В любой теме, дисциплине или вопросе у нас есть предубеждения. Что говорится, что известно или что должно быть, по всеобщим представлениям. Запишите все предубеждения, связанные с творческой задачей, а затем посмотрите на них с другой точки зрения. Что у вас получилось?
ТЕХНИКА: ПЕРСПЕКТИВА ДРУГИХ ПРОФЕССИЙ
Как вашу задачу решил бы танцор, ученый, пожарный, юрист, укротитель львов и т. д.? Представим себя на месте другого человека. Другие точки зрения способствуют появлению новых идей. Один из наиболее поразительных и приятных способов развивать видение мира с других перспектив – путешествовать, уехать от мест, где мы проводим большую часть нашего времени. Когда мы физически находимся рядом с корнем проблемы, наше мышление автоматически ограничивается серией возможных ассоциаций. Это может быть полезно для концентрации, но мешает воображению.
Слепое пятно эксперта
Человек может прожить без воздуха несколько минут, без воды – две недели, без еды – два месяца, а без новых мыслей – многие годы до конца своей жизни.
Кент Рут
Как показали исследования, людей с необычайно творческим мышлением объединяет терпимость к двойственности, непоследовательности, несоответствиям и несовпадениям. Такие люди станут рассматривать проблему с разных сторон, постараются изучить все возможные переменные в поисках чего-то неожиданного. Чем мы образованнее, тем больше кубиков льда содержит форма и тем сильнее они отделяются друг от друга. Это может привести к ограниченному воображению, если его не упражнять. Зачастую люди, более знающие, видят меньше, а люди, менее знающие, видят больше. Леонардо да Винчи никогда не учился в университете, и его мозг во взрослой жизни больше походил на стакан воды, чем на форму с кубиками льда. Он обобщал сведения, а не разделял их.
ТЕХНИКА: ПРОФЕССИИ И РЕМЕСЛА
Составьте список профессий и ремесел.
Выберите наугад три буквы. Например, «с» – столяр, «п» – пожарный и «в» – врач.
Составьте список качеств и признаков представителей этих профессий. Думайте свободнее, не прерываясь, записывая все, что приходит вам в голову, даже ассоциации с этими профессиями.
Примените все, что записали – все качества, признаки и ассоциации – к вашей творческой задаче.
Без сомнений, появятся абсолютно новые идеи. Это так называемое концептуальное смешение, когда перемешиваются понятия, на первый взгляд не имеющие ничего общего, и между ними ищется сходство. Ваше воображение станет более гибким, открывая множество ассоциаций между разными профессиями и ремеслами и сочетая их случайным образом в новые идеи, связанные с творческой задачей.
Личный опыт
В 2004 году я изучал в Гарвардской медицинской школе мышечную дистрофию Дюшена, страшное генетическое заболевание. К этому времени я провел там уже два года, приехав из Франции, где получил докторскую степень, и находился на перепутье. За два года работы я накопил много данных, но мне никак не удавалось проанализировать их, чтобы продвинуться с исследованием. Я зашел в тупик и очень нервничал. Несмотря на все знания анатомии мышц, молекулярной биологии и биохимии болезни, я никак не мог обобщить экспериментальные данные. Тогда я решил сделать то, что обычно делают люди с проблемами на работе: попросить совета у более знающего человека, своего начальника доктора Луиса Кункеля. В 1988 году он обнаружил, почему это заболевание появляется у детей, он эксперт в этой теме и возможный кандидат на Нобелевскую премию. Лу, как мы его называли, пригласил меня в свой кабинет. Там почти три часа я знакомил его с результатами – огромным массивом информации. Лу был – и остается – человеком, который лучше всего мог мне помочь. Он внимательно все изучил и неожиданно вдруг сказал:
– Послушай, Эстани, я сам не знаю, что делать со всеми этими данными. Я многого не понимаю и не могу сказать, как продолжать. Здесь что-то не сходится, но что именно, я не знаю. Я чего-то не вижу.
Я был разочарован его словами, но буквально через полминуты он продолжил:
– Почему бы тебе не посоветоваться с уборщиками?
