Цель лекции: приобретение студентами теоретических знаний о признаках административного правонарушения, элементах его юридического состава и отличиях от преступления и дисциплинарного проступка.
Вопрос 1. Понятие и признаки административного правонарушения.
В отличие от законодательства РСФСР административным правонарушением признают только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законы субъектов РФ об административных правонарушениях (имеющие названия кодексы, законы, постановления и т.п.).
Для определения сущности административного правонарушения необходимо обратиться к структуре КоАП РФ и его задачам. Он включает в себя пять разделов: 1 – общие положения (4 главы); 2 – особенная часть (главы 5-21 закрепляют составы конкретных административных правонарушений, посягающих на федеральные нормативно-правовые акты); 3 – судьи, органы, должностные лица, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях (главы 22-23); 4 – производство по делам об административных правонарушениях (главы 24-30); 5 – исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (главы 31-32). Для сравнения, в проекте КоАП РФ, внесенном в Государственную Думу Российской Федерации депутатами А.А. Агеевым, Д.Ф. Вяткиным и В.Н. Плигиным (далее – проект КоАП РФ, Проект) насчитывается 3 раздела, которые состоят из 51 главы.
При этом несколько необычной видится нумерация статей: 1.1, 4.4, 20.1 и т.д. В нашем случае число до точки указывает на номер главы, а последующие за точкой цифры – на номер статьи в этой главе. По мнению законодателя, вносить изменения и дополнения в КоАП РФ не представляется проблематичным, они продолжатся в соответствующей главе, при этом не следует обозначать статьи дополнительными цифрами, например, 20.1-1, 20.1-2 и т.д.
Также следует отметить полномочия РФ и субъектов РФ в сфере законодательства об административных правонарушениях, поскольку административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении названных государственных образований.
Так, ст. 1.3. «Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях» закрепляет, что к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:
1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;
3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
В соответствии со ст. 1.3.1. КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:
1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;
4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;
6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.
5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. При этом не конкретизируется лицо, на которое возлагается административная ответственность. По нашему мнению, после словосочетания «предусмотрена административная ответственность» уместно включить слова «для лица, его совершившего». Наше предложение позволит исключить возможность привлечения лиц, которые мне совершали административное правонарушение. Например, за несовершеннолетнего, наказанного за административное правонарушение штрафом и не имеющего самостоятельного заработка, обязанность внесения денег в соответствующий бюджет возлагается на родителей или иных законных представителей.
Это понятие охватывает основные признаки административного правонарушения:
а) деяние;
б) антиобщественность (вредоносность);
в) противоправность;
г) виновность;
д) ответственность (наказуемость).
Каждое правонарушение – это, прежде всего, телодвижение, жест, речь и т.п. За мысли, внутренне состояние, не нашедшее объективного отображения, ответственность не наступает. При этом деяние может совершаться активно (действие) или пассивно (бездействие). Первое связано с несоблюдением (нарушением) установленных государством запретов, а бездействие возможно в случае неисполнения возложенных обязанностей.
Сущность административного правонарушения определяется его антиобщественностью. Административный правонарушение, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред или создает условия для причинения такого вреда, нарушает упорядоченность, согласованность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться в реальном вреде или в создании условий для наступления вреда.
Степень антиобщественности определяется на основе учета многочисленных конкретных обстоятельств, которыми являются: особенности объекта правонарушения: повторность противоправного посягательства; наличие определенных последствий; характер вины; личность правонарушителя.
Следует отметить, что Проект в число признаков административного правонарушения включает общественную вредность. В соответствии со ст. 3.1 Проекта им признается виновно совершенное противоправное причиняющее вред охраняемым законом общественным отношениям (общественно вредное) деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Так, гл. 5 КоАП РФ начинается с видов административных правонарушений, которые посягают на права граждан (конституционные, личные, трудовые, социальные и др.).
Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Это говорит о том, что деяние влечет за собой негативную оценку, если будет установлено, что лицо, его совершившее, действовало (бездействовало) свободно с присутствием воли, а также не было казуса (случая).
Административная ответственность за деяния также относится к безусловным признакам административного правонарушения. Им признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Действующее законодательство об административных правонарушениях позволяет провести следующую классификацию административно-правовых деликтов.
1. В зависимости от схожести по объекту посягательства: против прав граждан, общественной нравственности и др. (за основу берется название главы Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ о административных правонарушениях).
2. В зависимости от формы вины правонарушения делятся на умышленные и неосторожные.
3. В зависимости от момента окончания деликта – правонарушения с материальным (мелкое хищение) и формальным составом (оскорбление).
