Игра в педагогическом процессе детского сада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы не потому играем, что мы дети, но для

того и дано нам детство, чтобы мы играли.

К.Гросс.

Значение игры в жизни ребенка давно оценило мировое сообщество, создав в 1961 году Международную ассоциацию по защите прав ребенка на игру (IPA). В 1977 году ассоциация опубликовала Декларацию права ребенка на игру, в которой заявлено, что дети – фундамент будущего, а игра – неотъемлемая часть этого фундамента:

§ дети играли и играют во всех культурах и во все времена;

§ игра, так же как и базовые потребности в питании, здоровье, безопасности и образовании, жизненно необходима для развития потенциала любого ребенка;

§ игра – это средство общения и самовыражения, объединяющее мысль и действие; игра дает чувство удовлетворения и успеха;

§ игра инстинктивна, произвольна и спонтанна;

§ игра помогает детям развиваться физически, интеллектуально, эмоционально и социально;

§ игра – это способ учиться жить, а не просто время препровождения.

Статья 31 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; вступила в силу для СССР 15.09.1990) также провозглашает право ребенка на игру:

§ Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) определяет в качестве одного из механизмов, способствующего развитию дошкольников и отвечающего его жизненным интересам и возможностям, именно игровую деятельность. И не просто провозглашает известный всем факт, а устанавливает  условия, в которых эта деятельность должна протекать, роль педагога, характер его взаимоотношений с дошкольниками:

§ п.1.2. Один из принципов реализации Стандарта  – «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры».

§ п. 2.7. Содержание пяти образовательных областей «может реализовываться в различных видах деятельности, в том числе игре – как сквозном механизме развития ребенка»:

Младенческий возраст Ранний возраст Дошкольный возраст
Тактильно-двигательные игры. Игры с составными и динамическими игрушками. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры

 

§ п. 3.2.5. Условием реализации Программы является «оказание недирективной помощи, поддержка детской инициативы и самостоятельности в игровой деятельности», «поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства».

Между тем в практике современного дошкольного образования не всегда в полной мере реализуется развивающий потенциал самодеятельной детской игры. Это связано с целым рядом причин педагогического и психологического характера. В ряде дошкольных учреждений сместился акцент в сторону обучения и организации занятий дидактического (др.-греч. διδακτικός — поучающий) характера. В других – мешает «заорганизованность» педагогического процесса, которая не позволяет детям самоопределяться в своем выборе, принимать решения, т.е. развивать социальные навыки. И в первом, и во втором случае времени на свободную игру у дошкольников практически не остается. Игра также не всегда поощряется родителями, вне детского сада дошкольники нередко загружены разными развивающими кружками. Отсутствует дворовая социализация, которая давала широкие возможности для межвозрастных игровых взаимодействий. Сами педагоги порой не являются «играющими взрослыми»,  поэтому не могут быть передатчиками игрового опыта – не могут научить воспитанников играть, как сами умеют. Не всегда практики понимают ценность игры  и знают особенности становления и развития игровой деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

Утрата детской игры как самостоятельной детской деятельности, в которой сами дети являются деятелями - «творцами своей жизни», приводит к тревожным последствиям:

§ невозможности самоорганизации детей, зависимости от взрослого, от

среды;                                                              

§ дефициту воображения и внутреннего плана, ситуативности;

§ недоразвитию воли и произвольности;

§ коммуникативным трудностям, бессодержательному общению;

§ неразвитости мотивационно-смысловой сферы.

Следует признать, однако, что характерную картину полвека назад описывал А.В. Запорожец: «… и сейчас во многих детских садах дети играют мало, игра не занимает достаточного места в воспитательно-образовательной работе, игры бедны по содержанию и не оказывают должного влияния на физическое и психическое развитие дошкольников. Допускаются серьезные ошибки в организации и руководстве игровой деятельностью детей. С одной стороны, имеются попытки жесткой регламентации игровой деятельности, когда воспитатель навязывает детям и сюжет, и способ осуществления игры, превращая ее в учебное занятие, лишая ее самостоятельного характера. С другой стороны, у некоторых воспитателей появляется другого рода неправильная тенденция полного невмешательства в игру детей, фактического отказа от руководства ею, что отрицательно влияет на формирование игровой деятельности и снижает ее воспитательное значение».

Структура игры такова, что чрезмерное руководство приводит к ее разрушению: вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые так ценятся в игре. Регламентированность ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, юмору, шалости, которые являются движущими силами игровой активности ребенка-дошкольника.

Особая роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного

воз­раста требует насыщения ею всего педагогического процесса детского сада.