В США по окончании рабочего дня здания университетов, больниц и школ заполоняют армии уборщиков с ведрами и швабрами, метлами и пылесосами. За ночь они наводят идеальный порядок, чтобы к следующему утру мы, в данном случае – исследователи и их команды, могли вернуться к работе в лучших условиях.
– Лу, я не понимаю. Как я объясню сложную работу в лаборатории этим людям? Они же ничего не знают об этой теме, не получали образования, – спросил я его.
Тогда он улыбнулся и сказал:
– Они ведь тоже, как и ты, говорят по-испански, разве нет? Твой родной язык – испанский?
– Да-да, это правда. В большинстве своем это иммигранты из Гватемалы, Гондураса, Сальвадора, и они, как и я, прекрасно говорят по-испански, – ответил я.
– Тогда объясни им на своем языке как можно проще (я верю, у тебя получится) свои сомнения и проблемы, что мешает тебе двигаться дальше. Поверь мне. Ты пришел ко мне за советом, я твой начальник. Так вот, сделай это, и после поговорим, – сказал Лу.
Я ушел, расстроенный и обескураженный. К этому моменту я уже двенадцать лет работал в области молекулярной биологии и все глубже вникал в тему. Я привык читать лекции биологам, врачам, иногда предпринимателям во Франции, в США или во время моих поездок в Аргентину. Теперь мне надо было выступать перед абсолютно новой публикой, с совершенно иной точкой зрения. Я не очень хорошо представлял себе, как это сделать.
Признаюсь, у меня были определенные предрассудки, но в то же время предложение руководителя показалось забавным и интересным. Латиноамериканские коллеги-исследователи воодушевили меня и тоже захотели поучаствовать и показать свои работы. Я начал задерживаться на работе, чтобы иметь возможность поговорить с уборщиками, и договорился о встрече в лекционном зале Бостонской детской больницы, где выступали нобелевские лауреаты и другие известные и успешные люди. Хотя уже четыре семестра подряд меня выбирали лучшим преподавателем факультета биологических наук Гарвардского университета, той ночью я едва мог справиться с нервами. И мне предстояло выступить на испанском, а я уже много лет использовал только английский. Это было настоящее испытание.
В три часа ночи назначенного дня уборщики прервали свою работу, и мы встретились в аудитории. Волнующий момент: 25 человек, каждую ночь убиравшие этот зал, но никогда не сидевшие в нем, занимали свои места, оставляя щетки и ведра у входа. Представление началось. Я попытался объяснить как можно проще, не используя специальные термины, зачем их здесь собрали. Я подготовил презентацию в PowerPoint – графики, фотографии и диаграммы – и показал результаты, которые получил за последние два года. Сначала воцарилось уважительное молчание, однако затем некоторые осмелели и начали задавать вопросы, по большей части простые, но интересные, чтобы понять, чем именно я занимаюсь. Я уловил несколько восхищенных взглядов. Я чувствовал себя не просто аргентинцем, а латиноамериканцем, одновременно близким этим людям и далеким от них. Наконец одна женщина, как помню, она была беременна и родом из Сальвадора, поднялась со своего места и задала вопрос, благодаря которому в моей голове что-то щелкнуло и меня осенило. Не буду вдаваться в подробности – цель книги не в этом. Я показал и объяснил несколько диаграмм: черные пятна на них (в соответствии с используемой мной биохимической техникой) означали отсутствие интересовавших меня данных у пациентов. Эта женщина спросила:
– Я не понимаю. Вы говорите, что, если видите эти черные пятна, это значит, что там ничего нет, – сказала она и продолжила: – Но если вы показываете мне пятно, то оно там есть?
