Фатализм | Диалектическая концепция | Волюнтаризм |
Абсолютизация необходимости | Свобода и историческая необходимость – две стороны одного противоречия | Абсолютизация свободы |
Фатализм (от лат. fatum - судьба) – социально-философская концепция, трактующая исторический процесс как результат объективных сил, независимых от человека. Эти внешние силы предопределяют все действия человека.
«Летящий мяч не скажет, нет иль да
Игрок метнул – стремглав летит туда
Так вот и нас не спросят, возьмут
И в этот мир забросят
Решает небо каждого куда».
Волюнтаризм (от лат. voluntas - воля) – социально-философская концепция, трактующая исторический процесс как результат произвольных действий и поступков людей.
Вольтер, например, подчеркивая закономерный характер истории, так высмеивал абсолютизацию случайности; мудрец индус утверждает, что его левая нога явилась причиной смерти французского короля Генриха IV, убитого в 1610 году. Однажды, в 1550 году этот индус начал прогулку по берегу моря с левой ноги. Во время прогулки он случайно столкнул в воду своего друга – персидского купца. Дочь купца, оставшись без отца, бежала из родных краев с армянином и родила затем девочку, которая затем вышла замуж за грека. Дочь этого грека поселилась во Франции, вступила там в брак, от которого родился Равальяк – убийца Генриха IV. Указанный индус считал, что если бы он не начал прогулку с левой ноги, то история Франции была бы другой.
Диалектика свободы и необходимости проявляется в том, что если субъект (человек) знает общественную закономерность и действует в соответствии с ней, в этом направлении, то он с большей вероятностью добивается своих целей. Абсолютной свободы нет и быть не может, т.к. всегда будут существовать объективные и субъективные барьеры, ограничивающие свободу человека. Схематично поле свободной деятельности человека можно представить в виде «загона» с забором со всех сторон, внутри его человек может передвигаться свободно (см. рис. 2). Но человеку этого мало, он стремится (и может) ломать или отодвигать барьеры. Эта извечная воля человека к свободе и составляет суть и смысл его бытия.
Свобода и необходимость в деятельности человека
Моральные и правовые нормы, обычаи и традиции
Законы общества
Барьеры не только во вне человека, но и внутри его личности: принципы, убеждения, совесть. Свобода личности не существует отдельно от ответственности (здесь тоже диалектика). Вот как об этом пишет Леонид Мартынов в стихотворении «Свобода»:
Я уяснил,
Что, значит, быть свободным
Я разобрался в этом чувстве трудном
Одном из самых личных чувств на свете,
И знаете, что, значит, быть свободным?,
Ведь это, значит, быть за все в ответе
За все я отвечаю в этом мире,
За вздохи, слезы, горе и потери,
За веру, суеверье и безверье…
Диалектика свободы и необходимости глубоко сидит в сознании человека. В подтверждение этого тезиса:
Мысли о свободе
(из студенческих сочинений)
Свобода – это:
ü это способность превращать свои мечты в реальность;
ü это один из гениальных обманов;
ü это способность во всех возможных вариантах творить Добро;
ü это стимулирующий фактор самореализации человека во всех сферах деятельности;
ü это сумасшествие;
ü это просто жизнь;
ü это отсутствие ниток у марионетки;
ü это необъятное чувство, которое опьяняет, захватывает в свои сети, словно любовь, нагрянувшая нежданно негаданно;
ü это освобождение человека от потребностей своего тела;
ü это свобода мысли;
ü это возможность всестороннего развития;
ü это парусный кораблик, ждущий попутного ветра;
ü это иллюзия, в которой человек постоянно стремится;
ü это высший дар человеку, причем последнему необходимо научиться пользоваться этим даром;
ü это творчество, необходимый атрибут самовыражения;
ü это двигатель прогресса;
ü это самостоятельность и ответственность;
ü это когда ты сидишь в пустой комнате;
ü это способность предвидеть;
ü это жизнь без правил, вызов обществу;
ü это необходимая, осознанная гармония души и тела;
ü это жизнь души после смерти;
ü Свобода – это все!
Прочитав и выполнив индивидуальные творческие задания к этой теме, Вы предметнее, лучше поймете суть изложенных здесь трактовок сущности социума.
Задание 1
«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное отличие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество».
Переписка К.Маркса и Ф.Энгельса с русскими политическими деятелями. – М., 1947 – С.171.
- Почему – это отличие Ф.Энгельс считает основным?
