Показатели и критерии оценивания компетенций экономистов-бакалавров на различных этапах их формирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кафедра экономики

 

Методическое пособие для самостоятельной работы бакалавров

по дисциплине «Экономика персонала»

 

 

 

Курск

УДК 65

ББК65.

И 21

 

 

Иванова Л.А. Методические пособие для самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Экономика персонала» [Текст]: метод.пособие гос.ун-т, 2017– 25 с.

 

Методическое пособие включает вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, практико-ориентированные задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, критерии оценивания знаний и умений на экзамене, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки 38.03.01  Экономика

 

 

Рекомендовано в качестве методического пособия Ученым Советом факультета экономики и менеджмента КГУ от «12 » января 2017 г.

 

Рецензент: Меньшикова М.А., доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета

 

 

УДК 65                                                © Иванова Л.А.

ББК 65.                                             © ООО Издательство «Призма»

 

 

Пояснительная записка

Цель курса - формирование у бакалавров целостного представления об экономике персонала как науки, которая изучает экономические закономерности в области трудовых отношений на предприятиях и в организациях, развитие способности к самоорганизации и самообразованию, экономического мышления, воспитание культуры трудовых отношений; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия.  

Основными задачами курса являются:

- усвоение студентами знаний и законов функционирования современного рынка труда; выявление основных особенностей российского рынка труда;

- приобретение знаний о формах организации труда в организациях и на предприятиях;

- овладение методикой расчета эффективности работы трудового коллектива (производительности труда, трудоемкости)  на различных предприятиях национальной экономики;

- получение  навыков самостоятельного анализа российского рынка труда, трудовых ресурсов хозяйствующих субъектов и экономической политики правительства в области трудовых отношений.

В результате изучения дисциплины студенты- бакалавры должны

Знать:

- теоретические категории, характеризующие организацию трудовых отношений на российских предприятиях,

- формы и системы оплаты труда, натуральные и  стоимостные показатели оценки  результативности труда;

- методы объективного анализа состояния российского рынка труда и перспективы его развития в постсоветской российской экономике; политику занятости российского правительства;

Уметь:

- определять особенности функционирования российских предприятий и организаций,

- анализировать реальную динамику, структуру и эффективность использования рабочей силы на предприятии;

- использовать методы расчета оплаты труда и его производительности;

Владеть:

- навыками анализа социально-экономических отношений , складывающихся в процессе труда в организации под влиянием различных факторов - технического, организационного, кадрового и иного характера

- навыками уверенно ориентироваться в основных проблемах трудового коллектива; толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия сотрудников трудового коллектива,

- методикой экономического анализа показателей  развития трудового коллектива в целях выявления тенденций их изменения, планирования и прогнозирования в современной инновационной экономике.

 

Стержневые мировоззренческие идеи курса.

Экономика персонала, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации трудовых отношений в обществе. Знание основ экономики персонала позволит специалисту абстрагировано и аргументировано подходить к изучению происходящих событий в области трудовых отношений, оценивать тенденции и проблемы работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия сотрудников организации. Дисциплина изучает процесс организации труда на предприятии, его эффективность, мотивацию трудовой деятельности сотрудников фирм и организаций. Такой подход позволяет, отбросив случайное и обратив основное внимание на объективное и типичное, сформировать правильное мировоззрение в области трудовых отношений  на российских предприятиях и в организациях; развить способность к самоорганизации и самообразованию для повышения эффективности

 

Литература

Основная

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. М.: Проспект,2007.

2. Кибанов А.Я. Экономика управления персоналом: учебник (ФГОС 3-го поколения) М.- ИНФРА-М, 2013 г.

3.  Колосова Р.П. Василюк Т.Н. и др. Экономика персонала. М. – МГУ, ИНФРА-М, 2010 г

Дополнительная

 

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. С изменениями от 30 декабря 2008 г.// РГ. Федеральный выпуск. 2009, 21 янв.

2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ).

3. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» ( в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ).

4. Ершова, И.Г. Управление трудовыми ресурсами: учеб. Пособие /И.Г. Ершова; Курский гос. ун-т .-Курск: КГУ, 2009.-368с.  

5. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник для вузов рек. УМО /А.И. Рофе.-М.:КНОРУС,2010.-392с.

 

 

Содержание лекционного курса

Тема 6. Нормирование труда.

