Под структурой понимается состав и соотношение внутренних звеньев предприятия (цехов, отделов, участков). Структура предприятия зависит от его размера, отрасли производства, особенностей (уровня) технологии и специализации производства. Общая структура подразделяется на производственную (ПС) и организационную (ОС).
Производственная структура – это состав, количество, размеры и взаимосвязь производственных подразделений и их пространственное размещение. ПС должна обеспечить гибкость реагирования предприятия на изменения рыночной конъюнктуры относительно объемов и качества продукции (работ, услуг), а также оптимальные производственные издержки.
ПС состоит из основных, вспомогательных производств (цехов, участков). В основных подразделениях осуществляется вид деятельности (производство продукции), соответствующий профилю предприятия, вспомогательные – обеспечивают основные топливом, электроэнергией, ремонтом техники, услугами строительного характера и др. Кроме того, ПС в ряде случаев включает подсобные (вырабатывают необходимую для основных и вспомогательных цехов продукцию) и побочные (перерабатывают отходы основного производства, создавая продукцию ширпотреба) подразделения.
Главными элементами ПС являются рабочие места, участки, цехи. Совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой продукции составляет производственный участок. От количества и состава участков зависит структура цеха (цех обычно состоит из нескольких участков) и всего предприятия.
Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных органов (служб) предприятия, выполняющих различные управленческие функции. При правильно сформированной ОС создаются благоприятные условия для принятия своевременных и качественных управленческих решений, снижения издержек, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия.
Инфраструктура предприятий
Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в соответствии с профилем и размерами предприятия, технологией и организацией производства в следующем порядке:
• устанавливаются состав цехов предприятия, их специализация и мощность в размерах, обеспечивающих заданный выпуск продукции;
• рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются пространственные расположения их в генеральном плане предприятия;
• планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с процессом производства и внешними для предприятия путями;
• намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвижения предметов труда по ходу производственного процесса.
К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготовляется, проходит контрольные проверки, испытания основная продукция (выпускаемая предприятием), комплектующие изделия (приобретаемые со стороны), материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий и ремонта в процессе эксплуатации; вырабатываются различные виды энергии для технологических целей и т.п.
К подразделениям, обслуживающим работников, относятся жилищно-коммунальные отделы, их службы, фабрики-кухни, столовые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти, добровольные спортивные общества, отделы технического обучения и учебные заведения, занимающиеся повышением производственной квалификации, культурного уровня рабочих, инженерно-технических работников, служащих.
Основной структурной производственной единицей предприятия (кроме предприятий с бесцеховой структурой управления) является цех — обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного процесса (стадию производства).
Производственные цехи разделены на две группы: цехи основного производства, вспомогательные и обслуживающие цехи. В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции. Задача вспомогательных цехов — обеспечение нормальной бесперебойной работы цехов основного производства. К вспомогательным относятся цехи и производственные участки:
• по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструментов, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;
• по надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;
• по обеспечению электрической и тепловой энергией, надзору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;
• по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции;
• склады предприятия.
Конечный результат деятельности основных цехов — готовая продукция, которая реализуется внешнему потребителю; конечный результат вспомогательных цехов потребляется внутри самого предприятия.
Организационная структура предприятия определяет систему субординации и координации производственных служб, организующих работу по выпуску и реализации продукции.
Организационную структуру предприятия условно можно разделить на подсистемы, связанные с организацией основного процесса производства, его обслуживанием и управлением. В основном процессе выделяют, как правило, следующие подсистемы:
• организация процессов производства продукции;
• технологическая подготовка производства вновь запускаемой в производство продукции;
• технический контроль качества продукции и работ.
Задачей подсистемы по организации процессов основного производства является принятие решений в ходе движения продукции в период ее изготовления.
Подсистема технической подготовки является той сферой, где взаимодействуют проблемы организации и техники изготовления продукции. Основными задачами здесь являются подготовка документации о технологии производства продукта, рецептура, проектирование изделия и процессов производства, выдача заданий на изготовление продукции.
Служба технического контроля качества продукции в условиях рынка имеет исключительно важное значение, поскольку в ее задачу входит создание на производстве таких условий, которые бы позволили если не полностью исключить выпуск некачественной продукции, то по крайней мере свести ее количество к минимуму. Такой подход обеспечивает как снижение издержек производства, так и повышение конкурентоспособности продукта.
В обслуживании основного процесса обычно выделяют следующие подсистемы:
• снабжение материальными ресурсами;
• инструментальное и контрольно-измерительное хозяйство;
• ремонтное и энергетическое хозяйство;
• хранение материальных ценностей, включая готовые изделия.
Служба снабжения и материального хозяйства играет важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса, но и оказывает существенное влияние на величину издержек производства путем оптимизации производственного запаса и снижения затрат на хранение.
Основной задачей подсистемы ремонтного хозяйства является обеспечение непрерывности работы всего парка машин и оборудования за счет проведения предупредительного ремонта и текущего обслуживания.
Необходимым условием эффективной работы производственно-технических служб является их тесное взаимодействие с другими службами предприятия, которые ориентируют их в том, что нужно производить, какого качества и в каком количестве, а также сроках выпуска товаров и предельном уровне издержек производства.
Обеспечение тесного взаимодействия всех служб предприятия осуществляется через систему управления производством и реализации продукции. Она включает следующие службы:
• управления персоналом (социальная служба);
• экономической и финансовой деятельности;
• переработки информации;
• административного управления;
• маркетинга.
В системе управления следует выделить три основных направления деятельности.
Первое направление — техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования технологий, оборудования, производственных ресурсов. В целом это достигается путем выбора соответствующих высокопрогрессивных технологий, оборудования, компоновки и организации рабочих мест, рационального использования рабочих площадей, обучения работников передовым навыкам, повышения их квалификации и т.д.
Второе направление — организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий.
Третье направление — социальная сторона, которая обеспечивает эффективную работу системы. Она включает подбор и продвижение работников, обеспечение рационального распределения ответственности в ходе принятия решений, эффективную систему оплаты труда и т.д.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.