Классификация технических средств делового общения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пропускная способность.

Под пропускной способностью системы передачи информации понимается наибольшее теоретически достижимое количество информации, которое может быть передано по системе в единицу времени. Пропускная способность системы определяется скоростью преобразования информации в передатчике и приемнике и допустимой скоростью передачи данных по каналу связи, определяемой физическими свойствами сигнала и канала передачи информации

Достоверность.

 

В идеальном случае при передаче сообщения должно быть однозначное соответствие передаваемого и получаемого сообщения. Однако под действием помех, возникающих в канале связи, в приемнике и передатчике, это соответствие может быть нарушено, и тогда говорят о недостоверной передаче информации. Поэтому под достоверностью передачи сообщения понимается передача информации без ее искажения.


Надежность.

Под надежностью понимается полное и правильное выполнение системой передачи данных всех своих функций.

Наибольшее распространение среди каналов связи, обеспечивающих деловое общение получили телефонные линии, которые являются наиболее разветвленными и относительно недорогими. По телефонным каналам связи осуществляется передача звуковых (тональных) и факсимильных сообщений, они являются основой построения информационно-справочных систем, систем электронной почты (внутренней и внешней), а также вычислительных сетей различной территориальной распределенности (локальных и широкомасштабных).

Технические средства делового общения можно классифицировать по следующим классификационным признакам, представленным на рис. 6.2.

 

1. Системы односторонней связи.
2. Системы двусторонней связи.

Системы передачи данных

3. Мобильные системы.
4. Стационарные системы связи.
5. Системы документированной информации.
6. Системы недокументированной информации.

 

Рис. 6.2. Общая классификация систем передачи данных

 

Основные классификационные признаки имеют следующую структуру:

1. В зависимости от направления, по которому пересылается информация различают следующие типы систем передачи данных:

Системы односторонней связи.

В таких системах информация передается только в одном направлении от источника информации к потребителю. Обратная передача информации с помощью той же самой системы передачи данных невозможна. К системам с односторонней передачей информации относится система пейджинговой связи.

Системы двусторонней связи.

В системах двусторонней связи  информации может передаваться как от источника информации к потребителю, так и в обратном направлении с использованием одних и тех же технических средств. К системам двусторонней связи относятся:

· система телефонной связи предполагает использование в качестве средств передачи данных телефонных линий, посредством которых организуется двусторонний обмен звуковой информации;

· система факсимильной связи используется для передачи на расстояние информации в виде текстов, чертежей, графиков, рисунков, схем, фотоснимков и т.д.

· система сотовой связи позволяет организовать двустороннюю передачу звуковой информации на основе беспроводных каналов связи.

2. По возможности перемещения абонента в пространстве между передатчиком информации и ее приемником различают:

Мобильные системы связи.

Мобильные системы связи используют беспроводные каналы передачи информации. Свое название они получили от возможности абонента, принимающего сообщение, свободно передвигаться, не имея жесткой привязки к определенному месту. К системам мобильной связи относятся:

· системы сотовой связи;

· система пейджинговой связи использует для передачи информации телефонный аппарат, посредством которого передаются данные диспетчеру, а для приема – миниатюрный УКВ-приемник «пейджер».

Стационарные системы связи.

Стационарные системы связи используют проводные каналы передачи информации. В этом случае приемник информации, а значит и абонент, получающий сообщение, должен находиться в определенном месте, не имея возможности свободно перемещаться во время приема информации. К системам стационарной связи относятся:

· системы телефонной связи;

· системы факсимильной связи.

3. По способу документирования информации различают:

Инструкция

Вам предлагается 10 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите тот вариант ответа, который вы считаете правильным.

Опросник

 

1. Выберите из ниже перечисленного определение понятию «система передачи данных»:

а) совокупность средств, служащих для передачи информации;

б) устройство для передачи и приема информации на бумажных носителях с использованием каналов телефонной связи;

в) устройство, выполняющее прямое и обратное преобразования частотных характеристик сигнала.

2. Укажите, что не входит в систему передачи данных:

а) пульт оператора;

б) канал связи;

в) приемник информации.

3. Какое устройство предназначено для преобразования поступающих от абонента сообщений в сигнал, передаваемый по каналу связи:

а) приемник;

б) пульт оператора;

в) передатчик.

4. Выберите из ниже перечисленного определение понятие «приемник»:

а) источник или потребитель, передаваемой информации;

б) устройство, которое служит для преобразования сигнала, передаваемого по каналу связи, в сообщение, понятное потребителю информации;

в) устройство, выполняющее прямое и обратное преобразования частотных характеристик сигнала.

5.Укажите, какая система связи не относится к системам двусторонней связи:

а) система сотовой связи;

б) система телефонной связи;

в) пейджинговая связь.

Подведите итоги

 

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1.

Ключ

Вариант

 ответа

Правильные ответы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 1 1 - - - 1 - - 1 - Б - - - 1 - - 1 - - 1 В - - 1 - 1 - - 1 - -

 

 

Телефонная связь

 

Телефонная связь является одним из самых распространенных видов делового дистанционного общения. Абонентами сети телефонной связи являются как физические лица, так и предприятия. Телефонная связь играет важную роль в фирмах, офисах и т.п. Для большинства фирм телефон является своеобразной визитной карточкой, поскольку первые контакты с деловыми партнерами чаще всего осуществляются по телефону. Удобство соединения и сервисные возможности телефона формируют первое впечатление о солидности фирмы.

 

Изобретение телефонного аппарата связано с достаточно интересным фактом. Так, в 1876 г. Александер Грейам Белл (1847-1922), профессор физиологии речи, шотландец по происхождению, живший в Соединенных Штатах Америки, запатентовал свой электрический телефон на каких-то несколько часов раньше американца Элиша Грея (1835-1901), представившего аналогичное изобретение. В итоге патент на изобретение телефона получил Белл, которого принято считать единственным изобретателем телефона.

В 1877 г. американец Томас Эдисон (1847-1931) изобрел угольный микрофон. Независимо от него, годом позднее микрофон аналогичной конструкции сконструировал английский ученый Дэвид Хьюз, который и признан изобретателем микрофона.

 

Система телефонной связи состоит из следующих компонентов:

I. Узлы коммутации.

II. Каналы связи.

III. Абонентские линии.

IV. Телефонные аппараты.

I. Узлами коммутации в системе телефонной связи являются автоматические телефонные станции (АТС).

 

Чтобы телефон смог найти практическое применение, потребовались технические средства, позволяющие соединить друг с другом любую пару телефонных номеров. Первая телефонная станция была установлена в Нью-Хейвене (США) в 1878 г. Через год аналогичная телефонная станция, обслуживающая восемь линий связи, была установлена в Лондоне. В ранних телефонных станциях для соединения абонентов оператор пользовался штеккером вручную. В 1889 г. американский предприниматель Элмон Строугер сконструировал автоматический селектор. Первая автоматическая телефонная станция была построена в Лапорте (США) в 1892 г. В последующие 50 лет электромеханический селектор Строугера стал неотъемлемой частью телефонных станций во всем мире. В настоящее время в телефонии используются полностью автоматические (электронные) телефонные станции, которые впервые были созданы в 1960г.

 

По уровню действия все АТС делятся на:

· местные;

· междугородные;

· международные.


Местные АТС.

Расположены на нижнем уровне системы телефонной связи. К ним подключаются телефонные аппараты. Номер местной АТС соответствует первым цифрам номера абонента.

Большие географические районы обслуживаются не одной, а несколькими АТС. Совокупность АТС, обслуживающих определенный географический регион, образуют зону, имеющую свой уникальный номер внутри страны (например, для Москвы – это зона 095). Связь между зонами осуществляется с помощью АТС более высокого уровня – междугородных автоматических телефонных станций.

Междугородные АТС.

