В философском постижении сущности общества выделяются два основных подхода, в зависимости от решения основного вопроса философии: идеалистический и материалистический. Эти подходы противоположны в решении вопроса о причине, источнике, определяющем факторе общественного развития. Материалисты считают, что основой социальной жизни является социальное бытие, т.е. совокупность материальных общественных процессов, объективный, реальный процесс жизнедеятельности человеческих индивидов. Основной принцип материализма: Общественное бытие определяет общественное сознание. Материалистический анализ общественных процессов начинается и углубляется до постижения экономических интересов субъектов, объективных первопричин, заложенных в самом процессе жизнедеятельности людей.
В структуре общественного бытия особо выделяется способ производства материальных благ, как конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений (см. схему 26). Способ производства обусловливает, в конечном счете, тип всех других общественных отношений – социальных, политических, духовных.
Схема 26
В историческом развитии материального производства выделяются три основных этапа, три революции, в результате которых коренным образом изменялись производительные силы общества:
1. Неолитическая революция (≈10 тыс. лет назад) – переход от собирательства и охоты (присвоения готовых продуктов природы) к производству (земледелию и скотоводству). Схема производительных сил самая простая: человек – рабочее орудие.
2. Промышленная революция (XIX в.) – переход к машинному производству, человек отдает машине свои двигательные функции.
Схема производительных сил:
Человек машина рабочее орудие.
(двигатель)
3. Научно-техническая революция (середина ХХ в.) – переход к автоматизированному производству. Человек отдает машинам часть своих управленческих функций, выходя как бы за пределы непосредственного производства.
Схема производительных сил приобретает следующий вид:
Человек автомат машина рабочее орудие.
Сущность и социальные последствия НТР кратко обозначены в схеме 27.
Схема 27
Н Т Р Качественное преобразование производительных сил общества | ||
| ||
Социальные последствия НТР
Идеалистический подход основан на противоположном принципе: общественное сознание определяет общественное бытие. Общественное сознание – духовная сторона исторического прогресса, представляющая собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Главным источником общественной деятельности идеалисты считают идеальные мотивы людей (либо отдельных людей – субъективный идеализм, либо высшего, мирового духовного начала – «абсолютной идеи», «мирового духа», бога – объективный идеализм). Наглядно противоположность названных подходов представлена в схеме 28.
Схема 28
Структура общественных отношений и противоположность
философских подходов в ее объяснении
Идеалистический подход | Материалистический подход | Духовные | - религиозные, нравственные, эстетические |
Политические | - взаимодействие субъектов политики и власти | ||
Социальные | - отношения между социальными группами | ||
Экономические | - отношения между объектами экономической деятельности |
* стрелка указывает направление главного влияния
В изучении общества как открытой, быстро развивающейся системы со сложным противоречивым типом связей как нигде более актуальны принципы диалектического метода (см. тему: «Диалектика как теория развития и метод познания»).
1. Принцип развития или принцип историзма учит видеть динамику общественных процессов, связывать историю, современность и прогнозировать будущее.
2. Принцип всеобщей связи в изучении общества формируется как конкретно-исторический подход. Любое общественное явление и событие «привязано» к определенной эпохе, стране, нации. В обществе как нигде более важны пространственно-временные характеристики. Законы общества менее долговременны (по сравнению с «вечными» законами природы) и поэтому в изучении общества простые аналогии (перенесение закономерностей одного объекта на другой) или простые экстраполяции (продолжение в прошлое или будущее современных тенденций развития) могут привести к ошибкам, а иногда просто неуместны. «Голод есть голод, - пишет К. Маркс, образно доказывая необходимость конкретно-исторического подхода, - однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»[25].
3. Принцип противоречия как необходимость изучать сложные общественные противоречия и, прежде всего, учитывать сложную диалектику объективного и субъективного в социальном бытии.
3. Специфика законов общественного развития
Диалектика необходимости и свободы
Сущность определенной сферы бытия составляет так же специфика ее законов; т.к. законы – это существенные, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями и процессами.
Чем же отличаются социальные связи от других, скажем, природных?
1. Первая и самая важная особенность – связи, законы в обществе осуществляются через деятельность людей, но потому всегда имеют объективно-субъективный характер. Абсолютно объективных процессов в обществе нет, все социальные процессы несут на себе «печать» субъективности: желаний, интересов, воли людей. «История не делает ничего, она … «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется… История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека[26].
2. Связи в обществе имеют гораздо более многообразный и индивидуальный характер и поэтому общественные законы, по преимуществу – статистические законы, т.е. законы больших чисел.
3. Сложность и многовариантность связей выступает причиной того, что общественные законы имеют менее длительный характер.
В философии существует точка зрения, что общественная жизнь вообще не подвергнута никаким закономерностям (неокантианство, неопозитивизм). Науки о природе, - утверждал В. Дильтей (1833-1911), имеют дело с общим закономерным, науки о духе – с единичным, уникальным. Г. Риккерт (1863-1936) выделяет особый метод исторического познания – идеографический – отражение объекта в его единственности и неповторимости. Карл Поппер утверждал, что если есть на свете такая вещь, как закон исторического развития, то нам ничего не остается делать, кроме как, предсказав будущее, сложить руки и ждать неизбежного.
Тем не менее, большинство философов признает наличие закономерности, повторяемости в общественных процессах. Повторяемость в истории проявляется в 2-х аспектах:
а) повторяемость в смысле непрерывности, воспроизводимости тех или иных общественных явлений (например, взаимодействие общества и природы, производительных сил и производственных отношений т.п.);
б) повторяемость в смысле воспроизведения в одной стране того, что было в другой.
Социальная философия концентрирует свое внимание на первом аспекте.
Особенность общественных связей проявляется также в диалектике свободы и необходимости. Человек всегда задавался вопросами:
o «Тварь я дрожащая или право имею…»?
o «Щепка я в потоке истории или корабль – плыву по реке, но как хочу?»
o «В истории действуют объективные законы, независимые от сознания людей или люди делают свою историю сами?»
На эти вопросы существует в обществознании три ответа, выражающие крайние мировоззренческие позиции (см.: схему 29).
Схема 29
Дата: 2018-11-18, просмотров: 344.