Творческая ролевая игра – основная форма игровой деятельности детей дошкольного возраста. В творческих играх происходит отражение впечатлений детей об окружающей жизни. Творческое воображение ребенка проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе выразительно-изобразительных средств для создания игровых образов, в отборе материала. Творческая игра дает педагогу представление об особенностях понимания детьми тех или иных явлений, отношения к ним. Наиболее ярко черты творческой ролевой игры проявляются в сюжетно-ролевых играх.
Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней
наиболее явно выражено расщепление действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает сюжет, роль, принимаемую ребенком на себя, и связанные с ней действия.
1. | Игровой сюжет – сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. | Бытовые («в семью»), профессиональные («в доктора», «в школу», «в космонавтов»), приключенческие (путешествия), сказочные и фантастические («тридесятое царство»). |
2. | Содержание игры – содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком по ходу развертывания сюжета. | Ранний, младший дошкольный возраст – воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий. Средний дошкольный – воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами. Старший дошкольный – воспроизведение социальных и межличностных отношений. |
2. | Роль | Роли конкретного взрослого человека или персонажа фильма, книги; обобщенные роли-профессии (учитель, врач), роли сказочных и фантастических персонажей (царевна, волшебник). |
3. | Игровые действия | Предметные игровые действия с сюжетными игрушками (игрушечные копии настоящих предметов), предметами-заместителями, воображаемыми предметами (изобразительные средства). Ролевая речь (ролевые высказывания; ролевой диалог). |
4. | Игровые правила | Регламентированы логикой социальных отношений (н-р, мама должна заботиться о дочке; матросы должны выполнять команды капитана и т.д.) |
5. | Игровые отношения | Отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (космонавты-космические туристы-командир космического корабля). Реальные отношения детей, проявляющиеся по поводу игры. |
Как происходит усложнение сюжетно-ролевой игры? Генезис сюжетно-ролевой игры был раскрыт Д. Б. Элькониным. Он рассматривает усложнение сюжетно-ролевой игры через изменение ее структуры и содержания, длительности, разнообразия сюжетной линии.
I этап | Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре. |
II этап | Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом («Я – доктор», «я – мама»). Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей кратковременны. Основные сюжеты по-прежнему бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще обращаются к одним и тем же – любимым. В игре объединяются 2–3 человека. |
III этап | Основное содержание игры по-прежнему составляют действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий также определяется в соответствии с ролью. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых, яркие общественные явления. |
IV этап | Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся на интересе к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только многократно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют длительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовление (игрушек-самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5–6 детей. |
Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребенка (Н.Я. Михайленко):
I предметно-игровые действия | Ребенок совершает простейшие игровые действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками. | 1,5–3 года |
II ролевое действие и взаимодействие | Ребенок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. | 3–5 лет |
III сюжетосложение | Целостное событие-повествование, включающее персонажей и действия. Обозначение и развертывание последовательности событий преимущественно в речевом плане с минимальным их опредмечиваением через предметно-игровые действия. | 5–7 лет |
В раннем возрасте игры, как правило, носят характер отобразительных и сюжетно-отобразительных. В них дети отражают преимущественно бытовые действия взрослых (одевание, купание, прием пищи и др.). Игровые действия малышей преимущественно адресованы игрушке (кукле, мишке и пр.) На третьем году жизни дети уже передают характерные особенности окружающих взрослых – не только, что делает мама, но и как (ласково, весело и т.д.)
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. В 3-4 года дети играют в игры, отражающие семейные отношения и бытовые действия в семье, события жизни семьи и детского сада (гости, праздник, путешествие на дачу, в зоопарк). В играх отражается опыт посещения детской поликлиники, магазина, парикмахерской. Игровые действия детей преимущественно адресованы игрушкам, чаще всего малыши играют рядом, выполняя похожие игровые действия. Постепенно дети начинают объединяться в игре на основе общих действий (приготовить обед – покормить кукол, привезти кирпичики – построить гараж для машины). Количество персонажей в сюжете обычно невелико – 2-3 (мама – дочка – дочка), они объединены одним-двумя общими событиями.
Игры детей 4-5 лет похожи по тематике на игры малышей, но в них появляются более сложные события, увеличивается количество персонажей в сюжете. Постепенно от отражения событий, связанных с ближайшим окружением, дети переходят к отражению событий на базе опосредованного опыта (из рассказов взрослых, мультфильмов, книг и пр.), более широко отражается профессиональная деятельность взрослых (в детском саду, в поликлинике, в магазине и пр.). От игр с партнером-игрушкой дети постепенно обращаются к играм, в которых игровое действие направлено на партнера-сверстника (его «лечат», «кормят» и пр.).
Игры детей 5–7 лет ориентированы на отражение событий социального мира, впечатлений, полученных вне стен детского сада, сюжетов любимых фильмов и мультфильмов, книг. Например, летний отдых может найти отражение в играх «Путешествие по морю», игра «Магазин» трансформируется в игру «Супермаркет». Появляются игры, связные с отражением впечатлений о сложных социальных объектах, – «Музей», «Театр», «Служба спасения», возникают фантастические сюжеты, в которых переплетаются разнообразные события. Увеличивается количество событий, отражаемых в сюжете, число персонажей игры, усложняются отношения между ними.