Имеют иерархический принцип построения. Поэтому код, используемый для междугородней связи, состоит из двух номеров:

1. Номер для абонентов, находящихся внутри зоны, обслуживаемой междугородней АТС. Этот номер является единым для всех внутригородских АТС России – 8.

2. Номер для абонентов, находящихся вне зоны, обслуживаемой междугородней АТС. Этот номер совпадает с номером зоны (для Московской междугородной АТС – 095, для Санкт-Петербургской междугородной АТС – 812).

Международные АТС.

Располагаются на верхнем уровне системы телефонной связи. Они используются для объединения зон одной страны с зонами других стран. Такие АТС также имеют код, состоящий из двух номеров:

1. Номер для внутренних пользователей, он является единым для страны (для России этот номер – 10)

2. Номер для внешних пользователей, который является телефонным кодом страны (для России этот номер – 7). 

Таким образом, полный абонентский номер состоит из:

· номера страны;

· номера зоны внутри страны;

· номера АТС внутри зоны;

· номера абонента внутри АТС.

II. Каналы связи используются для организации связи АТС между собой используются

По форме представления информации каналы связи делятся на:

· аналоговые – служат для передачи информации, представленной в виде аналоговых сигналов, т.е. в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины;

 

 

 


· цифровые – служат для передачи информации, представленной в виде цифровых (дискретных, импульсных) сигналов различной физической формы.

 

 


В настоящее время в качестве каналов связи между АТС применяются 4-проводные цифровые линии, в которых одна пара проводов используется для передачи сигналов в одном направлении, а вторая пара проводов – для передачи сигналов в обратном направлении.

 

В телефонных сетях при передаче сообщений в цифровой форме по каналам связи между различными АТС (в этом случае АТС называются цифровыми) непрерывное сообщение, передаваемое от абонента, подвергается преобразованию в цифровую форму (аналого-цифровое преобразование) непосредственно при поступлении из абонентской линии на АТС. В свою очередь перед поступлением в абонентскую линию от АТС получателя цифровое сообщение подвергается обратному преобразованию в аналоговую форму (цифро-аналоговое преобразование). Следующим шагом в развитии цифровой телефонии является аналого-цифровое и обратное преобразование непосредственно в телефонном аппарате. В этом случае по каналам связи передаются только данные в цифровой форме, что существенно повышает качество связи.

III. Абонентская линия служит для подключения телефонных аппаратов к местной АТС и представляет собой пару медных проводов длиной не более 10 км. Абонентская линия имеет свой уникальный номер, который является номером абонента. Большинство абонентских линий используют аналоговый способ передачи информации.

 

IV. Телефонные аппараты (ТА) являются связующим звеном между абонентами сети и абонентскими линиями.

 

Организация системы телефонной связи представлена на рисунке 6.6.

 

 


Рис. 6.6. Организация системы телефонной связи

 

 

Основным устройством в системе телефонной связи для организации делового общения является телефонный аппарат.

Телефонные аппараты выполняют две основные функции:





Таблица 6.2.

Таблица 6.3

 

Подведите итоги

Проверьте ответы, используя ключ.

 

Ключ

 

Правильные ответы по горизонтали:

1. Импульсный; 4. Цифровой; 5. Микрофон; 6. Память; 7. АТС; 8. Телеконференция; 11. Офисная; 12. Автодозвон; 17. Местная; 18. Аналоговый.

 

Правильные ответы по вертикали:

2. Переадресация; 3. Оповещение; 7. Автоответчик; 9. Тональный; 10. Зона; 13. Телефон; 14. Линия; 15. Абонент; 16. Код; 17. Модем.

Факсимильная связь

                        

Дистанционное деловое общение между партнерами часто вызывает необходимость передачи документов на расстояние. Решением этой проблемы является быстрая, простая и недорогая факсимильная связь.

 

 


Факсимильную связь раньше называли фототелеграфной связью, но согласно рекомендациям Международного консультативного комитета по телефонии и телеграфии (МККТТ) термин «фототелеграфная связь» следует употреблять только для систем передачи полутоновых изображений; более общим является термин «факсимильная связь», относящийся к системам передачи как полутоновых, так и штриховых документов.

Факсимильная связь сейчас настолько распространена, что в одном журнале шутливо сказано: все цивилизованное человечество делится на тех, кто сочиняет, подписывает и читает факсы, тех, кто эти факсы передает и принимает, и тех, кто этих факсов глазами никогда не видел; причем последняя группа постепенно вымирает.

 

В основу факсимильной связи положен метод передачи временной последовательности электрических сигналов, характеризующих яркость отдельных элементов передаваемого документа. Разложение передаваемого изображения на элементы называется разверткой, а просмотр и считывание этих элементов – сканированием.

Система факсимильной связи включает:

· каналы связи;

· факсимильные аппараты.

Каналы связи используются непосредственно для передачи сигналов, которыми представлено факсимильное сообщение. Для организации факсимильной связи чаще всего используются телефонные каналы, реже – телеграфные каналы и радиоканалы связи.

Факсимильные аппараты служат для приема и передачи сообщений по каналам телефонной связи.

 

Под факсом также понимают сообщение на бумажном носителе, полученное с использованием системы факсимильной связи

Важное достоинство факсимильной связи – полная автоматизация передачи сообщения, начиная с процесса считывания информации с документа-источника и заканчивая регистрацией информации на бумажном документе-приемнике.

Возможность приема и передачи документальной информации обеспечивается факсимильными аппаратами.

Факсимильные аппараты выполняют три основные функции:

· считывание информации с бумажного носителя;

· прием и передача информации;

· печать полученного документа.

 

Считывание информации с бумажного носителя производится специальным встроенным устройством – сканером.

 

Сканирующее устройство рассматривает информацию как набор черных и белых точек и передает информацию о яркости соответствующего участка бумаги в передающее устройство.

Чтобы сообщение передавалось без ошибок, нужно использовать только качественные оригиналы с хорошо различимым текстом. Если документ слишком светлый или имеет малый формат, то его необходимо скопировать на копировальном устройстве, придав большую контрастность или увеличение формата.

Прием и передача факсимильного сообщения осуществляется специальным устройством – модемом. В функции модема входит преобразование сигналов, полученных после сканирования изображения, в сигналы, передаваемые по телефонным каналам, а также обратное их преобразование.

Печать полученного сообщения выполняется встроенным принтером. Современные факсимильные аппараты используют обычно один из трех типов печатающих устройств:




Термографические.

В термографических печатающем устройстве используется специальная термочувствительная бумага, которая меняет свой цвет при воздействии температуры. В качестве печатающего элемента в данном случае используются «горячие точки» линейки из тугоплавкого материала. Импульсы, несущие информацию о черном цвете, проходя в определенной последовательности через тугоплавкий материал, нагревают соответствующие участки линейки. Линейка, прилегая к термобумаге, «обжигает» на ней до черноты нужные места – так, построчно, информация выводится на печать.

Следует знать, что термочувствительная бумага со временем выцветает, и изображение может совсем исчезнуть. Поэтому документы, имеющие ценность, следует скопировать, например на ксероксе.

Лазерные.

В факсимильных лазерных аппаратах печать принятого сообщения выполняется на простой бумаге и реализуется Электрографический способ формирования изображения с помощью лазерного луча. Такой же принцип используется в копировальных технических средствах или лазерных принтерах. Основные части печатающего устройства такого факса – селеновый барабан и светодиодная линейка (множество светодиодов, расположенных над барабаном параллельно его оси). При приеме сообщений каждый из светодиодов загорается в тот момент, когда через него проходит импульс, несущий информацию о черном цвете. При этом разряжается (нейтрализуется) соответствующий участок положительно заряженного барабана. Далее процесс печати в точности повторяет процесс печати копировального аппарата.

Струйные.

