Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде.
Применение дисциплинарной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды регламентировано Трудовым кодексом.
Невыполнение служебных обязанностей, связанных с охраной окружающей среды, в частности указанных в должностных инструкциях работников, влечет дисциплинарную ответственность. Виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Наряду с ними к нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды могут применяться такие меры, как лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска, перевод на нижеоплачиваемую работу или понижение в должности на определенный срок и др. Виды и порядок применения дисциплинарных взысканий определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективными договорами, соглашениями, другими локальными актами.
В области природопользования наиболее распространенными являются меры административной ответственности К физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности, применяются административные взыскания: предупреждения; штрафы; лишение права заниматься определенной деятельностью, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия); лишение специального права (например, права охоты); конфискация предмета, явившегося орудием совершения правонарушения, или средств совершения административного правонарушения (например, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных).
Применение административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства регламентировано Кодексом об административных правонарушениях. В главе 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» приведен подробный перечень: нарушения нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, требований экологической безопасности, порядка реализации проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе; режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий; порядка использования земель; требований по использованию недр и гидроминеральных ресурсов и их охране; правил лесопользования, лесоразведения, воспроизводства; правил заготовки, сбора или закупки грибов, дикорастущих растений или их частей; требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений или мест их обитания и произрастания; правил рыболовства и охраны рыбных ресурсов и водных животных; правил охоты; требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках; порядка использования охранных зон станций, постов и других гидрометеорологических объектов государственной сети наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением; правил водопользования, эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств.
Административными правонарушениями также считаются, незаконные вывоз из страны и ввоз в нее диких животных и дикорастущих растений; уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных; незаконные изготовление, приобретение, хранение или сбыт орудий добычи рыбы и других водных животных; незаконное уничтожение или повреждение древесно-кустарниковой или иной растительности; самовольный сбор или уничтожение дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу, и их частей; самовольный сбор, уничтожение или повреждение лесной подстилки или живого напочвенного покрова; выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов; разжигание костров в запрещенных местах; загрязнение леса и иной древесно-кустарниковой растительности; загрязнение атмосферы, вод; производство, выпуск в эксплуатацию или эксплуатация передвижных источников с превышением нормативов допустимых выбросов химических веществ; невыполнение требований по эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений; сокрытие, умышленное искажение и (или) несвоевременное предоставление, необоснованный отказ в предоставлении экологической информации.
Уголовная ответственность наступает за представляющие общественную опасность правонарушения против экологической безопасности и природной среды.
Общественная опасность уголовно наказуемого деяния определяется характером наступивших последствий: совершение нарушений в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения; смерть либо заболевания людей; причинение ущерба в крупном размере; гибель растительности или животных, занесенных в Красную книгу, и т.п. К лицам, совершившим подобные преступления, применяются следующие наказания: общественные работы, штраф, исправительные работы, арест, ограничение свободы, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества.
В Уголовном кодексе (далее — УК) имеется глава 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды», устанавливающая уголовную ответственность за следующие преступления: умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов; нарушение требований экологической безопасности; прием в эксплуатацию экологически опасных объектов; непринятие мер по ликвидации последствий нарушений экологического законодательства; сокрытие либо умышленное искажение сведений о загрязнении окружающей среды; порча земель; уничтожение либо повреждение торфяников; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засорение вод; нарушение правил водопользования; загрязнение атмосферы; загрязнение леса; уничтожение либо повреждение леса по неосторожности; незаконная порубка деревьев и кустарников; нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими, другими биологическими агентами или токсинами; нарушение правил, установленных для борьбы с сорной растительностью, болезнями и вредителями растений; незаконная добыча рыбы или водных животных; незаконная охота; нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных; нарушение ветеринарных правил.
В статьях главы 26 признается крупным размер ущерба на сумму, превышающую в 250 раз и более размер базовой величины, установленный на день совершения преступления; особо крупным — в 1000 раз и более превышающую размер такой базовой величины.
В уголовном кодексе впервые введено понятие «экоцид» — умышленное массовое уничтожение растительного или животного мира, либо отравление атмосферы или водных ресурсов, либо совершение иных умышленных действий, способных вызвать экологическую катастрофу (глава 17 «Преступления против мира и безопасности человечества», ст. 131). Такие деяния наказываются лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
Привлечение лиц к ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения в полном объеме вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду. Порядок определения размера возмещения устанавливается Советом Министров.
Надзор за исполнением природоохранного законодательства осуществляют органы прокуратуры на уровне Генеральной прокуратуры и соответствующих областных, городских и районных управлений и отделов. Кроме того, эта обязанность возложена на органы внутренних дел, в частности, на службу экологического надзора управления ГАИ - экологическую милицию. Она контролирует соответствие выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта установленным нормам, делая замеры СО и СН в бензиновых двигателях и дымности — в дизельных (акция «Чистый воздух") Экологической милицией организован постоянный контроль за доставкой твердых бытовых отходов к местам их складирования и захоронения; ликвидацией выявленных несанкционированных свалок мусора; выполнением правил землепользования; благоустройством и содержанием улиц, дворовых территорий, гаражных массивов, промышленных и строящихся объектов населенных пунктов, животноводческих ферм, территорий пригородных зон; соблюдением природоохранного законодательства в местах массового отдыха граждан и на прилегающих территориях. Например, несанкционированное выбрасывание мусора влечет наложение штрафа в размере от 1 до 2 базовых величин; загрязнение почвы нефтепродуктами в результате мытья автомобиля — от 5 до 50 базовых величин; передвижение автомобиля по зеленой зоне — до 3 базовых величин.
Важную роль в пресечении экологических правонарушений играют и общественные организации.
Проблему сохранения природной среды нельзя решить одними мерами запретительного характера. Огромное значение имеет воспитание у граждан бережного отношения к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам и нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельности нуждается как в обеспечении ее экономическими механизмами реализации, так и в создании сети непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения граждан. Только в этом случае можно рассчитывать на действенность правовой защиты природной среды.
//'); //]]>
Дата: 2018-11-18, просмотров: 515.