Эмоционально заряженные события
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Хотя мы еще далеки от полного понимания биологии, стоящей за сознательным вниманием, одно правило нам известно: эмоции привлекают внимание. Эмоционально заряженное событие вы запомните намного лучше, чем нейтральное. События, насыщенные эмоциями, сохраняются в памяти дольше и с большими подробностями. Первый поцелуй, смерть любимого человека, последний день школы, несчастный случай, семейное Рождество и т. д. Одни события сопровождаются личными переживаниями, особенными для каждого человека, а другие универсальны, когда мы все чувствуем одно и то же или что-то очень схожее. Последние записаны в ДНК. Например, события, связанные с угрозами или источниками энергии (едой). Не важно, кто вы и где вы живете, вы всегда будете обращать внимание на эти стимулы: я могу это съесть? А оно может съесть меня? Я могу оставить с ней (с ним) потомство? Он (она) захочет ли размножаться со мной? Я видел это раньше? Если бы наши предки так хорошо не запоминали угрозы окружающего мира (помните леопардов?), а также где добыть еду, воду и укрыться от непогоды или остановиться на ночь, они не смогли бы передать свои гены и выжить. Мозг располагает особыми системами для поиска возможностей размножения и выявления угроз окружающей среды. Именно поэтому мы обращаем внимание на происшествия, такие как кражи и несчастные случаи.

Мозг лучше запоминает эмоциональные элементы события, чем какие-либо другие аспекты или подробности, это явление известно как «значение прежде деталей». Логически выстроенные слова запоминаются лучше (на 40 %), чем те же самые слова в случайном порядке. Если установить смысл или значение одного слова на основе другого, будет легче запомнить детали. Значение прежде деталей.

Согласно распространенному мифу о внимании, некоторые люди, в основном женщины, владеют многозадачностью, то есть одновременно могут уделять внимание разным делам. Это неправда, так как мозг естественным образом сосредоточивается на одном понятии за раз, последовательно, как вы узнали из упражнения. Очевидно, мы можем делать несколько вещей одновременно, например идти, читать и слушать музыку. Но невозможно эффективно уделять внимание двум и более занятиям так, чтобы ни одно из них не пострадало в плане понимания, результативности, реализации и т. д. Когда человек пытается одновременно заниматься несколькими делами, уделяя внимание каждому, в большинстве случаев работа прерывается. Мы мешаем себе сами, застревая в предыдущем занятии, прежде чем перейти к следующему. Люди, которые так работают, тратят на задания вдвое больше времени и совершают в два раза больше ошибок в каждом. Лучшее объяснение многозадачности – у владеющих ею очень хорошая память, и поэтому они могут уделять внимание сразу нескольким делам, но последовательно, каждому в отдельности. Классический и широко изученный пример – это разговор по телефону или отправление сообщений за рулем. Каждый раз, когда мозг переключается с одного занятия на другое, проходят доли секунды. Человек, разговаривающий по телефону за рулем, на полсекунды позднее нажимает на тормоз в экстренной ситуации. За эти полсекунды машина, едущая со скоростью 110 км/ч, проезжает 15 м. Водители, разговаривающие по телефону, не видят более 15 % дорожных знаков и указателей, которые замечают внимательные автомобилисты.

И наконец, нужно знать: если мы передаем большое количество информации, не оставив времени на ее понимание и обработку, то совершаем одну из классических ошибок общения. Нас кормят до отвала и не дают времени переварить. В большинстве случаев это происходит, когда эксперты прекрасно разбираются в своей теме и забывают, что аудитории она может быть незнакома. Компетентность не гарантирует удачного общения и обучения. Многие профессора, которых мне посчастливилось слушать в Гарвардском университете, не были хорошими докладчиками. И это не только мое мнение. То же самое показывали и опросы, проводимые в конце каждого семестра.

Не пытайтесь заниматься двумя делами одновременно, лучше успокойтесь и приступите к одному из них. Когда необходимо сосредоточиться, избавьтесь от всех внешних раздражителей. Также постарайтесь предотвратить появление раздражителей внутренних, очистив разум перед тем, как приняться за проблему

Таким образом, через 10–20 минут выступления, доклада или лекции значительная часть аудитории уже витает в облаках. Эффективный способ заручиться вниманием – рассказывать эмоционально заряженные истории или примеры, чтобы восстановить нейронные связи.