- В силу каких причин невозможно перенесение биологических законов в социальную сферу?
Задание 2
Некоторые философы, например, Г.Спенсер, З.Фрейд и другие считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек – высшее звено биологической эволюции.
- Дайте оценку этой точки зрения.
- Какие существуют точки зрения на соотношение законов природы и общества?
Задание 3
«Вся природа содержится в душе человека. Но в природе не весь человек. Какая-то ведущая часть человека, владеющая словом, вышла за пределы природы и теперь больше и дальше ее».
М.Пришвин. Глаза земли.
- Что это за «ведущая часть человека»?
- В чем отличие природы и общества?
Задание 4
«Аэропорты, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше – окружающей среды»
Р.Рождественский. Кромсаем…
- Какая социальная проблема здесь выражена?
- В чем различие понятий «окружающая среда» и «окружающая природа»? Каким понятием в социальной философии обозначается окружающая среда?
Задание 5
Дайте определения и сравнительный анализ понятий «природа» и «географическая среда»? Включается ли околоземное космическое пространство в состав географической среды? Аргументируйте свой ответ.
Задание 6
Один из героев романа Д.Гранина «Картина» размышляет: «В природе не может быть главных существ. В ней царит равноправие. … Природа была до человека и, следовательно, может обойтись без человека, так же как без льва, без орла, без всяких этих царей. А появились они для пользы, чем-то они нужны друг другу, так же как нужен комар и муравей. Человек тоже для чего-то полезен, но в отличие от других существ он еще не узнал, для чего он, поскольку он появился недавно. Самомнение мешало ему выяснить».
- Какой позиции в социальной философии близка эта точка зрения?
- Согласны ли Вы с мнением героя романа?
Задание 7
Один из героев А.П.Чехова рассуждает: «В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства».
Чехов А.П. Дядя Ваня // Избр. произв. – М., 1976. – Т.3 – С.305.
Какому направлению в социологии близка позиция героя? Приведите примеры,, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения.
Задание 8
Какая социальная проблема отражена в следующем отрывке художественного текста: «Природа болела человеком. Человек не умел видеть землю как живое страдающее существо. Как укрепить силы этого существа? Как повысить производительность биосферы земли?..
До сих пор люди видели в природе, прежде всего, лакомые куски, жадно хватались за них, не заботясь о последствиях. Колокол тревоги звучал слишком тихо».
Д.Гранин. Зубр // Новый мир. – 1987. - №2. – С.91.
Какие существуют технические, экономические, социально-политические решения этой проблемы?
Задание 9
Общество – часть природы. Законы целого воздействуют на составляющие его части. Почему же законы природы недостаточны для функционирования и развития общества?
Задание 10
Дайте сравнительный анализ понятий: «природа», «биосфера», «ноосфера», «техносфера».
Задание 11
В начале прошлого века Ф.Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.
Ваше отношение к точке зрения Ф.Гальтона?
Аргументируйте свой ответ.
Задание 12
«Люди же наоборот, чем больше они удаляются от животных в узком смысле слова, тем в большей мере они делают свою историю сами».
Ф.Энгельс. Диалектика природы. // К.Маркс, Ф.Энгельс. – Соч. – Т.20. – С.358.
Означает ли это, что законы общества необъективны? Приведите аргументы в доказательство тезиса об объективности законов общества.
Задание 13
Какой методологический принцип познания общества отражен в следующем высказывании: «Голод есть голод, однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»
Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Маркс К., Энгельс Ф. – Соч. – Т.46. – Ч.1. – С.28
Задание 14
К. Маркс писал: «История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»
Соч. Т.2. – С.102.
Этот вывод устраивает и субъективный идеализм. Раскройте понимание этой проблемы К.Марксом.
Задание 15
«Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются, в конечном счете, решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую».
Энгельс Ф. Иозефу Блоху. 21-22 сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф., соч. – Т.37. – С.395.
Приведите исторические и современные подтверждения этого тезиса.
Задание 16
Оцените мировоззренческую и методологическую. Направленность следующего художественного текста: «Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как трава растет. Войны, революции, цари, Робеспьеры – это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много – годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне…»
Пастернак Б. Доктор Живаго // Новый мир. – 1988. – №1.
Задание 17
Некоторые представители католической и протестантской философии (М.Маритен, Р.Нибур) считают, что исторический материализм ставит историческую необходимость на место бога, делает человечество рабом необходимости, жертвой рока.
