Игра как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Простота детских игр обманчива,

это явление все знают, но не все понимают.

П.Ф. Каптерев

В период дошкольного детства ребенок включается в разные виды

дея­тельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготско­го,

С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. П. Усовой,

Л. А. Венгера, Н. Н. Поддьякова и др.

Ряд исследователей рассматривали игру в качестве ведущей деятельности, то есть такой деятельности, которая, развиваясь, способствует главнейшим изменениям в психике ребенка и внутри которой формируются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Конечно, психическое и личностное развитие происходит и в других видах деятельности, но основные новообразования в психике ребенка, обеспечивающие переход на следующий возрастной этап, создаются именно в игровой деятельности.

К каким же качествам психики и личности ребенка-дошкольника ведет игра?

Игра – идеальное средство развития детского воображения и фантазии. Каждый из нас может вспомнить «волшебные» слова детства – «давай, понарошку», «давай как будто». Именно они переносили нас в воображаемый мир игры. И сегодня, наблюдая за сюжетно-ролевыми играми дошкольников, мы слышим те же «волшебные» слова: «Давай, как будто мы космонавты! И прилетели на Луну! А там нас встречают Лунатики…». В игре нет границ, здесь «невозможное» становится «возможным», здесь все получается. Можно легко стать жителями неизвестной планеты, сказочной страны, или попробовать себя в роли воспитателя, учителя, доктора, спасателя («как мама и папа»).

«Ребенок играет не только с игрушками, он играет словами, ситуациями,

событиями, он играет со всем миром. Если ребенок ничего не придумывает,

если его творчество не изливается из него мощным ярким потоком, тогда

надо бить тревогу и думать, что такое произошло с ребенком, здоров ли

он?» – трудно не согласиться со словами известного отечественного психолога В.С. Юркевича. Любимая дошкольниками игра «в сочинялки» (игра-фантазия) дает возможность играть со словами. Она не требует создания предметно-игровой среды, а озвучивается на уровне вербальной речи:

- «Съела лиса Колобка и пошла на охоту. А он веселый и умный был. Как запрыгает в

животе, запоет громко свою песенку. Тут все лису и увидели…»;

- «Заходи, квакушка, в теремок. Будем вместе жить. А лягушка отвечает: не

пойду. Я живу на болоте. У меня там комары, мошкара…».

Вот примеры детского «соображения», которое невозможно без

воображения.

В практике образовательной деятельности дошкольных учреждений

активно используется развивающий потенциал игры-фантазии. Это приемы

«расшатывания» известных сказок, которые описал итальянский детский

писатель Джанни Родари: «сказка наизнанку», «сказка в заданном ключе»,

«салат из сказок», «сказка от лица разных персонажей» и др. Это

педагогическая технология ТРИЗ с играми на развитие творческого

мышления и воображения: «Что будет, если…», «Хорошо-плохо»,

«Необычный способ» и др.

«Игра – жизненная лаборатория детства. В игре, в этой специальной

обработке жизненного материала есть самое здоровое ядро разумной

школы детства». Так охарактеризовал детскую игру известный отечественный педагог С.Т. Шацкий. С этой формулировкой нельзя не согласиться.

Сюжетно-ролевые игры позволяет ребенку примерить самые разные

социальные роли, вводят его в мир человеческих отношений. Это «полигон»

человеческой практики, проверки и применения опыта. Это самое естественное средство развития коммуникативных способностей ребенка. В сюжетно-ролевых играх, кроме воображаемой ситуации («Детский сад», «Школа», «Цирк», «Морское путешествие»), существуют реальные отношения, когда со сверстниками нужно договориться: кто кем будет, как будут развиваться события в игре… Здесь появляется необходимость согласиться с позицией игрового партнера, или, наоборот, отстоять свою точку зрения. Нужны ли будут эти качества ребенку в школе? Мешает ли в жизни человеку неумение вступать в коммуникацию? Скорее всего, на эти вопросы мы получим утвердительный ответ.

В детских играх развивается способность к символическим замещениям,

что является предпосылкой развития знаковой функции сознания,

специфически человеческой формы освоения мира, без которой невозможно

освоение таких точных наук, как математика, физика, химия и др. Ребенок в

игре использует разнообразные предметы-заместители: трубочка, скрученная

из бумаги, легко превращается в подзорную трубу, калейдоскоп, дудочку,

жезл; цветные кусочки меха – в обитателей зоопарка. Старшие дошкольники

с интересом моделируют развитие общего сюжета предстоящей игры. Так,

нарисованная пальма становится знаком, запускающим путешествие в

далекую Африку, а три десятки и корона – в тридесятое царство.

