Наследственность | активность | |||||
Общество | Среда | Личность | Общество | |||
Воспитание | творчество |
Благодаря своей активности, деятельности каждая личность неповторима и индивидуальна. Стремление личности к индивидуализации, к автоматизации и в то же время постоянная потребность в общении, в связях с другими людьми является ведущим противоречием в развитии, как самой личности, так и общества в целом.
Любой человек - личность. Любая личность - цель исторического развития и его активное начало. Каждая эпоха выделяет среди других великих, исторических личностей- людей, способных или ответственных принимать решения за многих других людей, способных вести за собой. Великий человек видит других, и хочет сильнее других, - говорил Г.В. Плеханов. Наиболее великими история признает тех людей, которые своим трудом, творчеством, подвигом сделали вклад в копилку духовных ценностей человечества; создали нетленные шедевры красоты, открыли законы природы. Память человеческая парадоксальна: современники считают более известными, историческими личностями: политиков, спортсменов, певцов, но чем дальше уходит современность в историю, тем яснее становиться величие духовных наставников человечества: писателей, поэтов, композиторов, художников, ученых. Об этом парадоксе Даниил Гранин пишет так: "Вместо этого неблагодарный обыватель ставит памятник Черчиллю, морякам-десантникам; киоскеры продают открытки с портретами Битлз, толпы любителей выигрывают автографы у Карпова. Что в это за мир, где прыгунов и генералов знают лучше, чем гениев, разгадавших мифы Природы!"[36]
Задание 1
Проанализируйте следующую позицию.
Каковы бы ни были внешние события, мир создается преимущественно самим человеком. От его чувств и идей, нравственных и умственных наклонностей зависит устройство и движение мира; от его внутреннего состояния зависит и состояние общества.
Гизо Ф. История и цивилизация в Европе. Спб., 1898, С.49-50.
Задание 2
Проанализируйте следующий отрывок художественного текста:
С физической реальностью ощутил он соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссально государства, ему показалось, что государство пристально всматривается в его лицо огромными светлыми глазами, вот оно навалится на него, и он хрустнет, пискнет, взвизгнет и исчезнет...
Гроссман В. Жизнь и судьба // Октябрь. - 1988. - №4. - С. 32.
Какое противоречие общественной жизни здесь отражено?
Возможно ли разрешение этого противоречия?
Задание 3
О каком противоречии- источнике развития общества говорит А.И. Герцен:
Понять всю ширину и действительность прав личности и не разрушить, не раздробить на атомы общество - самая трудная социальная задача. Ее разрешит, вероятно, сама история для будущего, в прошедшем она никогда не была разрешена.
Герцен А.И. Собр. соч.- М., 1955.- Т.5. - С. 62.
Разрешена ли эта задача в современном обществе?
Какие Вы знаете пути ее разрешения?
Задание 4
Согласно диалектике основным источником любого развития является противоречие. Назовите основные противоречия – источники развития общества.
На какую особенность общественных противоречий и способов их разрешения обращал внимание немецкий поэт и общественный деятель Х.М. Энценсбергер, утверждая, что воистину великолепны великие замыслы: рай на земле, всеобщее братство, перманентная революция и что все это было бы вполне достижимо, если бы не люди, люди только мешают. Этот тезис в общественной науке называется парадоксом Энценсбергера.
Задание 5
Какой из основных законов общественной жизни формулирует Карл Маркс в Немецкой идеологии: «...Сама удовлетворенная первая потребность ... и даже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей является первым историческим актом».
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. – C. 27.
Задание 6
Потребности животных - даже стоящих на эволюционной лестнице ближе всего к человеку - практически не изменяются, потребности же людей постоянно меняются. Какие важные социальные следствия влечет этот факт?
Задание 7
Какую роль играют потребности и интересы человека в развитии общества? Дайте определения понятий потребность, интерес. Попытайтесь сделать классификацию общественных потребностей и интересов.
Задание 8
Какие философские идеи отражены в следующем рассуждении одного из итальянских гуманистов: Действительно, по-настоящему богат тот, кто ни в чем не нуждается. А в чем может нуждаться тот, чьи желания подчинены разуму? Наоборот, безудержные желания не могут получить удовлетворения ни в золоте, ни в серебре, ни в персидских сокровищах. Страсть к обладанию не знает границ. Чем больше имеет человек, тем больше желает; достигнув желаемого, не чувствует себя удовлетворенным...испытывая нечто вроде того, что испытывают больные водянкой: у таких больных жажда возрастает от питья, А бедность не может быть тягостной никому и тех, кто довольствуется тем, что имеет. Недостатком мудрости, а не денег порождается бедность.
Франческо Фидельфо. Флорентийские беседы об изгнании // Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) Ред. Л.М. Брагина. – М.: МГУ, 1985. – С. 111.
Задание 9
В чем разница между прогрессивной тенденцией общественного развития тенденцией возвышения потребностей и потребительством?
Каков, по-вашему, критерий разграничения разумных и неразумных потребностей.
Задание 10
В последнее время все больше говорится о человеке, как решающем факторе всех перемен. Не противоречит ли это признанию первичности общественного бытия и определяющей роли материальных условий жизни?
Приведите примеры, показывающие, что в современном обществе возрастает роль субъективного фактора.
Задание 11
Проанализируйте следующую точку зрения:.. движущими силами человека являются физические удовольствия и страдания... Удовольствие и страдания суть и всегда будут единственным первоисточником человеческих поступков...
Гельвеций К. Соч.в 2-х т. М:, 974. - Т. 2. - 100с..
