Лидерство связано также с харизмой.
Харизматичный лидер - это человек склонный к риску, способный вдохновить на подвиги.
Когда речь идет о среднем уровне менеджеров о харизме думать не стоит. Он способен определять собственные пути развития и вести людей за собой. Это приведет к разрыву целей организации и целями того подразделения где он руководит.
Гарвардская бизнес школа ввела понятие контексный интеллект – зарождающиеся тенденции в бизнесе, которые способен улавливать человек.
Власть в теории организации и организационном поведении
Лидер является лидером в силу того, что он обладает властью.
Власть - это способность оказывать влияние на поведение других людей.
Существует множество подходов к изучению власти, рассмотрим их.
Натуралистический подход.
Власть – атрибут конкретного человека, зависящий от его личностных качеств. (Теория личностных черт).
Бихевиористический подход.
Стремление к власти предопределяет поведение человека.
В рамках этого подхода были разработаны Модели власти:
- силовая модель – способ господства, который реализуется через силу и принуждение
- рыночная модель власти – все люди обладают желанием и стремлением к власти, это процесс обмена почти как рынок (политические игры)
- игровая – пространство политики рассматривается как игра где существуют свои правила. Борьба за власть рассматривается как выигрыш или проигрыш в политической игре.
Ролевой подход в рамках этого подхода
Властные отношения в обществе обусловлены необходимостью выполнения определенных ролей в организации.
- начальник
-подчиненный
Реляционный подход (наиболее авторитетный)
В отношениях власти есть субъект власти – тот, кто оказывает влияние на поведение других, и объект власти – тот, на кого оказываю влияние. Власть - это определенный тип отношений.
Выделяются отношения власти:
- подчинение и сопротивление
-легитимное господство (с доминированием чужой воли)
- обмен ресурсами (у объекта власти нет того ресурса, который есть у субъекта)
- раздел зон влияния (для того чтобы уравновесить отношения между субъектом и объектом)
Коммуникативный подход
Власть – специфическая форма социальной коммуникации субъектов и объектов по поводу получения, хранения, воспроизводства, трансформации информации.
Концепция:
- Онтологическая концепция (осуществление совместной деятельности)
- коммуникативная рациональность (социальное взаимодействие)
Структурно-функциональный подход
Система власти выполняет определенную функцию
Интеграция и целостность общества зависит от взаимообмена информацией между различными элементами социальной системы. Система власти – это система обобщенных средств функционирования социальной системы. (Средство коммуникации и достижения цели)
Источники власти – источники влияния лидера
- Власть вознаграждения – лидер может удовлетворить потребности другого человека
- Ресурсная власть – у человека есть какие-то ресурсы для того чтобы, удовлетворить потребности другого, за счет этого один подчиняется другому)
- Власть принуждения – наказания
- Нормативная – (традиции, нормы где власть переходит)
- Экспертная власть связана с тем что у человека есть компетенции, которые предписываются власти
-Информационная власть (у лидера есть информация без которой любой человек не в состоянии осуществить собственную деятельность, лидер у которого есть необходимая информация может осуществлять свою власть
- Власть эталона, харизматическая власть (идентифицирует себя с объектом власти – заряжает энергией обладает привлекательной внешностью и т.д.)
Способы реализации власти
- Распорядительство (руководитель приказ)
- Участие (выработка совместного решения)
- Убеждение (передача точки зрения исполнителю)
Дата: 2018-11-18, просмотров: 669.