Утром целесообразно создавать условия для игр с правилами, не требующих высокой двигательной активности (настольные игры на умственную компетентность, игры на удачу, игры на ловкость); игр со строительным материалом и конструкторами. Воспитатель также создает мотивацию для индиви­дуальных сюжетных игр детей и игр с небольшими подгруппами.

Время на прогулке оптимально используется для совместных со взрослым и самостоятельных детских игр:

Группы для детей раннего возраста Дошкольные группы
§ Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, хороводные, в т.ч. народные. § Игры с песком и водой. § Дидактические, сюжетно-дидактические игры. § Игры с сюжетными игрушками (процессуальные отобразительные). § Игры-имитации. § Игры-забавы. § Подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта, хороводные, в т.ч. народные; игры-соревнования (5-7 лет). § Игры-развлечения (аттракционы). § Игры с песком, водой, бросовым материалом. § Игры-имитации, коммуникативные игры. § Дидактические, сюжетно-дидактические игры. § Сюжетно-ролевые игры.

 

Во второй половине дня организуются совместные со взрослым и поддерживаются самостоятельные творческие игры воспитанников, требующие более длительного временного промежутка для их развития: сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-драматизации, театрализованные.

Сегодня, одним из условий, направленных на сохранение игры как самостоятельной детской деятельности, является наличие достаточного времени в течение дня, когда дети могут выбирать пространство активности по собственному желанию; использование методики «общего круга» как средства обеспечения помощи ребёнку в осуществлении его права на свободный выбор деятельности и отношений.

В ряде детских садов имеется положительный опыт организации Дней/Недели игры.  Целью таких практик является максимальное включение игры в режим дня детей; развитие интереса детей к различным видам игр и поддержка и свободной творческой самореализации в игре.

Игра является важнейшим способом организации совместной образовательной деятельности с детьми. Получаемые представления влияют на формирование игровых интересов, находят отражение в сюжетно-ролевых и режиссерских играх. Особенно важны для развития игры глубина и яркость получаемых детьми впечатлений, их эмоциональная насыщенность.

В процессе организации образовательной деятельности с детьми широко используются игровые методы:

Игровые методы Алгоритм организации, характеристика игры. Адресность
1. Игра-превращение Эмоциональное обозначение роли педагогом с использованием имитации, потешек, песенок, загадок, стихов. Раскрытие образа, характерных черт, с учетом последующей детской деятельности. Мотивация детей к превращению через «сказочную формулу», «зовущие слова». Уточнение принятия роли детьми через общение и игру-имитацию. Интересная увлекательная детская деятельность (продуктивная, познавательная и т.д.). Завершение игры. преимущественно группы раннего и младшего дошкольного возраста  
2. Дидактическая игра Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняется знания и представления детей о них). Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают). Показ игровых действий. Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Подведение итогов (анализ результата). все возрастные группы
2. Сюжетно-дидактическая игра Создание проблемной-игровой ситуации. Совместное обсуждение способов помощи (решения проблемы). Выполнение игровых (практических, продуктивных) действий. Подведение итогов (анализ результата). все возрастные группы
3. Игра-путешествие Имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Постановка игровой задачи через «зовущие слова», вызывающие интерес и активность детей. Обсуждение способов ее решения. Путешествие с опорой на «карту» (наличие обязательного маршрута путешествия). Поэтапное решение задач - остановки в процессе маршрута предполагают организацию различных видов детской деятельности (познавательной, продуктивной, речевой и др.) и содержательного отдыха. В процессе путешествия возможно введение игровых персонажей, выполнение ролевых действий детьми и взрослым. все возрастные группы
4. Игра по станциям (маршрутная игра) Прохождение команд по индивидуальному маршруту (ИМ) по станциям, выполняя задания разной направленности. ИМ указывается в маршрутном листе. Сказочные или игровые персонажи на каждой станции оценивают то, как дети справились с заданиями. Игровые станции – центры активности группы или участки детского сада. Каждой станции присваивается название, в отдельных случаях эмблема, игровой персонаж. Количество станций – 5-7. средний, старший дошкольный возраст
6. Игра-фантазирование Ее основа - литературный опыт детей (чаще сказки), который преобразуется в ходе игры на основе приемов развития фантазирования (ТРИЗ, карты Проппа, приемы Дж. Родари и др.): - приписывание известному герою неожиданных характеристик; - сочинение историй по заданным условиям: модели, мнемотаблице, иллюстрации. Игра протекает, как правило, в речевом плане, изобразительных действиях и движении. Старший дошкольный возраст

 

В образовательной деятельности с детьми используются различные игровые приемы: внезапное появление каких-то предметов (письма, волшебного клубочка и др.);  действия с игрушками; игровая имитация движений, действий, речи; игровые роли. Они поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Педагогу очень важно поддерживать игровую мотивацию, не разрушать ее приемами прямого обучения. Пример - воспитательница в роли сказочницы  обращается к детям:

- Я к вам в гости пришла, много сказок принесла.

