Простота детских игр обманчива,
это явление все знают, но не все понимают.
П.Ф. Каптерев
В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды
деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского,
С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой,
Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.
Ряд исследователей рассматривали игру в качестве ведущей деятельности, то есть такой деятельности, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Конечно, психическое и личностное развитие происходит и в других видах деятельности, но основные новообразования в психике ребенка, обеспечивающие переход на следующий возрастной этап, создаются именно в игровой деятельности.
К каким же качествам психики и личности ребенка-дошкольника ведет игра?
Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии. Каждый из нас может вспомнить «волшебные» слова детства – «давай, понарошку», «давай как будто». Именно они переносили нас в воображаемый мир игры. И сегодня, наблюдая за сюжетно-ролевыми играми дошкольников, мы слышим те же «волшебные» слова: «Давай, как будто мы космонавты! И прилетели на Луну! А там нас встречают Лунатики…». В игре нет границ, здесь «невозможное» становится «возможным», здесь все получается. Можно легко стать жителями неизвестной планеты, сказочной страны, или попробовать себя в роли воспитателя, учителя, доктора, спасателя («как мама и папа»).
«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями,
событиями, он играет со всем миром. Если ребенок ничего не придумывает,
если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда
надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли
он?» – трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В.С. Юркевича. Любимая дошкольниками игра «в сочинялки» (игра-фантазия) дает возможность играть со словами. Она не требует создания предметно-игровой среды, а озвучивается на уровне вербальной речи:
- «Съела лиса Колобка и пошла на охоту. А он веселый и умный был. Как запрыгает в
животе, запоет громко свою песенку. Тут все лису и увидели…»;
- «Заходи, квакушка, в теремок. Будем вместе жить. А лягушка отвечает: не
пойду. Я живу на болоте. У меня там комары, мошкара…».
Вот примеры детского «соображения», которое невозможно без
воображения.
В практике образовательной деятельности дошкольных учреждений
активно используется развивающий потенциал игры-фантазии. Это приемы
«расшатывания» известных сказок, которые описал итальянский детский
писатель Джанни Родари: «сказка наизнанку», «сказка в заданном ключе»,
«салат из сказок», «сказка от лица разных персонажей» и др. Это
педагогическая технология ТРИЗ с играми на развитие творческого
мышления и воображения: «Что будет, если…», «Хорошо-плохо»,
«Необычный способ» и др.
«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной
обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной
школы детства». Так охарактеризовал детскую игру известный отечественный педагог С.Т. Шацкий. С этой формулировкой нельзя не согласиться.
Сюжетно-ролевые игры позволяет ребенку примерить самые разные
социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений. Это «полигон»
человеческой практики, проверки и применения опыта. Это самое естественное средство развития коммуникативных способностей ребенка. В сюжетно-ролевых играх, кроме воображаемой ситуации («Детский сад», «Школа», «Цирк», «Морское путешествие»), существуют реальные отношения, когда со сверстниками нужно договориться: кто кем будет, как будут развиваться события в игре… Здесь появляется необходимость согласиться с позицией игрового партнера, или, наоборот, отстоять свою точку зрения. Нужны ли будут эти качества ребенку в школе? Мешает ли в жизни человеку неумение вступать в коммуникацию? Скорее всего, на эти вопросы мы получим утвердительный ответ.
В детских играх развивается способность к символическим замещениям,
что является предпосылкой развития знаковой функции сознания,
специфически человеческой формы освоения мира, без которой невозможно
освоение таких точных наук, как математика, физика, химия и др. Ребенок в
игре использует разнообразные предметы-заместители: трубочка, скрученная
из бумаги, легко превращается в подзорную трубу, калейдоскоп, дудочку,
жезл; цветные кусочки меха – в обитателей зоопарка. Старшие дошкольники
с интересом моделируют развитие общего сюжета предстоящей игры. Так,
нарисованная пальма становится знаком, запускающим путешествие в
далекую Африку, а три десятки и корона – в тридесятое царство.
