Отношение к действительности)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Ребенок-дошкольник – человек играющий. Именно игра дает ребенку

ощущение радостного проживания жизни. «Детская игра оказывает важное

воздействие на оптимистическое ощущение ребенка в дне сегодняшнем» (Шмаков С.А.). Почему именно игра приносит ребенку радость и удовольствие? Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в самом процессе исполнения игрового действия. В игре удовлетворяются актуальные потребности дошкольника: в общении, познании, движении, самовыражении, свободе, активности… В игре есть возможность проявления «взрослости», «умелости», «самости» – «как хочу, так и играю». В игре нет прямой инструкции взрослого, нет боязни ошибиться, отсюда нет и напряжения. Ребенок хочет играть, поэтому он не только охотно реализует свои игровые замыслы, но и с желанием принимает игровые задачи, поставленные взрослым – они ему близки и понятны. Например, он легко найдет «домики» для каждой геометрической фигуры в игре с блоками Дьенеша, но если ему озвучить учебную задачу – предложить «классифицировать предметы по общему признаку», то она непременно вызовет напряжение и непонимание.

Другой пример. Ребенок с трудом запоминает буквы, но если эту задачу попробовать решить через игру-превращение, получаются удивительные результаты: ребенок не только ее легко запоминает, но и демонстрирует собственные творческие находки. Так, буква «А» в рисунках детей превращается  в самые разные зрительные образы: дом, гномика, ракету, рыбку, мышку… И рождается совместная сказка, сюжет которой взрослый помогает вести:

- В одном необыкновенном городе… А почему твой город был необыкновенным?

- Потому что дома в нём были необычными – с крышами, похожими на букву «А».

- Как ты назвал этот город?

- Азбукоград.

- А кто жил в этом городе?

- Веселые гномики с шапочками, похожими на букву «А».

- У них были имена?

- Да. Алёнка, Антошка, Артёмка, Аринка…

- Однажды гномики решили отправиться в космическое путешествие. На чем же мы

полетим – задумались они? И вдруг…

- Гномы увидели ракету, похожую на букву «А»!

И т.д.

Именно в процессе игры педагог может решить воспитательные и

образовательные задачи в ненавязчивой форме, вызвав у ребенка

положительные эмоции с минимальными волевыми усилиями. Игровая

задача является тем фундаментом, на котором в дальнейшем, в школе,

формируется умение принимать учебную задачу.

Сегодня в школе учителя все чаще констатируют, что «дети не доиграли».

Нет мотива «хочу учиться», остался мотив «хочу играть». Поэтому

педагогам дошкольных учреждений важно понимать: только наигравшись в

дошкольном возрасте, творчески исчерпав себя в игре, ребенок может с

желанием перейти на следующую ступеньку – школьное обучение.

Перечислены далеко не все качества, к развитию которых ведет игра. Практики, руководствуясь собственным педагогическим опытом, могут привести многочисленные примеры развивающего потенциала игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

 

Виды игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по

содержанию, способам организации, значению для развития и воспитания ребенка, используемым в ней предметам.

В дошкольной педагогике распространено деление игр на две большие

группы. Игры, правила которых устанавливаются по ходу игровых дей­ствий, чаще всего называют творческими, или играми с открытыми пра­вилами. Кроме того, существуют игры с готовыми, или закрытыми, пра­вилами. Обычно их называют играми с правилами. В качестве ведущего признака для выделения таких групп игр выступают игровые правила.

Творческие игры:

Творческие игры на основе готовых сюжетов – творческое начало проявляется в создании игровых обра­зов, отборе средств выразительности, в создании обстановки для игры.

1. Подражательные игры, основанные на повторении понравившегося действия взрослого либо сюжета книги, мультфильма.

§ Cюжетно-отобразительные игры (в раннем и младшем дошкольном возрасте) – «игры-вос­поминания», в которых ребенок отображает действия взрослого, по­вторяя их по памяти. § Игры-драматизации, основой которых является литературный сюжет (на протяжении всего дошкольного детства): игры-имитации, игры-импровизации, игры-диалоги, игры-инсценировки, многоперсонажные игры-драматизации.

