Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил,
состязательных отношений между играющими и результата-выигрыша. В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.
Играм с правилами присущи следующие отличительные особенности
(Н.Я. Михайленко):
§ это достаточно жесткая формализованная деятельность;
§ всегда совместная деятельность, предполагающая наличие хотя бы двух играющих;
§ всегда есть четко определенные и обязательные для всех участников правила;
§ повторяемость законченных, неизменных по форме циклов (или конов), что создает потенциальную возможность для каждого играющего сменить позицию проигравшего на позицию выигравшего.
Кроме того, выделяют специфические характеристики:
§ состязательные отношения между участниками;
§ наличие особого результата – выигрыша.
В образовательном процессе детского сада используются разные виды игр с правилами:
§ шансовые игры или игры «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);
§ игры с правилами, основанные на физической или умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты, подвижные игры соревновательного типа);
§ игры с правилами, сочетающие элементы удачи и умственной или физической компетентности (например, серсо, кегли, «Путаница» и др.).
В силу своего специфического строения игры с правилами оказывают особое влияние на развитие ребенка (Е. Е. Кравцова, Н. Я. Михайленко,
Н. А. Короткова). Игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Необходимость постоянного сравнения своих результатов с результатами действий других участников, напряжение внимания и мысли с тем, чтобы достичь выигрыша, способствуют развитию умственных способностей. Но основное – это необходимость подчинения своих желаний общей норме, правилам, что способствует становлению нормативной регуляции поведения, контролю выполнения правил и развивает произвольное поведение, волю. В игре с правилами формируется стремление к личному успеху, способность «пережить неудачу» и принять успех сверстника. Ребенок получает опыт переживания временной неудачи пока еще в социально «безобидной» деятельности. Это развивает устойчивость к более серьезным стрессовым ситуациям без ущерба для психического здоровья. Игры оказывают большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать друг с другом – осваиваются способы реализация принципа равноправия (считалка, жребий); обеспечивают создание уже в дошкольном возрасте независимого от взрослых «детского сообщества», построенного на свободном общении равных.
В игре с правилами ребенок может выполнять различные игровые роли:
ведущего, равноправного участника, наблюдателя за выполнением правил,
болельщика, организатора, что представляет широкие возможности для
накопления опыта взаимодействия в различных игровых позициях.
Игры с правилами могут выступать как дидактические игры, в которых кроме игровой задачи решаются задачи закрепления и систематизации знаний, развития и совершенствования мыслительных операций или специальных умений, например речевых. Так, систематизации детских представлений способствуют игры-лото («Четыре времени года», «Игрушки», «Растет, цветет, зреет» и пр.). Словесные игры типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Какие существуют виды правил?
Нормативные правила | Собственно игровые правила | Правила установления выигрыша |
Моральная справедливость: «играть надо честно». Формы жребия, очередность. | Регламент действий участников. | «Тот, кто раньше всех... тот выигрывает», «Кто больше всех… тот выигрывает». |
В чем заключается роль воспитателя в организации игр с правилами?
Уже в 2,5–3 гола дети могут действовать в соответствии с простыми правилами, осуществлять действия по команде (например, игра «Добеги до флажка»), при этом воспитатель действует вместе с детьми. На четвертом году жизни усложняется число выполняемых в игре действий и правил (например, сбивать кегли и вновь расставлять их), происходит разделение функций игроков (один догоняет – остальные убегают в играх «Кот и мыши», «Воробушки и автомобиль» и др.). В этом возрасте дети участвуют в играх по типу лото (аналог игр «на удачу») разного содержания, осваивают правила поочередного взаимодействия и выполнения заданных условий. Играя с детьми, воспитатель занимает позицию заинтересованного партнера и проводника.
На пятом году жизни у детей формируется представление о выигрыше. Наиболее подходящими для детей этого возраста становятся «игры на удачу» (лото, гусёк). Воспитатель участвует в таких играх как равноправный партнер, демонстрирующий заинтересованность в выигрыше, объясняет и повторяет правила по ходу игры, вводит нормативные правила распределения функций (считалку, жребий, сговор – «теперь первым ходит тот, кто выиграл»). При этом важно использовать соответствующую лексику: выиграл, проиграл, играл нечестно, не соблюдал правила и т.п. Постепенно у детей складываются состязательные отношения и установка на выигрыш. Это способствует взаимной нормативной регуляции поведения – важной составляющей морального развития ребенка. Постепенно воспитатель переходит к играм, где элементы удачи сочетаются с требованиями к умственным и физическим способностям (например, летающие колпачки, серсо, кольцеброс и др.). На этом этапе дети используют готовые игровые правила. На шестом году жизни у детей формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования «правилотворчества» детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила «охраняются» гораздо сильнее, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.
В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.
Нормативно-правовые документы:
1. Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года, вступила в силу для СССР 15.09.1990 года)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
3. Профессиональный стандарт педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н).
Специальная учебно-методическая литература:
1. Арсентьева В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - М., 2009.
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебное пособие для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб., 2014.
3. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Педагогика и психология обучения дошкольников. - М., 2013.
4. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.. 2008.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М., 2012.
6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. - М., 2012.
7. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб для студентов выс. учеб. заведений. – М., 2013.
8. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. – М., 2012.
9. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. – СПб., 2010.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 332.