Изображение волны может обозначать, что отправятся дети в путешествие на
корабле, а облако и прямоугольник – на ковре-самолете… Здесь мы
сталкиваемся с яркими образцами проявления детской сообразительности и
творчества.
В игре происходит развитие целеполагания, умения «думать в уме». Чтобы отправиться в морское путешествие, ребенок должен продумать, какой, из чего построить корабль, как строить, с чего начать, что обязательно будет на судне и т.п.
В силу эгоцентризма (замыкания на своей точке зрения) дошкольнику
трудно стать на позицию другого. «Расшатывание» детского эгоцентризма
происходит в режиссерских играх, в которых ребенок самостоятельно
организует игровое пространство (на игровом поле, макете, верховой ширме,
в игрушечном домике, и т.п.), управляет сюжетом - представляет, как будут
действовать герои (игрушки, предметы-заместители), что в результате
произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их позиций
разных игровых персонажей (учитывает разные жизненные позиции). Это
еще один шаг к успешности в школе, к пониманию и принятию мысли
другого (учителя, сверстника), умению встать на его точку зрения и
аргументировать собственное мнение. Основой сюжетов для режиссерских
игр становятся события, произошедшие дома или в детском саду,
литературные произведения, мультфильмы, выдуманные истории. В этих
играх ребенок овладевает всеми компонентами устной речи. Как актер, с
помощью диалогической ролевой речи, он озвучивает игрушечных
персонажей. Как рассказчик, с помощью монологической повествовательной
речи, комментирует и движет сюжет вперед. В то же время, режиссерская
игра – одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на
какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он
интересуется.
Дошкольный возраст – период, когда дети отличаются особой
чувствительностью, восприимчивостью, готовностью к эмоциональному
отклику на состояние другого. Эмпатия – умение ребенка сочувствовать,
сопереживать, сорадоваться героям литературных произведений, ярко
проявляется в театрализованных играх. Они ведут к лучшему пониманию
разных людей, среди которых живут и будут жить наши дети, воспитанию
добрых человеческих качеств. Кроме того, ребенок отождествляет себя с
полюбившимся героем, таким образом, игра способствует формированию
определенных качеств, отношений личности.
В играх-драматизациях можно выразить эмоции, глубоко спрятанные в
недрах детской души. Здесь есть возможность снятия агрессии,
напряжения (змей Горыныч, Баба Яга, зубастый волк), с чем сегодня нередко
сталкиваются педагоги-практики. Такие персонажи также помогают
ребенку выработать адекватные способы реагирования на агрессию, с
которой он может встретиться в реальной жизни. В театрализованных играх
есть возможность спрятаться под маской и быть неузнаваемым. Можно
спрятаться за ширмой кукольного театра и говорить от имени куклы. И здесь
нет повода для стеснения: смотрят ведь не на него, а на куклу. Такие игры
помогают детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Постепенно артисты становятся смелее и увереннее.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. В игре ребенок реализует свою потребность в познании, стремится к исследованию
окружающего мира. Чем разнообразней и интенсивней поисковая
деятельность, тем больше новых открытий делает ребенок, тем быстрее и
полноценнее идет его саморазвитие. «Летает – не летает?», «Тонет – не
тонет?», «Чей след глубже?», «Куда исчез Снеговик?», «Как выглядит
айсберг?», «Можно ли увидеть воздух?» – на эти и многие другие вопросы
ребенок получает ответы в играх-экспериментированиях. Открытия, которые
совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными
переживаниями. При этом наряду с радостью решения конкретного вопроса,
ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает
уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.
В школе ребенок столкнется с необходимостью соблюдения
определенных правил. Сможет ли он быть внимательным и сидеть за партой
на протяжении всего урока? Будет ли он стремиться самостоятельно
выполнить домашнее задание, придя домой? Здесь потребуется проявить
такое важное качество, как произвольность поведения. Именно в игре
формируется умение действовать в заданных, или выработанных
детским коллективом, правилах. Всегда ли ребенок выполняет правила?