Проект КоАП РФ по аналогии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) проводит градацию административных правонарушений, связанную с санкцией за их совершение.
Так, по этому основанию они делятся на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и менее значительные административные правонарушения. При этом за грубые деяния устанавливаются наиболее строгие виды административных наказаний или большие сроки (размеры). Менее значительные правонарушения могут повлечь за собой незначительные штрафы или предупреждения. Деяния, расположенные вне указанных границ, относятся к значительным административным правонарушениям.
Вопрос 2. Юридический состав административного правонарушения.
При характеристике административного правонарушения с использованием перечисленных признаков трудно конкретизировать каждый из них, тем более отграничить от преступления и других деяний. Эту функцию выполняет юридический состав административного правонарушения. При этом следует отметить, что данный термин не закреплен в законодательстве, а разработан наукой и практикой.
Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. В литературе отмечается, что элементами состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности от противоправных посягательств. Практически в качестве объекта выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты. Это означает, что формы выражения конкретных объектов могут быть различные. Например, переход пешехода на запрещающий сигнал светофора является посягательством на безопасность дорожного движения; мелкое хулиганство посягает на общественный порядок и выражается в совершении действий, примерный перечень которых дан в формулировке понятия «мелкое хулиганство».
Объект можно классифицировать по вертикали в движении от более общего к более конкретному: общий, родовой и непосредственный. Ряд ученых выделяют видовой, который объединяет в себе несколько непосредственных объектов. По горизонтали деление на виды относится к непосредственному объекту: основной и дополнительный (обязательный или факультативный). Ярким примером служит ст. 12.24 КоАП РФ, определяющая административную ответственность за нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств, если это повлекло легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего. Непосредственным основным объектом являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку глава 12 закрепляет правонарушения в сфере дорожного движения, а дополнительным объектом выступают отношения в сфере охраны здоровья, кроме того, при отсутствии данных последствий ответственность согласно ст. 12.24 КоАП РФ наступить не может. Поэтому дополнительный объект также является и обязательным объектом.
При характеристике объекта правонарушения нельзя не отметить схожие явления: предмет правонарушения, потерпевший от правонарушения и орудия совершения правонарушения. Если первый характеризует объект посягательства и представляет собой вещь материального мира, на которую непосредственно воздействует правонарушитель, причиняя вред объекту (имущественный ущерб), то потерпевший имеет место в случае наступления физического или морального ущерба. Орудие совершения правонарушения – это то, с помощью чего совершается правонарушение. Орудия совершения правонарушения характеризуют уже объективную сторону совершенного лицом деяния.
Объективная сторона правонарушения заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом, которое может посягать на конкретные общественные отношения, урегулированные многими отраслями права (гражданского, земельного, трудового, финансового и др.). Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия — повторность, длящееся нарушение.
Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия (ст. 19.15 КоАП РФ — проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта).
В обязательном порядке необходимо знать момент окончания правонарушения. В одних случаях законодатель это связывает с наступлением вреда, что фиксируется в диспозиции конкретной правовой нормы, например, мелкое хищение чужого имущества (материальный состав), в других – с совершением деяния, не указывая на последствия (формальный состав). Но при этом следует запомнить, что любое деяние причиняет вред, только определение его наличия является иногда сложным, или очевидным. Например, мелкое хулиганство, оскорбление и др.
Субъектами административного правонарушения признаются физические и юридические лица.
Среди физических лиц различают следующие категории: а) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; б) должностные и другие лица, признаваемые субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполнения профессиональных функций, состояния здоровья, возраста.
Для отдельных категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности.
Так, должностные лица признаются субъектами административных правонарушений, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (грубое нарушение правил бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, прием на работу без паспорта или без регистрации по месту жительства руководителем предприятия).
Заметим, что КоАП РФ в Примечании к ст. 2.4 дает понятие должностного лица как постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К должностным лицам приравнены также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Существует особый порядок привлечения к ответственности несовершеннолетних. Привлечению к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. К лицам в возрасте от 16 до 18 лет за совершение правонарушений применяются меры, предусмотренные не только КоАП РФ, но и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. При этом достижение возраста определяется с 00 часов следующих за днем его рождения суток, по этой причине при совершении административного правонарушения 16-летним в день своего рождения он не может нести самостоятельной административной ответственности, т.к. не является субъектом правонарушения.
Определенные ограничения установлены для военнослужащих, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 14-летнего возраста, инвалидов 1-й и 2-й групп. Так, к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам - административный арест и т. п. Ст. 2.6 КоАП РФ регулирует административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, а ст. 2.10 КоАП РФ — административную ответственность юридических лиц.
