Методические основы формирования сюжетно-ролевой игры ребенка-дошкольника
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Творческая ролевая игра  –  основная форма игровой деятельности детей дошкольного возраста. В творческих играх происходит отражение впечатлений детей об окружающей жизни. Творческое воображение ребенка проявляется в создании игрового замысла, построении сюжета, отборе выразительно-изобразительных средств для создания игровых образов, в отборе ма­териала. Творческая игра дает педагогу представление об особенностях понимания детьми тех или иных явлений, отношения к ним. Наиболее ярко черты творческой ролевой игры проявляются в сюжетно-ролевых играх.

Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, в ней

наиболее явно выражено расщепление действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает сюжет, роль, принимаемую ребенком на себя, и связанные с ней действия.

1. Игровой сюжет – сфера действительности, которая моделируется, воспроизводится в игре. Бытовые («в семью»), профессиональные («в до­ктора», «в школу», «в космонавтов»), приключенческие (путешествия), сказочные и фантастические («тридесятое царство»).
2. Содержание игры – содержание деятельности людей, которое воспроизводится играющим ребенком по ходу  развертывания сюжета. Ранний, младший дошкольный возраст – воспроизведение простых операций с предметами и последовательности предметных действий. Средний дошкольный – воспроизведение социальных ролей в соответствии с заданными нормами и правилами. Старший дошкольный – воспроизведение социальных и межличностных отношений.
2. Роль Роли конкретного взрослого челове­ка или персонажа фильма, книги; обобщенные роли-профессии (учитель, врач), роли сказочных и фантастических персонажей (царевна, волшебник).
3. Игровые действия Предметные игровые действия с сюжетными игрушками (игрушечные копии настоящих предметов), предметами-заместителями, воображаемыми предметами (изобразительные средства). Ролевая речь (ролевые высказывания; ролевой диалог).
4. Игровые правила Регламентированы логикой социальных отношений (н-р, мама должна заботиться о дочке; матросы должны выполнять команды капитана и т.д.)
5. Игровые отношения Отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (космонавты-космические туристы-командир космического корабля). Реальные отношения детей, проявляющиеся по поводу игры.

 

Как происходит усложнение сюжетно-ролевой игры? Генезис сюжетно-ро­левой игры был раскрыт Д. Б. Элькониным. Он рассматривает усложнение сюжетно-ролевой игры через изменение ее структуры и содержания, длительно­сти, разнообразия сюжетной линии.

I этап Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательно­сти, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом воз­никновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
II этап Основное содержание игры – действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и по­следовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначена словом («Я – доктор», «я – мама»). Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения детей кратковременны. Основные сюжеты по-прежнему бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще обращаются к одним и тем же  –  любимым. В игре объединяются 2–3 человека.
III этап Основное содержание игры по-прежнему составляют действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направ­ленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и определены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий также определяется в соответствии с ролью. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают труд, быт взрослых, яркие общественные явления.
IV этап Основное содержание игры – отражение от­ношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллек­тивный характер. Объединения устойчивы. Они строятся на интересе к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязан­ностей. Игры одного содержания не только многократно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют длительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда его изготовление (игрушек-самоделок). Требования соответствия жизненной логике распространяется на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5–6 детей.

 

Можно выделить три способа построения игры, усложняющиеся по мере развития ребенка (Н.Я. Михайленко):

I предметно-игровые действия Ребенок совершает простейшие игровые действия с игрушками и предмета­ми-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное игровое взаимодействие со сверстниками. 1,5–3 года
II ролевое действие и взаимодействие Ребенок может принимать и последовательно менять по ходу игры игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-свер­стником. 3–5 лет
III сюжетосложение Це­лостное событие-повествование, включающее персонажей и действия. Обозначение и развертывание последовательности событий преимущественно в речевом плане с ми­нимальным их опредмечиваением через предметно-игровые действия. 5–7 лет

 

В раннем возрасте  игры, как правило,  носят характер отобразительных и сюжетно-отобразительных. В них дети отражают преимущественно  бытовые действия взрослых (одевание, купание, прием пищи и др.). Игровые действия малышей преимущественно адресованы игрушке (кукле, мишке и пр.) На третьем году жизни дети уже передают характерные особенности окружающих взрослых – не только, что делает мама, но и как (ласково, весело и т.д.)

