Структура предприятий: общая, производственная и организационная
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под структурой понимается состав и соотношение внутренних звеньев предприятия (цехов, отделов, участков). Структура предприятия зависит от его размера, отрасли производства, особенностей (уровня) технологии и специализации производства. Общая структура подразделяется на производственную (ПС) и организационную (ОС).

Производственная структура – это состав, количество, размеры и взаимосвязь производственных подразделений и их пространственное размещение. ПС должна обеспечить гибкость реагирования предприятия на изменения рыночной конъюнктуры относительно объемов и качества продукции (работ, услуг), а также оптимальные производственные издержки.

ПС состоит из основных, вспомогательных производств (цехов, участков). В основных подразделениях осуществляется вид деятельности (производство продукции), соответствующий профилю предприятия, вспомогательные – обеспечивают основные топливом, электроэнергией, ремонтом техники, услугами строительного характера и др. Кроме того, ПС в ряде случаев включает подсобные (вырабатывают необходимую для основных и вспомогательных цехов продукцию) и побочные (перерабатывают отходы основного производства, создавая продукцию ширпотреба) подразделения.

Главными элементами ПС являются рабочие места, участки, цехи. Совокупность рабочих мест, на которых выполняется технологически однородная работа или различные операции по изготовлению одинаковой продукции составляет производственный участок. От количества и состава участков зависит структура цеха (цех обычно состоит из нескольких участков) и всего предприятия.

Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных органов (служб) предприятия, выполняющих различные управленческие функции. При правильно сформированной ОС создаются благоприятные условия для принятия своевременных и качественных управленческих решений, снижения издержек, повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия.

 

Инфраструктура предприятий

Построение рациональной производственной структуры предприятия осуществляется в соответствии с профилем и размерами пред­приятия, технологией и организацией производства в следующем порядке:

• устанавливаются состав цехов предприятия, их специализа­ция и мощность в размерах, обеспечивающих заданный вы­пуск продукции;

• рассчитываются площади для каждого цеха и склада, определяются пространственные расположения их в генераль­ном плане предприятия;

• планируются все транспортные связи внутри предприятия, их взаимодействие с процессом производства и внешними для предприятия путями;

• намечаются кратчайшие маршруты межцехового передвиже­ния предметов труда по ходу производственного процесса.

К производственным подразделениям относятся цехи, участки, лаборатории, в которых изготовляется, проходит контрольные про­верки, испытания основная продукция (выпускаемая предприяти­ем), комплектующие изделия (приобретаемые со стороны), мате­риалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изде­лий и ремонта в процессе эксплуатации; вырабатываются различ­ные виды энергии для технологических целей и т.п.

К подразделениям, обслуживающим работников, относятся жилищно-коммунальные отделы, их службы, фабрики-кухни, столо­вые, буфеты, детские сады и ясли, санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории, медсанчасти, добровольные спортивные общества, отделы технического обучения и учебные заведения, за­нимающиеся повышением производственной квалификации, куль­турного уровня рабочих, инженерно-технических работников, слу­жащих.

Основной структурной производственной единицей предприя­тия (кроме предприятий с бесцеховой структурой управления) яв­ляется цех — обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производственного про­цесса (стадию производства).

Производственные цехи разделены на две группы: цехи основ­ного производства, вспомогательные и обслуживающие цехи. В ос­новных цехах выполняются операции по изготовлению продукции. Задача вспомогательных цехов — обеспечение нормальной беспере­бойной работы цехов основного производства. К вспомогательным относятся цехи и производственные участки:

• по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструментов, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;

• по надзору за работоспособностью и ремонту оборудова­ния, машин, механизмов, зданий и сооружений;

• по обеспечению электрической и тепловой энергией, над­зору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;

• по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сы­рья, материалов, заготовок, готовой продукции;

• склады предприятия.

Конечный результат деятельности основных цехов — готовая продукция, которая реализуется внешнему потребителю; конечный результат вспомогательных цехов потребляется внутри самого предприятия.

Организационная структура предприятия определяет систему субординации и координации производственных служб, организую­щих работу по выпуску и реализации продукции.

Организационную структуру предприятия условно можно разде­лить на подсистемы, связанные с организацией основного процесса производства, его обслуживанием и управлением. В основном про­цессе выделяют, как правило, следующие подсистемы:

• организация процессов производства продукции;

• технологическая подготовка производства вновь запускае­мой в производство продукции;

• технический контроль качества продукции и работ.

Задачей подсистемы по организации процессов основного производства является принятие решений в ходе движения продукции в период ее изготовления.

Подсистема технической подготовки является той сферой, где взаимодействуют проблемы организации и техники изготовления продукции. Основными задачами здесь являются подготовка документации о технологии производства продукта, рецептура, проектирование изделия и процессов производства, выдача заданий на изготовление продукции.

Служба технического контроля качества продукции в условиях рынка имеет исключительно важное значение, поскольку в ее зада­чу входит создание на производстве таких условий, которые бы по­зволили если не полностью исключить выпуск некачественной про­дукции, то по крайней мере свести ее количество к минимуму. Та­кой подход обеспечивает как снижение издержек производства, так и повышение конкурентоспособности продукта.

В обслуживании основного процесса обычно выделяют следую­щие подсистемы:

• снабжение материальными ресурсами;

• инструментальное и контрольно-измерительное хозяйство;

• ремонтное и энергетическое хозяйство;

• хранение материальных ценностей, включая готовые изде­лия.

Служба снабжения и материального хозяйства играет важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса, но и оказывает существенное влияние на величину из­держек производства путем оптимизации производственного запаса и снижения затрат на хранение.

Основной задачей подсистемы ремонтного хозяйства является обеспечение непрерывности работы всего парка машин и оборудо­вания за счет проведения предупредительного ремонта и текущего обслуживания.

Необходимым условием эффективной работы производственно-технических служб является их тесное взаимодействие с другими службами предприятия, которые ориентируют их в том, что нужно производить, какого качества и в каком количестве, а также сроках выпуска товаров и предельном уровне издержек производства.

Обеспечение тесного взаимодействия всех служб предприятия осуществляется через систему управления производством и реали­зации продукции. Она включает следующие службы:

• управления персоналом (социальная служба);

• экономической и финансовой деятельности;

• переработки информации;

• административного управления;

• маркетинга.

В системе управления следует выделить три основных направле­ния деятельности.

Первое направление — техническая оснащенность, ориентированная на управление инвестициями и технологией. Ее задачей является создание условий наиболее эффективного использования технологий, оборудования, производственных ресурсов. В це­лом это достигается путем выбора соответствующих высокопрогрессивных технологий, оборудования, компоновки и организа­ции рабочих мест, рационального использования рабочих площа­дей, обучения работников передовым навыкам, повышения их квалификации и т.д.

Второе направление — организация совместной деятельности персонала, включая распределение заданий по конкретным исполнителям и срокам, контроль исполнения, устранение недочетов и сбоев в работе предприятий.

Третье направление — социальная сторона, которая обеспечива­ет эффективную работу системы. Она включает подбор и продвиже­ние работников, обеспечение рационального распределения ответ­ственности в ходе принятия решений, эффективную систему опла­ты труда и т.д.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 489.