Для обеспечения контроля за состоянием охраны труда в организации существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области. Цель данных органов – не допустить нарушений. Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации обязательные юридические указания об устранении нарушений или от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия.
Законодательство различает следующие формы надзора и контроля:
- предварительный (цель - предупредить и не допустить принятия незаконных решений);
- текущий (цель – предупредить и выявить уже допущенные нарушения);
- последующий (цель – выявление допущенных нарушений трудового законодательства и восстановление нарушенных прав).
К органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охраной труда, относятся:
- государственные органы и инспекции, уполномоченные на государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности и подчиненности;
- профессиональные союзы и состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда;
- Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.
В КЗоТ РФ перечислены уполномоченные органы надзора и контроля, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, организаций, учреждений и их вышестоящих органов:
- Федеральный горный и промышленный надзор РФ (Госгортехнадзор России) - добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
- Федеральный надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) – производство и использование атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;
- Государственный энергетический надзор РФ – обслуживание электрических и теплоиспользующих установок;
- Государственный пожарный надзор (Госпожнадзор России) – предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой;
- Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор РФ (Госсанэпиднадзор России) – соблюдение гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний, проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию населения;
- Федеральная инспекция труда – единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами;
- Государственные инспекции труда - осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на соответствующей территории;
- Департамент государственного надзора и контроля – осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда.
Лекция 22. Ответственность за нарушение требований охраны труда, техники безопасности и трудового законодательства
За нарушение законодательства об охране труда, как и вообще законодательства о труде рабочих и служащих, виновные должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взысканий в порядке подчиненности на должностных лиц из числа руководящего, административно-технического или административно-хозяйственного персонала. Дисциплинарное взыскание — это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение.
Мерой административного взыскания за нарушение законодательства о труде и правил об охране труда является штраф, налагаемый техническими инспекторами профсоюзов, лицами начальствующего состава системы Госгортехнадзора, а также главными санитарными врачами органов государственного санитарного надзора. Штраф может налагаться за нарушения, не содержащие признаков преступления (за которые не установлена уголовная ответственность).
Технические инспектора профсоюзов могут налагать штраф в размере до 10 руб., главные технические инспектора профсоюзов — до 50 руб. Штраф налагается органами надзора на виновное лицо — представителя администрации предприятия или учреждения (а не на само предприятие или учреждение) и взыскивается из заработной платы оштрафованного.
Уголовная ответственность должностных лиц за преступное нарушение правил охраны труда, если это нарушение повлекло или могло повлечь за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия, предусмотрена ст. 140 УК РСФСР (или соответствующими статьями УК других союзных республик) и выражается в виде штрафа, привлечения к исправительно-трудовым работам или лишения свободы на определенный срок по приговору народного суда.
Материальная ответственность должностных лиц в связи с нарушением законодательства об охране труда наступает в тех случаях, когда в результате нарушения имело место повреждение здоровья работников и предприятие (учреждение) возместило соответствующий имущественный ущерб потерпевшим. Размер требований предприятия (учреждения) к виновному должностному лицу определяется фактической суммой выплат при условии, если в действиях должностного лица имеются признаки уголовного преступления. При отсутствии признаков уголовного преступления объем материальной ответственности виновного должностного лица ограничивается в пределах 1/3 его оклада (ставки). Материальная ответственность, связанная с нарушением законов об охране труда, правил техники безопасности и производственной санитарии, может возникнуть одновременно с наказанием виновного в дисциплинарном, административном или уголовном порядке.
Рабочие или служащие, которым по вине предприятия (учреждения, организации) причинено увечье или иное повреждение здоровья, имеют право на возмещение расходов, связанных с восстановлением здоровья (в том числе с санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения), и всех других расходов, связанных с данным несчастным случаем. При продолжительной утрате трудоспособности и инвалидности пострадавший, кроме того, имеет право на возмещение разницы между получаемым заработком или установленной пенсией и средним заработком до несчастного случая. В случае смерти пострадавшего право получения материального обеспечения сохраняется за членами его семьи.
Ответственность за нарушение требований охраны труда, техники безопасности и трудового законодательства - вид юридической ответственности, к которой привлекаются юридические и физические лица за допущенные ими нарушения в области охраны труда и трудового законодательства. Данная ответственность определена Федеральным законом №181-ФЗ от 17.07.1999 года «Об основах охраны труда в Российской Федерации», а также ТК РФ, УК РФ и ГК РФ.
Лица за нарушение требований охраны труда могут привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности (ст.419 ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Дисциплинарная ответственность работника – наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. Такие противоправные действия работника в соответствии со ст. 192 ТК РФ именуются дисциплинарным проступком. Ответственность за дисциплинарный проступок налагается работодателем и называется дисциплинарным взысканием. Дисциплинарное взыскание может быть морально-правового характера (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или на низшую должность, лишение премии), или исключительного характера (увольнение).
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Дисциплинарная ответственность руководителя – является одной из мер обеспечения правопорядка в организации и соблюдения законности в трудовых отношениях и установлена ст.362 ТК РФ. Санкции вплоть до увольнения. При наложении дисциплинарных санкций необходимо наличие 3-х условий: неисполнении юридических обязанностей в процессе правоприменительной деятельности; нарушение законодательства; противоправное действие произошло по вине руководителя.
При привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя организации, его заместителей по требованию представительного органа работников.
Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.
В случае, если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 452.