Лекция 19. Управление охраной труда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие охраны труда, приведенное в Трудовом кодексе Российской Федерации, определяется как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

 

19.1 Система охраны труда включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, данным законом и Трудовым кодексом введено новое понятие: «сертификат соответствия работ по охране труда» (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным требованиям охраны труда.

Законодательно определены основные направления государственной политики в области охраны труда, а также пути реализации системы охраны труда в организации.

Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности представляет собой замкнутую двухуровневую систему обеспечения охраны труда.

 Первый уровень – это государственное обеспечение охраны труда, состоящее из трех основных блоков:

v управление охраной труда (осуществление государственной политики в области охраны труда);

v организация разработки, утверждение и принятие законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

v осуществление надзора и контроля за охраной труда.

Между двумя уровнями находится подуровень материально-технического обеспечения охраны труда. Это снабжение предприятий необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты, предохранительными, защитными и сигнализирующими устройствами, средствами механизации и автоматизации. Участниками обеспечения охраны труда являются организации и предприятия, занимающиеся разработкой, изготовлением и реализацией необходимой продукцией.

Основополагающей частью системы обеспечения является второй уровень обеспечения охраны труда на предприятии, представляющий комплекс организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, социально-экономических мероприятий и работ, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в производственных помещениях и на рабочих местах при эксплуатации зданий, сооружений, машин, механизмов и устройств.

 

19.2 Требования к системе управления охраной труда в организации установлены ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ Общие требования к управлению охраной труда в организации (с изменениями от 26 июня 2003 г.). Стандарт гармонизирован с международным стандартом OHSAS 18001-99, который разработан при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритании, Японии, ЮАР, Ирландии), фирм и исследовательских организаций.

В основе методологии создания и функционирования систем управления положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй - совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении деятельности.

Успех функционирования системы зависит от обязательств, взятых на себя на различных уровнях управления, всеми подразделениями организации, особенно ее руководством (работодателем).

 Работа по обеспечению охраны труда на предприятии предусматривает совместные действия работодателя, работников, соответствующих профсоюзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов в том числе комитета по охране труда.

Обязанность, функции и права сторон, участвующих в работе, определены законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда.

Для внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда в организации должен быть назначен специальный представитель руководства, который независимо от других возложенных на него обязанностей должен нести ответственность и обладать полномочиями для:

v организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования СУОТ;

v обеспечения выполнения всех нормативных требований охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

v инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совершенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев и аварий;

v организации обучения и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов;

v выявления и регистрации любых проблем, касающихся условий и охраны труда;

v выработки рекомендаций и обеспечения выполнения решений по совершенствованию охраны труда;

v организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

v проверки выполнения принятых решений;

v управления устранением несоответствий;

v регулярного предоставления отчетности о функционировании СУОТ с целью анализа и использования ее руководством предприятия для совершенствования СУОТ;

v организации создания совместного комитета (комиссии) по охране труда и выборов уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

v поддержания связи с органами надзора, контроля и управления охраной труда, а также с Центрами охраны труда и прочими организациями в сфере охраны труда.

Специальный представитель руководства, ответственный за внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации должен пройти обучение по охране труда в одном из Учебных центров, имеющем разрешение департамента труда Тульской области на проведение обучения по охране труда.

После прохождения обучения специальный представитель руководства, ответственный за внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в первую очередь организовывает разработку Положения о системе управления охраной труда в организации (или Стандарт предприятия), определяющее порядок управления охраной труда на предприятии. Положение является основополагающим документом предприятия, в котором устанавливается, кто, что, когда и как должен делать.

Положение содержит общую формулировку политики предприятия в области охраны труда, организационные принципы и мероприятия по практическому осуществлению этой политики.

Целью Положения о системе управления охраной труда является организация планирования и управления безопасностью и здоровьем на рабочих местах, обеспечивающая соблюдение требований трудовых стандартов, снижение производственного травматизма и производственно - обусловленной заболеваемости.

Положение может состоять из следующих разделов:

1 Общие положения

2 Политики предприятия в области охраны труда

3 Ответственность

4 Организация сотрудничества по охране труда работодателей и работников

5 Риски для безопасности и здоровья, связанные с трудовой деятельностью

6  Консультирование с работниками

7 Безопасность производственных помещений и оборудования

8 Безопасное обращение с химическими веществами и их хранение

9 Информирование, инструктирование и руководство

10 Квалификация и ее повышение

11 Производственный травматизм, профессионально обусловленные заболевания и оказание доврачебной помощи

12 Поддержание безопасных и здоровых условий труда

13 Действия в аварийных ситуациях.

Система управления охраной труда в виде подсистемы должна быть объединена с другими системами управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления (менеджмента) организации.

Руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации  должно:

v определять и документально оформлять политику, цели и задачи (обязательства) в области охраны труда;

v обеспечить доведение принятой политики до всех работников организации, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;

v периодически рассматривать (анализировать) и корректировать политику с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям организации.

Политика организации в области охраны труда должна:

v определять общие цели по улучшению условий и охраны труда работников;

v соответствовать характеру и масштабу рисков, а также быть увязанной с хозяйственными целями организации;

v включать обязательство руководства организации (работодателя) по соответствию условий и охраны труда в организации законодательству в области охраны труда и государственным нормативным требованиям охраны труда;

v включать обязательство руководства организации по постоянному улучшению условий и охраны труда, формированию общественных органов и службы охраны труда, обеспечению социального партнерства, информированию работников об условия труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

v предусматривать основу для установления целей и задач по охране труда и их анализа;

v быть доступной заинтересованным сторонам.

Цели должны соответствовать политике в области охраны труда, включая необходимость последовательного улучшения условий и охраны труда. При разработке целей должны быть рассмотрены и учтены государственные нормативные требования охраны труда и другие требования, производственные риски, технологические операции, производственные, функциональные, финансовые и другие хозяйственные требования.

Цели в области охраны труда должны быть установлены применительно к каждой функции и уровню управления внутри организации.

Цели и задачи по охране труда должны иметь по возможности количественное выражение.

Политика предприятия в области охраны труда заключается:

v в осуществлении надлежащего контроля за рисками для здоровья и безопасности, связанными с трудовой деятельностью;

v в обеспечении деятельности предприятия требованиям законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

v в проведении консультаций с работниками предприятия по вопросам, касающимся их здоровья и безопасности, информировании работников об условиях труда на рабочих местах, о существующих производственных рисках, о полагающихся компенсациях за нанесение вреда здоровью;

v использовании безопасных производственных помещений и оборудования и осуществлении их технического обслуживания;

v обеспечения безопасного обращения с химическими веществами и их надежного хранения;

v в обеспечении профессиональной компетентности всех работников, непосредственном руководстве ими, проведении надлежащего обучения и инструктажа;

v профилактике производственного травматизма и производственно – обусловленной заболеваемости;

v в поддержании и улучшении условий и охраны труда;

v в формировании и развитии службы охраны труда;

v в формировании и организации деятельности совместного комитета (комиссии) по охране труда;

v в обеспечении социального партнерства, создании института уполномоченных для организации общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;

v в доведении принятой политики до всех работников предприятия, ее поддержку на всех уровнях управления и ее реализацию;

v в периодическом рассмотрении (анализе) и корректировке политики с целью обеспечения ее постоянного соответствия изменяющимся потребностям предприятия;

Политика предприятия в области охраны труда оформляется отдельным документом или разделом Положения (стандарта) об охране труда организации.

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраной труда в организации» Организация должна разрабатывать и обеспечивать ведение документации (на бумажных носителях или в электронном виде), которая устанавливает и описывает основные процедуры системы управления охраной труда в их взаимодействии.

Одним из основных документов по управлению охраной труда является Положение об охране труда в организации или иной аналогичный нормативный документ.

Важно, чтобы документация была в минимальном объеме, достаточном для ее результативного использования.

Документация должна быть удобочитаемой, легко идентифицируемой, сопровождаться указанием даты введения в действие и срока действия. Документация должна храниться в учтенной форме в течение установленного срока. Должны быть установлены методы и определены обязанности, касающиеся разработки и обновления документов различного вида. Эти методы должны своевременно корректироваться.

Организация должна разрабатывать и поддерживать методы контроля документации и контроля данных, с тем, чтобы:

v документы периодически анализировались, при необходимости корректировались и пере утверждались уполномоченными лицами;

v копии учтенных документов и принятых данных были доступными на всех местах, где их использование существенно для эффективного функционирования системы управления охраной труда;

v отмененные документы и данные соответственно изымались из всех мест их хранения, рассылки и применения или защищались каким-либо другим способом, исключающим их непреднамеренное использование;

v архивированные документы и данные, относящиеся к законодательно регулируемым требованиям, сохранялись в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов или для сохранения накопленных сведений. При этом устаревшие документы и данные должны быть соответственно обозначены.

Рекомендуется составлять Перечень документов по охране труда организации по результатам оценки соответствия деятельности организации требованиям законодательных и нормативных правовых актов по охране труда (Приложение Д). Ответственность за разработку документов несет, как правило, специальный представитель руководства за внедрение и обеспечение функционирования Системы управления охраной труда в организации, который инициирует разработку Положения о ведении делопроизводства Системы управления охраной труда в организации с учетом специфики структуры и деятельности.

