Основные методологические подходы к анализу общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В философском постижении сущности общества выделяются два основных подхода, в зависимости от решения основного вопроса философии: идеалистический и материалистический. Эти подходы противоположны в решении вопроса о причине, источнике, определяющем факторе общественного развития. Материалисты считают, что основой социальной жизни является социальное бытие, т.е. совокупность материальных общественных процессов, объективный, реальный процесс жизнедеятельности человеческих индивидов. Основной принцип материализма: Общественное бытие определяет общественное сознание. Материалистический анализ общественных процессов начинается и углубляется до постижения экономических интересов субъектов, объективных первопричин, заложенных в самом процессе жизнедеятельности людей.

В структуре общественного бытия особо выделяется способ производства материальных благ, как конкретно-историческое единство производительных сил и производственных отношений (см. схему 26). Способ производства обусловливает, в конечном счете, тип всех других общественных отношений – социальных, политических, духовных.

Схема 26

     В историческом развитии материального производства выделяются три основных этапа, три революции, в результате которых коренным образом изменялись производительные силы общества:

1. Неолитическая революция (≈10 тыс. лет назад) – переход от собирательства и охоты (присвоения готовых продуктов природы) к производству (земледелию и скотоводству). Схема производительных сил самая простая: человек – рабочее орудие.

2. Промышленная революция (XIX в.) – переход к машинному производству, человек отдает машине свои двигательные функции.

Схема производительных сил:

Человек          машина          рабочее орудие.

(двигатель)

3. Научно-техническая революция (середина ХХ в.) – переход к автоматизированному производству. Человек отдает машинам часть своих управленческих функций, выходя как бы за пределы непосредственного производства.

Схема производительных сил приобретает следующий вид:

Человек          автомат          машина          рабочее орудие.

Сущность и социальные последствия НТР кратко обозначены в схеме 27.

Схема 27

Н Т Р

Качественное преобразование производительных сил общества
на основе революционных изменений в науке и технике


Социальные последствия НТР

(+1) положительные Преобразование природы Отрицательные (-1)       Увеличение возможностей решения экологических проблем техническими средствами Воздействие на человека Глобализация экологического кризиса       Изменение характера труда, освобождение человека от нетворческого труда   психологические перегрузки (стрессы) Увеличение свободного времени Воздействие на человека технократическое мышление       Гуманизация труда   Безработица

 

Идеалистический подход основан на противоположном принципе: общественное сознание определяет общественное бытие. Общественное сознание – духовная сторона исторического прогресса, представляющая собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Главным источником общественной деятельности идеалисты считают идеальные мотивы людей (либо отдельных людей – субъективный идеализм, либо высшего, мирового духовного начала – «абсолютной идеи», «мирового духа», бога – объективный идеализм). Наглядно противоположность названных подходов представлена в схеме 28.

Схема 28

Структура общественных отношений и противоположность
философских подходов в ее объяснении

Идеалистический подход

Материалистический подход

Духовные - религиозные, нравственные, эстетические
Политические - взаимодействие субъектов политики и власти
Социальные - отношения между социальными группами
Экономические - отношения между объектами экономической деятельности

* стрелка указывает направление главного влияния

 

В изучении общества как открытой, быстро развивающейся системы со сложным противоречивым типом связей как нигде более актуальны принципы диалектического метода (см. тему: «Диалектика как теория развития и метод познания»).

1. Принцип развития или принцип историзма учит видеть динамику общественных процессов, связывать историю, современность и прогнозировать будущее.

2. Принцип всеобщей связи в изучении общества формируется как конкретно-исторический подход. Любое общественное явление и событие «привязано» к определенной эпохе, стране, нации. В обществе как нигде более важны пространственно-временные характеристики. Законы общества менее долговременны (по сравнению с «вечными» законами природы) и поэтому в изучении общества простые аналогии (перенесение закономерностей одного объекта на другой) или простые экстраполяции (продолжение в прошлое или будущее современных тенденций развития) могут привести к ошибкам, а иногда просто неуместны. «Голод есть голод, - пишет К. Маркс, образно доказывая необходимость конкретно-исторического подхода, - однако, голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»[25].

3. Принцип противоречия как необходимость изучать сложные общественные противоречия и, прежде всего, учитывать сложную диалектику объективного и субъективного в социальном бытии.

 

3. Специфика законов общественного развития
              Диалектика необходимости и свободы

 

Сущность определенной сферы бытия составляет так же специфика ее законов; т.к. законы – это существенные, необходимые, повторяющиеся связи между явлениями и процессами.

Чем же отличаются социальные связи от других, скажем, природных?

1. Первая и самая важная особенность – связи, законы в обществе осуществляются через деятельность людей, но потому всегда имеют объективно-субъективный характер. Абсолютно объективных процессов в обществе нет, все социальные процессы несут на себе «печать» субъективности: желаний, интересов, воли людей. «История не делает ничего, она … «не сражается ни в каких битвах»! Не «история», а именно человек, действительный, живой человек – вот кто делает все это, всем обладает и за все борется… История – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека[26].

2. Связи в обществе имеют гораздо более многообразный и индивидуальный характер и поэтому общественные законы, по преимуществу – статистические законы, т.е. законы больших чисел.

3. Сложность и многовариантность связей выступает причиной того, что общественные законы имеют менее длительный характер.

 

В философии существует точка зрения, что общественная жизнь вообще не подвергнута никаким закономерностям (неокантианство, неопозитивизм). Науки о природе, - утверждал В. Дильтей (1833-1911), имеют дело с общим закономерным, науки о духе – с единичным, уникальным. Г. Риккерт (1863-1936) выделяет особый метод исторического познания – идеографический – отражение объекта в его единственности и неповторимости. Карл Поппер утверждал, что если есть на свете такая вещь, как закон исторического развития, то нам ничего не остается делать, кроме как, предсказав будущее, сложить руки и ждать неизбежного.

Тем не менее, большинство философов признает наличие закономерности, повторяемости в общественных процессах. Повторяемость в истории проявляется в 2-х аспектах:

а) повторяемость в смысле непрерывности, воспроизводимости тех или иных общественных явлений (например, взаимодействие общества и природы, производительных сил и производственных отношений т.п.);

б) повторяемость в смысле воспроизведения в одной стране того, что было в другой.

 

Социальная философия концентрирует свое внимание на первом аспекте.

Особенность общественных связей проявляется также в диалектике свободы и необходимости. Человек всегда задавался вопросами:

o «Тварь я дрожащая или право имею…»?

o «Щепка я в потоке истории или корабль – плыву по реке, но как хочу?»

o «В истории действуют объективные законы, независимые от сознания людей или люди делают свою историю сами?»

 

На эти вопросы существует в обществознании три ответа, выражающие крайние мировоззренческие позиции (см.: схему 29).

Схема 29



Дата: 2018-11-18, просмотров: 337.