В струйных печатающих устройствах содержится картридж с чернилами и встроенной печатающей головкой, которая формирует изображение на обычном листе бумаги. Струйные печатающие устройства в настоящее время не популярны по тем же причинам, что и принтеры, использующие этот метод печати.

Многие факсимильные аппараты кроме основных функций выполняют разнообразные сервисные функции. Сервисные возможности факсимильных аппаратов представлены в таблице 6.4.

Таблица 6.4.

 

Сервисные возможности факсимильных аппаратов

 

№ п/п Название функции Характеристика функции
1 Копирование Получение копии с любого бумажного носителя
2 Отложенная передача Передача заранее подготовленного документа в заданное время (например, ночью, когда тарифы на переговоры ниже)
3 Функция опроса Опрос и приглашение нужного факсимильного аппарата к автоматической передаче сообщения звонком к нему с другого аппарата
4 Прием в память Запись полученной информации в память в с последующей печатью или передача записанной информации из памяти
5 Автоподатчик бумаги Автоматический подача листов для их последовательной передачи
6 Автообрезка После окончания печати автоматическое отрезание бумаги от рулона
7 Постраничное маркирование Проставление времени, даты, идентификации посылающего, номера страницы при получении сообщения
8 Выравнивание контуров Устранение неровностей края знаков текста для упрощения прочтения принимаемых документов
9 Автоматическое переключение Автоматическое определение характера вызова и переключение в соответствующий режим: факс или телефон
10 Выпрямление бумаги Встроенный прокатный механизм обеспечивает выход ровных, а не скрученных листов бумаги, которые легко подшиваются

 

За рубежом факсимильные системы более развиты, чем в России. В большинстве гостиниц, аэропортов, фойе многих учреждений и других общественных местах устанавливаются необслуживаемые кабины с факсимильными аппаратами. Они работают по тому же принципу, что и таксофоны. Часто факсимильные кабины имеют две телефонные линии, позволяющие одновременно передавать факс и вести телефонные переговоры.

Широко используются радиофаксы, которые имеют многоканальную систему подвижной радиофаксимильной связи, включающую стационарную базовую станцию и подвижные радиофаксы, устанавливаемые в автомобилях. Правда, как показывает практика, автомобильные радиотелефоны и радиофаксы нередко являются причиной дорожно-транспортных происшествий.

Выпускаются также телефонные факсимильные приставки, которые используются для передачи рукописных сообщений и выполненных от руки схем, подписей и т.д. По существу они являются телеавтографными приставками. Такая приставка – это компьютер-электронный блокнот, подключаемый к телефону. При передаче факса абонент специальным пером пишет на блокноте текст или схему, которые автоматически кодируются и посылаются принимающему абоненту. Важно, что таким образом передается и подпись ответственного лица.

 

Процесс передачи факсимильного сообщения включает в себя несколько этапов:

Этап – Подготовка сообщения к передаче.

Этап – Передача сообщения.

Этап – Прием сообщения.

Кодирование информации.

Информация, полученная со светочувствительных элементов, специальным образом кодируется в аналоговые или цифровые сигналы и передается по телефонным каналам связи.

4 этап. Процесс приема сообщения включает выполнение следующих операций:

Расшифровка информации.

Принимающий аппарат расшифровывает информацию, полученную по телефонным каналам, и передает ее на встроенное печатающее устройство.

Печать документа.

Большинство факсимильных аппаратов использует термографическое печатающее устройство. В таких аппаратах используется специальная бумага, темнеющая при нагревании. Информация о чередовании темных и светлых точек подается на нагревательные элементы, находящиеся в соприкосновении с термобумагой. Элементы, соответствующие темным местам оригинала, нагреваются и вызывают потемнение находящихся против них участков бумаги.

5 этап. Подтверждение факта приема выполняется по завершении приема сообщения. Принимающий аппарат посылает специальный сигнал, подтверждающий факт приема. Получив этот сигнал, передающий факсимильный аппарат освобождает исходный документ для дальнейшего использования.

 

Международным консультативным комитетом по телефонии и телеграфии (МККТТ) установлены для факсов следующие стандарты: Group 1, Group 2, Group 3, Group 4.

Аппараты, работающие в стандарте Group 1 , были разработаны в конце 60-х годов. Они способны передавать информацию со скоростью 300 бод (бод – единица измерения скорости передачи данных, равная количеству информационных битов, переданных в секунду). Для передачи одной страницы текста с такой скоростью требуется около 6 минут. На сегодняшний день аппараты с таким стандартом практически не используются.

В середине 70-х гг. появились факсы стандарта Group 2 . Время передачи данных в таких аппаратах сократилось в два раза. Нужно отметить, что устройства реализующие стандарт Group 2 , весьма чувствительны к помехам и шуму в телефонной линии. Тем не менее парк таких аппаратов на сегодня все еще велик.

GROUP 3 появился в 1980 году. Этот стандарт принес много нового в технологию факсимильной связи. В нем в отличие от прежних стандартов использован метод цифрового сканирования и сжатия данных, что существенно увеличило скорость передачи (9600 бод). Поэтому время, требуемое для передачи одной страницы текста совратилось до 15 – 20 секунд. Стандарт Group 3 предполагает автоматическую подстройку скорости передачи информации. Это означает, что если, например, аппарат стандарта Group 3 передает сообщение аппарату стандарта Group 2 , он автоматически снижает скорость, обеспечивая нормы, принятые в стандарте Group 2 .

В январе 1988 года был введен стандарт Group 4 . Аппараты, совместимые с Group 4 , весьма дорогие, но они позволяют передавать до 30 страниц текста в минуту при весьма хорошем качестве. Для использования аппарата совместимого с этим стандартом, необходимо арендовать линию связи в сети ISDN . Ожидается, что этот стандарт получит широкое распространение, но в настоящее время большинство факсимильных аппаратов, использующихся на территории нашей страны, совместимы со стандартом Group 3.

Для приема и передачи факсимильных сообщений, созданных с помощью персонального компьютера, используются факс-модемы.

 

Существует два вида факс-модемов:

· внутренний факс-модем;

· внешний факс-модем.

Внутренний факс-модем представляет электронную плату, которая размещается внутри корпуса компьютера, и имеет соединение с телефонной розеткой и телефонным аппаратом.

Внешний факс-модем выполняется в виде отдельного устройства, которое подсоединяется к персональному компьютеру (ПК), а также к телефонной розетке и телефонному аппарату. Внешний факс-модем выгодно отличается от внутреннего (встроенного) наличием индикаторов, позволяющих контролировать процесс обмена информацией между персональными компьютерами.

Прием и передача сообщений с помощью факс-модемов имеет некоторые отличия от работы с обычными факсимильными аппаратами.

Прием сообщения состоит из следующих этапов:

1. Автоматический прием факс-модемом телефонного вызова, эквивалентный снятию трубки телефонного аппарата.

2. Прием и расшифровка информации от передающего факсимильного аппарата или аналогичного факс-модема.

3. Запись информации в память персонального компьютера в виде графического файла.


Инструкция

Вам предлагается 10 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите тот вариант ответа, который вы считаете правильным.

Опросник

1. Факсимильный аппарат – это:

а) устройство для организации коммуникации между абонентами;

б) устройство для передачи и приема информации на бумажных носителях с использованием каналов телефонной связи;

в) устройство, выполняющее прямое и обратное преобразования частотных характеристик сигнала.

2. Система факсимильной связи включает:

а) узлы коммутации;

б) каналы связи;

в) абонентские линии.

3. Прием и передача факсимильного сообщения осуществляется следующим устройством:

а) сканер;

б) модем;

в) принтер.

4. Печатающие устройства, содержащие картридж с чернилами и встроенную печатающую головку, формирующую изображение на обычном листе бумаги, называются:

а) термографическими;

б) лазерными;

в) струйными.

