С октября 2006 года вступили в действие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации. Всего было принято свыше трехсот поправок. Конечно, подавляющее большинство из них были поправками редакционными. Однако, достаточно существенная часть этих поправок носит значимый характер. В настоящей статье мы попробуем проанализировать те из них, которые имеют отношение к вопросам охраны труда.
Существенные изменения были внесены в статью 129, определяющую основные понятия в вопросах заработной платы. В первую очередь это касается определения понятий «оплата труда» и «заработная плата».
Ранее, ч.1, 2 ст. 129 | Теперь, ч.1, ст. 129 |
Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера | Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) |
Конечно, определение в старой редакции понятия «оплата труда» как «системы отношений» было, мягко говоря, неточным. Оплата труда и заработная плата - разумеется синонимы. То, что законодатель исправил эту неточность - это абсолютно правильно. В то же время, новая формулировка стала более тяжеловесной, дополнительная расшифровка понятий компенсационных и стимулирующих выплат вносит изрядную степень неопределенности. Доплаты и надбавки могут быть компенсационными, а могут быть стимулирующими. А как быть с определенной в статье 147 оплатой труда в повышенном размере? Ведь достаточно часто в производствах с вредными условиями труда повышенные размеры оплаты труда закладываются прямо в тарифную ставку. Что это в таком случае - доплаты, надбавки? И какие - компенсационные или стимулирующие? С нашей точки зрения очевидно, что это определение еще нуждается дальнейших уточнениях и упрощениях.
Очень важная поправка была внесена в статью 147.
Ранее, ч.2 ст. 147 | Теперь, ч.2, ст. 147 |
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест | Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Внесенная поправка полностью соответствует действующему трудовому законодательству, в соответствии с которым государство устанавливает минимальные стандарты, оставляя при этом возможность организациям - через локальные нормативные акты или коллективные договоры - устанавливать более высокие гарантии для работников.
В статью 209 внесены дополнительные определения:
«Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Внесение в статью 209 дополнительных определений, в первую очередь - определений государственной экспертизы условий труда и аттестации рабочих мест по условиям труда - весьма важно, так как ранее эти определения устанавливались Федеральным законом № 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», который с введением в действие Трудового кодекса РФ все реже использовался на практике. Таким образом, внесение этих определений непосредственно в Трудовой кодекс значительно увеличивает значение этих понятий. Проведение и государственной экспертизы условий труда, и аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется, как и ранее, в порядке, фактически определяемом Правительством РФ. В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на основании Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.97 № 12, которое в нынешних условиях изрядно устарело.
Новые положения появились также в статье 210 - теперь к основным направлениям государственной политики отнесены: государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда и расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отнесение государственной экспертизы, аттестации рабочих мест и расследования и учета несчастных случаев к основным направлениям государственной политики серьезно повышает ответственность работодателя за состояние охраны труда, что, конечно, улучшает положение работников.
А вот новая формулировка абзаца двенадцатого части первой статьи 210 ухудшает, с нашей точки зрения, положение работников.
Ранее, абзац 12, ч.1 ст. 210 | Теперь, абзац 12, ч.1, ст. 210 |
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; | установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
На первый взгляд может показаться, что новая формулировка улучшает положение работника, так как расширяет область применения компенсаций - вообще за работу во вредных условиях труда, а не только неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. На самом деле такая формулировка вводит работодателя в соблазн установить минимальные компенсации работникам и не заниматься вопросами улучшения условий труда. Кроме того с изъятием понятия вредных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, сами такие условия труда к сожалению не исчезли. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы гораздо полезней определить, какие вредные условия труда могут считаться неустранимыми или определить в каких документах может быть дано такое определение.
В Трудовой кодекс внесена новая статья - Статья 2161. Государственная экспертиза условий труда, первая часть которой сформулирована следующим образом:
«Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».
Ранее понятие государственной экспертизы было дано только в Федеральном законе № 181 «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в котором ее проведение относилось к компетенции только органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Статья 2161 дает не только определение понятия «государственная экспертиза условий труда», но и фактически определяет ее функции и порядок ее проведения. Важнее же всего то, что эта статья определят цели, в которых проводится государственная экспертиза условий труда -
«Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве».
В статью 217 внесены более жесткие требования по созданию в организации служб охраны труда. Если ранее службы охраны труда в обязательном порядке создавались в организациях со штатом более 100 работников, то теперь эти службы должны создаваться в организациях со штатом более 50 работников. Кроме того в статью внесены требования к организациям, оказывающим услуги в области охраны труда.
В статью 219 внесены дополнительно части 2 - 4:
«Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются».
Из общего контекста Трудового кодекса понятно, что в части второй речь идет об установлении минимальных размеров компенсаций. Однако, было бы более правильно, с нашей точки зрения, это впрямую прописать во введенном положении.
Часть четвертая появилась в связи с уже обсуждавшейся поправкой в статью 210 - поскольку компенсации теперь могут устанавливаться не только за работу во вредных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, но и просто за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда, то при устранении таких вредностей компенсации, конечно, должны сниматься.
В статью 221 внесена дополнительно новая часть вторая: «Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения». Это важное положение, которое закрепляет право работодателя пересматривать нормы выдачи спецодежды и устанавливать более жесткие нормы, улучшающие положение работников.
В области финансирования мероприятий по охране труда (статья 226) увеличены минимальные размеры затрат, выделяемых организацией на цели охраны труда. Теперь организации должны выделять не 0,1 процента, а не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). В то же время для организаций, занимающихся эксплуатационной деятельностью, минимум затрат снижен до тех же 0,2 процента против 0,7 процента, которые были установлены ранее. Кроме того, из возможных источников финансирования мероприятий по охране труда изъяты средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства.
Ранее, ч.2, 3 ст. 226 | Теперь, ч.2, 3 ст. 226 |
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. | Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). |
Серьезные изменения внесены в статьи, связанные с понятием «несчастные случаи на производстве», а также с их учетом и порядком расследования (статьи 227, 228, 229, 230, 231). Изменились не только формулировки указанных статей, но и введены дополнительные статьи в этой области. Все эти изменения настолько обширны, что для их обсуждения не хватит места в рамках настоящей статьи. В то же время, формулировки новых статей (статьи 227, 228, 2281, 229, 2291, 2292, 2293, 230, 2301, 231) достаточно подробны и дают четкое представление о том, что необходимо предпринимать работодателям и работникам при несчастном случае на производстве.
Даже краткий анализ поправок, внесенных в Трудовой кодекс, позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что эта работа еще далеко не завершена. Однако, новые редакции действующих статей, так же как внесение новых статей и изъятие устаревших - очевидно, уже задача нового состава Государственной Думы.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 416.