Доказательства по делам об административных правонарушениях

Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний об общих условиях осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

 

Вопрос 1. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях по своей сути является составной частью административно-юрисдикционного процесса, поскольку представляет собой форму (эталон) конкретного административного процесса в случае выявления административного правонарушения.

Производство по делам об административных правонарушениях – это правовая форма осуществления действий по применению мер административного принуждения в случае совершения лицом административного правонарушения.

Для раскрытия сущности данного производства необходимо остановиться на его видах.

Виды производства по делу об административном правонарушении:

1. обычное производство (без каких-либо исключений или извлечений) осуществляется по общим правилам: поступление поводов, проверка информации, составление протокола (постановления) об административном правонарушении; рассмотрение дела об административном правонарушении в общие сроки (не позднее 15 дней, а судьи – 2 месяцев);

2. упрощенное производство (без составления протокола об административном правонарушении) имеет место при условии, что санкция за правонарушение предусматривает предупреждение или административный штраф, правонарушитель не оспаривает факта деяния, должностное лицо наделено правом одновременно на возбуждение административного дела и вынесением по нему постановления, а также в случае фиксации административного правонарушения в сфере дорожного движения или благоустройства территории специальными техническими средствами видео- и фото- фиксации, работающими в автоматическом режиме.

3. ускоренное производство (сокращаются сроки рассмотрения дела об административном правонарушении: от одних суток до 7 дней) осуществляется в тех случаях, когда в достаточно сжатые сроки следует вынести постановление по делу об административном правонарушении;

4. усложненное производство (по делу проводится административное расследование в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ) требует больших временных затрат, осуществления экспертизы и иных процессуальных действий, оно возможно только при выявлении нарушений отдельного законодательства РФ, оговоренного в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ. По общему правилу, такое расследование проводится в течение 1 месяца, при необходимости указанный срок может максимально продлеваться до 6 месяцев.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях (ст. 24.1):

- всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела об административном правонарушении;

- разрешение дела в точном соответствии с законом;

- обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

- выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений, а также принятие соответствующих мер по их устранению.

Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях исчисляются по правилу:

Р – размер процессуального срока.

О – отсчет срока.

К – окончание срока.

И – исключение (извлечение) из срока.

Каждый перечисленный элемент в указанной структуре имеет место при наличии определенных юридических фактов.

Вопрос 2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях.

Принципы – это основополагающие идеи, положения, которые лежат в основе любого вида деятельности.

Применительно к производству по делу об административном правонарушении их можно разделить на следующие группы:

1. основополагающие принципы (принципы законности, объективной (материальной) истины);

2. принципы, обеспечивающие права и обязанности лиц в производстве (равенство участников производства перед законом и субъектом административной юрисдикции, презумпция невиновности, обеспечение прав на юридическую помощь, охрана чести, достоинства и деловой репутации);

3. общие принципы производства, аналогичные конституционным принципам судопроизводства (состязательность и равноправие сторон, ведение производства на государственном языке (языке РФ или республики в составе РФ), предоставление переводчика, гласность, независимость субъекта административной юрисдикции при принятии решения по делу);

4. принципы, идентичные принципам других видов судопроизводств (публичность, непосредственность и устность производства, ответственность должностных лиц, осуществляющих производство, и участников данного производства);

5. специальные принципы производства по делам об административных правонарушениях (оперативность, экономичность и простота производства).

 

Вопрос 3. Субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Субъектами производства по делам об административных правонарушениях являются физические и юридические лица, которые играют определенную процессуальную роль при его осуществлении. Мы к числу субъектов относим всех тех, кто играет роль при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях. В данном контексте субъект производства и участник производства соотносятся между собой как целое и часть.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23:

1) судьями (мировыми судьями);

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

4) органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

5) органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 настоящего Кодекса;

7) государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

В целях определения практической значимости и разделения субъектов производства целесообразно дать их классификацию.

1. По признаку государственно-властных полномочий:

– субъекты, обладающие такими полномочиями,

- кто ими не обладает (собственно участники производства, чей правовой статус закреплен в главе 25 КоАП РФ).

2. По степени заинтересованности в исходе дела:

- субъекты, имеющие интерес в деле (служебный: прокурор, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении) и (личный интерес: потерпевший, лицо, в отношении которого ведется производство, а также участники, выполняющие представительские функции (законные представители) и функции по оказанию юридической помощи (защитник, представитель);

- участники, способствующие осуществлению производства (свидетели, понятые, специалисты, эксперты, переводчики);

- субъекты административной юрисдикции (судьи, коллегиальные органы, должностные лица), которые не должны иметь прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, в противном случае они подлежат отводу.

Участники, имеющие личный интерес в деле в отличие от участников, способствующих осуществлению производства:

- могут быть физическими или юридическими лицами;

- имеют право на оказание юридической помощи;

- вправе знакомиться со всеми материалами дела;

- могут заявлять отводы участников производства;

- вправе получать копии процессуальных решений, принимаемых в ходе производства;

- давать показания для них является правом;

- не несут административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и неисполнение процессуальных обязанностей;

- возрастные рамки могут ниже 18 лет, а для потерпевшего нижний возрастной предел не определен.

3. В зависимости от содержания правового статуса они бывают:

- коллективные;

- индивидуальные;

- смешанные (физическое и юридическое лицо может выступать в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу, или потерпевшего).

4. По объему полномочий компетентные органы и должностные лица подразделяются:

- в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий;

- в чью компетенцию входит рассмотрение дел об административных правонарушениях;

- в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий и разрешение дела по существу.

5. В зависимости от обязательности участия в производстве:

- в соответствии с законом и должностными инструкциями;

- по усмотрению полномочных органов (должностных лиц), в чьем производстве находится дело об административном правонарушении.

6. В зависимости от частоты участия в производстве по делу об административном правонарушении:

- постоянные (полномочные органы и должностные лица, а также эксперты экспертных учреждений);

- временные (ситуативные), их участие в деле зависит от случая (лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, свидетель, понятые, специалист, переводчик).

 

Вопрос 4. Доказательства по делам об административных правонарушениях.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, с помощью которых устанавливается предмет доказывания (обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении). Их перечень установим во взаимосвязи с элементами юридического состава административного правонарушения.

Так, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ к ним относятся:

1) наличие события административного правонарушения (объект и объективная сторона);

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (субъект);

3) виновность лица в совершении административного правонарушения (субъективная сторона);

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (учитываются при назначении административного наказания);

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением (для определения процессуального порядка возмещения такого вреда);

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (для прекращения производства по делу);

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Виды доказательств по делам об административных правонарушениях:

- личные и вещественные;

- прямые и косвенные;

- первоначальные и производные;

- оправдательные и обвинительные.

Доказательства должны отвечать требованиям допустимости и относимости. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Фактические данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении.

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

 

Тема 13. Стадии производства по делам об административных правонарушениях (2 часа).

Вопросы:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 89.