когда люди принимают ее и наполняют ее энергией. Но энергия людей – это не обязательно рациональный подход к планированию.
Это – интуиция, влечения, учет собственных интересов, не всегда совпадающих со стратегическими целями организации.
1.Эти неформализируемые факторы часто игнорируются планировщиками.
Так Дж. Брайсон пишет: «Если компания управляется гениями интуиции, то ей не нужно формальное стратегическое планирование. Но скольким компаниям так повезло? И даже если так, как часто их управляющие правы в своих утверждениях?» [2, p. 9].
2.На других ступенях иерархической лестницы проблема становится более серьезной потому, что планирование часто используется для осуществления более жесткого контроля над управленцами нижнего и среднего уровня.
3.Другая проблема состоит в том, что нередко возникают противоречия между требованием стабильности, жестко определенной последовательности действий и событий стратегического плана и необходимостью стратегических организационных изменений.
«Гибкий план» – это оксюморон. Так Д. Сильва пишет: «…планирование должно быть жестким. После того как были произведены тысячи вычислений, единственно возможные для данного плана, и выпущены директивы, любые требования изменить какие-либо данные должны быть отвергнуты. Необходимо следовать принятому плану, потому что, изменяя какую-либо его часть, нельзя не затронуть остальные, а изменение всего плана – слишком сложная и кропотливая работа, что проводить ее часто» [.Silva D. Project management: a strategic planning approach // The Journal of the Operational Research Society. 2007. Vol. 58, No. 6. Pр. 831-846, p. 837].
Сам процесс планирования не приемлет серьезных перемен в организации, так как он требует декомпозиции, которая может быть проведена лишь в условиях устоявшихся отношений и элементов организации, например, существующих видов стратегии (корпоративная, относящаяся к бизнесу, функциональная), установленных видов продукции, элементов структуры. Но действительно фундаментальное изменение означает реорганизацию всех элементов.
На самом деле планирование способствует изменениям, которые являются скорее характерными, нежели творческими, просто потому, что это аналитический процесс, а творчество требует синтеза.
Иначе говоря, именно созидание позволяет реорганизовать существующие категории; планирование же наоборот призвано использовать охранять эти категории.
Разумеется, существуют творческие плановики – творческие личности на должности планировщиков – но это не имеет никакого отношения к процессу планирования.
В результате опора только на планирование приводит к принятию только тех стратегий, которые либо экстраполируют прошлое в будущее, либо копируют другие стратегии.
Для планирования предпочтительны краткосрочные изменения, а не долгосрочные, потому что методы прогнозирования несовершенны.
Вывод:
1.люди, полагающиеся на интуицию, часто могут видеть дальше и глубже;
2.техника планирования, наоборот, редко способна прогнозировать дальнее будущее.
К тому же необходимость основывать планирование на бюджете, на что обращают внимание все методы, уже предполагает короткий срок рассмотрения. Длинные периоды просто не учитываются при планировании.
Чтобы планировать, нужно контролировать окружение, или предполагать его стабильность.
Однако не повторяющиеся события, такие как технологические нововведения, рост цен, инфляция, процентная ставка, точно предсказать практически невозможно.
В этом случае единственный выход – прогнозирование через экстраполяцию.
Необходим не только прогноз последствий, но и стабильность на время разработки стратегии. Иными словами, предполагается, что мир стоит на месте, пока организация разрабатывает стратегию.
Но изменения не возникает по четко составленному расписанию.
Возникает противоречие между стратегическим планированием и разработкой стратегии изменений.
Особенно это противоречие проявляется при разработке антикризисного управления. Стратегическое планирование – это процесс анализа, декомпозиции, а не индукции и синтеза. Отсюда следует, что стратегическое планирование не может быть планированием изменений. Анализ может предшествовать и способствовать синтезу, но анализ не может заменить синтез.
Для планировщиков это означает ценить неформальные процессы видения и обучения, желание адаптировать свои собственные подходы, сделать их сопоставимыми с этими процессами. Такой процесс называют «мягким анализом».
Мягкий анализ предлагает такие действия, когда более важно правильно поставить вопрос, очертить и детализировать проблему, чем найти точный ответ.
В идеале стратегическим планированием должны заниматься люди, способные к анализу, но в то же время имеющие навыки использования интуиции для принятия стратегических решений.
Вывод таких людей «из тени» и привлечение их к стратегическому планированию – важная задача, решаемая через развитие принципов партисипативного стиля управления.
