- обмен деятельностью
- сотрудничество
- борьба
Д.И. Писарев предлагает оригинальную трактовку социальной структуры общества:
Человеческое общество в первоначальной его форме можно представить в виде пирамиды, разгороженной на несколько этажей. В самом нижнем этаже работают люди, добывающие сырые материалы, они находятся в непосредственном соприкосновении с землей, и их этаж составляет основание всего строения... Во втором этаже совершается механическая и химическая переработка добытых материалов. В третьем этаже действуют люди, занимающиеся перевозкою и устраивающие пути сообщения. В четвертом обитают все разнообразные классы людей, живущих производительным трудом нижнего этажа.
Равновесие этой общественной пирамиды будет тем устойчивее, чем обширнее будут два этажа ...
Обитатели нижних этажей знают, что на антресолях жить очень весело; поэтому во всей пирамиде господствует неистовое желание карабкаться кверху...
Основание постоянно становится уже, а вершина шире и тяжелее. Вся эта история неминуемо должна кончится тем, что пирамида рухнет и превратится в безобразную кучу мусора...[32]
Как сделать так, чтобы пирамида не перевернулась?
Подумайте над этим вопросом...
Дадим определения некоторым социальным группам.
Первой социальной группой в истории человечества был род - кровнородственное объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой общих интересов, а так же общностью языка, нравов, традиций.
Племя - тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества, характеризующийся общностью территории, хозяйственной деятельности, языка, происхождения и кровнородственными связями. В результате взаимодействия и смещения племен происходило постепенная замена кровнородственных связей - территориальными и экономическо-правовыми.
В настоящее время (в развитых странах) осталась одна социальная группа, основанная на кровном родстве - семья.
Процесс разделения труда вызвал к жизни появление профессиональных групп: крестьяне, ремесленники, жрецы, управленцы, люди, занимающиеся духовным производством (интеллигенция).
С появлением частной собственности произошло деление общества на классы. Классы различаются, прежде всего, по экономическим признакам. Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.[33]
Наряду с классами в докапиталистических обществах были и сословия. Сословия – это деление людей не по экономическим, а по правовым признакам. Место определенного сословия в иерархической социальной структуре и его привилегии были закреплены в обычаях или в праве. Сословная принадлежность с правами и привилегиями передавалась по наследству. Фома Аквинский в свое время наставлял, что подниматься выше своего сословия грешно, ибо разделение на сословие установлено Богом.
Буржуазное общество намного упростило сложную иерархическую структуру, поставив на место огромной сословной пирамиды одно деление: на богатых и бедных или, правильнее сказать, на людей имеющих собственность на средства производства (буржуазия) и не имеющих таковой и поэтому вынужденных идти на рынок труда продавать свою рабочую силу (наемные рабочие - пролетариат).
Одним из основных субъектов истории являются нации. Нация - (от лат. natio - народ, племя) - тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей со своим языком, культурными ценностями, психологией и самосознанием.
В последнее время все более обращают внимание на культурные признаки нации. Основу национального самосознания составляет менталитет - (от лат. mensym) - образ мыслей, душевный склад; глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Национальное самосознание - (как основная черта нации) - явление иррациональное, трудно поддающееся рациональному описанию и научному постижению.
Л.Н. Гумилев главным субъектом истории считает этнос, определяя его как естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив, существующий как энергетическая система, противопоставляющая себя всем другим таким же коллективам, исходя из ощущения комплиментарности. Комплиментарность (понятие близкое по значению понятию менталитет) - ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на своих и чужих[34]
Из многообразия точек зрения на проблему основного субъекта истории можно, пожалуй, сделать следующий вывод: главным субъектом, творцом истории является человечество. В зависимости от целей и направления изучения общества выделяются различные части человечества - народы, нации, классы, элита, личности.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 388.