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. В 3-4 года дети играют в игры, отражающие семей­ные отношения и бытовые действия в семье, события жизни семьи и детского сада (гости, праздник, путешествие на дачу, в зоопарк). В играх отражается опыт посещения детской поликлиники, магазина, парикмахерской. Игровые действия детей преимущественно адресованы игрушкам, чаще всего малыши играют рядом, выполняя похожие игровые дейст­вия. Постепенно дети начинают объединяться в игре на основе общих действий (приготовить обед – покормить кукол, привезти кирпичики – построить гараж для машины). Количество персонажей в сюжете обычно невелико – 2-3 (мама – дочка – дочка), они объединены одним-двумя общими событиями.

Игры детей 4-5 лет похожи по тематике на игры малышей, но в них появляются более сложные события, увеличивается количество персонажей в сюжете. Постепенно от отражения событий, связанных с ближайшим окружением, дети переходят к отражению событий на базе опосредованного опыта (из рассказов взрослых, мультфильмов, книг и пр.), более широко отражается профессиональная деятельность взрослых (в детском саду, в поликлинике, в магазине и пр.). От игр с партнером-игрушкой дети постепенно обращаются к играм, в которых игровое действие направлено на партнера-сверстника (его «лечат», «кормят» и пр.).

Игры детей 5–7 лет ориентированы на отражение событий социаль­ного мира, впечатлений, полученных вне стен детского сада, сюжетов любимых фильмов и мультфильмов, книг. Например, летний отдых может найти отражение в играх «Путешествие по морю», игра «Магазин» трансформируется в игру «Супермаркет». Появляются игры, связные с отражением впечатлений о сложных социальных объектах, – «Музей», «Театр», «Служба спасения», возникают фантастические сюжеты, в которых переплетаются разнообразные события. Увеличивается количество событий, отражаемых в сюжете, число персонажей игры, усложняются отношения между ними.

Детская игра не складывается вне специально организованного, педагогически целесообразного, содержательного общения взрослого.

Анализ исследований по проблеме развития игры в отечественной педагогике позволяет выделить разные подходы к педагогическому сопровождению развития сюжетно-ролевой игры:

Е.И. Тихеева
§ «Свободные игры» – важнейший фактор, организующий жизнь детей в детском саду. § Игры стимулируются педагогически организованной средой. § Косвенные способы влияния на творческую игру – экскурсии, беседы, вывешивание картин, рассказы с подсказыванием определенной темы для игры, общение дошкольников со старшими детьми, обучение детей трудовым процессам. § Прямые способы влияния на творческую игру – непосредственное участие в игре (увлеченность игрой!!!); советы, указания, когда у детей возникают трудности. § Диагностика игровой деятельности – выявление интересов детей; фотозапись игр с их последующим анализом.
А.П. Усова
§ Эмоциональное вхождение воспитателя в игру детей («разделять их восторги и опасения», войти в детское «как будто»). Руководить объединением детей можно только через роль. § Воспитатель не должен уничтожать детскую самостоятельность, навязывать ход развития игры. «Педагог должен руководить не столько самой игрой, сколько развитием воображения и мысли ребенка, не предписывать замысел, а пробуждать к его обдумыванию». § Младший дошкольный возраст – уточняющие вопросы, помощь в связывании игровых действий по смыслу, эмоционально окрашенный рассказ, пример, объяснение, подсказка; старший – помощь в создании перспективы игры. § Воспитатель должен руководить накоплением детских представлений как вне игры, так и в игре. § Основа диагностики – наблюдение и ведение подробной записи игр: выбор ролей и характер ролевых действий, разговоры и представления детей, использование движений и строительно-конструктивных действий. § Критикует тенденцию, связанную с использованием готовых наборов для творческих игр «Больница», «Парикмахерская» и др. Подчеркивает важность творческого участия детей в создании игровой обстановки.
П.Г. Саморукова
§ Косвенное руководство игрой – обогащение представлений детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. § Непосредственное руководство играми – называние ребенку его роли (мл.гр.); уточнение содержания роли, введение в игру новой роли, вопросы, совет, участие в сговоре на игру (ср.гр.); участие в предварительном планировании игры (ст.гр.). § Диагностика игровой деятельности как основа планирования (тематика игр, полнота содержания, особенности использования игрушек, возникновение той или иной игры и др.) § Педагог планирует не детскую игру, а свою педагогическую деятельность: задачи и основные приемы руководства играми. § Планирование производится на длительный период времени (от 10 дней до месяца; планируется не больше 2-3 игр). Подневное планирование приводит не к организации деятельности воспитателя, а к планированию деятельности самих детей, что оборачивается навязыванием содержания, подавлением детской активности.