Партисипативное управление - (Партиципати́вная культу́ра (англ. participation — причастность)) управление, направленное на раскрепощение творческой активности работника, создание простора для индивидуальных достижений талантливых людей; обеспечивает необходимое интегрирование оценочных усилий на единое коллективное действие.
Принципы партисипативности:
1) Партисипативное управление должно быть реальностью, а не мифом, причем на всех уровнях;
2) Следует учитывать, что различные категории работников предъявляют различные требования к характеру своего участия в управлении.
Так, рабочие на первое место ставят распределение премий, выдвижение передовых работников для материального и морального поощрения. На втором месте по важности стоит участие в распределении заданий между членами коллектива, подведение итогов работы, затем - участие в разработке планов работы, планов повышения квалификации. Для специалистов на первом месте стоит участие в выдвижении членов коллектива на повышение в должности. Меньший интерес специалисты проявляют к участию в системе материального и морального стимулирования.
3.Принципы планирования.
Впервые общие принципы планирования были сформулированы А.Файолем. в качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов:
1.единство. Принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и на вертикальном уровнях планирования и управления;
2.непрерывность. Принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки. Чтобы не было перерывов или остановок в производственной деятельности, необходимы не только непрерывность планирования, но и соответствующее обоснование выпускаемой продукции и выполняемых работ. Непрерывность планирования позволяет сделать возможным постоянный контроль, анализ и модификацию планов при изменении как внутренней, так и внешней среды. В процессе непрерывного планирования происходит заметное сближение фактических и плановых показателей производственно-экономической деятельности на каждом предприятии;
3.гибкость. Принцип гибкости планов предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия. Постоянные изменения в технике, технологии и организации производства приводит обычно к снижению расхода запланированных ресурсов и к необходимости уточнения первоначальных планов. При соблюдении этого требования необходимо также планировать величину таких резервов, ибо их необоснованное применение сказывается на результатах планирования;
4.точность. Принцип точности планов определяется многими как внутрифирменными факторами, так и внешним её окружением.
В современной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических требований, широкую известность имеют общеэкономические принципы: системность, оптимальность, эффективность, приоритетность, сбалансированность, равнонапряженность, конкретность, динамичность, риск.
Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.
Принцип участия оказывает активное воздействие людей на процесс планирования.
Принцип холизма состоит из двух частей: координации и интеграции.
Принцип координации устанавливает, что деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от других объектов данного уровня. Отсюда вытекает, что деятельность подразделений одного уровня следует планировать не только одновременно, но и во взаимозависимости с другими. Не важно где возникают проблемы, решать их нужно совместно с остальными.
Принцип интеграции определяет, что планирование осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Стратегия или тактика, сформулированная на одном уровне системы, часто создает новые проблемы для других уровней. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования "сразу всеми" противостоит последовательному планированию.
4. Специфика стратегического планирования. Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями:
- система стратегического планирования обобщает долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное, текущее планирование, а также маркетинговый и функциональные планы фирмы;
- служит основой для любого другого вида планирования;
- определяет основные виды деятельности;
- предусматривает перспективное направление деятельности фирмы;
- предусматривает единую систему маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности;
- для каждого подразделения фирмы устанавливает цели, согласованные с общей стратегией развития фирмы;
- предусматривает альтернативные действия на долгосрочный период;
- предусматривает разработку процедур и операций для достижения будущего;
- содержит совокупность глобальных идей развития фирмы.
Виды макроэкономических стратегий на каждом историческом переходном этапе развития трансформируемой в РФ экономики принимается за основу, как генеральные стратегии развития, так и стратегии развития функциональных сферах деятельности.
Современной генеральной стратегией в долгосрочной перспективе является концепция долгосрочного развития РФ до 2020 года.
Задача достижения глобальной конкуренции при открытом типе экономики, которую можно достичь по средствам опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве и в максимальной степени позволяют реализовать национальные конкурентные преимущества стратегии перехода и инновационному социально ориентированному типу развития российской экономики, данную стратегию можно реализовать за счет реализации функциональных стратегий в экономической, социальной, международной деятельности : развитие человеческого потенциала; экономическая стратегия создания высококонкурентной институциональной среды, привлечения капитала в экономику; стратегия закрепления и расширения глобальных преимуществ РФ в традиционных сферах (энергетики, транспорта, в отраслях переработки природных ресурсов); стратегия перехода к новой модели пространственного развития экономики.
