- Ситуация – в экстримальных ситуациях эффективнее применять авторитарный стиль. Либеральный стиль применим в стабильных ситуациях, когда не требуются принципиально новые решения.
- Задача – сложность задачи (комплексное решение сложной задачи, когда необходимо учитывать множество факторов, и существуют стабильные функции, которые должны быть интегрированы в общую деятельность, предполагает административный стиль управления).
- Группа - (творческие коллективы – либерально демократический стиль, производство – деловой стиль).
- Особенности мышления – творческие люди, которые не способны мыслить стратегически часто склонны к авральному стилю, люди, которые мыслят системно и технически лучше воспринимают деловой стиль.
- Коммуникации – демократическая коммуникация, когда нет барьеров между подчиненными – может использоваться демократически-либеральный стиль, в организациях где мало коммуникаций между людьми – хорош стиль деловой.
- Целеустремленность – все зависит от целей группы, и ролей каждого участника.
- Организаторские способности лидера играю большую роль (как человек может организовать людей).
Лидерство как ситуационный феномен
Ситуационное лидерство предполагает взаимодействие и влияние различных факторов на поведение лидера. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды.
Ситуационное лидерство не создает, а продолжает опыт предыдущих исследований, когда учитываются и интересы группы, и интересы ситуации.
Одним из интереснейших теорий в области ситуационного лидерства сегодня в бизнесе мы называем Модель Поля Херси и Кена Бланшара. В своей модели они ориентируются на отношения и на задачу. Они учли поведение сотрудника на разном этапе его развития (S1, S2, S3, S4).
Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара
Модель подразумевает 4 стиля поведения руководителя, они представлены в таблице.
Стиль лидерства | Действия лидера | Принятие решения | |
S 1 | Директивный | Подробно инструктирует, внимательно проверяет | Лидер |
S 2 | Наставнический | Объясняет свои решения, дает возможность прояснить ситуацию | Лидер. После совместного обсуждения или объяснения |
S 3 | Поддерживаю Щий | Делится идеями, способствует принятию решения | Лидер / последователи при поддержке лидера |
S 4 | Делегирующий | Предлагает другим ответственность за решения и их выполнение | Последователи |
Ситуационное поведение подчиненных
Уровень готовности сотрудника | Уровень компетентности | Уровень настроя | Применимый стиль лидерства |
R 1 | Низкая | Средний-высокий | S 1 |
R 2 | Низкая-средняя | Низкий-средний | S 2 |
R 3 | Средняя-низкая | Средний-высокий | S 3 |
R 4 | Высокий | Высокий | S 4 |
В зависимости от того на каком уровне находится сотрудник, такой стиль поведения должен применять лидер.
Многие руководители совершают ошибку, сотрудник приобретает новые компетенции (растет) R 2, а руководитель застревает на уровне S 1. Что демотивирует работу сотрудника.
По данным исследований 8% руководителей имеют низкую лидерскую гибкость.
Рассмотрим еще одну модель ситуационного лидерства, предложенная Р.Хаусом и Г. Митчелом.
Теория «Путь - цель»
Способность человека распределить вознаграждения между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. Деятельность лидера рассматривается подчиненными только в тех случаях, когда она ведет к удовлетворению потребностей подчиненных. Лидер должен показывать:
- связь между результатами деятельности подчиненных и их должностной рост; (в зависимости от этого он получает вознаграждение);
- за выдающиеся результаты деятельности, подчиненные должны получать вознаграждения;
- подчиненные должны иметь четкие цели, и последствия (свой вклад в успех);
- помощь в достижении его собственных целей;
- передавать свой собственный личный опыт.
Еще одна концепция ситуационного поведения - Вероятностная теория Фидлера:
- служебное положение лидера;
- специфика выполняемого задания (степень структурированности задания);
- особенности отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 662.