Нормирование труда . Нормативы и нормы труда: выработки; обслуживания; времени; времени обслуживания; численности работников. Исследование трудовых процессов и затрат рабочего времени . Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени. Хронометраж. Фотография рабочего времени. Фотография рабочего времени методом моментных наблюдений.

 

Содержание семинарских занятий

Индикаторы достойного труда

Перечень показателей, рекомендуемых Международной организацией труда*

1  Доля занятых лиц в общей численности населения в возрасте 15-72, %
2 Уровень безработицы (15- 72), %
3 Молодежь, которая не учится и не работает в возрасте 15-24 лет, в общей численности населения соответствующей возрастной группы, %
4 Неформальная занятость
5 Работающие бедные, %
6 Доля занятых с низким уровнем заработной платы (ниже 2/3 медианы почасового заработка), %
7 Доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов (более 48 часов в неделю; «фактическое» количество часов), %
8 Детский труд (согласно Резолюции, принятой на 18-й МКСТ (доля занятых в возрастной группе 5-17 лет, %)
9 Доля детей, занятых в опасных условиях, среди лиц в возрасте 5-17 лет, %
10 Сегрегация в видах занятий (профессий) по половому признаку (подгруппы 11, 12МСКЗ-88)
11 Гендерный разрыв в заработной плате, %
12 Уровень производственного травматизма со смертельным исходом (на 100 000 работающих)
13 Уровень производственного травматизма с не смертельным исходом (на 100 000 работающих)
14 Время, потерянное в результате производственного травматизма
15 Доля населения, получающего пенсии (трудовые пенсии), %
16 Расходы на здравоохранение, финансируемые не за счёт личных домашних хозяйств, (%)
17 Дети, которые не посещают школу (% от возрастной группы)
18 Производительность труда (темпы роста)
19 Неравенство в распределении доходов: Р90/Р10
20 Темпы инфляции (ИПЦ)
21 Занятость по отраслям экономической деятельности
22 Доля занятых в сельском хозяйстве (%)
23 Доля занятых в промышленности (%)
24 Доля занятых в сфере услуг (%)
25 С - Доля заработной платы в BBП, %

Задания в тестовой форме

( Выберите правильный ответ)

Задача 7. (расчет изменения трудоемкости и производительности). На обработку детали затрачивали 19 мин; после пересмотра норму времени установили на уровне 16 мин. На сколько процентов снизилась трудоемкость работ и повысилась производительность

 

Задача 8.  «Факторный анализ производительности труда». Рассчитайте влияние трудовых факторов на изменение выручки от продаж, применив метод абсолютных, относительных разниц и интегральный метод факторного анализа, сделайте выводы. Исходные данные для детерминированного факторного анализа мультипликативной модели выручки от продаж

Показатель Прошлый год Отчетный год Изменения
Выручка от продаж, тыс. руб. 1276 1302  
Среднегодовая численность рабочих, чел. 70 75  
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. 18,22 17,36  

Тема 6. Нормирование труда.

Вопросы к обсуждению:

1. Задачи нормирования труда на предприятии

2. Система нормативов и норм труд Нормативы и нормы труда: выработки; обслуживания; времени; времени обслуживания; численности работников.

3. Методы нормирования труда

4. Современные проблемы нормирования труда.

 

Самостоятельная работа

1. Хронометраж, фотография рабочего времени или фотография рабочего времени методом моментных наблюдений любого из сотрудников предприятия.

Практико-ориентированные задания

Задача 1. Рассчитать размер нормы штучного (Тшт) и штучно-калькуляционного (Тшк) времени и норму выработки (Нв) в условиях серийного типа производства, если оперативное время – 12 мин., норматив времени на отдых – 4% от оперативного времени, а норматив времени на обслуживание рабочего времени – 6%, подготовительно-заключительное время – 20 мин., количество деталей в партии – 40 шт.

 

Задача 2. Рассчитать комплексную норму времени и аккордное задание для бригады численностью в 10 чел. при следующих объемах работ и пооперационных нормах времени (табл.). Продолжительность рабочего дня – 8 часов. Плановый процент выполнения норм выработки – 109. Срок выполнения задания определить в рабочих днях.

Исходные данные:

Операция Единица измерения Объем работ Норма времени на единицу, чел.-час. Норма времени на конечный измеритель, чел.-час
Подготовка рабочего места чел.-час. 10 1,00  
Разгрузка материалов и комплектующих изделий вручную т 150 0,59  
Подготовка металлоконструкций к монтажу т 140 0,95  
Монтаж металлоконструкций т 140 2,40  
Электродуговая сварка пог. м 1500 0,25  
Окраска металлоконструкций кв. м 20 0,35  
Уборка приспособлений и отходов чел.-час. 6 1,00  
Итого х х х  

 

Задача 3. Рассчитать месячную норму для сквозной комплексной бригады, обслуживающей роторный экскаватор ЕРП-1250, режим работы непрерывный без выходных и праздничных дней по скользящему графику.