Ее вопрос вернул меня на два года назад к началу исследования: «Не ошибся ли я с химическими реактивами и оборудованием, разрабатывая свой метод?» Тут же пришла в голову мысль, что эта ошибка могла бы объяснить несоответствие результатов и мои вопросы, как продолжать исследование (это называется «тянуть» ошибку при решении математического уравнения). Встреча с уборщиками продолжилась еще некоторое время, но я уже не мог перестать думать о вопросе той женщины и, вернувшись в лабораторию, бросился проверять записи, реактивы и прочее. Вот почему в науке так важно записывать все, что вы делаете. Той же ночью я повторил эксперименты двухлетней давности, на этот раз обращая особое внимание на использование реактивов и оборудования. Две-три недели спустя выяснилось, что я действительно ошибся. В итоге у меня вышли две научные статьи международного значения.
Взгляд человека, далекого от нашей области, от моей дисциплины, не эксперта, позволил мне достичь озарения и разобраться, что произошло
Когда мы слишком хорошо знаем какую-то тему, когда у нас огромный опыт, когда мы понимаем уклад какой-либо дисциплины, в моем случае – молекулярной биологии, или страны, компании, семьи, появляется уверенность. И это хорошо. Но во многих случаях знания ограничивают разум, мешают смотреть вглубь и искать разные возможности или ответы на один и тот же вопрос. В целом, как уже упоминалось, опыт помогает решать проблемы так же, как мы это делали в прошлом, а взглядснаружи, из другой области, точка зрения непрофессионала позволяют найти новые варианты решения задачи.
ТЕХНИКА: СОВСЕМ ДРУГОЕ
Иногда наиболее интересные или продуктивные идеи возникают из элементов, относящихся к довольно далеким, иногда даже прямо противоположным по отношению к нашей задаче темам.
Например, я работаю организатором мероприятий. Моя задача – сделать праздники для молодежи более интересными. А я напишу список вещей, связанных с церковью.
По мере составления такого списка появятся интересные и забавные ассоциации, которые можно будет попробовать применить к поставленной задаче.
Тест на творческие способности (адаптированный вариант теста из блога Джоша Линкнера)
Ответьте на следующие вопросы как можно правдивее, используя шкалу от 1 до 5, где 5 – это «абсолютно согласен», а 1 – «абсолютно не согласен». Выбирая ответ, отмечайте цифру в таблице результатов, которая находится в конце списка вопросов.
1. Я использую творческие способности везде (на собраниях, встречах, при общении с другими людьми). Творчество – это часть меня.
2. Прежде чем начать проект, требующий творческого подхода, я всегда точно определяю задачу.
3. Я спокойно выражаю свое мнение и иду на определенные риски в работе или учебе.
4. Я редко остаюсь без источников вдохновения. Меня многое вдохновляет.
5. Мои идеи совсем не похожи на идеи моих коллег или товарищей.
6. Если я работаю в команде, побеждает лучшая идея, а не идея человека, «который лучше всего в этой теме разбирается».
7. Я чувствую, что у меня большой творческий потенциал.
8. Я постоянно подвергаю сомнению устоявшееся положение вещей.
9. Я регулярно выполняю упражнения для «разогрева мозга», чтобы лучше подготовиться к творческим задачам.
10. Я быстро и легко работаю, когда передо мной стоит творческая задача.
11. Я часто устраиваю мозговой штурм. Это интересно, продуктивно. При этом не отклоняюсь от цели – поиска решения.
12. У меня есть система отбора лучших идей.
13. На работе от нас требуют творческого подхода независимо от поставленной задачи.
14. Я часто задаюсь вопросом: почему это еще не изобрели?
15. Когда я работаю над новыми идеями, отказываюсь от обычного окружения и ищу новое, которое позволит мне творить.
16. Я чувствую себя достаточно уверенно, чтобы справиться с любой творческой задачей, большой или маленькой.
17. Когда я работаю один или в команде над созданием новых идей, использую разные техники, чтобы задействовать свой творческий потенциал.
18. Я умею оценивать, насколько мои идеи творческие.
19. В месте, где я работаю или учусь, творчество ценится и вознаграждается.
20. Я редко принимаю вещи такими, какие они есть. Часто ставлю под сомнение авторитетные мнения.
21. Создав что-то новое, я редко по собственной инициативе это корректирую или изменяю.
22. Я знаю много техник, помогающих стать более творческим.
23. У меня прекрасное воображение и много «безумных» идей.
