Факторы, влияющие на выбор стиля поведения лидера
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Ситуация – в экстримальных ситуациях эффективнее применять авторитарный стиль. Либеральный стиль применим в стабильных ситуациях, когда не требуются принципиально новые решения.

- Задача – сложность задачи (комплексное решение сложной задачи, когда необходимо учитывать множество факторов, и существуют стабильные функции, которые должны быть интегрированы в общую деятельность, предполагает административный стиль управления).

- Группа - (творческие коллективы – либерально демократический стиль, производство – деловой стиль).

- Особенности мышления – творческие люди, которые не способны мыслить стратегически часто склонны к авральному стилю, люди, которые мыслят системно и технически лучше воспринимают деловой стиль.

- Коммуникации – демократическая коммуникация, когда нет барьеров между подчиненными – может использоваться демократически-либеральный стиль, в организациях где мало коммуникаций между людьми – хорош стиль деловой.

- Целеустремленность – все зависит от целей группы, и ролей каждого участника.

- Организаторские способности лидера играю большую роль (как человек может организовать людей).    

Лидерство как ситуационный феномен

Ситуационное лидерство предполагает взаимодействие и влияние различных факторов на поведение лидера. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды.

Ситуационное лидерство не создает, а продолжает опыт предыдущих исследований, когда учитываются и интересы группы, и интересы ситуации.  

Одним из интереснейших теорий в области ситуационного лидерства сегодня в бизнесе мы называем Модель Поля Херси и Кена Бланшара. В своей модели они ориентируются на отношения и на задачу. Они учли поведение сотрудника на разном этапе его развития (S1, S2, S3, S4). 

Модель ситуационного лидерства Поля Херси и Кена Бланшара

Модель подразумевает 4 стиля поведения руководителя, они представлены в таблице.

  Стиль лидерства Действия лидера Принятие решения
S 1 Директивный Подробно инструктирует, внимательно проверяет Лидер
S 2 Наставнический Объясняет свои решения, дает возможность прояснить ситуацию Лидер. После совместного обсуждения или объяснения
S 3 Поддерживаю Щий Делится идеями, способствует принятию решения Лидер / последователи при поддержке лидера
S 4 Делегирующий Предлагает другим ответственность за решения и их выполнение Последователи

Ситуационное поведение подчиненных

Уровень готовности сотрудника Уровень компетентности Уровень настроя Применимый стиль лидерства
R 1 Низкая Средний-высокий S 1
R 2 Низкая-средняя Низкий-средний S 2
R 3 Средняя-низкая Средний-высокий S 3
R 4 Высокий Высокий S 4

 В зависимости от того на каком уровне находится сотрудник, такой стиль поведения должен применять лидер.

Многие руководители совершают ошибку, сотрудник приобретает новые компетенции (растет) R 2, а руководитель застревает на уровне S 1. Что демотивирует работу сотрудника.

По данным исследований 8% руководителей имеют низкую лидерскую гибкость.

Рассмотрим еще одну модель ситуационного лидерства, предложенная  Р.Хаусом и Г. Митчелом.

Теория «Путь - цель»

Способность человека распределить вознаграждения между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. Деятельность лидера рассматривается подчиненными только в тех случаях, когда она ведет к удовлетворению потребностей подчиненных. Лидер должен показывать:

- связь между результатами деятельности подчиненных и их должностной рост; (в зависимости от этого он получает вознаграждение);

- за выдающиеся результаты деятельности, подчиненные должны получать вознаграждения;

- подчиненные должны иметь четкие цели, и последствия (свой вклад в успех);

- помощь в достижении его собственных целей;

- передавать свой собственный личный опыт.

Еще одна концепция  ситуационного поведения - Вероятностная теория Фидлера:

- служебное положение лидера;

- специфика выполняемого задания (степень структурированности задания);

- особенности отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 605.