К макроэкономическим стратегиям можно относить сценарные условия реализации прогнозов соц. эконом. развития, как среднесрочные, так и долгосрочные, где разрабатываются 3 и более таких стратегий. Например в прогнозе долгосрочного периода 2005 -2015 рассматривались три стратегии: ресурсно-ориентированная, ресурсно- инвестиционная, инновационная. Приоритетной была принята инновационная.
Лекция 4. Индикативное планирование
1.Индикативное планирование и его отличие от директивного планирования.
2.Формы и типы индикативного планирования.
3.Структура индикативного плана.
4.Индикативное планирование в России.
1.Индикативное планирование и его отличие от директивного планирования. Экономический механизм хозяйствования в условиях рынка включает ряд инструментовгосударственного регулирования. К ним относят: правовое регулирование, налоговую, финансовую, таможенную политику. Они могут быть как прямого так и косвенного воздействия. Одной форм косвенного воздействия государства на предприятия являетсяиндикативное планирование.
Индикативное планирование – это процесс формирования индикаторов социально-экономического развития, а также прогнозирования экономических результатов, позволяющих достичь состояния экономики, соответствующей выработанной системе индикаторов.
Индикативное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятий на основе стимулов в виде льгот, нормативов – индикаторов, мотивирующих деятельность в той или иной отрасли.
Директивное планирование – это государственное планирование деятельностью предприятия на основе «жесткого» плана производства и распределения продукции, имевшего силу закона и подлежащего неукоснительному исполнению.
Ниже в таблице приведены отличительные характеристики индикативного и директивного планирования экономики.
признак | индикативное планирование | Директивное планирование |
Характер планирования | Рекомендательный | Адресный жесткий, приказывающий, навязывающий |
Воздействие планирования | Косвенное через систему экономических нормативов и льгот | Прямое через систему указаний, приказов и назначений. |
Показатели планирования | Стоимостные (в основном) | Натуральные, стоимостные и все остальные |
Содержание планирования | Регулирование деятельности | Навязывание деятельности |
Методы планирования | Экономические | Административные |
Концепции | Концепция самостоятельного эффективного использования ограниченных ресурсов. Рыночное ценообразование | Концепция отсутствия инициативы и самостоятельности. Концепция бесплатности факторов производства и лимитного распределения ресурсов. Централизованное ценообразование |
Роль индикативного планирования заключается в следующем:
1. Определять направления развития и приоритеты развития различных отраслей народного хозяйства.
2. Давать импульс развития предпринимательства через участие в реализации различных программ и тем самым способствовать созданию конкурентной среды.
3. Создавать предпосылки для развития НТП.
4. Создавать инновационную и инвестиционную привлекательность приоритетных направлений развития.
5. Способствовать финансовому оздоровлению экономики через систему экономических нормативов и льгот.
6. Обеспечивать эколого-социальную безопасность функционирования экономики.
Индикативный план государства должен включать:
1. Концептуальную часть, т.е. общую принципиальную модель (концепцию) социально-экономического развития страны (региона). В этой части обосновываются цели и приоритеты государственной социально-экономической политики, а также задачи и способы достижения их.
2. Прогнозную часть, прогноз социально-экономического развития страны (региона). Прогноз является базисом для осуществления политики государственного регулирования экономики и социальной сферы.
В прогнозах формируются индикаторы (indiсator от лат. указатель) социально-экономического развития, т.е. показатели характеризующие необходимое состояние экономики к которому предполагается стремиться (показатели структуры, динамики и эффективности экономики; состояния финансов; денежного обращения; товарных и фондовых рынков; состояния цен; уровня занятости и жизни населения, и прочей хозяйственной деятельности государства).
Индикаторы должны быть между собой взаимосвязаны и сбалансированы так, что бы отражать количественную характеристику социально-экономической политики государства. В индикативный план включается целостная система прогнозов социально-экономического развития (от долгосрочных (10-15 лет), среднесрочных (3-5 лет) до краткосрочных (1 год)).
3. Планово-регулирующую часть, т.е. государственные федеральные и региональные целевые программы и систему экономических регуляторов.
Государственные федеральные и региональные целевые комплексные программы разрабатываются для реализации приоритетов, определенных в концепции и прогнозах.