24. Когда у меня появляется хорошая идея, я обычно проверяю ее, прежде чем кому-то рассказать.
25. Творческие способности, оригинальность и воображение для меня стоят на одном из первых мест в личной жизни и в профессиональном плане.
26. Я стараюсь быть в курсе всего, что происходит в моем окружении.
27. Мне комфортно принимать на себя риски в связи с неожиданными решениями. Я не боюсь быть осмеянным.
28. Я часто использую метафоры и сравнения.
29. У меня есть система создания новых идей, подходящая для любых задач.
30. Обычно, когда у меня появляются хорошие идеи, я знаю, как их реализовать.
Подсчет баллов
Шаг 1: отметьте ответы на каждый вопрос соответственно номеру в таблице.
Шаг 2: посчитайте общее количество баллов в столбцах A, B, C, D, E и F.
Шаг 3: сложите баллы каждого из пяти столбцов, чтобы получить число, соответствующее вашим творческим способностям.
Результаты
Итак, если ваш общий балл:
130–150. Дела у вас обстоят лучше, чем у большинства. С таким результатом вы входите в 10 % наиболее творческих людей (и организаций). Вы регулярно используете свои творческие способности и работаете в компании, которая поощряет творчество. Этот результат также означает: у вас прекрасные возможности для развития ваших способностей, чтобы достичь максимального раскрытия своего потенциала.
110–129. Без сомнения, это совсем неплохой результат, однако вам предстоит еще много работы. Такой результат означает: вы многое делаете правильно, но в то же время на пути к творчеству у вас немало преград. Возможно, вы работаете в организации, которая не поощряет творчество и сдерживает ваши порывы. Результат указывает на большой потенциал, который вы мало используете.
85–109. К сожалению, вы в такой же ситуации, как и 60 % населения. Возможно, у вас есть серьезные творческие способности, но они значительно ограничены большую часть времени. Вас приводит в отчаяние бюрократия в вашей организации, или вам мешают продемонстрировать свои творческие способности предубеждения. Вы, должно быть, говорите себе: «Я не творческий человек» или «Мне лучше не делиться своими идеями, надо мной будут смеяться». Вам нужно смахнуть пыль со своей творческой мышцы и начать ее упражнять. Хорошая новость: вы заметите значительный рост, когда начнете работать над раскрытием своего потенциала.
84 и меньше. Вы в опасности. Такой результат должен стать для вас тревожным звонком, знаком, что нужно что-то изменить, иначе в будущем вас ждут значительные трудности. Вы – потерянная творческая душа, и вам немедленно нужно снова включить воображение. Возможно, вас тормозит работа или рутина. Задумайтесь над этим, но не отчаивайтесь.
Не забывайте: этот результат показывает вашу ситуацию на сегодняшний день по сравнению с потенциалом. Баллы всего лишь демонстрируют, где вы остановились, и служат отправной точкой творческого пути.
Теперь рассмотрим остальные результаты. Баллы в столбцах от A до Fуказывают на конкретные области, в которых вы сильны или наоборот. Для каждого столбца максимально возможное количество баллов – 25. Результаты распределяются следующим образом:
22–25: отлично;
19–21: выше среднего;
17–18: средне;
16 и ниже: ниже среднего.
Баллы каждого столбца представляют разные аспекты ваших творческих способностей.
A определяет намерения относительно творчества в целом.
B показывает уровень любопытства и внимательности.
C отражает, насколько хорошо вы подготовили условия (окружение и разум) для появления идей.
D характеризует способность находить творческие идеи и черпать вдохновение в разных сферах жизни (концептуальное смешение).
E показывает, насколько вы готовы при необходимости создать множество идей.
F демонстрирует готовность выбрать лучшие идеи и претворить их в реальность.
Помните: эти результаты дают приблизительное представление о вашей ситуации на сегодня и о том, каким сферам вам нужно уделить больше внимания для творческого роста.
