В целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» нашей стране был принят Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (утвержден Минприроды и введен в действие 21 августа 1997 г.). Структура и содержание классификатора учитывают рекомендации конференции Европейских статистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).
В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности:
1. текущая природоохранная деятельность;
2. природоохранные мероприятия.
Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана преимущественно с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения.
Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения.
В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природных сред:
· охрана атмосферного воздуха;
· охрана водных ресурсов;
· охрана земель и недр;
· охрана биоразнообразия и ландшафтов, в том числе охрана лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов, охрана и воспроизводство животного мира;
· комплексные направления природоохранной деятельности (создание, развитие и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий и объектов);
· специальные сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами производства и потребления, борьба с шумом и вибрацией);
· управление и контроль в области природоохранной деятельности.
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:
· текущие затраты предприятий, организаций и учреждений на охрану окружающей среды;
· затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения;
· капитальные вложения (прямые и сопряженные) на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
· затраты на содержание заповедников и иных особо охраняемых природных территорий, а также на охрану ресурсов животного мира, лесных ресурсов и других элементов ландшафта;
· затраты на научные исследования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
· затраты на содержание государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
· затраты на экологическое образование и просвещение (подготовку соответствующих специалистов);
· затраты на международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
На природоохранные мероприятия расходуется значительная часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3 % общих капиталовложений, но их доля сильно колеблется в зависимости от отраслевых особенностей производства: имеются данные, что в стройиндустрии - инвестиции в основной капитал экологического назначения составляют 0,9 % общего объема, в черной металлургии 4,6 %, а на отдельных предприятиях химической промышленности их доля достигает 40 % стоимости основных производственных фондов.
Большая часть капиталовложений экологического назначения идет на охрану и рациональное использование водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Так, в середине 1990-х гг. на охрану и рациональное использование водных ресурсов выделялось около 70 % объема природоохранных инвестиций, на защиту воздушного бассейна — 15—20 % , а на охрану земель — около 12-15%, остальное — на полигоны и предприятия по утилизации и захоронению токсичных бытовых и промышленных отходов. В странах с высокоразвитой экономикой соотношение капитальных затрат на охрану водной среды и воздушного бассейна прямо противоположное. Прогрессивные производственные технологии Запада предусматривают использование замкнутых оборотных систем водоснабжения вместо дорогостоящих систем водоотведения сточных вод с капиталоемкими очистными сооружениями. В то же время защита воздушного бассейна требует значительных затрат на пылегазоулавливающие установки, стоимость которых может составлять более 20 % стоимости основного технологического оборудования. Следует заметить, что в 2000 г. в Беларуси наблюдалась тенденция к некотором сближению удельного веса инвестиций в основной капитал предназначавшихся для охраны водных ресурсов и воздушного бассейна (35 и 29 % капиталовложений соответственно), но в последующие годы она не нашла продолжения.
В распределении текущих затрат по видам природоохранной деятельности в целом по стране прослеживаются тенденции, характерные для капитальных вложений, но в отличие от капитальных затрат, доля которых на охрану атмосферного воздуха после 1995 г. значительно возросла и в последние годы составляла почти треть, без малого три четверти текущих затрат экологического назначения по-прежнему направляется на охрану водных ресурсов.
Экспертные оценки специалистов свидетельствуют о том, что расходы, необходимые для стабилизации экологической обстановки, должны быть соизмеримыми с оценкой ущерба от загрязнения среды. Так, в экономически развитых странах оценки совокупного экономического ущерба от загрязнения окружающей среды колеблются сейчас в пределах 2—7 % ВНП, за последние 20—25 лет природоохранные затраты там выросли многократно и составляют 3—6 % ВНП. У нас же, согласно официальной статистике, общие расходы на охрану природы в последние годы составляли 1,1—1,2 % ВВП (а в 2008 г. — 0,9 % ВВП), а затраты на охрану водных ресурсов и атмосферного воздуха — 0,8 % ВВП. В то же время ущерб от загрязнения воздушной и водной сред (только от стационарных источников загрязнения) в 2,4 раза превысил затраты на охрану воздушного бассейна и водных ресурсов. При этом очевидно, что оценки ущерба сильно занижены относительно реально существующего в силу отсутствия необходимой информации, погрешностей статистической базы данных, методических трудностей определения ущерба от выбросов автомобильного транспорта и т.п. К сожалению, экономические возможности пока не позволяют нам выделять значительные финансовые ресурсы, необходимые для адекватного возмещения понесенного ущерба и ликвидации негативных экологических последствий хозяйственной деятельности.
Выбор природоохранных мероприятий требует всестороннего экономического обоснования экологических затрат, что имеет особо важное значение при ограниченности государственных средств и необходимости их использования с наибольшей отдачей в условиях перехода к рыночным отношениям. Для обоснования экономической целесообразности природоохранных ме- роприЯТИЙ используются показатели эффективности экологического назначения.
Контрольные вопросы
1. Каковы направления использования экологических издержек предотвращения?
2. Как различаются природоохранные затраты по времени реализации?
