Основные направления охраны и восстановления земель
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация государственной политики в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земельных ресурсов проводится на основе государственного земельного кадастра — свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Его формация позволяет реализовать земельное законодательство обеспечить регулирование земельных отношений и управление земельными ресурсами. Она используется при установлении прав на земельные участки, совершении сделок с ними, определении стоимости и размеров платежей за землю.

Государственный земельный кадастр содержит данные о распределении земель по категориям, землевладельцам, землепользователям и видам земель; составе, структуре и состоянии земельного фонда страны в разрезе административно-территориальных единиц; местоположении, размерах и границах земельных участков, их качественных характеристиках, установленном режиме использования и др. Система кадастрового учета представляет собой присвоение специально уполномоченным органом уникального кадастрового номера земельному участку, выделенному в результате землеустройства, и предполагает учет его существенных элементов (граница участка, расположение на нем сооружений и т.п.).

Данные государственного земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовом, графическом и электронном виде. В настоящее время земельно-кадастровая информационная база совершенствуется с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.

Государственный земельный кадастр составляется посредством проведения топографических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, учета и оценки земель. К настоящему времени осуществлена оценка качества почв землевладений колхозов и госхозов, проходившая в три тура с интервалом примерно в 10 лет.

Результаты бонитировки и экономической оценки земель (1986) использовались в практике сельскохозяйственного производства при оптимизации структуры посевных площадей, отводах земель для несельскохозяйственных нужд, нормировании закупок сельскохозяйственной продукции и др.

Экономическая оценка различных категорий земель проводилась нормативным методом с использованием стоимостных величин земельной ренты. Согласно экспериментальному расчету стоимости земли как составной части национального богатства страны, осуществленному сотрудниками НИЭИ Министерства экономики, общая (укрупненная) стоимостная оценка земли составила 84 131,47 млрд р. (в ценах и по состоянию на начало 1994 г.). Следует отметить, что расчеты велись без учета качественной характеристики и местоположения земли, так что с применением соответствующих коэффициентов величина ее стоимости существенно возрастает.

В условиях перехода к рынку возникла необходимость во всеобъемлющей оценке земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. Методика их кадастровой оценки (1995) строилась на основе учета следующих показателей:

· продуктивность земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения хозяйства;

· рентный доход как разность между продуктивностью земли в денежном выражении и необходимыми издержками производства (включая затраты на реализацию продукции);

· цена земли, обусловленная размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.

Управление земельными ресурсами определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.

Механизм управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений, посредством которого реализуются цели и задачи государственной земельной политики, включает:

· совершенствование законодательной базы, формализующей государственную земельную политику и обеспечивающей нормативно-правовое регулирование земельных преобразований;

· развитие структуры органов государственного управления в области регулирования земельных отношений, использования и охраны земель;

· проведение землеустройства как системы юридических, экономических и технических мероприятий по практической реализации государственной земельной политики;

· ведение государственного контроля за использованием и охраной земель и разрешение земельных споров с целью соблюдения земельного законодательства в условиях реформирования земельных отношений;

· создание и ведение современного государственного земельного кадастра как информационной и регистрационной системы, обеспечивающей функционирование и развитие всех эле ментов механизма управления земельными ресурсами.

Осуществление земельной реформы в стране вызвало коренные преобразования земельных отношений. Закон «О праве собственности на землю» (1993) установил две формы собственности: государственную и частную. В настоящее время земельные отношения регулируются Кодексом о земле (2008). Все крупное землевладение (земли колхозов, госхозов, фермеров и других землепользователей) находится в собственности государства, а граждане могут иметь в частной собственности земельные участки, приобретенные для следующих целей:

· ведения личного подсобного хозяйства (до 1 га);

· строительства и обслуживания жилого дома (в городах — от 0,05 до 0,15 га; сельских населенных пунктах, поселках городского типа — от 0,15 до 0,25 га);

· ведения коллективного садоводства и дачного строительства (до 0,15 га на одного члена кооператива).

Кроме того, земля может находиться в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на ней располагаются приватизированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

Согласно земельному законодательству землевладение и землепользование в Республике Беларусь является платным. Ставки земельного налога, закрепленные Налоговым кодексом (2009), исчислялись на основе показателей кадастровой оценки земель.

Передача земли в частную собственность проводится после внесения соответствующей платы за земельный участок, при этом применяется нормативная, льготная или договорная цена.

