Охрана лесов, экономическое стимулирование рационального лесопользования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Леса относятся к тем природным ресурсам, использование и охрана которых, как правило, регулируются национальным законодательством. Вместе с тем экологическое состояние лесов существенно сказывается на окружающей природной среде планеты в целом, и это, в свою очередь, требует создания международного механизма охраны и защиты лесов.

На Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) было принято Заявление о сохранении лесов, в котором закреплены согласованные лесные принципы, направленные на достижение глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения лесов всех видов. В этом документе подчеркивается, что хозяйство на лесных землях должно вестись на основе принципов равномерного и неистощительного использования ресурсов с учетом необходимости удовлетворения социальных, экономических и духовных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Существенной частью лесных принципов является признание ведущей роли лесов всех видов в поддержании экологических процессов, удовлетворении потребности в энергии, различных видах промышленного сырья и потребительских продуктов, благоприятном воздействии на устойчивое развитие сельского хозяйства.

Документ концентрирует внимание на необходимости устранения факторов, которые сдерживают рациональное, устойчивое использование лесов. Следует отказаться, с одной стороны, от необоснованных ограничений на разработку древесины, с другой — от безудержной рубки лесов. С этой целью должна жестко регламентироваться международная торговля древесиной, а для государств, где эффективно ведутся работы по лесовосстановлению, могут быть установлены определенные преимущества в торговле.

Национальное правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов основывается на Законах «О растительном мире» (2003 в редакции 2009 г.), «О животном мире» (2007 в редакции 2009 г.), «Об особо охраняемых природных территориях» (2000 в редакции 2008 г.), Лесном кодексе (2000 в редакции 2008 г.), других нормативно-правовых актах.

Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального использования лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала, защиту и воспроизводство лесных экосистем, удовлетворение общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования. Задачами охраны и защиты лесов являются разработка и реализация комплекса организационных, правовых и других мер, обес- печивающих рациональное использование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения, загрязнения, засорения и иных вредных воздействий. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается на ведущие лесное хозяйство юридические лица, лесопользователей, органы государственного управления, а также на местные Советы, исполнительные и распорядительные органы.

На государственную лесную охрану возлагается охрана лесов от пожаров, незаконных порубок, загрязнения и повреждения сточными водами, химическими и радиоактивными веществами, от засорения промышленными, строительными и коммунально-бытовыми отходами и отбросами, защита лесов от вредителей и болезней. В составе заповедников, национальных парков, военных лесхозов и других юридических лиц организуется ведомственная лесная охрана, которая наделяется всеми правами государственной лесной охраны.

Леса в силу особенностей их возрастной и породной структуры весьма уязвимы в пожарном отношении, ежегодно возникает от 1 до 3 тыс. лесных пожаров. В этой связи необходимо последовательно выполнять комплекс противопожарных мероприятий, обеспечивать все службы государственной лесной охраны транспортом, средствами связи и тушения пожаров. Наиболее эффективна авиационная охрана лесов от пожара, она используется прежде всего в многолесных и малонаселенных районах с учетом их пожарной опасности. Авиационная охрана лесов от пожаров в 2005—2008 гг. проводилась на территории 8,7—9,3 млн га.

Важнейшими направлениями охраны леса являются разработка и совершенствование интегрированных систем защиты лесов от вредителей и болезней. В отдельные годы площади, пораженные вредителями и болезнями леса, достигают 190—200 тыс. га. В зависимости от принципа действия и технологии мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса подразделяются на лесохозяйственные, биологические, химические и др.

Лесохозяйственные мероприятия носят преимущественно профилактический характер: они предупреждают распространение вредных насекомых и болезней, повышают биологическую устойчивость растений. Важное лесохозяйственное мероприятие ухода за лесом — рубка деревьев, свежезаселенных стволовыми вредителями.

В основе биологических методов, ежегодно применяемых на территории 19—23 тыс. га, лежит использование

хищников и паразитических насекомых, насекомоядных птиц и зверей, а также патогенных бактерий и вирусов. Эффективно борются с насекомыми-вредителями некоторые виды лесных муравьев.

