Основные подходы к изучению лидерства

Лидерство - это попытка руководителя, используя разные источники власти и свой собственный набор навыков, повлиять на группу людей и направить их усилия для достижения целей.

Пример:

Перед вами описание 3 кандидатов это лидеры своей эпохи, обладающие большой властью.

Кто для вас является идеальным образцом лидера?

1. Связан с нечестными политиками и консультируется с астрологами, у него две любовницы, он много курит, и выпивает ежедневно до 8 бокалов мартини.

2. Дважды отчислялся из колледжа, студентом употреблял опиум, сейчас спит до полудня и каждый день выпивает литр виски.

3. Герой войны, вегетарианец, не курит, по особым случаям  пьет пиво, не имеет внебрачных связей.

 

Расшифровка к примеру: Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер

 

Обратите внимание, что все три кандидата являются лидерами своей эпохи  и не только своей страны, а целого мира, однако каждый из них обладает не только уникальными лидерскими качествами, а так же если эти качества сравнить между собой они вступают в мощное противоречие между собой. Это как раз подметили ученые и начали изучать феномен лидерства.

Сегодня существует несколько подходов к исследованию лидерства

· Теория личностных черт (описывает лидера как человека с определенными чертами)

· Поведенческий подход (в рамках которого лидер рассматривается с точки зрения специфики его поведения, основной предмет исследования – стиль лидерского поведения)

· Ситуационные теории лидерства (рассматривается как элемент какой-то ситуации)

Различные теоретики выявляли различные качества лидерства в попытках понять, какие качества отличают лидера от не лидера.

 Рассмотрим некоторые из них.

С точки зрения черт лидерства можно выделить:

Теодор Тид написал книгу «Искусство лидера» (1935 г.) в, которой он описал следующие основные качества лидера:

· физическая и эмоциональная выносливость

· понимание назначения организации и направление ее деятельности

· энтузиазм

· дружелюбие

· расположение других

· порядочность

Позднее Уоррен Беннис, выявил следующие характеристики лидера:

- направляющее виденение (понимает куда двигается, чего хочет, видит перспективу);

- страсть (энергия, которая дает возможность человеку достигать свои цели, очень часто под страстью понимается призвание человека, его мнение о том, что он делает большое дело);

- целостность личности (понимает себя свои возможности, являются честным сам с собой, зрел – понимает свои ограничения);

- доверие – способность заслужить доверие со стороны других людей;

- любознательность – он всегда открыт для нового, живая восприимчивая система.

- дерзновенность – готов идти на риск, экспериментировать и испытывать что-то новое.

Барт Нанус выделяет следующие навыки:

- прозорливость – смотреть в будущее за линию горизонта

- искусство осуществления перемен (контролирует перемены в организации)

- способность к построению организаций

- высокая честность и целостность характера

- инициативность

- совершенное понимание взаимозависимости (способен разделять идеи, сотрудничество, доброжелательность)

- способность к обучению.

Стивен Кови выделяет семь навыков:

- постоянное обучение

- ориентация на служение (воспринимает жизнь работу как миссию)

- излучает положительную энергию (восторженное поведение) позитив

- вера в других людей (можно делегировать полномочия) (не осуждает других людей, он оценивает их поступки)

- уравновешенный образ жизни (способность быть стабильным восстанавливаться, пополнять энергию)

- восприятие жизни, как приключения, как игры (принимает как хорошее, так и плохое)

- стремится к синергетике

- занятия физическими, интеллектуальными, эмоциональными и духовными упражнениями ради самообновления.

Джеймс О Тул:

- уважение к подчиненным

- доверие

- способность слушать (не предвзято)

- целостность (прагматичен)

 

 

Уоррен Беннис, провел исследования и дал сравнительную характеристику качеств менеджера и лидера (см. табл.1).

Таблица 1.

Менеджер Лидер
Применяет Придумывает новое
Поддерживает        Разрабатывает
Ориентируется на системы и структуры Ориентируется на людей
Полагается на контроль   Внушает доверие
Перспективы краткосрочные Долгосрочные
Как? Когда? Почему?
Цель: итог Цель: горизонт
Имитирует Порождает
Классический солдат        Сам себе хозяин
Делает все правильно Делает все правильным

 

Лидер направляющий образ, страсть, цельность.

К концу второй мировой войны данная теория насчитала 80 компетенций. Невозможно в одном человеке совместить столько качеств, их просто невозможно соединить в одном человеке. Так как они очень часто противоречат друг другу. Стало очевидно, что нет человека с такими качествами которого можно было взять за идеал.

Теория личностного подхода послужила толчком для последующих исследований ученых, которые стали изучать не лидерские качества, а модели поведения лидеров.

Поведенческий подход

Суть поведенческого подхода заключается в том, что не качества присущие человеку определяют его как лидера, а определенные модели поведения, которые транслирует определенный человек.

Рассмотрим функции лидера в организации.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 29.