Лютостанский Ипполит Иосифович первый борец против иудаизма. Биография
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русский публицист антисемитского толка, бывший католический ксёндз, после лишения сана перешедший в православие.

Родился 28 декабря 1835 года в родовом имении отца Блуси (Блости) в Ковенской губернии Шавельского уезда и был единственным ребёнком в семье польского помещика-католика Иосифа (Казимира) Иосифовича Лютостанского и его жены Марцианны (урождённой Якович). Обучался в гимназии города Шавли.

В 1855 году Ипполит заболел тифозной горячкой. Положение было настолько тяжёлое, что мать дала обет «посвятить сына Богу», если он выздоровеет. Сын выздоровел и в том же году поступил в обучение в августинский монастырь в Ковна. В 1857 году он был пострижен в монахи под именем Фульгентия и отправлен в католическую семинарию в местечке Ворны. В 1864 году он иеромонахом и был определён в кафедральный собор в Ковно, но вскоре по ложному доносу (его обвинили в антиправительственных речах во время польского восстания 1863 года) он оказался в тюрьме, где пробыл до 1866 года (2 года). 9 апреля 1868 года был лишён статуса клирика. Лишившись сана Лютостанский решил перейти в православие. Он явился в Свято-Духовский православный монастырь в Вильне к настоятелю монастыря архимандриту Иоанну (Пщелко) и попросил принять его в православие. Пройдя испытание, длившееся семь месяцев, Лютостанский в 1868 году стал православным.

Он был направлен на обучение в Московскую духовную академию для подготовки к миссионерской деятельности в Западном крае. Лютостанский получил хорошее богословское образование и владел многими языками: латинским, древнееврейским, немецким, французским, русским, не говоря уже о родном польском. Темой кандидатской диссертации в Академии Лютостанский выбрал «Вопрос об употреблении евреями-сектаторами (сектантами) христианской крови для религиозных целей». Узнав тему кандидатского сочинения, его друзья-евреи устроили Лютостанскому встречу с московским раввином З. Минором (Залкиндом), который будто бы уговорил Лютостанского не подавать в Академию диссертацию на такую тему, пообещав за это выплатить компенсацию в пятьсот рублей. Лютостанский уверял впоследствии, что раббе Минор не заплатил ему ни копейки, хотя по сведениям Лютостанского, собрал не пятьсот рублей, а две тысячи и что Минор даже пригрозил Лютостанскому крупными неприятностями и тюрьмой, если диссертация выйдет в свет. Тем не менее, в 1876 году Лютостанский опубликовал эту диссертацию и успешно защитил степень кандидата богословия. Леон Поляков утверждает, что это сочинение Лютостанский преподнёс наследнику престола, будущему царю Александру III который в ответ подарил ему кольцо с бриллиантами.

После окончания Духовной академии Лютостанский отправился в двухлетнюю поездку по России для знакомства с жизнью православных монастырей. Эта поездка ещё больше укрепила его в ошибочности выбранного для него монашеского пути и вернувшись в Москву Лютостанский подал прошение о снятии священнического и монашеского сана. Разрешение было получено, но на расстриженного наложили епитимию и в течение семи лет ему запрещалось жить в обеих столицах. Лютостанский вернулся в Западный край, где до начала 1900-х годов преподавал латинский язык в мужских гимназиях в Сувалках и в Пултуске.

В 1880 году Лютостанский напечатал свою диссертацию в Петербурге, в виде трёхтомника, так как значительно дополнил и расширил её. На Лютостанского ополчилась практически вся либеральная пресса – журналы «Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», еврейская газета «Гамелиц».

Крайний антисемитизм сильно осложнил положение Лютостанского в обществе. Сам он обвинял во всех своих бедах исключительно евреев. Дело, однако, обстояло иначе: не только евреи, но и многие русские, причём не только либералы, были возмущены его взглядами. Лютостанскому пришлось оставить место учителя в Пултусской прогимназии и бежать от преследования сначала в Варшаву, затем в Москву, где обер-полицмейстер города прямо рекомендовал ему покинуть город из-за интриг недоброжелателей, и в Петербург, где будучи в подавленном состоянии, принял решение покаяться перед евреями и написать опровержение на собственные труды. Покаянная работа назвалась «Употребляют ли евреи христианскую кровь?». Её расширенный вариант был опубликован Санкт-Петербургским раввином Дряпкиным в 1882 году под названием «Современный взгляд на еврейский вопрос». «Пора бы нам серьезно разуверить народ, что ничего подобного не могло быть никогда и что евреям не нужна христианская кровь, а все выдумки произошли от ненависти к евреям» - каялся в ней Лютостанский.

После этого преследования Лютостанского заметно уменьшились. Сам Ипполит оправдывал своё отступничество страхом за свою жизнь и необходимостью получить нужную передышку для завершения новых работ – «и апостол Павел, несмотря на свою любовь к Иисусу Христу, трижды отрёкся от него» - оправдывался он.

Однако к началу 1900-х годов автор вновь появился в Петербурге. Он вновь направился к раввину Дряпкину и заявил, что намерен переиздать свою книгу «Талмуд и евреи». На что ему раввин ответил: «Издавайте, вы будете писать против евреев, а евреи против вас – это будет доход для типографий и бумажных фабрик».