Химический метод борьбы с вредными насекомыми и болезнями основан на применении ряда ядовитых веществ. В республике защита лесов химическим методом осуществляется на территории 2,4—9,5 тыс. га.

В условиях Беларуси необходимо учитывать специфику хозяйствования в лесах, загрязненных радионуклидами. Здесь особую значимость приобретает охрана лесов от пожаров в целях как предотвращения их гибели, так и защиты сопредельных регионов от возможного вторичного загрязнения радионуклидами. Планирование лесохозяйственных мероприятий должно строиться с учетом безопасности условий труда и получения нормативно чистой лесной продукции.

Проблема сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, которое включает не только совокупность форм жизни, но и сочетание биотических сообществ в наземных, почвенных, водных и других средах обитания актуальна для страны. Республика Беларусь в 1992 г. подписала Конвенцию о биологическом разнообразии. Во исполнение принятых международных обязательств были разработаны Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия страны (1997).

Биологическое разнообразие имеет большую национальную и международную значимость, что определяется географическим положением страны на стыке западно- и восточноевропейской зон, наличием уникальных экосистем, в которых сохраняется ценнейший генетический фонд. Растительный мир Беларуси включает до 11,5 тыс. видов, в том числе: около 1700 видов высших сосудистых растений; более 450 мохообразных и 460 лишайников; 2200 видов, разновидностей и форм водорослей; свыше 700 видов грибов. Многие виды в составе местной флоры перспективны в хозяйственном использовании и составляют часть природных ресурсов. Наибольшее значение имеют лекарственные и эфиромасличные, пищевые (ягодные, плодовые), технические и декоративные, а также кормовые растения.

Показателем биологического разнообразия животного мира служит наличие в его составе 457 видов позвоночных (в том числе 73 — млекопитающие) и более 20 тыс. видов беспозвоночных. К охотничье-промысловым животным относятся 22 вида млекопитающих, 31 вид птиц, более 10 видов промысловых рыб, виноградная улитка. Из млекопитающих наибольшее ресурсное значение имеют лось, кабан, зайцы (русак и беляк), бобр, белка, волк и лисица. По оценке за 2008 г. численность охотничьих животных составляла: 19,6 тыс. лосей; 8,1 тыс. оленей; 59,1 тыс. косуль; 56,0 тыс. диких кабанов; 179,0 тыс. зайцев; 127,3 тыс. белок; 41,0 тыс. лисиц; 1,3 тыс. волков; 59,6 тыс. бобров. Кроме того в значительном количестве были представлены куница, норка, ондатра, глухарь, тетерев.

В сохранении биологического разнообразия главенствующую роль играют особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли и части водного пространства (в том числе природные комплексы), которые имеют особое экологическое, научное, культурное, эстетическое, историческое значение и в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Согласно Закону «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (2000 в редакции 2008 г.) в данную категорию включены: государственные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу. Все объекты, подлежащие охране, сведены в общую систему с включением особо охраняемых территорий и соединяющих их природно-миграционных коридоров, а также водоохранных зон вдоль рек и озер, санитарно-охранных зон вокруг крупных городов. Это своего рода природный каркас экологической охраны и стабильности биологического разнообразия.

Заповедники являются исключительно природоохранными научно-исследовательскими учреждениями государственного значения, на которые возложены следующие задачи: сохранение в натуральном состоянии входящего в них природного комплекса; проведение научных исследований; организация мониторинга окружающей среды; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны природы; популяризация природоохранных взглядов и дела охраны природы. В настоящее время функционируют Березинский биосферный и Полесский радиационно-экологический заповедники (общая площадь — 298,0 тыс. га).