Проанализируйте данную точку зрения.
Задание 18
Какая мировоззренческая позиция выражена в следующих строках О.Хайяма.
Кто мы – Куклы на нитках, кукольщик наш – небосвод.
Он в большом балагане своем представленье ведет,
Нас теперь на ковре бытия поиграть он заставит,
А потом в свой сундук одного за другим уберет.
Задание 19
Прокомментируйте философский смысл известной латинской поговорки: Zata volentera decunt nolentem trahunt – Судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.
Задание 20
О. Тоффлер – известный футуролог ХХ в. задает такой вопрос: «Сможет ли человек выжить в условиях свободы?»
Попытайтесь на него ответить.
Задание 21
Что, по вашему, свобода?
Считаете ли Вы себя свободным человеком?
Что ограничивает Вашу свободу?
Задание 22
В одном из афоризмов Козьма Прутков утверждает:
Жизнь нашу удобно сравнивать со своенравною рекою, на поверхности которой плавает челн, иногда укачиваемый тихоструйною волною, нередко же задержанный в своем движении мелью и разбиваемый о подводный камень. – Нужно ли упоминать, что сей утлый челн на реке скоропреходящего времени есть не кто иной, как сам человек?
Как философская концепция лежит в основе данного афоризма?
Задание 23
Какая философская идея отражена в следующем полушутливом диалоге между Маленьким принцем и королем из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери:
- Как же заход солнца? – напомнил Маленький принц…
- Будет тебе и заход солнца. Я потребую, чтобы солнце зашло. Но сперва дождусь благоприятных условий, ибо в этом и состоит мудрость правителя.
- А когда условия будут благоприятными? – осведомился Маленький принц.
-Гм, гм, - ответил король, листая толстый календарь. – Это будем гм… гм… сегодня это будет в семь часов сорок минут вечера. И тогда ты увидишь, как точно исполнится мое повеление.
Задание 24
Проанализируйте следующие определения свободы:
«Быть свободным – значит быть самой собой… Человек обречен, быть свободным» Ж.П.Сартр.
«Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной действительности». Философский энциклопедический словарь.
«Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом» Г.В.Ф.Гегель.
«Свобода – это круглая пробка в квадратной дырке» О.Хаксли.
Задание 25
«Такую же важность, какую строение останков костей имеет для изучения организации исчезнувших животных видов, останки средств труда имеют для изучения исчезнувших общественно-экономических формаций».
К.Маркс Капитал. – Т.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т.23. – С.18.
Раскройте на конкретных примерах содержание данного текста.
Задание 26
Будет ли грубой ошибкой отождествление производительных сил с техникой? Почему? Дайте сравнительный анализ понятий «экономический базис общества» и «технический базис общества». Приведите примеры.
Задание 27
Выделите главную производительную силу общества?
1. Орудия труда.
2. Техника.
3. Земля.
4. Человек.
5. Наука.
Задание 28
Выделите из названных общественных отношений производственные:
1. Между средствами труда и предметом труда;
2. Между рабочим и предметом труда;
3. Между рабочими различных специальностей и процессом труда;
4. Между государством и рабочими;
5. Между владельцем завода и рабочими;
6. Между начальником смены и рабочими;
7. Между собственником предприятия и посреднической торговой фирмой;
8. Между государством и владельцем завода.
Задание 29
Выделите положение, наиболее точно характеризующее соотношение понятий научно-техническая революция (НТР) и научно-технический прогресс (НТП):
1. НТР и НТП одно и то же, совпадают по времени и содержанию: характеризуют изменения в технике на базе научных знаний
2. Эти понятия не совпадают вообще, отражая различные общественные процессы
3. Понятие НТП более широкое, НТР – один из этапов НТП
4. Понятие НТР более широкое, технический прогресс один из этапов НТР
Задание 30
Среди названных направлений НТР выделите главное, определяющее все остальные:
1. использование в производстве наукоемких технологий;
2. химизация производства;
3. автоматизация производства;
4. освоение космоса;
5. использование новых источников энергии;
6. развитие кибернетики, информационный взрыв;
7. изменение характера труда, онаучивание труда;
8. использование новых материалов, создание материалов с заранее заданными свойствами.
Пополните свой словарь следующими понятиями:
общество, общественное производство, материальное производство, духовное производство, общественные отношения, географическая среда, народонаселение, способ производства, научно-техническая революция, фатализм, волюнтаризм.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 623.