В этот период его главным делом стала подготовка нового, третьего, издания работы «Талмуд и евреи» уже в семи томах. Работу Лютостанского над седьмым томом затормозила революция в 1905 году. Опасаясь за свою жизнь в то неспокойное время, Лютостанский опять лицемерно покаялся перед евреями, которое было опубликовано в виде письма на имя Нахума Соколова, редактора варшавской газеты «Гацефира». Он однако продолжал тайно работать на седьмым томом, который был издан в 1909 году.

Историк В. С. Брачёв обратил внимание на то, что у Лютостанского явно нашлись сильные финансовые покровители – его старая работа «Об употреблении евреями христианской крови для религиозных целей» в двух томах выдержала в начале 20 века целых три издания, что нельзя объяснить исключительно читательским успехом. Однако имена их остаются неизвестными.

30 мая 1915 года Лютостанский умер в Петербурге. В его завещании было указано не ставить на могиле надгробного камня, по которому его могилу можно было опознать. Место захоронения неизвестно.

Антиеврейские сочинения.

- В 1876 году Лютостанский издаёт книгу «Вопрос об употреблении евреями-сектаторами христианской крови для религиозных целей в связи с вопросом об отношениях еврейства к христианству вообще» (2-е изд. 1880 н., в двух томах).

- Новая работа Лютостанского двухтомник «Талмуд и евреи», вышедшая в столицах в 1879-1880 годах, родилась как реакция на появление на русском языке в Западном крае трёхтомного издания коллективного труда видных еврейских учёных «Мировоззрение талмудистов» на русском языке. По словам Лютостанского, целью этого труда было то, чтобы выбрав из Талмуда «самые нравственные речи и проповеди» и опустив все неудобные места, «расположить христиан в пользу евреев и усыпить бдительность их против вторжения иудаизма в христианскую культуру и общественную жизнь для окончательного торжества и победы жидов над христианством».

Книга «Талмуд и евреи» состоит их пяти разделов: исторического, догматического, обрядового, бытового и специального, посвященного еврейским праздникам. В первом разделе рассказывается о Талмуде как и его противоречиях, о причинах взаимной вражды христианства и еврейства, о еврейских сектах. Второй раздел излагает учение Талмуда об Иегове, Христе, Богоматери и апостолах. Третий раздел толкует об обрядах и суевериях по Талмуду: ежедневные омовения, обряд обрезания, брак, погребение и прочее. Подробно рассматриваются еврейские праздники: суббота, пейсах, ханука и др. По мнению Лютостанского, Талмуд есть доказательство той ненависти, какую питает еврейство к христианству с самого момента его зарождения и что Талмуд проникнут «самым беспощадным фанатизмом, самым закоренелым изуверством и, в частности, - самою непримиримую злобою и ненавистью к гоям, не иудеям». Лютостанский давал евреям такую характеристику: «Исторический характер еврейского народа изобилует контрастами: крайняя мечтательность при крайней практичности, преданность отвлечённой идее вместе со страстью к наживе, одинаковый интерес к богословию и торговле, - все эти свойства, все эти черты, по- видимому несовместимые, характеризуют евреев…»

(Материал взят из Википедии).

Ипполит Лютостанский отдал много лет своей жизни бескорыстному разоблачению «еврейской неправды», что следует изучать его труды. Преданный этой идеи господин Лютостанский не приобрёл себе учёных степеней, богатства и друзей, а напротив того, нажил многочисленных врагов, стяжав себе известность непримиримого борца против иудаизма, что как известно, не всегда безопасно. На жизнь его неоднократно были совершены покушения, к счастью не имевшие успеха, и против него возбуждались евреями многочисленные вымышленные уголовные обвинения.

По одному из таких дел, рассматривавшемуся 24 ноября 1897 года, состоялся весьма характерный по своим мотивам приговор варшавской судебной палаты, помещённый в книге господина Лютостанского на странице 319, буквально гласящий следующее: «Рассмотрев дело в пределах отзыва, согласно 889 статьи установленным уголовным судопроизводством, и допросив указанных апеллятором новых свидетелей, палата находит, что судебным следствием в обеих инстанциях вполне выяснилось враждебное отношение к Лютостанскому местных евреев города Пултуска, возникшие вследствие издания им, Лютостанским, нескольких сочинений антисемитского направления и достигших таких размеров, что евреи прямо грозили выжить Лютостанского из Пултуска и при встречи с ним на улице преследовали его разными неприличными выходками. При таких обстоятельствах палата не может отнестись с надлежащим доверием к показаниям евреев – свидетелей Сруля Гольдберга, Арова Орловского и Менделя Шафрана, допрошенных по ссылке частного обвинителя Файбуля Виногрона, на коих основано обвинение Лютостанскому. Посему, признавая апелляционный отзыв заслуживающим уважения, палата определяет: подсудимого Лютостанского признать по суду оправданным и судебные по делу издержки принять на счёт казны, а обжалованный приговор отменить».

Этот приговор с очевидностью доказывает силу еврейской солидарности, и авторам сочинений, почему либо неприятных евреям, необходимо иметь много гражданского мужества, каким обладал господин Лютостанский, чтобы решиться говорить в печати откровенно.

Ипполит Лютостанский «Талмуд и Евреи». Библиографический очерк из разных газет. Санкт – Петербург 1903 год.

Приведу одно оригинальное стихотворение, - писал Лютостанский, - то же относящийся не к любви жидовской натуры, оно было напечатано в газете «Голос Правды» и в газете «Русское Знамя).

Кит.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 1336.