Данные для решения:

  1. Часовая производительность – 1550 т/час.
  2. Понижающий коэффициент, учитывающий трудность разработки грунта – 0,85.
  3. Чистая работа в смену – 6,5 часа.
  4. Число календарных дней в месяце – 28 дней.
  5. Число смен на планово-предупредительный ремонт – 6 смен.

 

Задача 4. Определить, как сократилась нормативная трудоемкость в результате пересмотра норм, а также, на сколько процентов повышены нормы выработки и понижены нормы времени. До пересмотра норм величина нормативной трудоемкости в цехе составляла НТ0=40800 нормо-часов, отработанное время – В0=29700 чел-часов. После пересмотра их выполнение составило Квып=110%.

 

Задача 5. Рассчитать норму нагрузки (по численности рабочих-сдельщиков) для нормировщика производственных цехов, если общая трудоемкость функции нормирования составляет 1040 чел.-часов, численность рабочих-сдельщиков – 1200 чел., фонд рабочего времени за месяц – 173 часов. По норме нагрузки определить необходимую численность нормировщиков.

 

Задача 6. Бригада рабочих численностью 8 человек должна выполнить за смену (8 часов) объем работ в 60 нормо-часов. Определить, реальны ли применяемые нормы и на сколько процентов они могут выполняться при условии устранения потерь времени, если по материалам фотографии рабочего дня баланс рабочего дня представлен следующими показателями (в % к продолжительности смены):

  • подготовительно-заключительное время – 3%,
  • оперативное время – 71%,
  • время на обслуживание рабочего места – 5%,
  • время на отдых и личные надобности – 8%,
  • потери времени в связи с нарушением трудовой дисциплины – 6%,
  • простои по организационно-техническим причинам – 7%.

Задача 7. Рассчитать комплексную норму выработки в штуках и тоннаже в строительстве для бригады, которая состоит из шести человек и выполняет работы по монтаже стальной конструкции массой 5 тонн на протяжении рабочей смены (8 часов), если известны индивидуальные нормы отдельных процессов, чел.-часов:

  • механизированная доставка деталей к месту работы – 4,2;
  • резание швеллера – 1,7;
  • сверление отворов – 2,5;
  • сложение панели – 0,5;
  • электросварка соединений – 0,4.

Задания в тестовой форме

(Выберите один правильный ответ)

1.Фотография рабочего времени это:

1. Изучение периодически повторяющихся элементов операции.

2. Изучение подготовительно-заключительной работы, действий по обслуживанию рабочего места.

3. Изучение рабочего времени исполнителя, времени использования оборудования в течении смены (или части ее) путем изменения всех видов затрат времени, их содержания, последовательности, продолжительности.

4. Изучение действий по обслуживанию рабочего места и периодически повторяющихся элементов операции.

 

2.  Время выполнения производственного задания подразделяется на:

1. Подготовительно-заключительное, основное время и время обслуживания рабочего места.

2. Время технического обслуживания, основное и вспомогательное время

3. Подготовительно-заключительное и оперативное время.

4. Подготовительно-заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места.

 

3. Суть аналитического метода нормирования труда состоит в следующем:

1. Норма времени определяется в целом на операцию или изделие без расчленения ее на элементы на основе статистических данных о выполнении норм на аналогичную операцию.

2. Операция расчленяется на составляющие ее элементы, на основе анализа производственных возможностей рабочего места проектируется рациональный состав операции и определяются необходимые затраты времени на каждый из проектированных элементов и операцию в целом.

3. Норма времени рассчитывается на основании опыта нормировщика (мастера).

4. Норма времени определяется на операцию (или изделие) путем ее сравнения с выполнявшейся ранее аналогичной операцией.

 

4. Недостатками метода моментных наблюдений являются:

1. Время наблюдения ограничено, наблюдения нельзя прерывать;

2. Результатом является только усредненные величины, неполные данные о причинах потерь рабочего времени (простоях оборудования). Отсутствие данных о последовательности выполнения операций;

3. Наблюдения длительны и трудоемки, обработка данных достаточно сложна;

4. Один наблюдатель одновременно может изучить затраты времени небольшой группы рабочих.