Конечно, нет. Но нарушил первый раз, второй, и тут же слышит от
партнеров по игре: «А мы с тобой играть не будем!» Для ребенка очень
значимо, берут ли его в игру. Не случайно, в дошкольном возрасте, слова
«дружить» и «играть» являются синонимами. Именно игровой мотив,
желание играть со сверстниками является основой волевой регуляции: хочу
играть, значит, буду соблюдать правила.
Дошкольники сами становятся создателями правил в творческих играх. Дети решили играть в «школу», идет распределение ролей. Одна из девочек очень хочет быть учительницей, но игровые партнеры справедливо замечают: «Ты, Света, никогда еще у нас в школе не училась, а все учителя учились в школе». Так рождается обязательное для всех правило игры. В игровой ситуации правила (нормы) легко становятся внутренними, определяющими поведение и характер взаимодействий со сверстниками.
В педагогической копилке практиков имеется целая группа игр с готовым
содержанием и правилами. Они представляют собой готовые предписания действий, которые становятся нормативным средством игрового взаимодействия. Это интеллектуальные, подвижные игры и др. Педагогам очень важно разворачивать процесс взаимодействия с детьми как творческий,
изменять игровые правила по взаимной договоренности. Так, воспитатель
предлагает детям различные предметные картинки и озвучивает первое
правило: «Прилетел волшебник, он может заколдовывать предметы, и тогда
они исчезают навсегда. Но если вы их спасёте - объедините в пары и найдете,
чем они похожи (сходство по одному из признаков: цвету, форме, свойству и
т.п.), волшебник ничего сделать не сможет». Как только дети справляются с
первой игровой задачей, правило меняется – нужно уже объединить три
предмета, придумав предложение. В подвижной игре «Если нравится тебе, то
делай так» – дети сначала повторяют движения по образцу воспитателя,
потом по словесной инструкции, затем должны вспомнить и повторить всю
цепочку движений: «Если нравится тебе, то делай всё». Именно такая работа
над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и
произвольность поведения.
Показательный пример описывает психолог Е.Е. Кравцова:
Воспитательница предлагает мальчику поиграть в игру «данетку», при этом озвучивается правило: «да» и «нет» не говорить». Дальше следует диалог:
- Тебя зовут Петя?
- Нет, Ваня.
- Ты ходишь в школу?
- Нет, в детский сад.
………………………
- Какие слова нельзя было говорить?
- «Да» и «нет».
- А ты говорил?
- Не знаю. Нет, не говорил.
Помнить правила еще не значит их соблюдать. В представленном примере
ребенок превратил игру в ситуацию общения, в которой на вопросы
взрослого нужно отвечать. Аналогичный случай в школе. Урок в первом
классе. Учительница предлагает решить задачу: «Дети пошли за грибами.
Мальчики собрали пять грибов, девочки на два гриба больше. Сколько
грибов собрали дети?». Кто-то из учеников считает, но многие не
принимают воображаемую ситуацию и переводят учебную задачу в
ситуацию общения: «А как им мама разрешила самим идти в лес?», «А мы
собрали целое ведро грибов», «А я видела в лесу мухомор» и т.п. Истоки
этой проблемы – в дошкольном возрасте.
Возвратимся в детский сад. Воспитательница пишет на доске букву «В»,
дает мальчику фанты и изменяет правило игры: «Прилетел волшебник. За
каждый твой ответ «да» и «нет» он будет отбирать у тебя по фанту». И игра
пошла. Появилась воображаемая ситуация («как будто волшебник…»), в
которой ребенок легко принимает игровую задачу.
Всякая деятельность способствует возникновению личностных
новообразований по мере того, как человек становится ее субъектом. В игре,
как ни в какой другой деятельности, ребенок является творцом своей жизни.
Здесь ярко проявляются его «самость» (собственный стиль осуществления
деятельности), активность (инициативность, самостоятельность, творческое
Дата: 2018-11-18, просмотров: 290.