5. Что не является сервисной функцией факсимильного аппарата:

а) копирование;

б) автообрезка;

в) удержание на линии.

6. Подготовка сообщения к передачи содержит:

а) кодирование информации;

б) расшифровка информации;

в) проверка качества изображения.

7. Определение скорости передачи изображения входит в следующий этап передачи факсимильного изображения:

а) прием сообщения;

б) подтверждение факта приема сообщения;

в) установление связи между факсимильными аппаратами.

8. Для приема и передачи факсимильных сообщений, созданных с помощью персонального компьютера, используются:

а) факс;

б) факс-модем.

9. Внутренний факс-модем:

а) электронная плата, размещающаяся внутри корпуса компьютера и имеющее соединение с телефонной розеткой и телефонным аппаратом;

б) отдельное устройство, подсоединяющееся к персональному компьютеру и к телефонной розетке и телефонному аппарату.

10. Запись информации в память персонального компьютера в виде графического файла – это этап:

а) приема сообщения;

б) передачи сообщения.

 

Подведите итоги

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 6.5.

 

Таблица 6.5.

Ключ

 

Вариант

 ответа

Правильные ответы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А - - - - - - - - ü ü Б ü ü ü - - - - ü - - В - - - ü ü ü ü - - -

 

 

Сотовая связь

 

 

Беспроводные системы телефонной связи, обычно называемые системами сотовой связи, в последние годы получили большое развитие. Во многих ситуациях делового общения может возникнуть проблема немедленной передачи информации партнеру, где бы он ни находился в этот момент. Это возможно при использовании мобильных средств связи, к числу которых относится сотовая связь.

 

Сотовая связь нашла широкое применение так как обеспечивает качественно новый уровень предоставления коммуникационных услуг. Действительно, до «эры сотовых телефонов» почтовые, телеграфные, телефонные и другие сообщения доставлялись «по адресу», то есть в некую географическую точку, жестко закрепленную в пространстве. И только определенная категория людей получала почту лично, вне зависимости от своего размещения. Сотовый телефон сразу же сделал возможным получать сообщение непосредственно человеком, а не по адресу.

 

В 2000 года количество сотовых телефонов в мире достигло 725 млн., из них 254 млн. использовали глобальную систему мобильной связи ( Global System for Mobile communication ), или GSM . Иными словами, почти 12% жителей земли пользуются сотовыми телефонами. А в некоторых странах (например, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Израиле, Японии) уже более половины населения имеют сотовые телефоны. И рост владельцев мобильных телефонов продолжается. В ближайшие два года в Европе количество сотовых телефонов превысит число жителей. Америка пока отстает. Аналитическая контора The Strategis Group сделала прогноз, что к 2007 году число подписчиков мобильных информационных услуг в Соединенных Штатах Америки возрастет до 172 млн., что составит 60% населения США. В целом же в мире можно прогнозировать, что через несколько лет до трети населения Земли обзаведется сотовыми телефонами. Это значит, что до 2 млрд. человек будут использовать мобильную связь.

 

Основная идея построения системы сотовой связи заключается в разбиении всей обслуживаемой территории на небольшие участки, которые называются сотами. Каждая сота обслуживается своим передатчиком с ограниченным радиусом действия и фиксированной частотой. Это позволяет без взаимных помех использовать одну и ту же частоту повторно в другой несмежной соте.

Схема организации системы сотовой связи, представленная на рисунке 6.11., состоит из следующих основных компонентов:


Базовые станции

Сотовые телефонные аппараты

Каналы связи

Все эти блоки участвуют в приеме и передаче информационных сообщений и позволяют предоставлять основные услуги сотовой связи.

1. Центром коммутации является автоматическая телефонная станция системы сотовой связи, которая обеспечивает все функции управления сетью. Центр коммутации имеет связь со всеми базовыми станциями внутри обслуживаемой зоны, а также с телефонной сетью общего пользования. Основными функциями центра коммутации являются:

· хранение данных о местонахождении сотовых телефонных аппаратов;

· передача сотовых телефонов между базовыми станциями при их перемещении из одной соты в другую;

· переключение на другой канал в соте при появлении помех;

· соединение абонента сотовой связи с абонентом обычной телефонной сети.

1. Базовая станция – это многоканальная приемопередающая станция, которая обслуживает каждую из сот.

 

 

 


Основной функцией базовой станции является передача сигналов между центром коммутации и сотовым телефонным аппаратом, находящимся внутри зоны обслуживания этой станции.

 

 


Рис. 6.11. Схема организации системы сотовой связи.

 

2. Сотовый телефонный аппарат является основным техническим устройством абонента сотовой связи. Он представляет собой приемо-передающую малогабаритную станцию, выполненную в виде телефонной трубки. Аппаратно сотовый телефон представляет собой функционально законченное устройство, содержащее все элементы компьютера, в том числе: микропроцессор, память, устройства ввода-вывода данных (клавиатура, микрофон, дисплей). Технической особенностью сотовых телефонов (в качестве примере рассмотрим телефон стандарта GSM) является наличие в каждом телефонном аппарате SIM-карты (Self Identification Module – собственной идентификационный модуль). На SIM-карте содержатся (в едином полупроводниковом элементе): микропроцессор, встроенная память, данные, хранящиеся во встроенной памяти, программное обеспечение, предназначенное для обработки хранящихся данных.

Сотовый телефон стандарта GSM не может работать без SIM-карты, которая, как минимум, играет роль идентификатора данного абонента (но не телефона). При этом владелец карты может воспользоваться другим телефоном, установив в нем свою SIM-карту. В этом случае телефонная сотовая сеть воспринимает данный телефон по имени, указанному картой. Иными словами, SIM-карта выполняет функции PIN-кода (персонального идентификационного кода), используемого при работе с банковскими карточками. Применение внутреннего микропроцессора с соответствующим программным обеспечением позволяет реализовать высокий уровень защиты, характерный для финансовых систем.

Основными функциями сотового телефона в деловом общении являются прием и передача информации. Кроме основных функций сотовый телефон может выполнять различные сервисные функции, такие же, как и обычный телефонный аппарат, а за счет SIM-карты появилась возможность использовать сотовую связь для идентификации пользователя и на основании этого проводить финансовые операции, приобретать товары, получать информационные сообщения и т.д.

4. Каналы связи в системе сотовой связи делятся на два вида:

· каналы связи базовых станций с центром коммутации. Каждая базовая станция имеет один канал для связи с центром коммутации, обычно это выделенный проводной канал связи;

· каналы связи базовых станций с сотовыми телефонными аппаратами. Средством связи между сотовыми телефонными аппаратами и базовыми станциями являются радиоволны. Каждая базовая станция имеет несколько радиоканалов для связи с сотовыми телефонами абонентов. Один из каналов связи базовой станции является управляющим, он используется только для установления соединения с абонентом. Для передачи информации используется один из остальных свободных радиоканалов.

Система сотовой связи предоставляет две основные услуги своим абонентам:

· исходящая связь;

· входящая связь.

Исходящая связь организует соединение абонента сотовой сети с другим абонентом и состоит из следующих этапов:

1. Сотовый телефонный аппарат просматривает все свободные каналы, занимает тот канал, где уровень сигнала базовой станции максимальный и передает информацию о вызове.

2. Базовая станция передает информацию об исходящем вызове в центр коммутации.

3. Центр коммутации организует соединение абонента сотовой сети с АТС, если вызываемый абонент является абонентом обычной телефонной сети, или с базовой станцией, если вызываемый абонент является абонентом сотовой сети.

Схема организации исходящей связи представлена на рисунке 6.12.

