1. Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы, его пределяющие.
2. Совокупное предложение, его ценовые и неценовые факторы.
3. Макроэкономическое равновесие в модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Эффект храповика. Стагфляция.
Вопрос 1 . Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы, его пределяющие
Все перемены в экономике стран можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения. Поэтому для изучения макроэкономических закономерностей надо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS). Термин "совокупный" означает то, что рассматриваются предложение и спрос для всех товаров и услуг, а не для каких-то отдельно взятых. Точно так же и по отношению к цене - это совокупный уровень цен, а не ценовой индекс, относящийся к какому-то одному товару или одному виду услуг.
Совокупный спрос есть тот суммарный объем конечных товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который домохозяйства, предприятия, государство и зарубежные покупатели готовы купить при любом возможном уровне цен.
Рис. 13.1. Кривая совокупного спроса
Траекторию кривой AD нельзя объяснить эффектами замещения и дохода, как при анализе рынков отдельных товаров. Кривая АD отражает общее изменение цен, а эффект замещения возникает если один товар становится дешевле по сравнению с другими и поэтому его покупают. Эффект дохода означает увеличение покупки товара за счет снижения его цены без ущерба для приобретения альтернативных товаров при неизменном денежном доходе.
Обратная зависимость величины АD от уровня цен определяется тремя эффектами.
1. Эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса. Данный эффект показывает, что при неизменном объеме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на наличные деньги. Вследствие этого увеличится процентная ставка, что в свою очередь приведет к увеличению сбережений предприятиями и домохозяйствами и сокращению расходов на потребительские и инвестиционные товары. Таким образом, увеличение уровня цен в результате повышения процентной ставки приводит к сокращению спроса на реальный ВНП, т.е. к уменьшению АD. Уменьшение уровня цен даст в конечном итоге увеличение AD. Схематически действие данного эффекта при повышении уровня цен представляется следующим образом:
Расходы на
Уровень цен Спрос на Процентная Сбереже- потребит. товары ↓
на товары ↑→ деньги ↑ → ставка, i ↑ → ния, S ↑ AD ↓
Расходы на
инвестиции ↓
2. Эффектом реального богатства или эффектом реальных кассовых остатков (эффектом Пигу). При этом речь идет о реальной стоимости имущества в виде накопленных финансовых активов (денежных вкладах, наличных деньгах, ценных бумагах и т.п.), имеющих фиксированную номинальную стоимость. Если цены повысятся, то реальное богатство или покупательная способность накопленных финансовых активов упадет. Схематически действие эффекта реального богатства при повышении уровня цен представляется следующим образом:
Уровень цен Реальное Расходы на АD
на товары богатство потребит. товары
3. Эффектом импортных товаров (эффект Манделла – Флеминга). Этот эффект состоит в том, что при повышении цен внутри страны спрос на отечественные товары сократится, а спрос на более дешевые импортные товары увеличится, Одновременно с этим упадет экспорт товаров за границу, поскольку иностранцы откажутся покупать товары по высоким ценам и будут стремиться купить аналогичные товары в других странах. Все это приведет к уменьшению А D на отечественные товары и услуги. Наоборот, понижение уровня цен повысит А D так как возрастет объем экспорта и уменьшится импорт. Эффект импортных товаров при повышении уровня цен на схеме представляется в виде следующей логической цепи:
Уровень цен Экспорт товаров Чистый АD
на товары Импорт товаров экспорт
Все рассмотренные эффекты, в конечном счете, дают возможность прогнозировать реальные изменения в объёме национального производства в связи с изменением цен, когда другие условия не меняются.
На динамику АD оказывают влияние и неценовые факторы. Они определяют не конфигурацию кривой AD, а ее положение, т.е. их действие, сдвигает кривую АD влево при уменьшении AD или вправо при увеличении AD.
Основные неценовые факторы приведены ниже.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 584.