ТЕХНИКА: ИСТОРИИ

Представьте: вы находитесь в далекой стране. Напишите короткую историю об этом месте. Наполните ее эмоциями. Как бы вы справились там с творческой задачей? Перечитайте в поисках ассоциаций и подсказок для решения вашей проблемы.

Вообразите, что вы живете в другую историческую эпоху. Запишите, как бы вы решили творческую задачу тогда. Перечитайте в поисках ассоциаций и подсказок.

Напишите рассказ в стиле научной фантастики на основе творческой задачи. Перечитайте в поисках ассоциаций и подсказок.

Мозг сначала обрабатывает смыслы и только затем – детали. Получая информацию, он вначале выдает общие идеи, а потом уже уделяет внимание подробностям. Для принимающего сообщение это как стакан воды в пустыне. Нас побуждают осваивать многозадачность, однако мозг не в состоянии так работать. Если мы даже попробуем, то будем чаще ошибаться и тратить на все больше времени. Самый верный способ – найти себе в течение дня «зону неотвлечения». Вы убедитесь, что успеете больше и сделаете все лучше. «Зона неотвлечения» означает отключенный телефон без вибрации. Некоторые даже вынимают аккумулятор, чтобы не поддаваться соблазну.

УПРАЖНЕНИЕ

Передвиньте одну палочку, чтобы это ложное арифметическое уравнение стало правильным.

IV = III + III

IV = III + III

Просто, не правда ли? До 90 % больных с черепно-мозговой травмой способны решить эту загадку, поместив I справа от V, чтобы получилось VI = III + III.

А вот другая загадка, более сложная, которую также нужно решить, передвинув всего одну палочку.

III = III + III

В этом случае всего 43 % здоровых людей могут найти ответ. Большинство несколько минут изучает римские цифры, после чего сдается. Однако 82 % людей с диагнозом «дефицит внимания» оказываются более догадливыми. Это уравнение представляет собой простую тавтологию: III = III = III. Мы не привыкли обращать внимание на математические символы (+, –, =), а сосредоточиваемся на римских цифрах. Часто усиленное внимание к проблеме отнюдь не помогает ее решить. Необходим взгляд с разных перспектив.

Если вы хотите накачать мышцы, то станете поднимать гантели. В ответ на стимул (гантели) некоторые гены активируются и начнут производить больше протеинов, что повлечет за собой наращивание мышечной массы. Именно взаимодействие со стимулом активирует и останавливает определенные гены. Без гантелей ничего не произойдет.

Нечто похожее имеет место в случае с мышлением. Нужно намерение думать нестандартно, генерировать творческие идеи. Это намерение – видеть облака в форме коров – приведет к активации определенных генов, которые начнут вырабатывать новые нейротрансмиттеры. Они в свою очередь увеличат количество связей между нейронами. Чем больше будет необычных и неочевидных связей, тем выше вероятность появления озарений. Кроме того, чем чаще вы это проделываете (практика), тем активнее и, следовательно, креативнее становится мозг. Намерение активирует мозг, что позволяет порождать больше новых идей.

Убедитесь в том, что вы на самом деле намерены лучше использовать свой творческий потенциал.

КАРТА ВАШИХ НАМЕРЕНИЙ

Напишите в центре картонки, доски или листа (это будет ваша карта) свою цель. Вокруг начните прикреплять изображения, статьи, фразы и прочие материалы, связанные с ней. Окружите идею, которую вы выбрали своей творческой задачей. Эти установки станут прекрасным стимулом для мозга.

Если нет ветра, греби.

Латинская пословица

Намеренное озарение

Предлагаю вам задачу из тех, что невозможно решить без озарения. Представьте, что вы врач-онколог и у вас есть пациент со злокачественной опухолью в желудке. Оперировать нельзя, а если не устранить опухоль, пациент умрет. Существует аппарат, генерирующий луч определенного типа и достаточной интенсивности, чтобы разрушить опухоль. К сожалению, здоровые ткани, через которые пройдет луч, также будут разрушены. Если понизить интенсивность облучения, здоровые ткани не будут повреждены, но и опухоль не будет разрушена. Творческая задача: как удалить опухоль с помощью облучения, не повредив здоровые ткани?