Входящая связь. Вызов абонента системы сотовой связи включает следующие этапы:

1. Центр коммутации принимает входящий вызов и передает его на все базовые станции;

2. Базовые станции передают вызов по своему управляющему каналу;

3. Сотовый телефон при получении сигнала вызова передает ответный сигнал;

4. Базовые станции, принявшие ответный сигнал, передают информацию о параметрах полученного сигнала в центр коммутации;

 

Сотовый телефонный аппарат Поиск свободного канала и передача информации по каналу с максимальным уровнем сигнала
Базовая станция Передача информации в центр коммутации
Центр коммутации Соединение абонента с местной АТС или базовой станцией

Рис.6.12. Схема организации исходящей связи

 

5. Центр коммутации анализирует полученные параметры ответного сигнала и переключает разговор на ту базовую станцию, где уровень полученного сигнала максимальный.

Система организации входящего вызова представлена на рисунке 6.13.

Обеспечение связи во время разговора, когда абонент может перемещаться из одной соты в другую, происходит следующим образом:

1. Во время разговора базовая станция периодически измеряет уровень сигнала сотового телефона абонента и сравнивает его с допустимым пределом;

2. Если уровень сигнала меньше допустимого, то базовая станция передает соответствующее сообщение в центр коммутации;

3. Центр коммутации дает команду на соседние базовые станции об измерении уровня сигнала сотового телефона этого абонента;

4. После получения информации от базовых станций об уровне сигнала центр коммутации переключает абонента на ту из них, где уровень сигнала оказался наибольшим.

 

 


Рис. 6.13. Схема организации входящего вызова

 

Для подключения абонентов к системам сотовой связи существуют коммерческие организации – операторы сотовой связи.

 

 


Кроме обеспечения входящей и исходящей связи между абонентами операторы сотовой связи предлагают различные дополнительные сервисные услуги. К основным сервисным функциям сотовых систем связи относятся:

· роуминг ;

· доступ WAP ;

· служба коротких сообщений SMS .

Роуминг используется для обеспечения связи при перемещении абонента в зону, обслуживаемую другим оператором сотовой сети.

 

 


Для организации роуминга центры коммутации сотовых сетей должны быть соединены специальными каналами связи, а между операторами необходимо наличие специальных организационных и экономических соглашений.

Организация роуминга происходит следующим образом:

1. При перемещении абонента в другую сеть ее центр коммутации регистрирует абонента.

2. Данные о местоположении абонента поступают в центр коммутации первоначальной сети.

3. Все поступающие абоненту вызовы автоматически переадресовываются в центр коммутации той сети, где находится абонент.

4. Исходящий вызов поступает в центр коммутации той сети, где находится абонент, а затем переадресовывается в цент коммутации первоначальной сети.

В настоящее время крупные операторы сотовой связи предоставляют роуминг в национальном и международном масштабах.

Доступ WAP . В 1997 ведущими производителями сотовых телефонов были предприняты попытки создать средства доставки информации из Internet на сотовые аппараты. Так появилась услуга WAP.

 

 

 


Чтобы воспользоваться услугами WAP, необходимо заказать у оператора сотовой связи эту услугу и настроить сотовый телефон соответствующим образом.

Доступ WAP предлагает два вида услуг:

1. Доступ к электронной почте: возможность просмотреть полученные сообщения на дисплее сотового телефона;

2. Получение различного рода информации: расписание самолетов и поездов, информация о пробках на дорогах, курсах валют, прогноз погоды, новости бизнеса, политики, культуры и спорта, программа телепередач и т.д.

Однако, доступ имеет ряд недостатков:

· ограниченное количество WAP-сайтов, особенно на русском языке;

· низкая скорость передача информации;

· высокая стоимость услуг WAP.

Служба коротких сообщений SMS . Одной из самых популярных сервисных услуг сотовых систем связи является служба коротких сообщений.

 

 

 


Служба SMS выполняет следующие функции:

· прием и передача текстовых сообщений длиной до 160 знаков;

· отправка сообщений абоненту, который занят разговором;

· отправка сообщений на выключенный или находящийся вне зоны обслуживания телефон;

· передача факсимильных и пейджинговых сообщений, а также сообщений в формате электронной почты;

· подписка на получение сообщений по определенным темам, например, информация о погоде, курсах валют и т.д.

· передача и прием мелодий звонков, логотипов, визитных карточек и т.д. (служба Smart Message)

· передача мультимедийной информации: графических изображений, аудио- и видеоинформации. Эта услуга получила название MMS (от англ. Multimedia Message Service – служба мультимедийных сообщений)

Популярность SMS очень быстро растет во всем мире, SMS-сообщения постепенно вытесняют обычные разговоры по сотовому телефону. Это обусловлено одним из самых главных достоинств службы SMS – фиксированной ценой одного сообщения.

Кроме основных сервисных функций, операторы сотовой связи предлагают различные дополнительные услуги. Характеристика сервисных услуг приведена в таблице 6.6.








Таблица 6.6.

Тест

«Телефонные разговоры»[1]

Телефонные разговоры – одна из важнейших форм коммуникаций. Не только руководители, но и многие сотрудники затрачивают на них большое количество времени. От умения правильно вести деловые разговоры по телефону во многом зависит успех коммуникаций, имидж работника и всей организации.

Инструкция

 

Перед вами 25 фраз, которые были сказаны служащими вашей организации при беседе с вашими клиентами. Оцените каждую из них. Если вы считаете, что фраза производит на клиента положительное впечатление, пометьте ее буквой «П», а если отрицательное – буквой «О».

Опросник

 

1. «Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей Петрович. Чем я могу помочь вам?»

2. «Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов».

3. «Доброе утро, банк «Русь».

4. «Заведующая вышла. Ей что-нибудь передать?»

5. «Спасибо за звонок. Звоните чаще!»

6. «Извините, я не работаю в этом отделе, поэтому ничем вам помочь не могу».

7. «Доброе утро, отдел снабжения».

8. «Мне трудно сказать, почему наш сотрудник не позвонил вам. Вы не пробовали позвонить ему еще раз?»

9. «Извините, что я заставил вас ждать. Чем я могу помочь вам?»

10. «Я понимаю вас. Мне кажется, что кто-то из сотрудников допустил оплошность. Я постараюсь все проверить. Чем я еще могу помочь вам?»

11. «Так, кого вы ждете?»

12. «Михаил Иванович, извините, пожалуйста, за задержку документов. Постараюсь их выслать с оказией».

13. «Спасибо. При случае я позвоню вам».

14. «Вы сомневаетесь в наших возможностях? Я понимаю. Жду вашего звонка. Спасибо за звонок».

15. «Расскажите, как это случилось».

16. «Рад вашему звонку. Как у вас дела?»

17. «Да, это я. Хочу вам сообщить неприятную информацию».

18. «Извините, пожалуйста. Я принимаю загородную телефонограмму. Можно, я перезвоню вам через 10 минут?»

19. «К сожалению, Юрий Михайлович еще обедает».

20. «Спасибо за звонок. Такого человека, как вы мы готовы выслушать всегда».

21. «Извините за задержку. У нас все заняты, поэтому никто не берет трубку».

22. «Юрий Михайлович пошел к врачу. Должен вернуться к концу дня».

23. «Здравствуйте, банк «Русь», у телефона дежурный экспедитор Сергеев. Слушаю».

24. «Вы не правы. Однако что вы скажите при акции нашего банка?»

25. «Извините. К сожалению, я должен идти по вызову. Давайте свяжемся завтра в 10 утра. Я вам позвоню. Спасибо за звонок».

 

Подведите итоги

 

Используя ключ, приведенный в таблице 6.7. Подсчитайте количество совпадений с вашими ответами.

 

Таблица 6.7.

Ключ

 

Варианты ответов

Номера вопросов

П 1

-

3

4

-

-

-

-

9

10

-

-

- О -

2

-

-

5

6

7

8

-

-

11

12

13 Варианты ответов

Номера вопросов

П

14

-

16

-

18

-

-

-

-

23

-

25

О

-

15

-

17

-

19

20

21

22

-

24

-

                                                 

Если выявлено более трех несовпадений, то это означает, что с искусством ведения телефонных переговоров у данного лица дела обстоят не совсем благополучно. Прежде чем допускать такого работника до телефона, он должен пройти специальный тренинг.