Задание 12
Голландский экономист Ян Тинберген задает такой вопрос. Определяющие побудительные силы деятельности людей – материальные потребности и экономические интересы. Но неужели люди всегда руководствовались, и будут руководствоваться корыстью, личной выгодой, страстью к наживе?
Как бы Вы ответили на этот вопрос.
Задание 13
Какая философская концепция отражена в следующем отрывке научного трактата: Доискиваясь первопричин тех поразительных событий, которые мы наблюдаем на земле с таким ужасом, этих грозных революций, этих страшных судорог, терзающих и разоряющих народы, мы увидим, что воля людей, производящих в этом мире самые поразительные и обширные изменения, приводятся первоначально в движение физическими причинами...
Гольбах П.А. Избр. Произв. в 2-х т. Т.1. - 265c.
Задание 14
Приведите аргументы за или против следующей точки зрения.
Законы, управляющие развитием человека и видоизменяющие его действия, являются вообще как результат его организации, образования степени благосостояния общественных учреждений, влияния местности и бесчисленного множества других причин, нелегко доступных для наблюдения и из которых многие, вероятно, навсегда останутся неизвестными.
Кетле Л.А. О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики. - Т.1. - С-Пб., 1865. - С. 11-12.
Задание 15
Какие методологические подходы к анализу общества в основе следующих рассуждений философа: ... Живые индивидуумы и народы, ища лица и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, и что они бессознательно исполняют?
Гегель Г.В. Соч.- т.8.- 25c.
Задание 16
Кто является субъектом исторического действия: Личность, историческая личность, класс, партия, народ, человечество? Аргументируйте свой ответ.
Задание 17
Какой-нибудь ...шальной атом, случайно попавший в голову законодателя и вызывавший расстройство деятельности мозга, может на целые века изменить ход истории.
Плеханов Г.В. Избр. филос. произв. – Т.1. – С.565-566.
Может ли такое быть? Знание каких категорий диалектики поможет ответить на этот вопрос?
Задание 18
Продолжите цитату и объясните практическое значение тезиса.
К.Маркс: Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан...
См. К. Маркс. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- т.3.
Задание 19
Дайте определение понятия социальная группа. Какие бывают социальные группы? Представителями, каких социальных групп Вы являетесь?
Задание 20
Вам поручили провести социологическое исследование, определить классовую принадлежность человека при помощи интервью. Вы имеете право задать не более двух вопросов. Какие вопросы Вы зададите?
Задание 21
Согласны ли Вы с утверждением, что молодежь - самый революционный класс современности. Аргументируйте свой ответ.
Задание 22
Каково место интеллигенции в социальной структуре общества?
Оцените точку зрения, высказанную в одной из дискуссий на страницах газеты Поиск: Признаки новой информации постиндустриального общества исходят из интеллекта человека, Человека мыслящего, а не человека производящего. Точнее производящего в основном путем работы самого эффективного средства производства - разума, интеллекта. Выбор таков: либо движущей силой, отрицающей капиталистические отношения, являются второй - пролетариат, либо третий - интеллектуал, творец духовной сферы, субъект ноосферы, вышедший из любого слоя общества. Сегодня это интеллигенция - научная, техническая, творческая. Именно она все в большей степени определяет прогресс общества
См.: Поиск. – 1990. – №3.
Задание 23
Семья – одна из исходных форм социальной общности людей. Исследуя историческое развитие семьи, Ф. Энгельс писал: Мы имеем три главных формы брака, в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации - моногамия.
Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Соч.2-е изд. – Т. 21. – 77c.
Опишите более подробно эти исторические этапы.
Каково по Вашему будущее семьи?
Задание 24
Русский философ XIX века А.С. Хомяков считал, что бессильна самая сильная личность... против логической строгости исторических начал.
Какому философскому направлению соответствует подобная точка зрения? Прокомментируйте ее.
Задание 25
Перечислите основные исторические формы общности людей.
Чем отличается народность и нация?
Согласны ли Вы со следующим взглядом на будущее наций:
... В последнее время модно говорить о нивелировке наций, об исчезновении народов в котле современной цивилизации. Я не согласен с тем... исчезновение наций обеднило бы нас не меньше, чем, если бы все люди уподобились в один характер, в одно лицо. Нации - это богатство человечества, это обобщение личности его; самая малая из них несет свои особые краски, таит в себе особую грань Божьего замысла.
Солженицын А. Нобелевская лекция // Новый мир. – 1989. – №7. – С.140.
Задание 26
Какую мировоззренческую и общественную позицию высказывает главный герой одного из романов Стругацких: Что такое личность? Общественная единица. Ноль без палочки. Не о единицах речь, и об общественном благе. Во имя общественного блага мы обязаны принять на свою ветхозаветную совесть любые тяжести, Нарушить любые писаные и неписанные законы. У нас один закон: общественное благо.
Аркадий и Борис Стругацкие. Град обреченных // Нева. – 1988. – №10. – С.103.
Задание 27
Дайте сравнительный анализ понятий: Индивид, Человек, Личность.
Покажите на примерах диалектику общего и единичного в развитии личности. В какой период своего развития человек становится личностью? С чем это связано?
Задание 28
Согласны ли Вы с утверждением, что интересы общества всегда выше интересов личности?
Проанализируйте противоречие личности и общества.
Задание 29
Почему в последнее время все чаще человечество рассматривается как единый субъект истории?
Задание 30
Какие философские идеи отражены в следующих стихах?
Народ,
Извечный, как земля.
Кто б ни играл судьбой,
Все векселя
Оплачены тобой
Не подомнет тебя напасть,
Не пошатнешься ты,
Пока над властью
Будет власть
Твоей земной мечты.
В. Федоров.
Тема: ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС:
Дата: 2018-11-18, просмотров: 409.