Национальные парки представляют собой комплексные природоохранно-хозяйственные и научно-исследовательские учреждения, в задачи которых прежде всего входят: сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы; организация экологического просвещения и воспитания населения; проведение научных исследований; организация рекреационной деятельности; ведение комплексного хозяйства. Национальные парки создаются с целью охраны уникальных, особо типичных и ценных природных комплексов и объектов, культурных ландшафтов, памятников истории и культуры, а также для обеспечения условий приоритетного развития отдыха и туризма. На территории Беларуси действуют четыре национальных парка общей площадью 398,0 тыс. га: Беловежская пуща (преобразован из государственного заповедно-охотничьего хозяйства), Припятский (преобразован из ландшафтно-гидрологического заповедника), Браславские озера и Нарочанский.

Заказники — территории, выделенные для сохранения и восстановления одного или нескольких видов природных ресурсов и поддержания общего экологического баланса. В зависимости от предназначения заказники разделяются на ландшафтные, или комплексные, цель которых — сохранение и восстановление особо ценных природных ландшафтов и комплексов; биологические (ботанические, зоологические); палеонтологические, специализирующиеся на сохранении отдельных ископаемых объектов и их комплексов; гидрологические (болотные, озерные, лесные). Хозяйственная деятельность в заказниках осуществляется в такой форме, которая не наносит ущерба охраняемому объекту. Система особо охраняемых природных территорий включает 84 заказника государственного значения (834,5 тыс. га) и 349 заказников местного значения (250,5 тыс. га).

В состав других особо охраняемых объектов входят памятники садово-паркового искусства, ботанические реликвии, геологические памятники природы, ценные насаждения, редкие и вековые деревья. Объекты природно-заповедного фонда в целом занимают площадь около 1,6 млн га (7,5 % общей территории страны).

Прогнозируется дальнейшее развитие особо охраняемых природных территорий в рамках выполнения ряда международных конвенций с целью создания оптимального территориального соотношения нарушенных и естественных ландшафтов, обеспечения гарантированных условий для сохранения генофонда растений и животных, расширения зон рекреации для населения. Разработана Национальная стратегия развития и управления системы природоохранных территорий до 1 января 2015 г. Оптимизация системы управления ООПТ и совершенствование их охраны должны способствовать сохранению и восстановлению природных комплексов и экосистем на площади около 500 тыс. га, включая более 25 % выявленных мест произрастания дикорастущих растений и не менее 30 % — мест обитания диких животных, занесенных в Красную книгу. Принята и действует Государственная программа развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008—2014 годы. В перспективе площадь природно- заповедного фонда увеличится до 11—12 % территории страны.

Экономический механизм лесопользования охватывает все виды экономического стимулирования рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Финансирование лесного хозяйства осуществляется прежде всего за счет средств государственного бюджета. Экономические преобразования в лесном хозяйстве вместе с тем связаны с развитием финансовой самостоятельности лесохозяйственных предприятий.

Перспективная деятельность в лесах определяется Стратегическим планом развития лесного хозяйства до 2015 года и Концепцией развития лесного комплекса до 2015 года, в которых предусмотрены следующие направления:

· сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов;

· совершенствование породной и возрастной структуры насаждений;

· осуществление мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов;

· разработка новых технологий сохранения биоразнообразия и воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе; внедрение современных технологий лесовосстановления, лесовыравнивания, повышения продуктивности и экологической устойчивости лесов.

Выполнение прогнозируемых и планируемых мероприятий по охране и рациональному использованию лесных ресурсов гарантирует в перспективе удовлетворение экономики в древесной и недревесной лесной продукции, сохранение и усиление многообразных функций леса и существенное увеличение экспортного потенциала страны.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит эколого-экономическое значение лесных и других биологических ресурсов?

2. Проведите оценку лесного фонда мира стран СНГ.

3. Дайте определение понятиям «управление лесами», «лесопользование», «лесовосстановление», «расчетная лесосека

4. Как определяется эффективность проведения лесовосстановительных работ?

5. Изложите сущность проблемы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия.

6. Как осуществляется формирование системы особо охраняемых природных территорий?

7. Сформулируйте предложения по экономическому стимулированию рационального использования и охраны лесных и других биологических ресурсов.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 543.