На основании этого можем классифицировать субъекта (физическое лицо) как общий, специальный и особенный виды субъектов. Общим признается лицо, которое на момент совершения административного правонарушения считается вменяемым и достигло возраста административной ответственности. О таком субъекте диспозиция или санкция соответствующей нормы умалчивает (ст. 20.1 КоАП «Мелкое хулиганство»), или в числе субъекта правонарушения называется гражданин (ч. 2 ст. 19.3 Кодекса). Специальный субъект помимо общих признаков обладает дополнительными, которые характеризуют пол, гражданство, совершеннолетие, должностное положение, вид деятельности и др. Например, вовлечь несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ может взрослое лицо (ч. 1 ст. 6.10 КоАП РФ) или родители (иные законные представители несовершеннолетнего) в соответствии с ч. 2 указанной статьи.
Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Неосторожное административное правонарушение имеет место в случае, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ).
В Особенной части КоАП РФ форма вины чаще всего не обозначается. Обычно большинство из них могут быть совершены в любой форме. Однако формулировка ряда правонарушений предполагает, что оно может быть совершено только в форме умысла (мелкое хулиганство, торговля без документов и т. д.); в редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ или иных законах, устанавливающих ответственность за административные правонарушения.
Наряду с обязательными признаками субъективной стороны, каковыми являются умысел и неосторожность, могут быть факультативные. Последними признаются мотив и цель, ибо они в одних составах указаны, а в других нет. В первом случае они являются квалифицирующими признаками правонарушения, т.е. действие или бездействие признается административным правонарушением, если оно совершено по мотивам в целям, прямо указанным в законе.
Таким образом, юридический состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых за совершенное лицом деяние предусмотрена административная ответственность. Отсутствие хотя бы одного юридического элемента исключает наличие юридического состава деяния, а, следовательно, и административную ответственность.
Так, ст. 7.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Отсутствие самовольности исключает возможность признания соответствующего действия административным правонарушением.
Освобождение от административной ответственности, т. е. основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотрены ст. 2.9 КоАП РФ. Согласно этой статье освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия (бездействия). Речь идет о крайней необходимости и невменяемости нарушителя.
Не подлежит административной ответственности лицо, действующее в состоянии крайней необходимости и причинившее вред охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).
Не подлежит административной ответственности и лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 2.8 КоАП РФ). Иначе говоря, такое лицо не может быть субъектом административной ответственности.
Условиями освобождения являются: малозначительность правонарушения, которая определяется в результате его объективной оценки; наличие состава административного правонарушения; принятие решения органом (должностным лицом), уполномоченным решать дела. Им же определяется и характер правонарушения. Последствия - устное замечание, которое не влечет за собой никаких правовых последствий.
Вопрос 3. Виды административных правонарушений.
Административные правонарушения можно классифицировать по различным основаниям.
1. По их закреплению в нормативно-правовых актах.
В КоАП РФ включены административные правонарушения, которые причиняют вред или создают условия для причинения вреда отношениям, которые урегулированы федеральными нормативно-правовыми актами: Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Законы субъектов РФ фиксируют правонарушения, которые посягают фактически на нормы, установленные нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
2. По форме вины.
Административные правонарушения делятся на умышленные и неосторожные, также встречаются смешанные, в которых встречаются одновременно две формы вины.
3. По конструкции объективной стороны.
Такое деление зависит от момента окончания правонарушения, по этому критерию правонарушения делятся на материальные и формальные составы административных правонарушений.
4. В зависимости от количества частей нормы, которая предусматривает административную ответственность.
В этом случае можем говорить о простых и сложных составах административных правонарушений. Например, самоуправство (ст. 19.1 КоАП РФ) простой состав, т.к. содержит одну часть, а мелкое хулиганство (ст. 20.1 Кодекса) содержит две части.
5. В зависимости от расположения в главах КоАП РФ или закона субъекта РФ.
Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН.
Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ.
Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ.
Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ.
Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ.
Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ.
Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ.
Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ).
Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ.
Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА.
В заключение рассматриваемого вопроса коснемся проблемы квалификации административных правонарушений. Квалификация – это сложный мыслительный процесс, который состоит в определении тождества (соответствия) элементов состава административного правонарушения, имевшего место быть, с элементами состава правонарушения, закрепленного в КоАП РФ или законе субъекта РФ об административных правонарушениях.
Последовательно определяем признаки объективной стороны, объекта (родового и непосредственного), субъекта и субъективной стороны правонарушения. Данный процесс идет от частных признаков совершенного деяния к общим признакам состава административного правонарушения, закрепленного в законе.
Тема 11. Административная ответственность и административные наказания (2 часа).
Вопросы:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 440.