97 % людей заключают, что эту проблему невозможно решить. Тем не менее я расскажу одну притчу. В центре некой страны стоит замок. От замка расходятся многочисленные дороги, как велосипедные спицы. Они заминированы. Генерал решил захватить замок, но не хочет, чтобы мины на дорогах уничтожили его армию и близлежащие деревни. Поэтому солдаты не могут атаковать замок, продвигаясь все вместе по одной из дорог. Но для взятия замка недостаточно одной группы, необходима вся армия целиком. Тогда генерал разделяет свои войска на небольшие отряды, располагает их на одинаковом расстоянии от замка и направляет по всем дорогам. В результате отряды атакуют одновременно, и генерал захватывает замок.

А теперь вы можете решить задачу с опухолью желудка? После притчи о замке это удается 70 % людей. Понимание связи между двумя историями приводит к озарению. Аналогия приводит к ответу. Врач может поставить десять отдельных аппаратов, настроив интенсивность каждого на 10 % от мощности, необходимой для разрушения опухоли. Десять лучей, направленных на желудок, разрушат опухоль, но не повредят здоровым тканям. Ключевой элемент здесь – намерение рассматривать информацию, понятия и идеи, которые кажутся не важными. Вместо того чтобы уделять внимание деталям проблемы (опухоли и облучению), мы освободили разум для поиска аналогии и отдаленных понятий. Они в свою очередь и позволили найти решение. Если вы вошли в число 70 % людей, способных решить задачу после «военной» притчи, вас осенило!

Быть творческим

Несмотря на все техники, не существует идеального рецепта того, как стать более творческими. Впрочем, множество исследований о людях, совершивших прорыв и изменивших парадигму, содержит интересные выводы. Речь о тех, кто внес реальный вклад в изменение или продвижение своих дисциплин.

Мы пытаемся разложить все по категориям и чувствуем облегчение, когда понимаем причинно-следственную связь. Специалисты по творчеству провели исследование с участием 96 людей, которых их коллеги считали по-настоящему творческими. Среди них были историки, композиторы, философы, критики, поэты, архитекторы, писатели, биологи, врачи, химики, экономисты, физики, астрономы, психологи, специалисты по социальным наукам, политические активисты, бизнесмены, филантропы, изобретатели. Оказалось, что все они физически очень выносливы, хотя часто настолько спокойны, что кажутся бездеятельными. Они много работают с высоким уровнем сосредоточенности, однако сохраняют свежий взгляд и энтузиазм по отношению к своей работе. Иными словами, эти творческие люди необязательно гиперактивны. Они всегда готовы прислушаться к голосу подсознания. Творческие люди постоянно поглощены чем-то, но зачастую также много отдыхают и спят. Они контролируют эту энергию и не зависят от календаря, часов или начальника. При необходимости творческие люди моментально могут сосредоточиться – перезарядить батарейки – и работать дальше. Другое парадоксальное качество – это то, что им удается сочетать игру и дисциплину, ответственность и безответственность. Эти люди вырабатывают легкое, игровое отношение к работе. В то же самое время они настойчивы и ясно понимают, что должны много и тяжело трудиться, прежде чем возникнет новая идея или произойдет озарение. К тому же им необходимо преодолевать препятствия, которые неизменно встречает на своем пути творческий человек. Считается, что музыканты, писатели, поэты и художники обладают огромным воображением и фантазией, в то время как ученые, политики и бизнесмены – скорее, реалисты. Это верно, если рассматривать их повседневную работу. Тем не менее, когда речь идет о творческом подходе, художник может быть не меньшим реалистом, чем физик, а тот – продемонстрировать столько же воображения, как живописец. Кроме того, гипертворческие люди склонны быть то экстравертами, то интровертами. Иногда им хочется показать себя, а временами – быть в стороне от гущи событий. Также они одновременно скромные и гордые. Часто творческие люди настолько поглощены будущими проектами или проблемами настоящего, что все их прошлые заслуги кажутся им не столь интересными. Они получают намного больше удовольствия от процесса, чем от результата. Обычно их считают бунтарями и не признающими авторитетов, но невозможно выделиться среди остальных, не изучив ранее область, в которой тебе предстоит творить. В творческих людях сочетаются традиции и консерватизм с мятежным духом. Традиции редко приводят к переменам. Тем не менее они необходимы для инсайтов, когда творческие люди идут на риск, порывая с ними. Все эти люди одержимы своей работой, любят свое дело. Работа без страсти перестает их увлекать, и, следовательно, становится меньше возможностей проявить творческие способности. Творчеству необходима цель. Возможно, главная черта всех творческих людей – способность наслаждаться процессом. Они действуют исключительно из-за удовольствия от процесса, а не ради результата или цели. Получать удовольствие очень важно для всех, кто занимается творчеством.