Льготная цена на земельный участок устанавливается в размере пятикратной ставки земельного налога, уплачиваемого за этот участок на момент приобретения его в собственность. Правом приобретения земельного участка по льготной цене пользовались граждане, имевшие во владении и пользовании земельные участки, предоставленные им до принятия Закона «О праве собственности на землю» (1993). В настоящее время по льготной цене приобретают земельные участки наследники и граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Нормативная цена рассчитывается с учетом природно-климатических условий, видов земель, характеристики по го покрова, мелиоративного состояния земель; причем цены 1993 г. подлежат индексации. Для определения цены конкретного земельного участка, используемого для сельскохозяйственных целей, территория подразделена на три природно-климатические зоны — северную, центральную и южную; каждая из них делится на два округа — западный и восточный. Кроме того, выделено 17 типов почв, которые отражают природное состояние земель и общее направление их использования. При оценке земельного участка учитывается его месторасположение по отношению к населенным пунктам. Расчетные коэффициенты дифференцированы по расстоянию (до 10 км, 11—20 км, 21—30 км), административному и социально-экономическому статусу (Минск, областные центры, города с населением свыше 50 тыс. человек, районные центры). В1993 г. средняя нормативная цена по стране была определена в 2,5 млн р. за 1 га , нормативные цены на земли городов и поселков городского типа, передаваемых в частную собственность, устанавливались индивидуально.

Как показывает мировой опыт, стоимость земли в крупных городах неуклонно возрастает, причем существенно различается между отдельными городами, городами и пригородами, внутри самих городов, отражая различную потребительскую стоимость или общественную полезность конкретных ее участков. Например, в Нью-Йорке 1 га земли на Манхэттене оценивался в 1970—1980-е гг. в среднем в 3 млн дол., за пределами Манхэттена — в 400 тыс. дол., в пригородной незастроенной зоне — в 20 тыс. дол.

Охрана земель регулируется Кодексом о земле (глава 10) и включает систему правовых, организационных, экономических и других мер, направленных на рациональное использование земель, предотвращение их необоснованных изъятий из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных антропогенных воздействий, а также на воспроизводство и повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда. Важен комплексный подход к землям как сложным природным образованиям (экосистемам), с учетом их зональных и региональных особенностей, целей и характера эксплуатации. Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер, обеспечивать сохранение почв, ограничивать воздействие на растительный и животный мир, на геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

В природоохранных целях землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков обязаны осуществлять:

· восстановление и повышение плодородия почв, а также других полезных свойств земли;

· защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии заболачивания, засоления, загрязнения отходами производства, других процессов разрушения;

· защиту сельскохозяйственных земель от зарастания кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения состояния земель;

· рекультивацию нарушенных земель и другие мероприятия по охране и рациональному использованию земель.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности землепользователей и землевладельцев в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.

Это предполагает следующие меры:

· выделение средств из республиканского или местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине землепользователей и землевладельцев;

· освобождение от платы за земельные участки в период сельскохозяйственного освоения;

· предоставление льготных кредитов;

· поощрение за повышение плодородия почв и продуктивности земель, производство экологически чистой продукции.

Эффективность землепользования связана с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Генеральным направлением остается максимальное сохранение сельскохозяйственных угодий и дальнейшее совершенствование их структуры. Однако в ряде случаев сельскохозяйственное использование земель оказывается нерациональным. Интересы гармоничного развития экономики страны требуют отвода все новых и новых земель под промышленное, транспортное, жилищное строительство, на рекреационные цели. В этих условиях важно свести к минимуму изъятие земель и по возможности обеспечить вовлечение в народнохозяйственный оборот ранее не использовавшихся территорий.

На перспективу прогнозируется некоторое расширение площади лесных и лесопокрытых земель посредством перевода в эту категорию заросших кустарником и мелколесьем бывших сельскохозяйственных угодий, а также посадки леса на песчаных и прочих не используемых в сельском хозяйстве землях. Сохранится также тенденция увеличения земель, находящихся под водой, в основном за счет рекультивации торфяников, на которых после выработки торфа создаются водохранилища. Возрастут площади земель, занимаемых транспортными магистралями, прежде всего — за счет передачи придорожных полос, строительства новых и реконструкции действующих автомобильных дорог.

Разработана Государственная программа охраны и рационального использования земель, в которой на первое место выдвинута проблема сохранения и повышения продуктивности земель. Для того чтобы успешно восполнить дефицит продуктивности угодий, планируется повышать плодородие почв главным образом рациональным применением удобрений, переводя земледелие на почвозащитную основу. Развитие мелиоративного строительства включает реконструкцию и восстановление не действующих ныне мелиоративных систем, новое осушение, а также проведение дополнительных мероприятий по регулированию поверхностного стока. Первоочередными мелиоративными мероприятиями в Брестской, Гомельской и Минской областях станут работы по повышению технического уровня мелиоративных систем, а в Витебской области — культуротехнические и работы по улучшению водно- воздушных свойств почв.

Контрольные вопросы

1. Раскройте роль земли как важнейшего средства производства и пространственного базиса развития общества.

2. Охарактеризуйте земельные ресурсы мира и стран СНГ.

3. В чем проявляются неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов?

4. С какой целью проводится рекультивация земель, как определяется ее эффективность?

5. Изложите сущность проблемы утилизации и ликвидации отходов производства и потребления.

6. Определите возможные пути экономического стимулирования охраны и рационального использования земель в странах СНГ.

 



Дата: 2018-11-18, просмотров: 609.