Несколько лет назад «Тойота» предложила своим сотрудникам подумать, как увеличить свою производительность. Руководство получило совсем мало идей. Через некоторое время они сформулировали вопрос по-другому: как сделать вашу работу проще? В этот раз их просто завалили предложениями.
Небольшие поправки в формулировке вопроса могут привести к огромным переменам.
Иногда замена одного слова или изменение порядка слов в описании творческой задачи может стимулировать воображение, добавив новые смыслы.
Сформулируйте свою творческую задачу.
Определите ключевые слова и поменяйте их по крайней мере пять раз. Обычно проще всего заменять глагол.
Пример.
Творческая задача: как мне работать меньше часов?
Я меняю одно слово: как путешествовать меньше часов? Как есть меньше часов? Как спать меньше часов? И так далее.
Придумывайте решения новым задачам, возникшим после замены одного слова.
Примените эти идеи к первоначальной задаче.
ТЕХНИКА: ДВА СЛОВА
Опишите суть проблемы двумя словами.
Например, если ваша творческая задача – «как улучшить продажу моего мороженого», двумя ключевыми словами будут «продажа» и «мороженое».
Для каждого слова подберите две качества.
Например, продажи онлайн и продажи в магазине; консистенция и вкус мороженого.
Для этих характеристик подберите еще по два признака.
Продажи онлайн: по электронной почте или на сайте. В магазине: оплата на кассе или у прилавка.
Консистенция: густая и сладкая. Вкус: фруктовый или шоколадный.
Разбивайте эти качества надвое, пока не почувствуете, что материала для решения проблемы достаточно. Разделяя задачу на части, вы обнаружите новую информацию, казалось бы, не относящуюся к исходной проблеме. Потом совместите части в новой и оригинальной манере.
В минуты грусти и радости вы мыслите по-разному. Когда считаете себя богатым и успешным, у вас другие мысли, нежели чем когда чувствуете себя бедным неудачником. То же самое и с творчеством: вам в голову приходят оригинальные идеи, когда вы считаете себя творческим человеком. Если в дороге на приборной доске загорается индикатор малого количества бензина, вы остановитесь на следующей заправке и наполните бак. Индикатор показывает, что без горючего мотор заглохнет. Вы не игнорируете это предупреждение, не замираете в ужасе, а останавливаетесь и заправляетесь. Наполнив бак, больше не смотрите на стрелку показателя уровня топлива. Вы не позволите ей полностью захватить ваши мысли, иначе это будет отвлекать от дороги и создаст опасность. То же самое верно и для негативного мышления или постоянного сомнения, неуверенности или страха – словом, для беспрестанного поиска угроз. Если он подчиняет себе ваш день или даже всю жизнь, сложно стать более творческим. А ведь это просто вопрос эмоций или восприятия.
Люди, набравшие больше всего баллов в тесте на уровень счастья, решают на 25 % больше творческих задач, чем те, кто чувствует себя неуютно или рассержен. Хорошее настроение помогает расслабиться, благодаря чему вы меньше думаете о мировых проблемах и лучше сочетаете далекие друг от друга понятия. Впрочем, немного меланхолии обостряет внимание, позволяя сильнее и дольше концентрироваться. Исследования показали, что известные писатели в восемь раз чаще, чем обычные люди, страдают от тяжелой депрессии. Не то чтобы все успешные писатели и художники были сумасшедшими, просто они больше грустят.
Восприятие и эмоции
Быть творческим человеком – это больше, чем просто отличаться от других. Любой может быть странным, это легко. Сложно быть таким же простым и великим одновременно, как Бах. Делать вещи просто, невероятно просто – вот это творчество.
Чарльз Мингус [9]
Есть история о пигмее, которого впервые вывезли на машине из джунглей в саванну. В дороге он увидел впереди насекомое. По мере того как машина двигалась, он поражался, как растет насекомое. В полной растерянности он спросил у водителя, что это за волшебное насекомое. Водитель ответил, что это вовсе не насекомое – они подъезжали к буйволу. Доминирующие модели восприятия пигмея (насекомые в джунглях) заставили его считать буйвола растущим насекомым.
