Лидерство - это попытка руководителя, используя разные источники власти и свой собственный набор навыков, повлиять на группу людей и направить их усилия для достижения целей.
Пример:
Перед вами описание 3 кандидатов это лидеры своей эпохи, обладающие большой властью.
Кто для вас является идеальным образцом лидера?
1. Связан с нечестными политиками и консультируется с астрологами, у него две любовницы, он много курит, и выпивает ежедневно до 8 бокалов мартини.
2. Дважды отчислялся из колледжа, студентом употреблял опиум, сейчас спит до полудня и каждый день выпивает литр виски.
3. Герой войны, вегетарианец, не курит, по особым случаям пьет пиво, не имеет внебрачных связей.
Расшифровка к примеру: Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль, Адольф Гитлер
Обратите внимание, что все три кандидата являются лидерами своей эпохи и не только своей страны, а целого мира, однако каждый из них обладает не только уникальными лидерскими качествами, а так же если эти качества сравнить между собой они вступают в мощное противоречие между собой. Это как раз подметили ученые и начали изучать феномен лидерства.
Сегодня существует несколько подходов к исследованию лидерства
· Теория личностных черт (описывает лидера как человека с определенными чертами)
· Поведенческий подход (в рамках которого лидер рассматривается с точки зрения специфики его поведения, основной предмет исследования – стиль лидерского поведения)
· Ситуационные теории лидерства (рассматривается как элемент какой-то ситуации)
Различные теоретики выявляли различные качества лидерства в попытках понять, какие качества отличают лидера от не лидера.
Рассмотрим некоторые из них.
С точки зрения черт лидерства можно выделить:
Теодор Тид написал книгу «Искусство лидера» (1935 г.) в, которой он описал следующие основные качества лидера:
· физическая и эмоциональная выносливость
· понимание назначения организации и направление ее деятельности
· энтузиазм
· дружелюбие
· расположение других
· порядочность
Позднее Уоррен Беннис, выявил следующие характеристики лидера:
- направляющее виденение (понимает куда двигается, чего хочет, видит перспективу);
- страсть (энергия, которая дает возможность человеку достигать свои цели, очень часто под страстью понимается призвание человека, его мнение о том, что он делает большое дело);
- целостность личности (понимает себя свои возможности, являются честным сам с собой, зрел – понимает свои ограничения);
- доверие – способность заслужить доверие со стороны других людей;
- любознательность – он всегда открыт для нового, живая восприимчивая система.
- дерзновенность – готов идти на риск, экспериментировать и испытывать что-то новое.
Барт Нанус выделяет следующие навыки:
- прозорливость – смотреть в будущее за линию горизонта
- искусство осуществления перемен (контролирует перемены в организации)
- способность к построению организаций
- высокая честность и целостность характера
- инициативность
- совершенное понимание взаимозависимости (способен разделять идеи, сотрудничество, доброжелательность)
- способность к обучению.
Стивен Кови выделяет семь навыков:
- постоянное обучение
- ориентация на служение (воспринимает жизнь работу как миссию)
- излучает положительную энергию (восторженное поведение) позитив
- вера в других людей (можно делегировать полномочия) (не осуждает других людей, он оценивает их поступки)
- уравновешенный образ жизни (способность быть стабильным восстанавливаться, пополнять энергию)
- восприятие жизни, как приключения, как игры (принимает как хорошее, так и плохое)
- стремится к синергетике
- занятия физическими, интеллектуальными, эмоциональными и духовными упражнениями ради самообновления.
Джеймс О Тул:
- уважение к подчиненным
- доверие
- способность слушать (не предвзято)
- целостность (прагматичен)
Уоррен Беннис, провел исследования и дал сравнительную характеристику качеств менеджера и лидера (см. табл.1).
Таблица 1.
Менеджер | Лидер |
Применяет | Придумывает новое |
Поддерживает | Разрабатывает |
Ориентируется на системы и структуры | Ориентируется на людей |
Полагается на контроль | Внушает доверие |
Перспективы краткосрочные | Долгосрочные |
Как? Когда? | Почему? |
Цель: итог | Цель: горизонт |
Имитирует | Порождает |
Классический солдат | Сам себе хозяин |
Делает все правильно | Делает все правильным |
Лидер направляющий образ, страсть, цельность.
К концу второй мировой войны данная теория насчитала 80 компетенций. Невозможно в одном человеке совместить столько качеств, их просто невозможно соединить в одном человеке. Так как они очень часто противоречат друг другу. Стало очевидно, что нет человека с такими качествами которого можно было взять за идеал.
Теория личностного подхода послужила толчком для последующих исследований ученых, которые стали изучать не лидерские качества, а модели поведения лидеров.
Поведенческий подход
Суть поведенческого подхода заключается в том, что не качества присущие человеку определяют его как лидера, а определенные модели поведения, которые транслирует определенный человек.
Рассмотрим функции лидера в организации.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 543.