Государственное регулирование осуществляется в двух формах: в форме законодательства и форме программ. Законодательство устанавливает общие «правила игры» для всех участников общественного производства. Программы отражают льготные условия ля участников конкретных направлений по приоритетным проблемам. Механизмы государственного регулирования экономики представлены бюджетной политикой, налоговой политикой, финансово-кредитной политикой, ценовой политикой, денежно-эмиссионной политикой и внешнеэкономической политикой.
Система экономических регуляторов состоит из комплекса натуральных и стоимостных нормативных показателей, посредством которых государство воздействует на экономику для достижения поставленных целей. Данная система может включать:
· Перечень лицензируемых отдельных видов деятельности и квоты на экспорт отдельных видов продукции.
· Объемы поставок продукции, работ и услуг для государственных нужд, размещаемые на конкурсной основе на предприятиях.
· Бюджетные субсидии и дотации, необходимые для поддержания отдельных отраслей и регионов.
· Объемы капиталовложений, финансируемых из бюджета, а также перечень важнейших строек, осуществляемых с помощью государства.
· Сведения для предприятий, участвующих в программах по снижению налоговых ставок, процентов по кредитам, ставок таможенных сборов, изменению норм и порядка начисления амортизации и т.д.
Предприятие в условиях существования индикативного плана развития экономики самостоятельно разрабатывает свои планы с учетом льгот, преимуществ при выполнении государственных федеральных и региональных целевых комплексных программ.
Предприятие, желающее участвовать в реализации отдельных разделов индикативного плана, могут получить необходимую информацию в соответствующих органах управления (сценарий будущего развития, прогноз цен, перечень льгот).
Предприятие может участвовать в реализации индикативного планирования в одной из следующих форм:
· Участие в государственных или региональных целевых комплексных программах.
· Поставка продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд (государственный заказ).
Индикативный план увязывает интересы государства с интересами предприятия. Позволяет повысить информированность предприятий в области государственной социально-экономической политике, а также:
· Выработать соответствующую стратегию, позволяющую снизить уровень предпринимательского риска в связи с уменьшением неопределенности внешней среды.
· Получить льготные кредиты, льготы по налогообложению и таможенным пошлинам, квоты и т.п.
· Повысить загрузку имеющихся производственных мощностей.
· Обеспечить рабочие места и снизить социальную напряженность на предприятиях и регионах.
Индикативное планирование (как и другие государственные экономические регуляторы рынка) позволяет повысить выживаемость предприятий в реальном секторе экономики.
2.Формы и типы индикативного планирования. Индикативное планирование - это процесс формирования параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике.
Индикативное планирование - это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой.
Индикативное планирование предполагает использование следующих процедур:
1) определение общенациональных приоритетов;
2) целеполагание;
3) прогнозирование;
4) бюджетирование;
5) программирование;
6) контрактация.
Взаимодействие субъектов в рамках индикативного планирования является равноправным. Индикативное планирование реализуется на разных уровнях управления:
1) макроэкономическом уровне;
2) региональном уровне;
3) межотраслевом и межрегиональном уровнях;
4) микроэкономическом уровне.
Формы индикативного планирования:
1. Конъюнктурная (ЕС). Конъюнктура - это совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. В данном случае функция индикативного планирования заключается в улучшении экономической конъюнктуры путем использования макрорегуляторов в рамках фискальной и монетарной политики.
2. Структурная форма индикативного планирования (характерна для Японии). В данном случае реализуется определенная государственная структурная политика. Широко используются налоговые, кредитные льготы и другие меры государственной поддержки.
В Японии индикативные планы используются в качестве общенационального документа, определяющего перспективы и общие направления развития экономики на ближайшие 5-10 лет, а также рекомендаций правительству при определении целей, приоритетов и стратегии экономической политики. В результате процедуры составления плана и его принятия достигается консенсус между различными участниками хозяйственной деятельности и разными уровнями хозяйствования и управления.
Целями индикативного планирования в Японии в различные периоды выступали достижение экономической независимости, максимизация экономического роста, обеспечение основы производственной деятельности .
В Японии создана система институтов, занимающихся индикативным планированием. В разработке индикативных планов в той или иной мере принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, прежде всего Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности. Кроме того, к обоснованию и разработке планов привлекаются многие научно-исследовательские организации и широкий круг опытных специалистов и экспертов. Основную же координирующую роль в разработке планов играет Управление экономического планирования, которое возглавляется генеральным директором в ранге государственного министра.