3. Какие затраты называются эксплуатационными издержками экологического назначения?
4. Что такое интернализация экстернальных издержек?
5. Какие виды природоохранной деятельности выделяются в соответствии с принятой классификацией?
24. Экономические оценки ущерба (вреда) от антропогенного воздействия на природную среду
Важнейшим условием эффективного функционирования экологической сферы является обеспечение обязательного возмещения субъектами хозяйствования вреда от антропогенного воздействия на природную среду, выраженного в стоимостной с форме. Закон «Об охране окружающей среды» определяет вред, причиненный окружающей среде как «имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства» (ст. 1 Закона). Однако в научной и учебной литературе для обозначения этого явления более распространено понятие «ущерб», компенсация которого требует его экономической оценки.
Загрязнение и истощение окружающей среды в результате антропогенной деятельности наносит ущерб (вред, урон), условно говоря, трем сферам: состоянию экологических систем, хозяйственным объектам и здоровью людей. Исходя из этого, различают три вида ущерба: экологический, экономический и социальный.
Экологический ущерб характеризуется нарушениями, возникающими в природных системах. Неблагоприятные последствия для них могут наступить даже при незначительных отклонениях от оптимального состояния, а при достижении критического уровня происходят необратимые изменения в экосистемах.
Под экономическим ущербом обычно понимают выраженные в денежной форме фактические или возможные потери народного хозяйства, обусловленные ухудшением экологической ситуации в результате антропогенной деятельности.
Социальный ущерб — это ущерб, наносимый прежде всего здоровью людей загрязненным воздухом, загрязненными химическими веществами, продуктами питания, плохим карчеством питьевой воды, шумами и т.п. Все это ведет к росту заболеваемости людей, сокращению продолжительности жизни, ухудшению условий труда и отдыха населения, нарушению благополучия жизнедеятельности.
Очевидно, что экологический и социальный ущербы не подлежат абсолютно точному количественному измерению, а теоретические и практические исследования по оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды начали проводиться в СССР на рубеже 1960—1970-х гг.
Обобщая существующие подходы к оценке экономического ущерба можно схематически представить его в виде двух составляющих: натуральных потерь в денежном выражении и затрат на ликвидацию отрицательных последствий или замену деградированных ресурсов.
К числу натуральных потерь принадлежат прежде всего прямое разрушение природного ресурса и прямой урон, который несет экономика вследствие такого разрушения. Например, уничтожение почвы при открытой добыче полезных ископаемых либо отводе сельскохозяйственных земель иод строительство промышленных объектов, под водохранилища и т.п. К сожалению, эти процессы имеют устойчивую тенденцию к росту. Величину экономического ущерба от выбытия земель из сельскохозяйственного оборота можно оценить исходя из стоимости 1 м3 почвы и площади утраченных земель или стоимости урожая, недополученного с данной территории с учетом фактора времени.
К прямым потерям приводит уничтожение лесов от пожаров, порубок, загрязнения воздуха. Прямой ущерб наносится населению водоемов при постройке плотин, не дающих проходным рыбам подниматься в верховье для нереста, при загрязнении водных объектов вредными веществами, в результате уменьшения содержания кислорода в воде вследствие теплового загрязнения водоемов и развития сине-зеленых водорослей.
К прямым потерям относятся потери различных видов материалов: металлов — от ускоренной коррозии в условиях агрессивной среды, повреждения облицовки зданий вследствие загрязнения воздуха, потери ценных элементов, содержащихся в отходящих газах, сточных водах, шлаках, отвалах и т.д.
Затраты на ликвидацию последствий загрязнения или истощения природной среды обусловлены расходами на компенсацию негативного воздействия. Это прежде всего затраты на создание и работу очистных сооружений, величина которых значительно меняется в зависимости от степени очистки: по мере ее повышения расходы на очистные сооружения прогрессивно возрастают. Так, на сахарных заводах для достижения полной очистки воды необходимо затратить в 100 раз больше средств, чем для обеспечения очистки на 30 %.
В промышленности экономический ущерб может определяться также затратами на возмещение недополученной в результате негативного воздействия продукции (например, снижение производства в лесной промышленности из-за сокращения или гибели местных лесных ресурсов), дополнительными расходами на ремонт и содержание основных средств, подвергшихся ускоренному износу в зоне загрязнения, и т.п.
Снижение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства на загрязненных территориях вызывает дополнительные затраты на закупку чистой продукции в других районах.
Ущерб в коммунальном хозяйстве из-за загрязнения среды можно рассматривать как дополнительные затраты на уборку улиц, более частую покраску и ремонт зданий и т.п.
В составе затрат, вызываемых воздействием загрязненной среды, должны учитываться и затраты, вызываемые вторичным загрязнением (от сжигания отходов, их проникновения в окружающую среду в процессе хранения и т.п.).
Таким образом, экономический ущерб является комплексной величиной и слагается из ущербов, наносимых отдельным видам реципиентов от загрязнения различных природных сред — воздушного бассейна, водных источников, земель, лесных экосистем и др.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 556.