Циклы Кондратьева и экономическая политика правительств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

За последние два столетия не было практически ни одного случая в мировой экономической жизни, который бы противоречил кондратьевскому учению.

В периоды оживления и подъема правительства должны проводить либеральную политику, давать волю рыночной стихии, поскольку диффузия инноваций есть эволюционный процесс, он лучше развивается в условиях свободной рыночной конкуренции. Во время спада необходима поддержка инфраструктурных и институциональных изменений.

 

 

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет. Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т.д.

Цикличность экономического развития в периоды примерно 20-30 лет, сменяющегося с периода сильного подъёма периодом сильного падения экономического роста, связаны с обновлением технологического уклада и волной инноваций. Общий цикл со временем повторяется каждые 40-60 лет.

3.Интегральное макроэкономическое прогнозирование. Интегральный подход – объединяет теорию о циклах Николая Кондратьева, учение о социально-культурной динамике Питирима Сорокина, теорию ноосферы Владимира Вернадского и Никиты Моисеева, балансовый метод анализа и макроэкономического прогнозирования Василия Леонтьева.

Социокультурная динамика — процесс циклического изменения и развития социальных и культурных систем, переход из одного состояния в другое под воздействием изменения господствующей системы ценностей. Концепция социокультурной динамики была введена в научный оборот российско-американским социологом Питиримом Сорокиным.

Ноосфе́ра (от др.-греч. νοῦς — разум и σφαῖρα — шар, дословно — «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»)[1].

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе … Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»

Основные положения методологии макроэкономического анализа и прогнозирования В.В. Леонтьева можно вкратце свести к следующим тезисам:

1. В.В. Леонтьев сформулировал теоретические и методологические основы балансовой макромодели input-output (межотраслевого баланса) и провел расчеты динамики структуры американской экономики за период с 1919 г. Макромодель нашла практическое применение в экономике разных стран, стала основой макроэкономического анализа и прогнозирования.

2. Разработал методологию долгосрочного прогнозирования на базе модели input-output экономики США за период с 1964 по 2000 г. В данной методологии учитывались тенденции научно-технического прогресса и структурных сдвигов путем прогнозирования изменений технологических коэффициентов первого квадранта межотраслевого баланса. Метод использовался при подготовке долгосрочных прогнозов научно-технического прогресса и структурной динамики, а также долгосрочных прогнозов динамики цен.

3. Высшим достижением предложенной Леонтьевым методологии является создание модели мировой экономики, раскрывающей взаимосвязи между 15 макрорегионами мира, 45 отраслями и видами деятельности (включая основные виды экологической деятельности), а также разработка на основе этой глобальной модели долгосрочного прогноза мировой экономики на период до 2000 г.

4. Предложенные Леонтьевым макромодели потребовали перестройки системы экономической информации и использования для сложных многофакторных расчетов мощной вычислительной техники. Им были разработаны рекомендации по формированию системы национальных счетов, ныне общепринятой в мировой и национальной статистике, выдвинуты требования к разработке электронной вычислительной техники, которая впервые была использована им для макроэкономических прогнозно-аналитических расчетов.

Крупнейший российско-американский ученый, лауреат Нобелевской премии по экономике и иностранный член Российской академии наук, выпускник Ленинградского университета, Василий Леонтьев получил всемирное признание как основоположник балансовых макромоделей, которые использовались в том числе и для разработки по заданию Секретариата ООН долгосрочных прогнозов развития мировой экономики. Такое прогнозирование стало важным фактором, способствовавшим формированию экономической политики государств, нацеленной на обеспечение экономического роста и устойчивого развития в мире. В этой связи МИД России поддерживает предложения о возобновлении в рамках ООН долгосрочного глобального прогнозирования с использованием модифицированных макромоделей Леонтьева.

