Игра как деятельность ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Что такое игра – мы не знаем. Вернее так, я не знаю

ни одного законченного определения, которое

бы исчерпывало весь объем этого понятия,

все мои интуитивные представления об игре»

И.С. Кон

Что такое детская игра? Существует огромное количество самых разных определений игры. Педагогу, который стремится оптимально использовать развивающий потенциал игры в образовательном процессе, полезно познакомиться с панорамой взглядов на игру как многомерное явление культуры.

Одними из первых, квалифицировавших игру как педагогическое явление, были Я.А. Коменский, Е.А Покровский, И.А. Сикорский,

К.Д Ушинский, Ф. Фребель. Они подчеркивали, что именно в игре ребенок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность, раскрывать свой творческий потенциал.

Немецкий психолог К. Гросс, предпринявший попытку детального изучения игр детей, называл ее школой поведения. «Игра объективно – первая стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих». Эту позицию поддерживал и польский педагог и писатель Януш Корчак: «Игра  –  это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Ребенок ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников. Игра – социальная практика ребенка, которая помогает ему научиться жить в мире непохожих людей. Сговор, согласование, умение отстоять свою позицию, умение договориться, умение разрешить конфликт… – все это проявляется в детской игре. В ней ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, по­является общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн также рассматривал игру как своеобразную форму отражения детьми действительности: «Ребенок в своей игре отражает … лишь то, что диктует ему внешний объективный мир, из которого ребенок черпает свою речь, свое мышление, все акты своего поведения». Каждый педагог может привести массу примеров, когда дети отражают в игре яркие жизненные впечатления об окружающем мире. Наблюдая за малышами, мы видим характерные черты окружающих их взрослых: кто-то ласково кормит куколку, как мама, а кто-то  не очень… В средней группе в игре дети уже передают взаимоотношения между нами, взрослыми, и мы становимся свидетелями разговора «мамы» и «папы»... Старшие дошкольники в своих играх передают отношение к нам, взрослым. Понаблюдайте за игрой в «Детский сад». Узнаете ли вы себя?

Исследователь детства, психолог Д.Б. Эльконин в своем историко-этнографическом исследовании, посвященном выяснению происхождения игры, доказал, что «ролевая игра является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального сознания ребенка дошкольного возраста» и что «в ролевой игре основным предметом действий ребенка являются социальные отношения между людьми». Сама ролевая игра, по мнению ученого, возникает из стремления детей участвовать в жизни взрослых и является для них доступной формой самостоятельного осуществления этого желания. «Игра – способ познания ребенком мира взрослых".

Созвучна предыдущим высказываниям мысль культуролога, педагога и психолога В.В. Зеньковского: «Дети играют всегда в «человека», игры служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, во все необозримое богатство социальной жизни».

Таким образом, игра – это активный способ присвоения ребенком социального опыта и его преобразования. Дети отражают в играх то, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации (действие во внутреннем воображаемом плане –  «как будто», «понарошку») и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений – сговора, согласования между играющими партнерами. Игру отличает непродуктивный характер, то есть направленность на сам процесс игры и на переживания играющего.

Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для дошкольника.  Игра –  сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Но в полной мере она выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Нередко, на практике, педагоги подменяют детскую игру игровыми формами организации образовательного процесса.  «Мы играем постоянно» - утверждает воспитатель. «Я провожу и дидактические игры, и сюжетно-дидактические, часто использую «игру-путешествие» как форму совместной образовательной деятельности с воспитанниками». Действительно, согласно ФГОС ДО, реализация  образовательной программы осуществляется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, и прежде всего в форме игры, но важно понимать что игра – не есть игровые формы занятий, игровые технологии, методы и приемы.  Игра – это добровольная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии). Она несет в себе чувство сво­боды и удовольствия. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 314.