 

5. Норма времени – это:

1. Количество рабочего времени на изготовление партии изделий.

2. Затраты рабочего времени на изготовление всех изделий в цехе.

3. Количество рабочего времени, необходимое для выполнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или группой рабочих

4. Затраты времени на изготовление всей продукции на предприятии.

 

Исходные данные для анализа эффективности использования трудовых ресурсов

Показатели Прошлый год Отчетный год Темп роста, %
1. Объем продукции, тыс. руб. 680 1090  
2. Фонд оплаты труда работающих, тыс. руб. 2800 4250  
3. Численность работающих, чел. 6 9  
4. Производительность труда годовая, тыс. руб.      
5. Среднегодовая зарплата одного работающего, тыс. руб.      

6. Коэффициент опережения

 

7. Сумма экономии (перерасхода) фонда заработной платы

 

Методические рекомендации по выполнению

Производительность труда или среднегодовая выработка продукции одним работником исчисляется по формуле:

ГВ = ВП / ЧР,

где ГВ — годовая выработка;

ВП — выпуск продукции в стоимостном выражении;

ЧР — среднесписочная численность рабочих.

Оценка соответствия между темпами роста средней заработной платы и производительностью труда дается при помощи коэффициента опережения :

где IГВ — индекс годовой выработки;

IСЗ — индекс среднегодовой зарплаты, который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период к средней зарплате в базисном периоде.

Определение суммы экономии (- Э) или перерасхода (+Э) фонда заработной платы в связи с изменением соотношений между темпами роста производительности труда и его оплаты рассчитывается по следующей формуле:

где ФЗП1 — фонд заработной платы отчетного периода.

 

Кафедра экономики

 

Методическое пособие для самостоятельной работы бакалавров

по дисциплине «Экономика персонала»

 

 

 

Курск

УДК 65

ББК65.

И 21

 

 

Иванова Л.А. Методические пособие для самостоятельной работы бакалавров по дисциплине «Экономика персонала» [Текст]: метод.пособие гос.ун-т, 2017– 25 с.

 

Методическое пособие включает вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, практико-ориентированные задания для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, критерии оценивания знаний и умений на экзамене, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы бакалавров по направлению подготовки 38.03.01  Экономика

 

 

Рекомендовано в качестве методического пособия Ученым Советом факультета экономики и менеджмента КГУ от «12 » января 2017 г.

 

Рецензент: Меньшикова М.А., доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета

 

 

УДК 65                                                © Иванова Л.А.

ББК 65.                                             © ООО Издательство «Призма»

 

 

Пояснительная записка

Цель курса - формирование у бакалавров целостного представления об экономике персонала как науки, которая изучает экономические закономерности в области трудовых отношений на предприятиях и в организациях, развитие способности к самоорганизации и самообразованию, экономического мышления, воспитание культуры трудовых отношений; способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия.  

Основными задачами курса являются:

- усвоение студентами знаний и законов функционирования современного рынка труда; выявление основных особенностей российского рынка труда;

- приобретение знаний о формах организации труда в организациях и на предприятиях;

- овладение методикой расчета эффективности работы трудового коллектива (производительности труда, трудоемкости)  на различных предприятиях национальной экономики;

- получение  навыков самостоятельного анализа российского рынка труда, трудовых ресурсов хозяйствующих субъектов и экономической политики правительства в области трудовых отношений.

В результате изучения дисциплины студенты- бакалавры должны

Знать:

- теоретические категории, характеризующие организацию трудовых отношений на российских предприятиях,

- формы и системы оплаты труда, натуральные и  стоимостные показатели оценки  результативности труда;

- методы объективного анализа состояния российского рынка труда и перспективы его развития в постсоветской российской экономике; политику занятости российского правительства;

Уметь:

- определять особенности функционирования российских предприятий и организаций,

- анализировать реальную динамику, структуру и эффективность использования рабочей силы на предприятии;

- использовать методы расчета оплаты труда и его производительности;

Владеть:

- навыками анализа социально-экономических отношений , складывающихся в процессе труда в организации под влиянием различных факторов - технического, организационного, кадрового и иного характера

- навыками уверенно ориентироваться в основных проблемах трудового коллектива; толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия сотрудников трудового коллектива,

- методикой экономического анализа показателей  развития трудового коллектива в целях выявления тенденций их изменения, планирования и прогнозирования в современной инновационной экономике.