 

Таблица 2. Методология интегрального макроэкономического прогнозирования

Источники Использование в методологии
Теория предвидения Н.Д. Кондратьева. Учение о циклах, кризисах и инновациях Циклично-генетические закономерности динамики социальных систем. Единая теория циклов, кризисов, инноваций. Методология прогнозирования циклов, кризисов и инноваций
Цивилизационный подход и учение о динамике социокультурного строя П.А. Сорокина Прогноз динамики мировых цивилизаций и глобальной цивилизации. Прогноз смены поколений локальных цивилизаций. Прогноз динамики и взаимодействия элементов генотипа цивилизаций
Теория ноосферы, рациональной коэволюции общества и природы В.И. Вернадского и Н.Н. Моисеева Прогнозирование природных процессов. Учет экологических циклов и кризисов. Прогноз становления ноосферного способа производства и потребления
Балансовое макромоделирование и прогнозирование В.В. Леонтьева (модель «затратывыпуск», мировая модель) Прогнозные макромодели (воспроизводственно-цикличная, геоцивилизационная). Прогнозные матрицы (стратегическая, геоцивилизационная)

В левой колонке перечислены достижения экономической науки, которые легли в основу современной методологии. Правая колонка характеризует, как имеющиеся результаты социально-экономических исследований могут быть использованы в интегральном макроэкономическом прогнозировании.

4.Методы прогнозирования. Метод прогнозирования – это способ, порядок разработки прогноза.

Все методы прогнозирования можно разбить на четыре основные группы:

1.Эвристические – исследуют ранее неизвестное; в этой группе методов наибольшее распространение получили методы экспертных оценок.

Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Известно, что межотраслевой фонд эвристических приемов насчитывает около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.

Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

Система эвристических методов решения задач, как и знаний, вообще, является системой открытого типа, т.е. с развитием науки и техники будут появляться все новые и новые эвристические методы.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа (прототип – наиболее близкий по технической сущности (по смыслу) и по достигаемому эффекту аналог (устройство, способ, вещество, штамм) предполагаемого изобретения) и противоречий его развития.

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

5. Работу этапов 2 – 4 выполняют, выбирая другие прототипы.

Наибольший эффект при эвристическом обучении дают задачи предполагающие открытие новых причинно-следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Наиболее выразительной формой эвристического метода является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы, и которые требуют осуществления небольшого поиска.

2.Фактографические методы (экстраполяция, трендовая модель, тренд-анализ, интерполяция, моделирование, математическое моделирование, сценарии, эксперименты, «прогнозы до абсурда», имитации, графы, матрицы, подборки показателей, графические изображения) основаны на экстраполяции в будущее тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны..

3. Комплексные (комбинированные). Комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

Также все прогнозы делятся на поисковые и нормативные.

Поисковые прогнозы основаны на использовании принципа развития из настоящего в будущее.

Нормативные (телеологические) прогнозы отражают другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо зафиксированное состояние (уровень достижения показателя). Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к бюджету достатка.

 

 

Выбор методов прогнозирования зависит от стадии прогнозно-аналитической работы, наличия информации.

Прогнозирование социально-экономической системы должно учитывать влияние таких факторов, как неопределенность, политическая конъюнктура, социальные стрессы. Основные методы прогнозирования, которые актуальны в настоящее время.

1.Методы экстраполяционного тренда. Эти методы предполагают инерционность развития, что позволяет делать расчет параметров будущего по моделям, выводимым из прошлых тенденций. Используемые в расчетах статистические и функциональные зависимости выстраиваются в привязке к единственному параметру – времени.

2.Эконометрическое моделирование. Эконометрические модели в общем виде выглядят как функция вида

Y = f (Xi ),

где Y – ВВП или ВНД страны или какой-либо другой макроэкономический показатель; Xi – факторы, влияющие на прогнозируемый показатель.

 

Если зависимости используются без изменений, то модель является экстраполяционной. Отличие ее от экстраполяционного тренда заключается в использовании разных факторов, а не только фактора изменения от времени.

3.Производственная функция. Широкую известность получила двухфакторная модель в форме производственной функции вида

Y = AKa Lb ,

где K – капитал;

L – живой труд;

A – коэффициент пропорциональности.

Желание отразить в производственной функции влияние НТП привело к использованию моделей, в которых (a + b) ≠ 1.

При наличии фактора НТП (a + b) > 1.

Модель, учитывающую неравномерный характер воздействия НТП на K и L, нередко представляют в более сложной форме

Y = AKa Lb eλt ,

где t – время;

λ = (λK + λL) – коэффициент, позволяющий выделить степень участия изменений эффективности капитала и живого труда в изменениях общей эффективности;

e – основание натурального логарифма.