Процесс составления проекта будущего индикативного плана начинается:
1.с запроса со стороны Премьер-министра в адрес Экономического совета. Совет является совещательным органом при главе правительства и непосредственно разрабатывает общегосударственные планы экономического развития страны. Он формируется из представителей крупного бизнеса, академических кругов, исследовательских организаций. Срок его действия - два года. Кроме того, в процессе формирования каждого отдельного плана в помощь Экономическому совету создается ряд комитетов, в состав которых включаются представители различных слоев общества.
2.Проект плана тщательно отшлифовывается в Совете и в его комитетах. Таким образом, обеспечивается прозрачность процесса разработки планов, а также учет групповых интересов предпринимателей и государства.
3.Окончательный проект передается Премьер-министру в форме ответа на полученный от него запрос, и Кабинет министров принимает его в качестве официального экономического плана правительства Японии .
Основным достоинством индикативного планирования в Японии является ориентирование предприятий частного сектора экономики на практическую реализацию государственной экономической политики. В соответствии с этим общегосударственные планы экономического развития не являются законами, а представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономической структуры на выполнение этих программ в общенациональных интересах.
3. Стратегическая форма (Франция). Она предполагает четкий выбор основных приоритетов развития национальной экономики и их учет в государственной экономической политике. Каждое из приоритетных направлений получает статус целевой государственной программы, которая обеспечивается различного рода преференциями.
1. Планирование, совместимое с рыночной экономикой
Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.
2. Гибкая и легкая структура для эволюционного планирования
Итак, планирование не только не противоречит условиям рынка, но напротив, благоприятствует его развитию. Планирование вынуждено было непрерывно адаптироваться к глубоким преобразованиям французской экономики по мере ее вовлечения в мировое хозяйство. Поэтому Франция не претендует на обладание какой-то уникальной моделью, но имеет определенный опыт эволюционного планирования.
Такая гибкость, пластичность подразумевает, прежде всего, что Генеральный комиссариат планирования имеет легко изменяемую структуру.
Индикативное планирование предполагает наличие конкретной глобальной цели, а также определение прикладных целей.
Выделяют несколько типов индикативного планирования, отличающихся различной степенью сочетания государственного регулирования и рыночного саморегулирования.
1. Первый тип предполагает преобладание государственного сектора с допущением частного сектора (Китай). В данном случае формируется система параметров, характеризующих состояние экономики страны, определяются общенациональные приоритеты и устанавливаются меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы.
2. Во втором случае формируются государственные программы развития отдельных сфер экономики, которые формально не являются обязательными для хозяйствующих субъектов. В данном случае ключевое значение имеет информационно-ориентирующая функция планирования (Япония).
3. Третий тип предполагает обязательные задания для государственного сектора экономики и установление желаемых параметров для частного сектора. Частные фирмы ориентируются на планы государства, которые не являются для них обязательными.
4. При реализации четвертого типа индикативного планирования наряду с информационной функцией планирования создается механизм координации действий государства и других субъектов экономики. Он предполагает воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. (Франция).
В России длительное время использовалась директивная форма планирования с определенными достоинствами и недостатками. На рубеже 1990-х годов на волне критики недостатков директивного планирования произошел отказ от макроэкономического планирования в целом. В настоящее время целесообразность макроэкономического планирования в такой его форме как индикативное планирование получает все более широкое признание.
3.Структура индикативного плана. Примерная структура индикативного плана может включать следующие разделы:
1. Оценка исходного состояния экономики. Проблемы, которые необходимо решить в предстоящий период.
2. Сводные макропоказатели (индикаторы): объем и темпы прироста ВВП, инвестиции в основной капитал, рост реальных доходов населения и розничного товарооборота, уровень инфляции, объем экспорта и импорта.
3. Социальное развитие: прогноз уровня рождаемости, естественного прироста населения, миграции, изменение трудовых ресурсов, развитие здравоохранения, образования и культуры.
4. Наука и инновационно-технологическое развитие.
5. Производство товаров и услуг. Развитие основных отраслей производства и народнохозяйственных комплексов. Задания по развитию государственного и муниципального секторов экономики.
6. Природно-экологическая динамика. Задачи по приросту разведанных запасов полезных ископаемых. Задания по лесовосстановлению. Меры по улучшению охраны окружающей среды.
7. Институциональные преобразования. Развитие рыночной инфраструктуры. Поддержка малого и среднего бизнеса. Развитие финансово-кредитной сферы.
