Понятие, краткая характеристика, классификация предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Являясь юридическим лицом, предприятие или его часть может быть объектом купли – продажи залога, аренды, других сделок.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основными чертами предприятия как юридического лица являются:

организационное единство;

наличие обособленного имущества, включающего определенный комплекс средств производства;

имущественная ответственность;

оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность;

наличие юридических прав от своего имени выступать в судебных и арбитражных разбирательствах, иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

Важнейшими задачами предприятия являются:

а) получение дохода владельцем;

б) обеспечение запросов потребителей продукции;

в) обеспечение выплаты заработной платы персоналу, создание нормальных условий их труда и возможности профессионального роста;

г) обеспечение финансовой устойчивости и конкурентоспособности;

д) создание рабочих мест для населения региона;

е) охрана окружающей среды.

Задачи предприятия определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия и вне его.

Юридическими лицами являются коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация – это организация, целью деятельности которой является получение прибыли и распределяющая полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (часть 1), перечень которых иллюстрирует рис.4.

Некоммерческая организация – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющая полученную прибыль между участниками (см. рис.4).

Юридические лица (предприятия) при их регистрации обязаны располагать уставным капиталом. Уставный капитал (УК) – это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное владение владельцами этих ценностей. УК формируется и утверждается вместе с уставом предприятия при его образовании и реформировании. Предприятие вправе самостоятельно решать вопросы о структуре и размерах УК и его изменениях.

 

Рис.4. Виды организационно-правовых форм организаций (предприятий)

 

Величина и структура УК зависят от отрасли производства, масштабов предприятия, уровня его специализации и кооперирования, организации обслуживания производства и предприятия в целом.

Вкладчиками при формировании и расширении УК могут выступать:

государственные органы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства);

сторонние предприятия и организации, включая банки, холдинги, концерны и т.п.;

общественные организации (различные фонды и объединения);

частные лица, в том числе иностранные.

Изменение величины УК может происходить за счет: а) прибыли предприятия, б) выпуска дополнительных (эмиссии) акций, в) субсидий от государственных органов или головного предприятия для дочернего, г) присоединения дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц, пожелавших вложить (инвестировать) свои средства в предприятие.

В качестве показателей эффективности использования УК могут использоваться: коэффициент оборачиваемости Ко.ук = Q/Куст и коэффициент рентабельности Rук = Р/Куст (Куст - стоимость УК, Q – выручка от реализации продукции, Р – прибыль предприятия).

В соответствии с законодательством РФ к числу малых относятся предприятия с предельной численностью работающих: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, инновационной деятельности и научно-технической сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек. Статус «малого» не представляется предприятиям, в учредительном капитале которых доля юридического лица (юридических лиц) превышает 25%.

Малое предпринимательство дает ряд преимуществ:

при создании малых предприятий (МП) не требуется значительных первоначальных вложений, поэтому этот вид бизнеса доступен многим гражданам;

МП обладает повышенной мобильностью, гибкостью, возможностью быстрого реагирования на изменения рыночного спроса;

МП позволяет оперативно создавать новые рабочие места, снижая уровень безработицы;

На МП ниже накладные расходы и меньше аппарат управления, чем на крупных;

С развитием МП широко используются местные сырьевые ресурсы и отходы производства.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 440.