Эконометрические модели, в которых предусмотрено отражение изменяющихся во времени взаимосвязей между основными параметрами развития экономики, могут быть превращены в имитационные модели.

4.На имитационной модели, созданной в виде специальной программы для ЭВМ, может осуществляться разработка и проверка различных вариантов развития социально-экономической системы.

5.Модель IS-LM-BP. Для изучения процессов взаимодействия национальной экономики как открытой экономики с мировым хозяйством используется ISLM-BP модель.

Эта известная из неокейнсианских разработок модель открытой экономики показывает соотношение уровня доходов и процентной ставки в стране, при котором обеспечивается одновременное равновесие в трех секторах экономики: реальном, денежном и внешнем.

Равновесие может достигаться путем использования инструментов государственной экономической политики – бюджетной (бюджетных расходов), кредитно-денежной (регулирования денежной массы) и внешнеэкономической (регулирования валютного курса).

Равновесие реального сектора показывается с помощью IS-кривой (I – investment, инвестиции; S – saving, сбережения). В реальном секторе макроэкономическое равновесие устанавливается, когда сбережения и расходы на импорт  равны инвестициям и доходам от экспорта.

Равновесие денежного сектора показывается с помощью кривой LM (L – liquidity, ликвидность; M – money, деньги). Равновесное состояние устанавливается, когда спрос на деньги в трансакционных и спекулятивных целях равен их предложению.

Равновесие внешнего сектора показывается с помощью BP-кривой (balance of payments – платежный баланс). Равновесие достигается, когда дефицит текущего (торгового) баланса уравновешивается чистым притоком краткосрочного капитала из-за рубежа.

6.Сценарии прогнозов. Сценарии предполагают организацию информации о будущих возможностях и разработку альтернативных путей или траекторий. Прогнозная оценка чаще всего представляется в виде трех возможных вариантов сценария:

• оптимистического;

• пессимистического;

• ожидаемого, наиболее вероятного.

Обычно сценарии бывают эффективными как дополнение к исследованиям, выполненным другими методами.

Разработка сценариев социально-экономического развития системы опирается на широкий круг методов экспертных оценок. К их числу относятся:

- Круглый стол,

- «Мозговой штурм (атака)»,

- Метод Дельфи,

- Экспертные панели,

- Метод критических технологий,

- Технологические дорожные карты (ТДК),

- Построение дерева целей,

- Матричный метод,

- Метод морфологического анализа,

- Методология Форсайта.

Охарактеризуем каждый из вышеперечисленных методов.

Круглый стол. Круглый стол, или метод комиссий, предполагает обсуждение прогнозов группой экспертов с целью согласования представлений и выработки единого мнения. Недостатком метода является установка на компромисс, что увеличивает риск выбора не самого лучшего решения. Зачастую на мнения экспертов оказывает давление авторитет некоторых участников обсуждения.

«Мозговой штурм (атака)». Данный метод коллективной генерации идей достаточно эффективен. Однако при его использовании запрещается критика высказываемых суждений, поэтому итоговый результат может включать самые экстравагантные соображения. Данный способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные – всего лишь 10–15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа – только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм» («мозговая атака»). Итак, основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Алгоритм вкратце таков:

1) Отбор участников

2) Сообщение проблемы, которую предстоит решить.

3) Собственно штурм. Задача: получить как можно больше идей. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. Ведущий (модератор) руководит процедурой, подбадривает, эмоционально заводит участников.

4) Этап анализа. N-ное количество идей получено. Что дальше? Теперь предстоит выбрать самые «многообещающие», перспективные идеи, и развить их.

Но не все так просто. Именно благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм и был в свое время очень популярен. Но существует обратная сторона медали: в литературе отсутствует полноценное методическое описание мозгового штурма, позволяющее обычному человеку использовать его для решения творческих задач. Помимо призывов «мыслить оригинально» и «отказаться от стереотипов» в литературных источниках не дается рекомендаций касательно того, как избавиться от этих самых стереотипов, вбитых в подсознание еще в далеком детстве.

Метод мозгового штурма подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, так и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

· Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

· Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового штурма базируется на психологических и педагогических закономерностях коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них лежит в области теории синергетики. Он заключается в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип состоит в том, что если участники совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 626.