Доминирующие модели восприятия влияют на поведение и мысли. Нейронные связи ответственны за то, как мы видим и понимаем мир. Эти структуры действуют как система значений, которые через восприятие позволяют понять, что именно перед нами. При этом они предоставляют правила, определяющие наше взаимодействие с миром в целом. Эти нейронные связи порождаются сочетанием генетических элементов, которые мы наследуем, и жизненным опытом.
Физическая среда также оказывает огромное влияние на нейронные структуры. Наш приятель-пигмей привык жить в джунглях и смотреть всего на несколько метров вперед. Его способности восприятия нацелены на понимание ситуаций из его жизни, его физической среды, а не в саванне, где пасется буйвол. Культура, в которой мы воспитываемся, подвержена влиянию сконструированных людьми парадигм. В любой группе, профессии или области есть свои предубеждения относительно реальности. Что возможно, принято, ценится и т. д. Мы впитываем эти парадигмы и передаем другим поколениям через культуру и традиции: дни рождения, похороны, свадьбы, просмотр футбольных матчей и т. д. Друзья, семья, коллеги по работе или учебе и преподаватели также оказывают большое влияние на наше восприятие. Похожий взгляд на мир делает общение с другими людьми проще, ведь мы разделяем с ними одни смыслы, одно понимание мира.
Держась за парадигмы, мы лишаем себя возможности примерить другой взгляд на мир, иные возможности, восприятие, решения и идеи. Это проблема для творчества. Установки мешают нам продвигаться вперед, думать нестандартно и быть более творческими. Даже простое понимание этого станет прекрасным первым шагом к тому, чтобы оставить предубеждения и домыслы и начать думать иначе.
ПРЕДРАССУДКИ
У нас полно предрассудков, которые могут помешать творчеству.
Упражнение: дайте другие названия пяти предметам, которые уже как-то именуются.
Например, назовите музыку «летящими звуками», облако – «плывущим высоко белым дымом» и т. д.
Упражнение: представьте, что вы – фотоаппарат. Пройдитесь по комнате с закрытыми глазами осторожно, чтобы ни на что не наткнуться. Остановитесь. Откройте на секунду глаза и тут же закройте, как будто это объектив фотоаппарата. Посмотрите на то, что перед вами, без всякой предвзятости. Запоминайте все, «сфотографированное» во время этих секундных вспышек. Так вы увидите вещи такими, какие они на самом деле, без фильтра ожиданий.
Когда мы сталкиваемся с новой проблемой, для творческого процесса очень важно хотя бы частично избавиться от предубеждений.
Одна из причин, почему предубеждения так сильны и оказывают на нас такое влияние, связана с эмоциями. Как мы видели в начале этой главы, иногда наше восприятие или интерпретация отдельных событий или обстоятельств моментально запускает эмоциональную реакцию. Например, если мы не можем сосредоточиться при написании рабочего отчета, то сильно переживаем и начинаем думать, что никогда не закончим. Если на улице иностранец спрашивает о чем-то на незнакомом языке, мы раздражаемся, потому что не понимаем его. Если к вам подойдет кто-то, необычно одетый, вы испугаетесь. Эти ситуации воспринимаются как опасные, хотя они совсем не такие. Мы начинаем фантазировать и приписывать преувеличенные значения и смыслы каким-то событиям, зачастую не осознавая несоответствие своей реакции обстоятельствам. Прошлый опыт питает наши эмоции в настоящем: эмоциональный отклик порождает интеллектуальную реакцию, которая в свою очередь закрепляет эти переживания. Простой жест может быть истолкован как угроза.
Впрочем, через подсознание эти эмоциональные реакции помогают людям поддерживать равновесие. Они придадут нам энергии для того, чтобы драться или убежать, если кто-то на самом деле нападет. Но сегодня эта энергия также мгновенно активируется в ситуациях, которые на самом деле не несут никакой опасности. Эти эмоции, вызываемые подсознанием в ряде случаев, искажают восприятие. Чтобы этого избежать, необходимо развивать более осознанное отношение к эмоциям. Мы должны постараться лучше изучить их и понять, что они нам сообщают. Не забывайте: все великие творческие люди претендуют на отличное знание самих себя.
Мы склонны интерпретировать события и чересчур сильно реагировать. Почему бы не остановиться, не вздохнуть поглубже и не попытаться взглянуть на ситуацию со стороны?
Дата: 2018-09-13, просмотров: 685.