- А вы любите сказки?.. Давайте отправимся в сказочное путешествие!.. Шли мы, шли, в

сказку пришли…

- Садитесь, пожалуйста, и слушайте. Я загадаю загадку, и если вы ее отгадаете – мы

попадем с вами в сказку.

Далее воспитательница загадывает загадку, дети ее отгадывают, стилизованное окошко открывается… Но чуда не происходит! Вся последующая деятельность строится на системе вопросов:

- В какую сказку мы попали?..

- Продолжите сказку: «Жил старик со своею старухой у …»

- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря?..

- С чем пришёл невод в 1-й, 2-й и 3-й раз?.. И т.д.

Можно ли такую деятельность назвать игрой-путешествием?.. Мы

знаем, что игра – это воображаемая ситуация. Что здесь было «как будто», «понарошку»? Вот если бы мы встретились с героями сказки или сами ими стали – детский интерес не был бы потерян, и признаки игры были бы на лицо.

В образовательном процессе на каждом возрастном этапе используются разные способы создания игровой мотивации (см. Приложение № 1).

Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой обеспечивается синтез образовательных областей (направлений развития ребенка). Задачи разных образовательных областей могут решаться средствами одного вида игры, например, сюжетно-ролевой: 

§ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира («Познавательное развитие»);

§ овладение речью как средством общения и культуры («Речевое развитие»);

§ развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности; развитие эмоциональной отзывчивости («Социально-коммуникативное развитие»).

Воспитатель может решать задачи, относящиеся к разным образовательным областям, через разные виды игр:

§ «Речевое развитие» (словесные дидактические, игры-драматизации, игры-фантазирования);

§ «Познавательное развитие» (дидактические, сюжетно-дидактические, развивающие интеллектуальные, строительно-конструктивные игры, игры-экспериментирования);

§ «Социально-коммуникативное развитие» (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, коммуникативные игры);

§ «Художественно-эстетическое развитие» (дидактические, игры-фантазирования, игры-экспериментирования);

§ «Физическое развитие» (подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта).

Разные виды игр являются неотъемлемой частью системы планирования воспитателем образовательной деятельности с детьми (см. Приложение № 2, 3, 4, 5).

Очень важно использовать игровые приемы по «оживлению» вместе с детьми объектов среды. Так, в центре изобразительного творчества может появиться постоянная жительница Волшебная кисточка, которая  будет знакомить детей с чудесами живописи; а в лаборатории «Почемучка» (центр опытов и игр-экспериментирований) – любознательный Потомучка, который будет задавать детям вопросы и мотивировать на поиск ответов. Эти ситуации направлены на зарождение традиций группы, «нетрадиционное» восприятие игровой среды и событий, в ней происходящих (с позиции «живущих» в группе игрушек или предметов). Они развивают у воспитанников умение становиться на другую жизненную позицию, будят воображение и фантазию, развивают рефлексию.

Отношение к игре как средству, обладающему мощным воспитательным, обучающим, развивающим и коррекционным потенциалом прошло длительную проверку временем, и сегодня очень важно, чтобы  «разнообразная полезность» самостоятельной детской игры и игр взрослых с детьми, что не одно и то же, признавалась всеми педагогами, работающими в образовательном пространстве дошкольных учреждений.

Игры, организованные взрослым: (взаимодействие воспитатель – ребенок) Игры по интересам, самостоятельно инициируемые и свободно выбираемые детьми (взаимодействие ребенок – ребенок)
Условие – игровая компетентность педагога: § воображение, умение придумать сюжет, импровизировать; § личные качества – гибкость, открытость, артистичность; § недирективность – тактичность, чуткость; § серьезное отношение к игровой ситуации, поддержка игры (косвенное руководство); § знание фольклорных, народных и современных игр; § владение игровыми приемами, методами, технологиями. Условие – активная, стимулирующая разные виды игр, развивающая предметно-пространственная среда: § гибкость игрового пространства; § полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей); § доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды; § развивающий потенциал игрушек (открытость, адекватность ориентиров).    

 

Важно создавать условия для организации дружественного социума в детском саду, для развития социальных навыков у дошкольников, для развития игры как культурной практики, объединяющей детей разных возрастов и взрослых:

§ совместные игротеки с детьми разных возрастных групп;

§ совместные игротеки, игровые проекты с родителями, представителями других социальных институтов;

§ традиции «День игры», «Неделя игры», «Клубный час» и др.

Оптимальное использование развивающего потенциала игры является обязательным условием в организации жизнедеятельности ребенка-дошкольника в детском саду.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 286.