2. Театрализованные игры – игры-спектакли, ориентированные на зрителя. В них дети занимают позицию актеров, принимают участие в создании его сценария, оформлении декораций и костюмов, афиши, пригласительных билетов.

Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.

§ Сюжетно-ролевые игры (расцвет приходится на возраст от 3 до 5 лет) – это игры, в которых ребенок самосто­ятельно придумывает и развивает сюжет, принимая на себя ту или иную роль.

§ Режиссерские игры (самые ранние ее проявления  –  третий год жизни) – в них придумывание и развитие сюжета про­исходит через роли, которые ребенок передает игрушкам. В такой игре ребенок разговаривает от имени разных персонажей-игрушек, передви­гает их по игровому полю, комментирует происходящее в игре. Вначале режиссерская игра появляется как индивидуальная деятельность ре­бенка, к старшему дошкольному возрасту возможна совместная деятельность детей в микрогруппах (при этом сохраняются и индивидуальные режиссерские игры).

§ Игра-фантазирование построена на воображении, тесно связанном с готовым рисунком или рисунком, выполняемым по мере развития сюжета. Такая игра сопровождается диалогами и монологами героев, комментариями и протекает преимущественно в речевом плане. Про­дукт игрового воображения может быть связан как с внешней (озвученной), так и с внутренней (про себя) речью ребенка. Обычно игра-фантазирование появляется у детей в старшем дошкольном возрасте.

Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми.

 Центральной характеристикой игры с правилами является сопоставление

действий играющих, а в результате – выигрыш. Такая игра всегда носит совместный характер, содержит общие для всех правила и ряд последовательных циклов. Развивающее значение игры с правилами заключается в становлении у ребенка нормативной регуляции поведения, в развитии мотивации достижения и стремления к волевому усилию.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова определяют игру с правилами через две специфические составляющие: формализованные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила и состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон. Целью развития игры с правилами в дошкольном детстве является передача взрослым ребенку культурных способов ее осуществления. Основанием для классификации является тип компетенции играющего:

Игры на физическую компетенцию, подразумевающие состязание на подвижность, ловкость, выносливость: Игры на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторика):   Игры на удачу, где исход игры определяется вероятностью и не связан со способностями играющих:
§ подвижные; § на ловкость («Поймай рыбку», «Прокати шарик через воротца», кольцеброс, кегельбан, городки и др.) § разные виды домино, шашки, шахматы и др. § разные виды лото, маршрутные игры с кубиком (гусек).

 

Игры могут быть классифицированы по месту в педагогическом про­цессе детского сада. Например, С.Л. Новоселовой  предложено свое видение дифференциации детских игр. Ею выделено три класса игр:

1. Самодеятельные (самостоятельные) игры, которые возникают по инициативе самих детей. Игры-экспериментирования, самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).

Этот класс игр наиболее продуктивен для развития творческой, коммуникативной, познавательной инициативы. Именно эти игры наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний, представлений об окружающей действительности, значимых переживаниях и впечатлениях, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельные игры являются ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Содержание самостоятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением со взрослыми.

2. Игры, организуемые взрослым в целях обучения, развития, воспитания или коррекции развития детей. Обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные. Досуговые: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные (не игра в театр, а сам театр.

Как отмечает С.Н. Новоселова, эти игры могут быть самостоятельными, но самодеятельными не являются, поскольку за самостоятельностью в них стоит «заученность правил», а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Эти игры формируют культуру игры, служат естественной (адекватной возрасту) формой передачи детям знаний, способов усвоения норм и правил, и являются основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса. Это традиционные или народные игры, которые могут возникнуть как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым. Способствуют формированию у детей универсальных родовых психических способностей человека: сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.

 

Наблюдаются разные подходы к определению видов игр. Это еще раз подтверждает широту и многогранность понятия «игра».

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 253.