Пейджинговая связь

 

Во многих ситуациях делового общения может возникнуть проблема немедленного информирования партнера о каком-либо событии, о необходимости срочной встречи, т.е. проблема передачи небольшого объема информации. Это возможно при использовании пейджинговых систем связи.

 

Система пейджинговой связи состоит из следующих компонентов:


Пульт оператора.

Пейджинговый терминал.

Пейджинговый передатчик.

Антенна.

Пейджер .

Схема организации системы пейджинговой связи приведена на рисунке 6.14.

 

 

 


Рис. 6.14. Схема организации системы пейджинговой связи

 

Пульт оператора обычно представляет собой персональный компьютер, предназначенный для сбора и ввода информации в систему пейджинговой связи. Сообщения, передаваемые на пейджер, принимаются операторами сети по телефону и вводятся в систему с помощью пультов. Кроме того, существует возможность приема информации по электронной почте или через Internet.

Информация, поступившая на пульт оператора, по каналам связи передается в пейджинговый терминал. Основной функцией пейджингового терминала является преобразование передаваемой информации в специальные сигналы и управление пейджинговым передатчиком.

 Информация, представленная в виде радиосигналов, поступает на пейджинговый передатчик, основной функцией которого  является ретрансляция полученных сигналов на антенну.

Любая система пейджинговой связи имеет в своем составе антенну, укрепляемую на высоких строениях. Антенна посылает полученные сигналы на определенной частоте в радиусе своего действия.

Передача сообщения абоненту пейджинговой сети включает следующие этапы:

1. Передача сообщения оператору пейджинговой сети (обычно соединение с оператором осуществляется по обычной телефонной сети).

2. Ввод информации в пейджинговый терминал.

3. Преобразование информации в форму радиосигналов и передача его на пейджинговый передатчик и антенну.

4. Получение радиосигналов приемным устройством пейджера.

5. Расшифровка радиосигналов.

6. Выдача звукового сигнала о получении сообщения.

7. Вывод сообщения на устройство отображения информации.

Схема передачи сообщения с помощью системы пейджинговой связи представлена на рисунке 6.15.

По радиусу охвата обслуживаемой территории пейджинговые системы делятся на:


Локальные.

Городские.

Региональные.

1. Локальные (ведомственные) пейджинговые системы предназначены для организации связи внутри офиса, здания, отдельного предприятия и на прилегающих к нему территориях. Их отличительными особенностями являются ограниченное число абонентов и сравнительно небольшой радиус действия (до 5 км).

2. Городские пейджинговые системы  создаются в соответствии с проектом, утвержденным Госкомсвязи РФ, организациями, имеющими лицензию на право выполнения таких работ. Они имеют большой радиус действия (десятки километров) и большое число абонентов (несколько тысяч).

3. Региональные пейджинговые системы охватывают еще большую территорию и имеют многозональный принцип построения. Обслуживаемая территория делится на отдельные участки (зоны), каждый из которых обслуживается своим передатчиком и антенной. Такой принцип построения аналогичен принципу создания сотовых сетей и обеспечивает высокую надежность приема сигналов.

 

1. Передача сообщения оператору
2. Ввод информации в пейджинговый терминал
3. Кодирование информации и передача радиосигнала
4. Прием радиосигналов пейджером
5. Расшифровка радиосигнала
6. Выдача звукового сигнала о полцчении сообщения
7. Вывод сообщения

 

Рис. 6.15. Схема передачи сообщения в системах пейджинговой связи

 

Основным устройством, обеспечивающим прием информации абонентом, являемся пейджер.

 

Пейджер осуществляет прием радиосигналов, их преобразование и вывод информации в соответствующей форме.

По типу принимаемой информации пейджеры делятся на три вида:


Тональные (сигнальные).

Цифровые.

Текстовые.

1. Тональные (звуковые) пейджеры предназначены для уведомления абонента о наличии вызова.. Этот тип пейджеров самый дешевый и малогабаритный (размер пейджера не превышает размера спичечного коробка)

2. Цифровые пейджеры отличаются от звуковых наличием небольшого дисплея, на который выводится информация. Этот тип пейджеров принимает сообщение, состоящее из ряда цифр (обычно, не более 10).

3. Текстовые пейджеры позволяют передавать сообщение, состоящее как из цифр, так и из букв. Этот тип пейджеров является наиболее распространенным.

Характеристика различных типов пейджеров приведена в таблице 6.7.

Таблица 6.7.

 

Характеристика различных типов пейджеров

 

№ п/п Тип пейджера Вид полученной информации Варианты использования
1 Тональный (звуковой) Специальный звуковой, вибрационный или световой сигнал После получения сигнала абонент должен позвонить диспетчеру или оператору сети и услышать текст поступившего сообщения. Если смысл вызова заранее оговорен, то сигнал может означать наступление какого-либо события.
2 Цифровой Информация, представленная в виде цифр Сообщение может содержать номер телефона, по которому надо позвонить, дату и время встречи или заранее обусловленный код какого-либо сообщения (набор цифр может означать, что переговоры прошли успешно)
3 Текстовый Информация, представленная в виде цифр и букв Сообщение может содержать любую текстовую информацию, в том числе и на русском языке (если позволяет модель пейджера). Общее количество передаваемых символов обычно не должно превышать 2000.

Несмотря на то, что пейджинговая связь является односторонней связью, она получила широкое распространение.

Это вызвано следующими причинами:

1. Невысокая стоимость услуги

2. Компактность и легкость пейджеров

3. Отсутствие необходимости в немедленной реакции на вызов (что удобно в ситуациях, когда нет возможности ответить на вызов или необходимо время для анализа ситуации)

4. Наличие дополнительных сервисных услуг, предоставляемых пейджинговыми компаниями.

Сервисные услуги, получаемые абонентом пейджинговой связи, зависят от оператора, которым он обслуживается. Характеристика наиболее распространенных сервисных услуг приведена в таблице 6.8.

Таблица 6.8.

Инструкция

Вам предлагается 10 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите тот вариант ответа, который вы считаете правильным.

Опросник

 

1. Выберите из ниже перечисленного определение понятию «пейджер»:

а) малогабаритный радиоприемник, осуществляющий прием радиосигналов, их преобразование и вывод информации в соответствующей форме;

б) устройство для передачи и приема информации на бумажных носителях с использованием каналов телефонной связи;

в) устройство, выполняющее прямое и обратное преобразования частотных характеристик сигнала.

2. Укажите, что не входит в систему пейджинговой связи:

а) пульт оператора;

б) антенна;

в) узлы коммутации.

3. Какое устройство предназначено для сбора и ввода информации в систему пейджинговой связи:

а) антенна;

б) пульт оператора;

в) пейджинговый передатчик.

4. Выберите из ниже перечисленного систему, не используемую в пейджинговой связи:

а) локальная;

б) региональная;

в) мировая.

5. Какой из ниже перечисленных типов пейджеров не используется в пейджинговой связи:

а) аналоговый;

б) цифровой;

в) тональный.

Подведите итоги

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 6.9.

 

Таблица 6.9.

Ключ

Вариант

 ответа

Правильные ответы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А 1 - - - 1 1 - 1 - - Б - - 1 - - - - - 1 - В - 1 - 1 - - 1 - - 1

 

Хост-компьютеры

Каналы связи

1. Хост-компьютер – это локальный или сетевой компьютер непосредственно подключенный к Internet. В его функции входит:

· хранение и предоставление доступа к информации;

· управление передачей сообщений.

