Методические основы формирования игры с правилами в дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил,

со­стязательных отношений между играющими и результата-выигрыша. В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.

Играм с правилами присущи следующие отличительные особенности

(Н.Я. Михайленко):

§ это достаточно жесткая формализованная деятельность;

§ всегда совместная деятельность, предполагающая наличие хотя бы двух играющих;

§ всегда есть четко определенные и обязательные для всех участников правила;

§ повторяемость законченных, неизменных по форме циклов (или конов), что создает потенциальную возможность для каждого играющего сменить позицию проигравшего на позицию выигравшего.

Кроме того, выделяют специфические характеристики:

§ состязательные отношения между участниками;

§ наличие особого результата – выигрыша.

В образовательном процессе детского сада использу­ются разные виды игр с правилами:

§ шансовые игры или игры «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);

§ игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);

§ игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).

В силу своего специфического строения игры с правилами оказывают особое влияние на развитие ребенка (Е. Е. Кравцова, Н. Я. Михайленко,

Н. А. Короткова). Игра с пра­вилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других участников, напряжение внимания и мысли с тем, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию умственных способностей. Но основное – это необходимость подчинения своих желаний общей норме, правилам, что способствует ста­новлению нормативной регуляции поведения, контролю выполнения правил и развивает произвольное поведение, волю.  В игре с правилами формируется стремление к личному успеху, способность «пережить неудачу» и принять успех сверстника. Ребенок получает опыт переживания временной неудачи пока еще в социально «безобидной» деятельности. Это развивает устойчивость к более серьезным стрессовым ситуациям без ущерба для психического здоровья. Игры оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом – осваиваются способы реализация принципа равноправия  (считалка, жребий); обеспечивают создание уже в дошкольном возрасте независимого от взрослых «детского сообщества», построенного на свободном общении равных.

В игре с правилами ребенок может выполнять различные игровые роли:

ведущего, равноправного участника, наблюдателя за выполнением правил,

болельщика, организатора, что представляет широкие возможности для

накопления опыта взаимодействия в различных игровых позициях.

Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Иг­рушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Какие существуют виды правил?

Нормативные правила Собственно игровые правила Правила установления выигрыша
Моральная справедливость: «играть надо честно». Формы жребия, очередность. Регламент действий участников. «Тот, кто раньше всех... тот выигрывает», «Кто больше всех… тот выигрывает».  

 

В чем заключается роль воспитателя в организации игр с правилами?

Уже в 2,5–3 гола дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «До­беги до флажка»), при этом воспитатель действует вместе с детьми. На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их), происхо­дит разделение функций игроков (один догоняет – остальные убега­ют в играх «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль» и др.). В этом возрасте дети участвуют в играх по типу лото (аналог игр «на удачу») разного содержания, осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с детьми, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера и проводника.

На пятом году жизни у детей формируется представление о выиг­рыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу» (лото, гусёк). Воспитатель участвует в таких играх как равноправный партнер, демонстрирующий заинтересованность в выигрыше, объясняет и повторяет правила по ходу игры, вводит нормативные правила распределения функций (считалку, жребий, сговор – «теперь первым ходит тот, кто выиграл»).  При этом важно использовать соответствующую лексику: выиграл, проиграл, играл нечестно, не соблюдал правила и т.п. Постепенно у детей скла­дываются состязательные отношения и установка на выигрыш. Это способствует взаимной нормативной регуляции поведения – важной составляющей морального развития ребенка. Постепенно воспитатель переходит к играм, где элементы удачи сочетаются с требованиями к умственным и физическим способностям (например, летающие кол­пачки, серсо, кольцеброс и др.). На этом этапе дети используют готовые игровые правила. На шестом году жизни у детей формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необхо­димость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для на­стольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования «правилотворчества» детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми прави­ла «охраняются» гораздо сильнее, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого.  Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

3. Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н).

 

Специальная учебно-методическая литература:

1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М., 2009.

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2014.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Педагогика и психология обучения дошкольников. - М., 2013.

4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.. 2008.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. - М., 2012.

7. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб для студентов выс. учеб. заведений. – М., 2013.

8. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М., 2012.

9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПб., 2010.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 299.