Перечень документов по охране труда рекомендуется согласовывать с комитетом по охране труда, после чего его утверждает руководитель предприятия.

Перечень документов по охране труда должен быть доступен для работников предприятия и как правило он находится, также как и включенные в него документы, в кабинете по охране труда или уголке охраны труда.

Организация должна разрабатывать и своевременно корректировать планы и методы проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда.

18.3 Внутренние аудиты системы управления охраной труда проводят для:

v определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения соответствия системы управления охраной труда требованиям Положения об охране труда в организации, включающего в себя политику в области охраны труда;

v определения качества функционирования системы управления охраной труда, оценки результативности достижения целей, выполнения задач (мероприятий) по охране труда, своевременности их корректировки;

v рассмотрения и учета результатов предыдущих внутренних аудитов системы управления охраной труда;

v представления информации по результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда руководству организации.

Подготовка внутреннего аудита начинается с организации разработки специальным представителем руководства, ответственного за внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации программы проверки, которая должна содержать:

объект и область аудита, цель аудита, сроки проведения аудита, список аудиторской группы, перечень документов, на соответствие которым проводится проверка, дату представления отчета об аудите, список должностных лиц, которым должны быть представлены копии отчета об аудите.

Программа должна быть гибкой, допускать изменения в процессе аудита исходя из информации, полученной в ходе аудита.

Количественный состав группы зависит от объема и степени сложности ау­дита и не должен превышать трех человек. Члены аудиторской группы должны быть независимыми от лиц, несущих непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.

План проведения внутренних аудитов системы управления охраной труда должен основываться на результатах оценки производственных рисков и результатах предыдущих внутренних проверок системы управления охраной труда.

Методы внутренних аудитов системы управления охраной труда должны соответствовать требованиям к их проведению, назначению, периодичности, уровню квалификации и компетентности лиц, осуществляющих аудит.

Аудиторская группа должны быть обеспечена всеми необходимыми в ходе проведения аудита рабочими документами.

По результатам внутренних аудитов системы управления охраной труда составляют отчеты.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИИ

 

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 07.05.2009) (Кодекс, Федеральное Собрание РФ, № 197-ФЗ, от 30.12.01 *)
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 123-ФЗ, от 22.07.08 08-30)
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ В 2010 ГОДУ ИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН (Постановление, Правительство РФ, № 1146, от 31.12.09)
О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2008 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2009 И 2010 ГОДОВ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 186-ФЗ, от 21.07.07 *)
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (РЕДАКЦИЯ НА 01.12.2004) (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 125-ФЗ, от 24.07.98 *)
О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2006 ГОД (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 179-ФЗ, от 22.12.05 *)
О СТРАХОВЫХ ТАРИФАХ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 217-ФЗ, от 25.11.08 *)
О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (РЕДАКЦИЯ НА 02.02.2006) (Закон (Федеральный), Федеральное Собрание РФ, № 69-ФЗ, от 21.12.94 *)
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ, ЕЖЕГОДНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОПЛАЧИВАЕМОГО ОТПУСКА, ПОВЫШЕННОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ, ЗАНЯТЫМ НА ТЯЖЕЛЫХ РАБОТАХ, РАБОТАХ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ И ИНЫМИ ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА (Постановление, Правительство РФ, № 870, от 20.11.08)
О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА (Постановление, Правительство РФ, № 399, от 23.05.00 00-104) утратил силу

 

 

О ПРАВИЛАХ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ТИПОВЫХ НОРМ ТРУДА (Постановление, Правительство РФ, № 804, от 11.11.02)
О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (Постановление, Министерство труда и социального развития РФ, № 28, от 24.04.02) утратил силу
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА (Приказ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, № 569, от 31.08.07)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА (Постановление, Министерство труда и социального развития РФ, № 80, от 17.12.02)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (ЧАСТЬ 2) (Постановление, Министерство труда РФ (Минтруд России), № 37, от 21.08.98 98-12)
КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (ЧАСТЬ 1) (РЕДАКЦИЯ НА 07.11.2006) (Постановление, Министерство труда РФ (Минтруд России), № 37, от 21.08.98 *)
О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ И КОНТРОЛЕ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА (РЕДАКЦИЯ НА 28.07.2005) (Постановление, Правительство РФ, № 1035, от 09.09.99 *)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 01.02.2005) (Постановление, Правительство РФ, № 244, от 25.04.03 *)
(ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАВИЛА ОТБОРА ОБРАЗЦОВ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ) (Распоряжение, Правительство РФ, № 304-Р, от 10.03.09)
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН (Приказ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, № 55Н, от 04.02.10)

Дата: 2018-11-18, просмотров: 401.