Изображение волны может обозначать, что отправятся дети в путешествие на

корабле, а облако и прямоугольник – на ковре-самолете… Здесь мы

сталкиваемся с яркими образцами проявления детской сообразительности и

творчества.

В игре происходит развитие целеполагания, умения «думать в уме». Чтобы отправиться в морское путешествие, ребенок должен продумать, какой, из чего построить корабль, как строить, с чего начать, что обязательно будет на судне и т.п.

В силу эгоцентризма (замыкания на своей точке зрения) дошкольнику

трудно стать на позицию другого. «Расшатывание» детского эгоцентризма

происходит в режиссерских играх, в которых ребенок самостоятельно

организует игровое пространство (на игровом поле, макете, верховой ширме,

в игрушечном домике, и т.п.), управляет сюжетом - представляет, как будут

действовать герои (игрушки, предметы-заместители), что в результате

произойдет. Он смотрит на воображаемые события и оценивает их позиций

разных игровых персонажей (учитывает разные жизненные позиции). Это

еще один шаг к успешности в школе, к пониманию и принятию мысли

другого (учителя, сверстника), умению встать на его точку зрения и

аргументировать собственное мнение. Основой сюжетов для режиссерских

игр становятся события, произошедшие дома или в детском саду,

литературные произведения, мультфильмы, выдуманные истории. В этих

играх ребенок овладевает всеми компонентами устной речи. Как актер, с

помощью диалогической ролевой речи, он озвучивает игрушечных

персонажей. Как рассказчик, с помощью монологической повествовательной

речи, комментирует и движет сюжет вперед. В то же время, режиссерская

игра – одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на

какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он

интересуется.

Дошкольный возраст – период, когда дети отличаются особой

чувствительностью, восприимчивостью, готовностью к эмоциональному

отклику на состояние другого. Эмпатия – умение ребенка сочувствовать,

сопереживать, сорадоваться героям литературных произведений, ярко

проявляется в театрализованных играх. Они ведут к лучшему пониманию

разных людей, среди которых живут и будут жить наши дети, воспитанию

добрых человеческих качеств. Кроме того, ребенок отождествляет себя с

полюбившимся героем, таким образом, игра способствует формированию

определенных качеств, отношений личности.

В играх-драматизациях можно выразить эмоции, глубоко спрятанные в

недрах детской души. Здесь есть возможность снятия агрессии,

напряжения (змей Горыныч, Баба Яга, зубастый волк), с чем сегодня нередко

сталкиваются педагоги-практики. Такие персонажи также помогают

ребенку выработать адекватные способы реагирования на агрессию, с

которой он может встретиться в реальной жизни. В театрализованных играх

есть возможность спрятаться под маской и быть неузнаваемым. Можно

спрятаться за ширмой  кукольного театра и говорить от имени куклы. И здесь

нет повода для стеснения: смотрят ведь не на него, а на куклу. Такие игры

помогают детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Постепенно артисты становятся смелее и увереннее.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Так об игре сказал известный отечественный педагог В.А. Сухомлинский. В игре ребенок реализует свою потребность в познании,  стремится к исследованию

окружающего мира. Чем разнообразней и интенсивней поисковая

деятельность, тем больше новых открытий делает ребенок, тем быстрее и

полноценнее идет его саморазвитие. «Летает – не летает?», «Тонет – не

тонет?», «Чей след глубже?», «Куда исчез Снеговик?», «Как выглядит

айсберг?», «Можно ли увидеть воздух?» – на эти и многие другие вопросы

ребенок получает ответы в играх-экспериментированиях. Открытия, которые

совершает дошкольник, всегда сопровождаются яркими эмоциональными

переживаниями. При этом наряду с радостью решения конкретного вопроса,

ребенок переживает радость познания своих возможностей, что придает

уверенность в своих силах и побуждает к новым исследованиям.