 

2. Локальные сети и персональные компьютеры подключатся к хост-компьютеру и таким образом получают доступ в Internet. Каждый компьютер, подключенный к сети, имеет свой уникальный адрес.

3. Каналы связи обеспечивают взаимодействие между хост - компьютерами. В качестве каналов связи используются высокоскоростные телефонные линии.

Сообщение в сети перед отправкой разбивается на пакеты, которые имеют фиксированную длину, адрес ПК, которому он послан, и адрес компьютера, который посылает сообщение. На принимающем ПК пакеты собираются в сообщение.

Доставка пакетов в сети осуществляется с помощью коммуникационных узлов, которые могут представлять собой сервер, ПК или специальную программу на ПК или сервере. Основной функцией коммуникационных узлов является маршрутизация.


Каждый коммуникационный узел имеет связи далеко не со всеми другими коммуникационными узлами, и в его функции входит определение следующего узла маршрута, который позволит наилучшим образом приблизить пакет к пункту назначения.

В коммуникационном узле проверяется адрес получателя сообщения и на его основании определяется оптимальный путь посылки пакета к месту назначения. В каждом коммуникационном узле строятся внутренние таблицы, в которых записываются местоположения и все возможные маршруты ко всем зарегистрированным сетям. Маршрут включает все коммуникационные узлы на пути к пункту назначения. Используя эти таблицы, маршрутизатор вычисляет кратчайший путь к месту назначения, а в случае сбоя на маршруте ищет другой путь.

 

Как средство делового общения Internet выполняет следующие функции, представленные на рис. 6.17.

 

1 . Информационная функция

Функции Internet

2. Коммуникационная функция
3. Совещательная функция
4. Коммерческая функция
5. Рекламная функция

 

Рис. 6.16. Функции Internet.

1. Информационная функция – возможность получения по сети любой неконфиденциальной информации: биржевой, коммерческой, научной, политической и т.д.


2. Коммуникационная функция – возможность оперативной передачи или получения факсимильного сообщения или электронного письма с затратами, меньшими чем при использовании обычной почты.

3. Совещательная функция позволяет в сети Internet специалистам и пользователям компьютеров обсудить интересующие их проблемы и обменяться информацией.

4. Коммерческая функция, которая предоставляет возможность активно развивать торговлю, используя сеть Internet. Потенциальный покупатель просматривает на экране своего компьютера товары, заказывает и по кредитной карточке оплачивает их.

5. Рекламная функция позволяет организовать размещение рекламы в сети Internet. Эффективность рекламы определяется массовостью сети и оперативностью получения рекламной информации.

Эти функции сети Internet реализуются комплексом услуг, предоставляемых пользователю, подключившемуся к глобальной сети.

· электронная почта;

· система телеконференций;

· электронный доски объявлений;

· интерактивное общение;

· удаленный доступ;

· WWW (World Wide Web – «Всемирная паутина») и др.

Краткая характеристика услуг Internet, использующихся в деловом общении, приведена в таблице 6.10.

 

Таблица 6.10.

Характеристика услуг Internet

 

№ п/п Название услуги Характеристика услуги
1 Электронная почта – e-mail Позволяет пересылать сообщения и файлы произвольного вида. Посланная абоненту информация сохраняется в его почтовом ящике, из которого он может забрать корреспонденцию в любое удобное время.
2 Система телеконференций – Usenet Эта служба содержит совокупность статей, сгруппированных по определенным темам. Пользователь может сделать тематический выбор и получить сообщения по интересующему его вопросу. Существует два режим телеконференций: · Off - line : пользователь, ознакомившись с сообщениями, может направить ответное сообщение либо непосредственно автору статьи, либо предоставить свое сообщение всем авторам · On - line: участники конференции общаются друг с другом в режиме реального времени, задавая друг другу вопросы и обмениваясь мнениями на заданную тему.
3 Электронные доски объявлений – BBS ( Bulletin Board System ) Возможность опубликовывать объявления для общего ознакомления, отправлять сообщения либо оставлять информацию отдельным лицам, которую адресат может забрать в любое время
4 Интерактивное общение – chat Возможность обмена информацией в режиме реального времени, т.е. текст, набираемый пользователем, немедленно воспроизводится на экране одного или нескольких абонентов. В отличие от режима телеконференций, здесь нет четко заданной темы обсуждения.
5 Удаленный доступ – Telnet Возможность устанавливать связь с удаленным компьютером и использовать его ресурсы. Для работы в удаленной системе пользователь должен иметь там права доступа. Чаще всего доступны для такой работы хост-компьютеры, содержащие библиотечные каталоги и электронные доски объявлений.
6 WWW ( World Wide Web – «Всемирная паутина») Информационная система, которая объединяет все услуги Internet в одной. WWW содержит удобную систему поиска документов, а также информационные страницы (site), содержащие презентационные материалы и рекламу фирмы.

 

Тест

« Internet как средство делового общения»




Инструкция

Вам предлагается 10 вопросов. На каждый из них предусмотрено несколько вариантов ответов. Выберите тот вариант ответа, который вы считаете правильным.

Опросник

 

1. Укажите год начала создания глобальной сети для передачи информации:

а) 1969;

б) 1958;

в) 1990.

2. Укажите год, когда глобальная компьютерная сеть стала называться Internet :

а) 1969;

б) 1990;

в) 1952.

Что такое Relcom ?

а) глобальная компьютерная сеть;

б) устройство для установления связи в Internet;

в) первая российская компьютерная сеть.

4. Выберите из ниже перечисленного определение понятию «хост-компьютер»:

а) компьютер, обслуживающий сеть, управляющий передачей сообщений и предоставляющий доступ к своим ресурсам;

б) компьютер, обслуживающий работу локальной вычислительной сети и предоставляющий свои ресурсы пользователям;

в) устройство для считывания информации с материального носителя и передающее изображение в компьютерную сеть.

Подведите итоги

Проверьте ответы, используя ключ, приведенный в таблице 6.9.

 

Таблица 6.9.

Ключ

Вариант

 ответа

Правильные ответы

Номер вопроса

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А - 1 - 1 - - 1 - - 1 Б 1 - - - - 1 - - 1 - В - - 1 - 1 - - 1 - -

 


Резюме

· Система передачи данных – это совокупность средств, служащих для передачи информации. Система передачи данных включает следующие компоненты: источник и передатчик информации, канал связи, приемник информации, потребитель информации

· Технические средства делового общения можно классифицировать по следующим классификационным признакам: в зависимости от направления, по которому пересылается информация, по возможности перемещения абонента в пространстве между передатчиком информации и ее приемником, по способу документирования информации.

· Система телефонной связи состоит из следующих компонентов: узлы коммутации, каналы связи, абонентские линии, телефонные аппараты, которые выполняют две основные функции: кодирование набираемого номера, преобразование сообщений.

· Система телефонной связи внутри предприятия может быть организована как с использованием отдельных городских абонентских линий, так и с использованием офисных АТС. Основная идея офисной АТС заключается в том, чтобы иметь сравнительно небольшое количество входных внешних абонентских линий, за которые производится абонентская плата.

· Система факсимильной связи включает: каналы связи, факсимильные аппараты. Процесс передачи факсимильного сообщения включает в себя несколько этапов: подготовку сообщения к передаче, установление связи между факсимильными аппаратами, передачу сообщения, прием сообщения, подтверждение факта приема сообщения.

· Сотовая связь – это система организации двусторонней беспроводной телефонной связи между абонентами с использованием радиоканалов. Основная идея построения системы сотовой связи заключается в разбиении всей обслуживаемой территории на небольшие участки, которые называются сотами. Каждая сота обслуживается своим передатчиком с ограниченным радиусом действия и фиксированной частотой. Это позволяет без взаимных помех использовать одну и ту же частоту повторно в другой несмежной соте.

