План
1. Что есть общество?
2. Основные методологические подходы к анализу общества.
3. Специфика законов общественного развития.
Диалектика необходимости и свободы.
Что есть общество? Общество и природа
Традиционным предметом философии является человеческое общество. Раздел философии, изучающий основные особенности и закономерности социальной сферы бытия, называется социальной философией или философией истории, или общей социологической теорией. Философский анализ общественных процессов и сейчас не утратил своей актуальности, несмотря на развитие и разветвление гуманитарного знания. Общественные науки - история, экономика, конкретная социология, политология, юридические науки, социальная психология и другие - изучают какую-либо одну сферу общественной жизни; за философией же остается общий подход: анализ основных методов постижения общественных процессов, изучение целей, движущих сил, направлений развития общества; взаимосвязи его различных структурных звеньев.
Объект социальной философии - человеческое общество.
Предмет - наиболее общие законы развития и функционирования общества, а также основные методологические подходы к анализу общества.
Что же такое общество?
Первое, наиболее абстрактное определение (способом сравнения): общество - это не природа.
Общество - относительно обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В этом определении подчеркнуты ключевые слова. Общество - это не дороги, дома машины и т.п.; общество - это люди и их деятельность.
Сущность общества - это процесс производства и воспроизводства людьми своей социальной жизни. Четыре подразделения общественного производства составляют основные элементы любой социальной системы (см. схему-23).
Схема-23
Структура общественного производства
В процессе социальной жизни производится
Продукт
Вернемся к исходному определению: “Общество - это не природа” и зададимся вопросами:
1. Чем общество отличается от природы?
2. Как они взаимосвязаны?
Главным отличительным признаком общества является специфическая человеческая деятельность - труд. Чем же труд человека отличается от деятельности животных?
· Во-первых, животные пользуются внешней природой, в то время как человек вносит изменения во внешнюю среду, преобразует природу, заставляя ее в новом виде служить человеку.
· Во-вторых, животные, используя внешнюю природу, пускают в ход зубы, рога, копыта и другие органы своего тела. Человек, преобразуя природу, помимо энергии ног, рук, головы приводит в движение орудия труда, дополняющие, усиливающие его естественные органы.
· В-третьих, некоторые животные тоже применяют различные предметы в качестве оружия или орудия, но спорадически. Человек применяет их постоянно, систематически, а главное, что недоступно животным, он создает эти орудия.
· В-четвертых, человеческий труд в отличие от животно-инстинктивной деятельности носит общественный характер.
Исторически во взаимосвязи общества и природы труд играет двоякую роль: с одной стороны он соединяет человека с природой, являясь основой обмена веществ между ними, с другой - выделяет общество из природы, порождая специфические законы общественного развития.
В решении проблемы взаимосвязи, взаимодействия общества и природы выделяется три основных методологических подхода или три модели (см. схему 24).
Схема 24
Модели взаимодействия общества и природы
| ||
Натуралистическая | Диалектно-материалистическая | Идеологическая |
Общество - природа. Общество ничем принципиально от природных ресурсов не отличается; в нем действуют те же закономерности, что и в природе. Примеры натуралистических концепций: социал-дарвинизм; географический детерминизм (подробнее см.: далее по тексту) | Общество - относительно обособившаяся от природы часть мира. Общественные процессы имеют свою специфику, но всегда связаны с природой. Природа и общество - это две стороны диалектического противоречия. Опосредованность, многоступенчатость связей общества и природы представлена в схеме | Природа и общество - две разные сущности - материальная и духовная. Общество развивается по абсолютно другим законам, нежели чем природа. Главный источник развития общества - дух (сознание, идеальные мотивы деятельности). |
Подробнее о натуралистических социологических концепциях.
Социальный дарвинизм - течение в обществоведении конца XIX-начала XX века, которому свойственно сведение закономерностей развития общества к законам биологической эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни. Наиболее ранним предшественником социал-дарвинизма был Т.Мальтус (1766-1834), а непосредственным основателем - Г.Спенсер (1820-1903).
В эпоху великих географических открытий возникает географическое направление в социологии, получившее наименование географический детерминизм. Сторонники этого направления признают географическую среду главным, определяющим фактором развития общества. Видными представителями географического детерминизма были Ш.Л.Монтескье (1689-1775) во Франции, который в своей книге “О духе законов” утверждал, что судьбу человечества определяют четыре фактора: климат, пища, почва, ландшафт и что свойства географической среды делят общество на богатых и бедных. В России представителями географического детерминизма были С.М.Соловьев и Л.И.Мечников. К географическому направлению в социологии примыкал и Г.В.Плеханов, утверждавший, что развитие производительных сил само определяется свойствами окружающей людей географической среды. По мнению представителей этой теории, географическая среда является определяющим фактором во всех сферах жизни общества - экономической, политической, духовной.
С точки зрения диалектико-материалистической концепции географическая среда играет важную роль в жизни общества, но не решающую, так как является внешним фактором (см. схему - 25).
Схема - 25
Дата: 2018-11-18, просмотров: 371.