На тему: Лидерство и власть в организационном поведении

На тему: Лидерство и власть в организационном поведении

План лекции.

1. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный)

2. Современные проблемы лидерства в организации

3. Власть в теории организации и организационном поведении

Джеймс О Тул:

- уважение к подчиненным

- доверие

- способность слушать (не предвзято)

- целостность (прагматичен)

 

 

Уоррен Беннис, провел исследования и дал сравнительную характеристику качеств менеджера и лидера (см. табл.1).

Таблица 1.

Менеджер Лидер
Применяет Придумывает новое
Поддерживает        Разрабатывает
Ориентируется на системы и структуры Ориентируется на людей
Полагается на контроль   Внушает доверие
Перспективы краткосрочные Долгосрочные
Как? Когда? Почему?
Цель: итог Цель: горизонт
Имитирует Порождает
Классический солдат        Сам себе хозяин
Делает все правильно Делает все правильным

 

Лидер направляющий образ, страсть, цельность.

К концу второй мировой войны данная теория насчитала 80 компетенций. Невозможно в одном человеке совместить столько качеств, их просто невозможно соединить в одном человеке. Так как они очень часто противоречат друг другу. Стало очевидно, что нет человека с такими качествами которого можно было взять за идеал.

Теория личностного подхода послужила толчком для последующих исследований ученых, которые стали изучать не лидерские качества, а модели поведения лидеров.

Поведенческий подход

Суть поведенческого подхода заключается в том, что не качества присущие человеку определяют его как лидера, а определенные модели поведения, которые транслирует определенный человек.

Рассмотрим функции лидера в организации.

Функции лидера в организации

- Лидер формулирует цели вдохновляющие других участников группы.

- Лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Он в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы организации.

- Лидер побуждает других участников группы к формированию определенного типа поведения, он ведет за собой, он демонстрирует то поведение, которое приведет к успеху.

- лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;

- лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формирует нормы групповой культуры.

 

Механизм формирования лидерства – способ наделения властью

- роль человека в решении групповых задач

- роль человека в удовлетворении участниками группы своих потребностей

- роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы

- роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами

- роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.

 

В организации формируются типы лидерства

Типы лидерского поведения

- Организатор (умеет убеждать. Воспринимает потребности людей как свои).

- Утешитель (готов поддержать человека в трудной ситуации. Находит нужные слова, действия за счет этого приобретает определенный статус.

- Борец (человек готовый ответить на самый опасный вызов, он отстаивает свои ценности и взгляды, не идет на уступки и компромиссы, склонен принимать необдуманные решения).

- Дипломат – (детально разбирается в сложившейся ситуации и его основной чертой является манипуляция, не договорить, скользкий тип).

- Творец (ориентирован на инновации разбирается в перспективных тенденциях берется за решения неразрешимых задач, вовлекает других участников группы в процесс, умеет преподнести сложную неразрешимую проблему как увлекательную задачу.)

Теория «Путь - цель»

Способность человека распределить вознаграждения между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. Деятельность лидера рассматривается подчиненными только в тех случаях, когда она ведет к удовлетворению потребностей подчиненных. Лидер должен показывать:

- связь между результатами деятельности подчиненных и их должностной рост; (в зависимости от этого он получает вознаграждение);

- за выдающиеся результаты деятельности, подчиненные должны получать вознаграждения;

- подчиненные должны иметь четкие цели, и последствия (свой вклад в успех);

- помощь в достижении его собственных целей;

- передавать свой собственный личный опыт.

Еще одна концепция  ситуационного поведения - Вероятностная теория Фидлера:

- служебное положение лидера;

- специфика выполняемого задания (степень структурированности задания);

- особенности отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.

Натуралистический подход.

Власть – атрибут конкретного человека, зависящий от его личностных качеств. (Теория личностных черт).

Бихевиористический подход.

Стремление к власти предопределяет поведение человека.

В рамках этого подхода были разработаны Модели власти:

- силовая модель – способ господства, который реализуется через силу и принуждение

- рыночная модель власти – все люди обладают желанием и стремлением к власти, это процесс обмена почти как рынок (политические игры)

- игровая – пространство политики рассматривается как игра где существуют свои правила. Борьба за власть рассматривается как выигрыш или проигрыш в политической игре.

Ролевой подход в рамках этого подхода

Властные отношения в обществе обусловлены необходимостью выполнения определенных ролей в организации.

- начальник

-подчиненный

Коммуникативный подход

Власть – специфическая форма социальной коммуникации субъектов и объектов по поводу получения, хранения, воспроизводства, трансформации информации.

Концепция:

- Онтологическая концепция (осуществление совместной деятельности)

- коммуникативная рациональность (социальное взаимодействие)

Способы реализации власти

- Распорядительство (руководитель приказ)

- Участие (выработка совместного решения)

- Убеждение (передача точки зрения исполнителю)

На тему: Лидерство и власть в организационном поведении

План лекции.

1. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный)

2. Современные проблемы лидерства в организации

3. Власть в теории организации и организационном поведении

Дата: 2018-11-18, просмотров: 26.