· Пейджинговая связь – это система организации односторонней беспроводной радиосвязи для оперативного поиска и передачи информации абонентам. По радиусу охвата обслуживаемой территории пейджинговые системы делятся на: локальные, городские, региональные.

· Internet – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая отдельных пользователей и локальные вычислительные сети предприятий. Основными услугами Internet, которые предоставляются пользователю, подключившемуся к глобальной сети являются: электронная почта, система телеконференций, электронный доски объявлений, интерактивное общение, удаленный доступ, WWW (World Wide Web – «Всемирная паутина») и др.

 


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию «система передачи данных», назовите основные компоненты, которые в нее входят.

2. Назовите основные технические средства делового общения, охарактеризуйте их функции.

3. Приведите характеристику системы телефонной связи, ее структурных составляющих. Укажите, как формируется код абонента.

4. Назовите основные функции, которые могут выполнять офисные АТС. Дайте определение офисной АТС.

5. Что такое факсимильная связь, для чего она служит? Как происходит передача факсимильных сообщений?

6. Приведите основные характеристики сотовой связи. Поясните принципы ее функционирования. Перечислите сервисные функции сотовых систем связи.

7. Что такое пейджинговая связь? Как организуется передача сообщения абоненту по пейджинговой связи?

8. Поясните, как используется Internet для организации делового общения. Приведите характеристику основных функций и услуг Internet.

 


[1] Ладанов И.Д. Указ. Соч. С. 141-147. Финч Л. Телефонные переговоры с клиентом / Пер. с англ.. М., 1994.




Классификация технических средств делового общения

 

Деловое общение всегда связано с получением, передачей или обменом информацией. На современном этапе развития общества на первое место выходит оперативность получения и доставки необходимой информации. Даже минутная задержка в получении важной информации может вылиться в весьма ощутимые финансовые потери.

 

Тысячелетиями, чтобы передать какое-нибудь сообщение на дальнее расстояние, человек вынужден был полагаться на гонцов-пеших, конных или переплавляющихся на судах. Связь эта была медленной и ненадежной. Так продолжалось до изобретения телеграфа. Телеграф явился первым техническим средством передачи информации. Правда, длительное время пользовались семафорной азбукой, но передача посланий за пределы прямой видимости до появления электричества была неэффективной.

Впервые идею телеграфа высказал в 1753 году шотландец Чарльз Моррисон. В 1754 г. Жорж Луи Лесаж опробовал в Женеве телеграф с электростатической машиной (передатчиком) и электроскопом (приемником.

В конце XVIII в. Наполеон, который первым начал систематически пользоваться телеграфом, для связи с армией все еще вынужден был довольствоваться оптическим (семафорным) телеграфом французского механика Клода Шаппа (1763-1805). В 1816 г. англичанин Фрэнсис Роналдс изобрел проволочный телеграф, а десять лет спустя, в 1826 г. американец Харрисон Грэй Дайер построил электрический телеграф.

Последний этап в эволюции электрического телеграфа относится к 1831 г., когда другой американец, физик Джозеф Генри (1797-1872), заменил электрический индикатор электрическим звонком.

Первый практически пригодный телеграфный аппарат создал в 1832г. русский изобретатель П.Л. Шиллинг (1786-1837). Вскоре почти такой же аппарат был создан двумя английскими учеными – Уильямом Куком (1806-1879) и Чарльзом Уитстоном (1802-1875). Этот аппарат был впервые опробован в 1837 г. для связи между станциями Юстон и Кэмлен-Таун на железнодорожной линии Лондон – Бирмингем.

 

Для организации эффективного обмена информацией в процессе делового общения необходимо иметь представление о возможностях применения технических средств и уметь ими пользоваться.

На современном этапе передача информации может осуществляться посредством курьера, почтой или с использованием технических средств и каналов связи.

Курьерская и почтовая передача информации – достаточно распространенный способ доставки документальных данных. Этот способ при минимальных капитальных затратах полностью обеспечивает достоверность передачи информации, предварительно зафиксированной на документах и проконтролированной непосредственно в пунктах ее регистрации. Оперативность (скорость) передачи в этом случае очень низкая и не может удовлетворить потребности участников делового общения. Для оперативной передачи информации на расстояние используют автоматизированные технические средства, соединенные между собой каналами передачи данных.

Все средства, осуществляющие дистанционную передачу информации по каналам связи, образуют систему передачи данных.

 

Система передачи данных включает компоненты, представленные на рис. 6.1.

1. Источником и потребителем обычно являются люди или технические устройства (например, электронно-вычислительная машина – ЭВМ). Они называются абонентами системы передачи данных.

 

 


Источник информации
 
Передатчик
Канал связи

 

 

Приемник
 
Потребитель информации

 

Рис. 6.1. Схема системы передачи данных

 

 

2. Передатчик информации используется для преобразования информации, поступающей от источника информации в сигнал, который можно передавать по каналу связи.

 

 

3. Приемник информации используется для обратного преобразования информации, полученной по каналу связи, в информацию, используемую потребителем информации.

4. Каналы связи представляют собой физическую среду для передачи сигнала от передатчика к приемнику.

 

 

По физической природе каналы связи делятся следующим образом:

· механические – используются для передачи материальных носителей информации (пневматическая почта);

· акустические – передают звуковой сигнал;

· оптические – используются для передачи светового сигнала;

· электрические – передают электрический сигнал.

В зависимости от используемой физической среды для передачи информации, каналы связи подразделяются на две группы:

· проводные каналы связи используют для передачи сигналов физические проводники, такие как электрические провода, кабели и др.

· беспроводные каналы связи используют для передачи сигналов электромагнитные волны, распространяющиеся по эфиру. К ним относятся радиоканалы, инфракрасные каналы и др.

По форме представления передаваемой информации каналы связи подразделяются на следующие виды:

· аналоговые каналы передают информацию, представленную в непрерывной форме, то есть в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины;

· дискретные каналы передают информацию, представленную в виде дискретных (цифровых, импульсных) сигналов той или иной физической природы.

Основными качественными показателями системы передачи данных являются следующие основные характеристики:





Пропускная способность.

Под пропускной способностью системы передачи информации понимается наибольшее теоретически достижимое количество информации, которое может быть передано по системе в единицу времени. Пропускная способность системы определяется скоростью преобразования информации в передатчике и приемнике и допустимой скоростью передачи данных по каналу связи, определяемой физическими свойствами сигнала и канала передачи информации

Достоверность.

 

В идеальном случае при передаче сообщения должно быть однозначное соответствие передаваемого и получаемого сообщения. Однако под действием помех, возникающих в канале связи, в приемнике и передатчике, это соответствие может быть нарушено, и тогда говорят о недостоверной передаче информации. Поэтому под достоверностью передачи сообщения понимается передача информации без ее искажения.


Надежность.

Под надежностью понимается полное и правильное выполнение системой передачи данных всех своих функций.

Наибольшее распространение среди каналов связи, обеспечивающих деловое общение получили телефонные линии, которые являются наиболее разветвленными и относительно недорогими. По телефонным каналам связи осуществляется передача звуковых (тональных) и факсимильных сообщений, они являются основой построения информационно-справочных систем, систем электронной почты (внутренней и внешней), а также вычислительных сетей различной территориальной распределенности (локальных и широкомасштабных).

Технические средства делового общения можно классифицировать по следующим классификационным признакам, представленным на рис. 6.2.

 

1. Системы односторонней связи.
2. Системы двусторонней связи.

Системы передачи данных

3. Мобильные системы.
4. Стационарные системы связи.
5. Системы документированной информации.
6. Системы недокументированной информации.

 

Рис. 6.2. Общая классификация систем передачи данных

 

Основные классификационные признаки имеют следующую структуру:

1. В зависимости от направления, по которому пересылается информация различают следующие типы систем передачи данных:

Дата: 2018-11-18, просмотров: 321.