8. Территориальное развитие. Индикаторы по развитию федеральных округов. Сближение уровней регионального развития. Преодоление депрессивности отдельных регионов.
9. Оборона, правопорядок, управление. Развитие ОПК. Укрепление органов правопорядка. Совершенствование судебной системы, государственного и муниципального управления.
10. Внешние связи. Объем и структура экспорта и импорта. Развитие интеграционных связей с заинтересованными странами. Иностранные инвестиции. Внешняя задолженность развитие туризма.
Индикативный план должен быть сбалансирован, он должен опираться на следующие балансы:
1. Баланс трудовых ресурсов. Численность, возрастной состав, уровень квалификации, распределение по видам деятельности.
2. Топливно-энергетический баланс. Обеспеченность запасами минерального топлива и электроэнергии.
3. Баланс других видов природных и материальных ресурсов. Черные и цветные металлы, лесные ресурсы, пресная вода.
4. Баланс основных фондов с учетом износа, уровня обновления, инвестиций.
5. Финансовые балансы. Бюджет, платежный баланс, баланс денежных доходов и расходов предприятий и населения.
Индикативное планирование должно опираться на взаимодействие федеральных органов управления с органами управления субъектов Федерации и крупнейшими предприятиями страны. Целесообразно создание специального органа при правительстве РФ, осуществляющего разработку и координацию индикативных планов.
4.Индикативное планирование в России. Индикативное планирование в России ориентирует экономические субъекты на реализацию таких ценностных аспектов, как «ресурс – деятельность – результат – эффект». Метод используется в процессе управления региональным развитием в целом, а также на уровне хозяйственной деятельности (импортозамещающее производство, экспортное производство, производство для внутреннего потребления), что отличает его от большинства традиционно используемых в регионах теоретико-методологических подходов.
Методология этого планирования на уровне регионов в условиях России (особенно для сложных условий приморских регионов) еще находится в стадии формирования.
Индикативное планирование выступает средством реализации социально-экономической политики государственной власти и представляет собой разработку и научное обоснование целей, принципов, приоритетов, пропорций и структур социально-экономического развития региона на перспективу с указанием способов достижения целей.
В России переход к индикативному планированию должен быть надёжно правообеспечен. Прежде всего, следовало бы, принять пакет специальных юридических документов, включающий:
1) федеральные законы «Об индикативном планировании социально-экономического развития Российской Федерации» и «О системе органов прогнозирования, индикативного планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации»;
2) ряд законов о внесении изменений и дополнений в гражданское, банковское, бюджетное, налоговое и корпоративное законодательство в связи с введением индикативного планирования.
Эволюция форм индикативного планирования («конъюнктурная» – «структурная» – «стратегическая») в капиталистических странах заняла десятилетия. В России же пока речь можно вести об элементах конъюнктурной формы, что соответствует общей либеральной ориентированности государственной социально-экономической политики в последующие годы. Примечательно, что термин «Индикативное планирование» не используется в законодательстве, регламентирующем прогнозирование, бюджетирование, программирование и контрактацию. В общем, «легализация» индикативного планирования и его эволюция к утверждению структурной формы представляются остро необходимыми направлениями развития хозяйственного механизма.
В Российской Федерации вопрос необходимости формирования системы индикативного планирования стал обсуждаться с середины 90 годов прошлого века. В апреле 1997 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Институтом экономики Российской Академии Наук была организована представительная конференция «Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики».
В рекомендациях конференции предлагалось:
– сконцентрировать усилия на создании системы индикативного планирования и прогнозирования экономики, органично связанных с долгосрочной социально-экономической стратегией и направленных на ее реализацию;
– законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов и порядок их разработки;
– подготовить специальный Закон «Об индикативном планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».
В сентябре 2000 года Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный Закон «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», внесенный депутатами Глазьевым С. Ю. и Пузановским А. Г. Данным документом предлагалось разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития, которые утверждаются Федеральным Законом. В соответствии с этим законом субъекты РФ должны разрабатывать годовые индикативные планы социально-экономического развития регионов в соответствии с методическим рекомендациям разработке индикативных планов социально-экономического развития в РФ, утвержденными Правительством РФ. Документ был принят Государственной Думой во втором и третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако в апреле 2001 года был отклонен Президентом Российской Федерации по причине противоречия законодательству РФ. Несмотря на то, что на уровне Российской Федерации Закон об индикативном планировании не был принят, элементы индикативного планирования применяются во многих субъектах РФ. Причем можно выделить две основные формы индикативного планирования в субъектах РФ.