 

Современные исследователи игры Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова установили, что на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий. Они выделили следующие компоненты комплексной методики (см. Приложение № 6).

1. Планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей, основной источник возникновения игры и ее обогащение – реальная жизнь.

2. Совместные («обучающие») игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового опыта традиционной культуры игры – ребенок учится имеющийся жизненный опыт переводить в условный план, ставить и решать игровые задачи разными способами.

3. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.

4. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение дошкольников к самостоятельному использованию в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний об окружающем мире.

Основные принципы комплексного подхода  сохраняются на всех этапах развития игры, но меняется роль каждого компонента. На этапе формирования предметно-игровой деятельности важна предметная среда, на этапе отобразительной игры – обучающая игра и активизирующее общение для перевода к ролевому поведению, на этапе сюжетно-ролевой игры – активизирующее общение и изменение предметно-игровой среды.

Свой подход к организации сюжетно-ролевой игры предложен

Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции «играющего партнера».

2. Начиная с раннего возраста и далее необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение смысла возможному партнеру-сверстнику, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами, формировать игровые умения.

3. На каждом возрастном этапе игру развертывать особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры:

§ 1,5–3 года – предметно-игровые действия (одно игровое действие с двумя-тремя персонажами; два-три игровые действия с одним персонажем).

§ 3-5лет – ролевое поведение (многоперсонажный сюжет с системой взаимосвязанных ролей);

§ 5-7 лет – сюжетосложение (многотемные сюжеты с комбинированием разных тем).

Что это, по мнению авторов, дает? Общение взрослого с позиции «играющего партнера» дает возможность ребенку ощущать себя свободным от оценок: «хорошо-плохо», «правильно-неправильно». Игра в этом случае интересна, ибо ребенок чувствует не моральное превосходство воспитателя, которому надо подчиниться, а лишь превосходство умеющего интересно играть партнера. Здесь наиболее вероятна гарантия возникновения у дошкольника побуждения к игровой деятельности, освоения им тех способов, которые использует в игре взрослый.

На протяжении всего дошкольного детства организация игры в детском саду должна иметь двухчастный характер:

§ формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как игровой партнер, где игровое взаимодействие воспитателя с детьми носит характер свободной импровизации, в которой педагог гибко и спонтанно реагирует на предложения детей;

§ создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек (включая полифункциональный материал), обеспечения места и времени для игры.

Такая организация позволяет удовлетворить желания и потребности самого ребенка и сформировать игру как развивающую его деятельность. Главный критерий оценки работы педагога – продвижение детей в игровых умениях, проявляющееся в их самостоятельной деятельности, возможности занять себя, вступать в различные формы игрового взаимодействия со сверстниками.

В авторских комплексных образовательных программах («Детство», «Радуга», «На крыльях детства», «Детский сад – дом радости», «Миры детства» и др.) представлены разные пути приобщения ребенка-дошкольника к игровой культуре, интересно и педагогически целесообразно построена методика работы с детьми по формированию сюжетно-ролевой игры. В условиях вариативности образовательных программ – выбор игровых педагогических технологий остается за педагогом. Важно помнить, что отношение педагога к этой составляющей жизни ребенка должно быть серьезным и ответственным, как к любой другой человеческой деятельности.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 339.