 

Стержневые мировоззренческие идеи курса.

Экономика персонала, являясь экономической наукой, поясняет процессы согласования и координации трудовых отношений в обществе. Знание основ экономики персонала позволит специалисту абстрагировано и аргументировано подходить к изучению происходящих событий в области трудовых отношений, оценивать тенденции и проблемы работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические конфессиональные и культурные различия сотрудников организации. Дисциплина изучает процесс организации труда на предприятии, его эффективность, мотивацию трудовой деятельности сотрудников фирм и организаций. Такой подход позволяет, отбросив случайное и обратив основное внимание на объективное и типичное, сформировать правильное мировоззрение в области трудовых отношений  на российских предприятиях и в организациях; развить способность к самоорганизации и самообразованию для повышения эффективности

 

Показатели и критерии оценивания компетенций экономистов-бакалавров на различных этапах их формирования.

ОК-5 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Этап формирования компетенции Особенности взаимодействия в коллективе при достижении профессионально значимых целей

 

Критерии оценки Показатели оценки
когнитивный Знает основные экономические, этнические и религиозные проблемы миграционных процессов в экономике
деятельностно-практический Демонстрирует умение дискутировать по проблемам иммиграции и эмиграции трудовых ресурсов
когнитивный Анализирует социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия на различных рынках труда
деятельностно-практический Принимает активное участие в коллективных деловых играх дисциплины

ОК-7 Способностью к самоорганизации и самообразованию

Этап формирования компетенции - Профессиональная адаптация, мобильность при решении задач профессиональной деятельности

 

Критерии оценки Показатели оценки
когнитивный организационные формы, средства самоорганизации и самообразования; методы самоорганизации и самообразования; понятие тайм-менеджмента
деятельностно-практический Демонстрирует умение  проводить фотографию своего рабочего времени; самостоятельно анализировать эффективность различных организационных форм  работы в коллективе; использовать различные формы  самообразования для решения задач профессиональной деятельности
когнитивный Знает структуру трудовых ресурсов государства и предприятия, показатели эффективности трудовой деятельности, демонстрирует знание макроэкономических моделей рынка труда.
деятельностно-практический Владеет методикой расчета показателей эффективности труда, анализирует экономическую политику правительства РФ в сфере труда современными методиками самообразования; методикой тайм-менеджмента; инновационными формами и методами профессиональной адаптации для повышения эффективности своей деятельности в коллективе;

Приоритетные формы, методы, технологии обучения .

При изучении курса «Экономика персонала» применяются различные виды учебных занятий: лекции; семинарские и практические занятия; деловые игры, разбор конкретных ситуаций («кейс-технологии»); работа в малых группах; индивидуальные занятия; контрольные работы, тестирование; консультации, самостоятельная работа. Студенты должны освоить ряд специальных понятий, дающих возможность работать с концепциями и положениями курса. От них требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания современного этапа развития национальной экономики. На семинарских и практических занятиях предполагается выработка навыков чтения научных текстов, умений выражать и доказывать свою позицию по обсуждаемым проблемам, проводить сбор и анализ статистической информации, анализ и расчеты по основным экономическим методикам.

Самостоятельная работа.

В самостоятельную работу студента входит чтение учебной и научной литературы, выполнение заданий для самоконтроля (в том числе тестовых), написание рефератов, а также научных экономических статей (эссе, критический очерк и т.д.). Темы для самостоятельной работы определены тематическим планом изучения дисциплины. К каждой теме предлагаются вопросы для проработки материала учебников и учебных пособий, для повторения, дискуссии, темы рефератов, даны тестовые задания.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

Основная

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. М.: Проспект,2007.

2. Кибанов А.Я. Экономика управления персоналом: учебник (ФГОС 3-го поколения) М.- ИНФРА-М, 2013 г.

3.  Колосова Р.П. Василюк Т.Н. и др. Экономика персонала. М. – МГУ, ИНФРА-М, 2010 г

Дополнительная

 

1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 г. С изменениями от 30 декабря 2008 г.// РГ. Федеральный выпуск. 2009, 21 янв.

2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ).

3. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» ( в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 176-ФЗ).

4. Ершова, И.Г. Управление трудовыми ресурсами: учеб. Пособие /И.Г. Ершова; Курский гос. ун-т .-Курск: КГУ, 2009.-368с.  

5. Рофе, А.И. Экономика труда: учебник для вузов рек. УМО /А.И. Рофе.-М.:КНОРУС,2010.-392с.

 

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 542.