Детская игра не складывается вне специально организованного, педагогически целесообразного, содержательного общения взрослого.
Анализ исследований по проблеме развития игры в отечественной педагогике позволяет выделить разные подходы к педагогическому сопровождению развития сюжетно-ролевой игры:
Е.И. Тихеева |
§ «Свободные игры» – важнейший фактор, организующий жизнь детей в детском саду. § Игры стимулируются педагогически организованной средой. § Косвенные способы влияния на творческую игру – экскурсии, беседы, вывешивание картин, рассказы с подсказыванием определенной темы для игры, общение дошкольников со старшими детьми, обучение детей трудовым процессам. § Прямые способы влияния на творческую игру – непосредственное участие в игре (увлеченность игрой!!!); советы, указания, когда у детей возникают трудности. § Диагностика игровой деятельности – выявление интересов детей; фотозапись игр с их последующим анализом. |
А.П. Усова |
§ Эмоциональное вхождение воспитателя в игру детей («разделять их восторги и опасения», войти в детское «как будто»). Руководить объединением детей можно только через роль. § Воспитатель не должен уничтожать детскую самостоятельность, навязывать ход развития игры. «Педагог должен руководить не столько самой игрой, сколько развитием воображения и мысли ребенка, не предписывать замысел, а пробуждать к его обдумыванию». § Младший дошкольный возраст – уточняющие вопросы, помощь в связывании игровых действий по смыслу, эмоционально окрашенный рассказ, пример, объяснение, подсказка; старший – помощь в создании перспективы игры. § Воспитатель должен руководить накоплением детских представлений как вне игры, так и в игре. § Основа диагностики – наблюдение и ведение подробной записи игр: выбор ролей и характер ролевых действий, разговоры и представления детей, использование движений и строительно-конструктивных действий. § Критикует тенденцию, связанную с использованием готовых наборов для творческих игр «Больница», «Парикмахерская» и др. Подчеркивает важность творческого участия детей в создании игровой обстановки. |
П.Г. Саморукова |
§ Косвенное руководство игрой – обогащение представлений детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. § Непосредственное руководство играми – называние ребенку его роли (мл.гр.); уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (ср.гр.); участие в предварительном планировании игры (ст.гр.). § Диагностика игровой деятельности как основа планирования (тематика игр, полнота содержания, особенности использования игрушек, возникновение той или иной игры и др.) § Педагог планирует не детскую игру, а свою педагогическую деятельность: задачи и основные приемы руководства играми. § Планирование производится на длительный период времени (от 10 дней до месяца; планируется не больше 2-3 игр). Подневное планирование приводит не к организации деятельности воспитателя, а к планированию деятельности самих детей, что оборачивается навязыванием содержания, подавлением детской активности. |
Современные исследователи игры Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова установили, что на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Они выделили следующие компоненты комплексной методики (см. Приложение № 6).
1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей, основной источник возникновения игры и ее обогащение – реальная жизнь.
2. Совместные («обучающие») игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового опыта традиционной культуры игры – ребенок учится имеющийся жизненный опыт переводить в условный план, ставить и решать игровые задачи разными способами.
3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение дошкольников к самостоятельному использованию в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний об окружающем мире.
Основные принципы комплексного подхода сохраняются на всех этапах развития игры, но меняется роль каждого компонента. На этапе формирования предметно-игровой деятельности важна предметная среда, на этапе отобразительной игры – обучающая игра и активизирующее общение для перевода к ролевому поведению, на этапе сюжетно-ролевой игры – активизирующее общение и изменение предметно-игровой среды.
Свой подход к организации сюжетно-ролевой игры предложен
Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера».
2. Начиная с раннего возраста и далее необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение смысла возможному партнеру-сверстнику, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами, формировать игровые умения.
3. На каждом возрастном этапе игру развертывать особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры:
§ 1,5–3 года – предметно-игровые действия (одно игровое действие с двумя-тремя персонажами; два-три игровые действия с одним персонажем).
§ 3-5лет – ролевое поведение (многоперсонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей);
§ 5-7 лет – сюжетосложение (многотемные сюжеты с комбинированием разных тем).
Что это, по мнению авторов, дает? Общение взрослого с позиции «играющего партнера» дает возможность ребенку ощущать себя свободным от оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Игра в этом случае интересна, ибо ребенок чувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиниться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Здесь наиболее вероятна гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.
На протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухчастный характер:
§ формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как игровой партнер, где игровое взаимодействие воспитателя с детьми носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей;
§ создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек (включая полифункциональный материал), обеспечения места и времени для игры.
Такая организация позволяет удовлетворить желания и потребности самого ребенка и сформировать игру как развивающую его деятельность. Главный критерий оценки работы педагога – продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.
В авторских комплексных образовательных программах («Детство», «Радуга», «На крыльях детства», «Детский сад – дом радости», «Миры детства» и др.) представлены разные пути приобщения ребенка-дошкольника к игровой культуре, интересно и педагогически целесообразно построена методика работы с детьми по формированию сюжетно-ролевой игры. В условиях вариативности образовательных программ – выбор игровых педагогических технологий остается за педагогом. Важно помнить, что отношение педагога к этой составляющей жизни ребенка должно быть серьезным и ответственным, как к любой другой человеческой деятельности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 381.