На тему: Лидерство и власть в организационном поведении
План лекции.
1. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный)
2. Современные проблемы лидерства в организации
3. Власть в теории организации и организационном поведении
Джеймс О Тул:
- уважение к подчиненным
- доверие
- способность слушать (не предвзято)
- целостность (прагматичен)
Уоррен Беннис, провел исследования и дал сравнительную характеристику качеств менеджера и лидера (см. табл.1).
Таблица 1.
Менеджер | Лидер |
Применяет | Придумывает новое |
Поддерживает | Разрабатывает |
Ориентируется на системы и структуры | Ориентируется на людей |
Полагается на контроль | Внушает доверие |
Перспективы краткосрочные | Долгосрочные |
Как? Когда? | Почему? |
Цель: итог | Цель: горизонт |
Имитирует | Порождает |
Классический солдат | Сам себе хозяин |
Делает все правильно | Делает все правильным |
Лидер направляющий образ, страсть, цельность.
К концу второй мировой войны данная теория насчитала 80 компетенций. Невозможно в одном человеке совместить столько качеств, их просто невозможно соединить в одном человеке. Так как они очень часто противоречат друг другу. Стало очевидно, что нет человека с такими качествами которого можно было взять за идеал.
Теория личностного подхода послужила толчком для последующих исследований ученых, которые стали изучать не лидерские качества, а модели поведения лидеров.
Поведенческий подход
Суть поведенческого подхода заключается в том, что не качества присущие человеку определяют его как лидера, а определенные модели поведения, которые транслирует определенный человек.
Рассмотрим функции лидера в организации.
Функции лидера в организации
- Лидер формулирует цели вдохновляющие других участников группы.
- Лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Он в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы организации.
- Лидер побуждает других участников группы к формированию определенного типа поведения, он ведет за собой, он демонстрирует то поведение, которое приведет к успеху.
- лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;
- лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формирует нормы групповой культуры.
Механизм формирования лидерства – способ наделения властью
- роль человека в решении групповых задач
- роль человека в удовлетворении участниками группы своих потребностей
- роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы
- роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами
- роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.
В организации формируются типы лидерства
Типы лидерского поведения
- Организатор (умеет убеждать. Воспринимает потребности людей как свои).
- Утешитель (готов поддержать человека в трудной ситуации. Находит нужные слова, действия за счет этого приобретает определенный статус.
- Борец (человек готовый ответить на самый опасный вызов, он отстаивает свои ценности и взгляды, не идет на уступки и компромиссы, склонен принимать необдуманные решения).
- Дипломат – (детально разбирается в сложившейся ситуации и его основной чертой является манипуляция, не договорить, скользкий тип).
- Творец (ориентирован на инновации разбирается в перспективных тенденциях берется за решения неразрешимых задач, вовлекает других участников группы в процесс, умеет преподнести сложную неразрешимую проблему как увлекательную задачу.)
Теория «Путь - цель»
Способность человека распределить вознаграждения между подчиненными в зависимости от результатов их деятельности. Деятельность лидера рассматривается подчиненными только в тех случаях, когда она ведет к удовлетворению потребностей подчиненных. Лидер должен показывать:
- связь между результатами деятельности подчиненных и их должностной рост; (в зависимости от этого он получает вознаграждение);
- за выдающиеся результаты деятельности, подчиненные должны получать вознаграждения;
- подчиненные должны иметь четкие цели, и последствия (свой вклад в успех);
- помощь в достижении его собственных целей;
- передавать свой собственный личный опыт.
Еще одна концепция ситуационного поведения - Вероятностная теория Фидлера:
- служебное положение лидера;
- специфика выполняемого задания (степень структурированности задания);
- особенности отношений, сложившихся между лидером и подчиненными.
Натуралистический подход.
Власть – атрибут конкретного человека, зависящий от его личностных качеств. (Теория личностных черт).
Бихевиористический подход.
Стремление к власти предопределяет поведение человека.
В рамках этого подхода были разработаны Модели власти:
- силовая модель – способ господства, который реализуется через силу и принуждение
- рыночная модель власти – все люди обладают желанием и стремлением к власти, это процесс обмена почти как рынок (политические игры)
- игровая – пространство политики рассматривается как игра где существуют свои правила. Борьба за власть рассматривается как выигрыш или проигрыш в политической игре.
Ролевой подход в рамках этого подхода
Властные отношения в обществе обусловлены необходимостью выполнения определенных ролей в организации.
- начальник
-подчиненный
Коммуникативный подход
Власть – специфическая форма социальной коммуникации субъектов и объектов по поводу получения, хранения, воспроизводства, трансформации информации.
Концепция:
- Онтологическая концепция (осуществление совместной деятельности)
- коммуникативная рациональность (социальное взаимодействие)
Способы реализации власти
- Распорядительство (руководитель приказ)
- Участие (выработка совместного решения)
- Убеждение (передача точки зрения исполнителю)
На тему: Лидерство и власть в организационном поведении
План лекции.
1. Основные подходы к изучению лидерства (личностный, поведенческий, ситуационный)
2. Современные проблемы лидерства в организации
3. Власть в теории организации и организационном поведении
Дата: 2018-11-18, просмотров: 534.