Глава 4. Чувства
Чувствовать друг друга
Одна из основ творчества – воздействие на чувства. Нельзя пробудить и развивать творческие способности без открытости новому и умения видеть вещи, как в первый раз. Уйти от стереотипов, сохранить свежий взгляд на проблему – только так можно полностью раскрыть творческий потенциал.
Восприятие – процесс получения мозгом информации об окружающем мире через органы чувств. Все, на что реагируют наши органы чувств, называется стимулами. Исследуя мир, мы оперируем зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Все стимулы используются мозгом для формулирования идей и суждений, оценки ситуации, формирования реакций и записи в памяти полученного опыта.
Долгое время считалось, что это пассивный процесс, однако сейчас наука получает все больше доказательств того, что восприятие не регистрирует или записывает, а выстраивает реальность. Получается картина, полностью зависящая от действительности ее «автора». Следовательно, восприятие человека невозможно в отрыве от его установок. То есть мы познаем разные аспекты вещей, и наше восприятие немного отличается.
Возьмем Ниагарский водопад. Кто-то скажет: «Какое замечательное творение Бога, этот невероятный водопад!» Другие: «Как восхитительно чудо природы!» Любитель водных видов спорта может воскликнуть: «Заняться здесь рафтингом – вот это приключение!» Человек, изучавший гостиничное дело, посоветует: «Это прекрасное место для постройки ресторана или гостиницы». Географ будет думать о том, что это идеальное место для его любимой работы. Художник восхитится красивым и вдохновляющим пейзажем. Геолог, возможно, захочет осмотреть гроты под водопадом.
Наши пять органов чувств улавливают около 11 миллионов бит информации в секунду, но сознание способно обработать всего 40 бит в секунду
Однажды в парижском музее к Пабло Пикассо подошел незнакомый мужчина, рассматривавший его картины. Он спросил: «Почему вы не пишете людей такими, какие они на самом деле?» Пикассо ответил вопросом: «А какие они на самом деле?» Тогда незнакомец вынул из бумажника фотографию своей жены и показал ее художнику. Пикассо посмотрел на фотографию и сказал: «Вам не кажется, что она слишком маленькая? Да и плоская к тому же». Он, конечно, имел в виду фотографию, а не женщину. Надо признать, что у каждого своя реальность, на которую влияет восприятие.
Вся информация, поступающая в мозг через органы чувств, оказывает сильнейшее воздействие на мысли, эмоции, личности и, соответственно, на творчество. Есть специализированные нейроны, которые реагируют на изменения окружающей среды или на стимулы. Восприятие – это интерпретация значения стимула. Например, если я слушаю музыку, то могу заметить, что звук слишком громкий или что играет одна из моих любимых песен. Это может показаться странным, но значительную часть стимулов, полученных извне, мозг обрабатывает бессознательно.
По мере того как мозг накапливает информацию относительно внешнего мира, он привыкает к определенным моделям восприятия, аналогичным доминантным моделям мышления. Когда вы видите собаку какой-то породы впервые, мозг обрабатывает данные о ее фигуре, размерах, запахе, цвете и характеристиках шерсти и другие детали и делает вывод, что это новая порода собаки. Распознав таких животных еще несколько раз, мозг будет устанавливать, что перед нами собака этой породы, почти мгновенно. То есть мозг сортирует все новые образы в соответствии с тем, что он уже видел и испытал. Это то, что доктор Уолтер Липпман назвал стереотипами. Они незаменимы для понимания и выживания изо дня в день. Представьте, что бы было, если бы нам приходилось каждую секунду анализировать полный объем информации и ощущения во всех подробностях от всего, что нас окружает.
Каждый человек фильтрует все происходящее в мире по-своему и в своем сознании может превратить улицы города в симфонию света и звука или в зловонную помойку. Мозг часто упрощает восприятие, чтобы более эффективно провести день. Стереотипы предвосхищают действия и реакции, а также подготавливают нас уменьшить до минимума или увеличить до максимума удовольствие. Стереотип рычания и лая собаки подскажет мозгу, идет ли речь об угрозе. Как говорил Липпман, «мы сначала определяем и потом смотрим», а не «сначала смотрим и затем определяем».
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1182.