В ряде регионов (Самарская область, Республика Мордовия, Красноярский край и т. д.) индикативные планы в виде цельных документов не формируются, а используются отдельные элементы индикативного планирования социально-экономического развития.
Например, в Республике Мордовия предоставляются налоговые льготы, субсидии организациям, осуществляющим реализацию продукции с ростом к предыдущему году в сопоставимых ценах, а также организациям, работающим в приоритетных для Республики направлениях. Таким образом, реализуется механизм косвенного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Предоставление финансовой помощи из Республиканского бюджета муниципальным образованиям осуществляется пропорционально проценту выполнения ими основных показателей социально-экономического развития.
В Красноярском крае в 2000−2002 годах использовались такие элементы индикативного планирования регионального развития как краевые целевые программы, консолидированные в ежегодные прогнозы социально-экономического развития края и краевые бюджеты на соответствующие годы.
В качестве примера индикативного планирования в Самарской области может служить «Макет индикативного плана развития агропромышленного комплекса и социальной сферы сельского района Самарской области», разработанный областным департаментом экономического развития и инвестиций. В документе представлены фактические и ожидаемые показатели развития сельского хозяйства, индикаторы состояния местных бюджетов, социально-трудовой сферы и в целом инфраструктуры территории, а также формы государственного стимулирования достижения пороговых значений индикаторов развития агропромышленного комплекса сельского района Самарской области.
В других регионах (Республика Татарстан, Свердловская область, Республика Бурятия, Краснодарский край) формируется индикативный план в виде цельного, логически структурированного документа, отражающего стратегию развития региона на планируемый период. Наиболее примечателен в этом смысле опыт Республики Татарстан.
Еще в 1994 году были подготовлены предложения по разработке и поэтапному внедрению в Республике системы индикативного управления. Начиная с января 2000 года, система индикативного планирования была введена практически в полном объеме. В мае 2000 года Кабинетом Министров утвержден регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан. Принятая в Республике Татарстан система индикативного планирования, нацелена на формирование устойчивой траектории роста и реализацию эффективных управленческих технологий в области промышленной политики, управления финансами, социальной сферы, развития рыночной инфраструктуры и институциональной среды. Индикативное планирование в Татарстане реализуется на основе разработки Республиканских программ на один и три года. В составе этих программ устанавливаются пороговые значения индикаторов социально- 6 экономического развития на следующих уровнях: Республика, отрасль, муниципальное образование и хозяйствующий субъект. С целью достижения пороговых значений индикаторов формируется государственный заказ на управление в разрезе функций управления, соглашения и контракты с хозяйствующими субъектами и соглашения с администрациями муниципальных образований. Цель формирования заказа на управления является закрепление за министерствами и ведомствами Республики центров ответственности за выполнение функций. В состав заказа на управления включаются пороговые значения индикаторов, за достижение которых ответственны соответствующие управления и ведомства. С использованием пороговых значений индикаторов министерства и ведомства, а также администрации городов и районов заключают с подведомственными государственными предприятиями контракты, с подведомственными предприятиями негосударственной формы собственности соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан, главы администраций городов, районов заключают соглашения о взаимных обязательствах, целью которых является установление на планируемый период пороговых значений индикаторов оценки социально-экономического положения города, района. В результате введения в Татарстане системы индикативного планирования за 2000 год количество безубыточных промышленных предприятий увеличилось на 6 процентов и составило 64 процента, а число районов-доноров возросло с 11 до 14. Средняя заработная плата выросла более чем на 50 процентов. Опыт Татарстана по формированию системы индикативного планирования был использован в Республике Бурятия, где к настоящему времени сформирована похожая система индикативного планировании. В условиях относительного сбалансированного развития экономики индикативное планирование может осуществляться в упрощённой, конъюнктурной форме, т. е. как некоторая координируемая совокупность 7 бюджетов, целевых программ и соглашений, и участвующими в их реализации предприятиями, планов предприятий госсектора и контрактов с поставщиками продукции для государственных нужд - координируемая с помощью косвенных экономических инструментов, увязываемых на основе прогноза социальноэкономического развития. Функция индикативного планирования в этой его форме – улучшение экономической конъюнктуры путём комплексного использования бюджетно-налоговых, денежно-кредитных и иных макрорегуляторов.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 602.