омните: вне зависимости от того, разделяете вы или нет эти качества, установки или реакции на разные стимулы, можно развить творческое мышление при помощи техник, описанных в этой книге.

Отложите книгу и выберите три или четыре предмета, которые находятся рядом с вами. Как бы вы использовали эти предметы или ассоциации с ними, чтобы сделать эту книгу лучше?

Три приоритета (3П): чем быстрее мозг поймет, какую задачу нужно решить, тем быстрее проявятся творческие способности.

Запишите три приоритета в жизни, для которых необходим творческий подход. Когда вы путешествуете, слушаете музыку, читаете или разговариваете с незнакомцем, ищите связи с вашими 3П. Это как выйти на охоту в поисках чего-то, относящегося к твоим приоритетам. Не нужно искать ассоциации немедленно: 3П – это не мечты или амбиции, не список проектов. Это, скорее, сачок, которым мы ловим новые идеи и озарения.

Энергия интереса

Творчество не всегда ведет к известности, славе или богатству. Но благодаря ему повседневный опыт становится более ярким, вы получаете удовольствие и чувствуете себя поощренным. Когда в жизни появляется больше творчества, скука обычно пропадает. Каждый момент несет в себе обещание открыть что-то новое, необычное. Даже если эти открытия не обогатят мир. Творчество не только украшает повседневную жизнь, но и приближает нас к процессу эволюции. Как мы уже убедились, у каждого человека есть потенциал для более творческой жизни. Но повседневные заботы мешают его раскрыть. Многие устают, так как ежедневно от них требуют слишком многого. У нас слишком много проблем, чтобы еще изыскивать энергию для творчества. Некоторые чересчур легко отвлекаются и с трудом учатся чему-то новому из-за того, что все энергетические каналы уже задействованы. Другая опасность – это лень и отсутствие дисциплины при контроле энергии, которую мы можем выделить для творчества. Многие вовсе не знают, что делать с той энергией, которая есть.

Для того чтобы направить энергию в творческое русло, нужно выделить время, когда вы могли бы в течение дня или недели сосредоточиваться на разных отвлеченных вещах. Это вдохновит на создание новых идей.

Львиная доля нашего внимания затрачивается на внешние потребности. Мы не можем ждать от человека, совмещающего две работы, или от работающей матери достаточной умственной энергии для творчества. Несмотря на это, зачастую препятствия находятся внутри нас самих. Когда мы настроены на защиту, почти все внимание обращено на поиск угроз. Масса внимания уделяется эгоцентрическим целям. Нам всем необходимо заботиться о себе и удовлетворять потребности, но для многих понятие необходимости раздуто до космического размера и превращается в навязчивую идею. Когда человек видит, думает или делает что-то, связанное исключительно с его личным интересом, у него не остается внимания и энергии на то, чтобы научиться новому и стать более открытым и творческим. Очень сложно демонстрировать творческие способности, если вы страдаете от голода или холода, так как вся энергия уходит на удовлетворение этих основных потребностей. Точно так же богатому и известному человеку сложно проявлять творческие способности, если все его время уходит на приобретение еще больших денег и славы.

Для того чтобы высвободить творческую энергию, придется ненадолго обуздать этот постоянный поиск целей. Гены, с одной стороны, и мемы – с другой, запрограммировали нас на бесконечный поиск. Нужно использовать освободившуюся энергию для изучения мира. Чтобы жизнь стала более творческой, следует использовать внимание для развития любопытства и интереса, уделять его вещам ради них самих. Именно это делают дети. Их любопытство – как лазерный луч, постоянно указывающий на разные места и направляющий внимание на все, что дети видят и что находится в пределах их досягаемости. Творческие взрослые часто похожи на детей: им все любопытно. Многие и в 90 лет получают удовольствие от всего нового, странного и неизвестного.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1766.