В школе ребенок столкнется с необходимостью соблюдения

определенных правил. Сможет ли он быть внимательным и сидеть за партой

на протяжении всего урока? Будет ли он стремиться самостоятельно

выполнить домашнее задание, придя домой? Здесь потребуется проявить

такое важное качество, как произвольность поведения. Именно в игре

формируется умение действовать в заданных, или выработанных

детским коллективом, правилах. Всегда ли ребенок выполняет правила?

Конечно, нет. Но нарушил первый раз, второй, и тут же слышит от

партнеров по игре: «А мы с тобой играть не будем!» Для ребенка очень

значимо, берут ли его в игру. Не случайно, в дошкольном возрасте, слова

«дружить» и «играть» являются синонимами. Именно игровой мотив,

желание играть со сверстниками является основой волевой регуляции: хочу

играть, значит, буду соблюдать правила.

Дошкольники сами становятся создателями правил в творческих играх. Дети решили играть в «школу», идет распределение ролей. Одна из девочек очень хочет быть учительницей, но игровые партнеры справедливо замечают: «Ты, Света, никогда еще у нас в школе не училась, а все учителя учились в школе». Так рождается обязательное для всех правило игры. В игровой ситуации правила (нормы) легко становятся внутренними, определяющими поведение и характер взаимодействий со сверстниками.

В педагогической копилке практиков имеется целая группа игр с готовым

содержанием и правилами. Они представляют собой готовые предписания действий, которые становятся нормативным средством игрового взаимодействия. Это интеллектуальные, подвижные игры и др. Педагогам очень важно разворачивать процесс взаимодействия с детьми как творческий,

изменять игровые правила по взаимной договоренности. Так, воспитатель

предлагает детям различные предметные картинки и озвучивает первое

правило: «Прилетел волшебник, он может заколдовывать предметы, и тогда

они исчезают навсегда. Но если вы их спасёте - объедините в пары и найдете,

чем они похожи (сходство по одному из признаков: цвету, форме, свойству и

т.п.), волшебник ничего сделать не сможет». Как только дети справляются с

первой игровой задачей, правило меняется – нужно уже объединить три

предмета, придумав предложение. В подвижной игре «Если нравится тебе, то

делай так» – дети сначала повторяют движения по образцу воспитателя,

потом по словесной инструкции, затем должны вспомнить и повторить всю

цепочку движений: «Если нравится тебе, то делай всё». Именно такая работа

над правилом поддерживает у ребенка интерес к игре, развивает внимание и

произвольность поведения.

Показательный пример описывает психолог Е.Е. Кравцова:

Воспитательница предлагает мальчику поиграть в игру «данетку», при этом озвучивается правило: «да» и «нет» не говорить». Дальше следует диалог:

- Тебя зовут Петя?

- Нет, Ваня.

- Ты ходишь в школу?

- Нет, в детский сад.

………………………

- Какие слова нельзя было говорить?

- «Да» и «нет».

- А ты говорил?

- Не знаю. Нет, не говорил.

Помнить правила еще не значит их соблюдать. В представленном примере

ребенок превратил игру в ситуацию общения, в которой на вопросы

взрослого нужно отвечать. Аналогичный случай в школе. Урок в первом

классе. Учительница предлагает решить задачу: «Дети пошли за грибами.

Мальчики собрали пять грибов, девочки на два гриба больше. Сколько

грибов собрали дети?». Кто-то из учеников считает, но многие не

принимают воображаемую ситуацию и переводят учебную задачу в

ситуацию общения: «А как им мама разрешила самим идти в лес?», «А мы

собрали целое ведро грибов», «А я видела в лесу мухомор» и т.п. Истоки

этой проблемы – в дошкольном возрасте.

Возвратимся в детский сад. Воспитательница пишет на доске букву «В»,

дает мальчику фанты и изменяет правило игры: «Прилетел волшебник. За

каждый твой ответ «да» и «нет» он будет отбирать у тебя по фанту». И игра

пошла. Появилась воображаемая ситуация («как будто волшебник…»), в

которой ребенок легко принимает игровую задачу.

Всякая деятельность способствует возникновению личностных

новообразований по мере того, как человек становится ее субъектом. В игре,

как ни в какой другой деятельности, ребенок является творцом своей жизни.

Здесь ярко проявляются его «самость» (собственный стиль осуществления

деятельности), активность (инициативность, самостоятельность, творческое

Дата: 2018-11-18, просмотров: 253.