По степени | Общеисторические противоречия | - действуют на всех этапах развития общества, являясь главными источниками его развития | |||
Конкретно-истори-ческие или специ-фические противоречия | - противоречия, характерные: | ||||
а) для одной эпохи противоречия (буржуазного общества, например); | |||||
|
| б) для одной страны (противоречия развития Франции, Украины); | |||
|
| в) для одной сферы общественной жизни (экономические, политические, нравственные и т.п.) | |||
По остроте борьбы противополо-жностей и способам разрешения | Антагонистические | - характеризуются острой непримиримой борьбой сил, с противоположными интересами; борьба, как правило, заканчивается гибелью одной или обеих сторон, разрушением системы | |||
Неантагонистические | - это борьба общественных сил, интересы которых противоположны, но примеряется в результате реформ, соглашений и т.п. | ||||
В процессе развития антагонистические противоречия могут перерастать в неантагонистические и наоборот.
Из бесконечного множества общественных противоречий социальную философию интересует, прежде всего, общеисторические противоречия. Назовем некоторые из них:
v - противоречия общества и природы;
v - противоречия материальной и духовной культуры;
v - противоречия общества и личности;
v - противоречия производственных сил и производственных отношений;
v - противоречия исторической необходимости и свободы.
Можно ли среди них выбрать самое главное, отражающее наиболее глубокую сущность социального бытия? В обществознании на эти вопросы дано множество ответов. Попытайтесь сами поразмышлять над этой проблемой.
В процессе развития любое противоречие проходит три основных стадии.
o Первая - зарождение, когда из тождества появляется различие, размежевание противоположных сил, тенденции.
o Вторая – стадия зрелости, когда единство и борьба противоположных сил уравновешивают и обеспечивают спокойное развитие объекта.
o Третья – стадия разрешения противоречия, когда между противоположностями наступает дисбаланс - конфликт, кризис и объект либо видоизменяется, либо погибает.
Основные способы разрешения общественных противоречий представлены в схеме.
Схема 31
Реформа | Классовая борьба | Революция | Война |
переустройство общества путем медленных, эволюционных изменений, как правило, через изменение законодательства | реализация, отстаивание своих групповых интересов различными социальными группами экономическими, политическими и идеологическими средствами | коренное качественное преобразование всей системы общественных отношений; переход от одной эпохи к другой, с низшей на высокую ступень прогресса | вооруженная борьба антагонистических сил внутри страны (гражданская война) или между странами |
Какой из этих вариантов наиболее предпочтителен? Сможет ли когда-нибудь человечество обойтись без революций и войн? Эти вопросы также в современном обществознании остаются открытыми.
Механизм общественных противоречий раскрывается через потребности и интересных людей. Это является внутренним источником любой человеческой деятельности? Почему человек начинает что-либо делать? Потому что у него появляется потребность.
Потребность - нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, внутренний побудитель активности. Структуру потребности составляет противоречие между нужной в чем-либо и отсутствием на данный момент условий для удовлетворения этой нужды. Этот разрыв, эта противоположность заставляет человека создавать условия, искать возможности для удовлетворения потребности. Однако на месте удовлетворенной потребности возникают обязательно новые. Это закон общественной жизни, суть человеческого бытия. Человек, который ничего не желает это - труп. Закон возвышения потребностей. К.Маркс и Ф.Энгельс, например, формулируют так: "... Сама удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это повышение новых потребностей является первым историческим актом[27]". Весь процесс всемирной истории можно представить как бесконечное разрешение противоречий между возрастающими потребностями и исторически ограниченными способами их удовлетворения. Классификация основных общественных потребностей представлена в схеме 32.
Схема 32
Классификация потребностей
По способу происхождения | По сферам деятельности | По объекту | По субъекту | По функциональной роли |
- биологические (витальные) - социальные | Потребности: - в труде - в общении - в познании - в отдыхе | - материальные - духовные - экономические - политические - нравственные - эстетические | - индивидуальные - групповые - коллективные - общественные | - центральные - периферийные - устойчивые - ситуативные - разумные - неразумные |
Важнейшей потребностью человека, составляющей стержень его бытия, является потребность в самореализации, в самоутверждении. Потребность эта реализуется через творчество. Невозможность человека творить (по объективным или субъективным причинам) является главной причиной отчуждения[28].
Осознанные обществом, социальными группами, индивидами потребности выступают в качестве их интересов. Интерес (от лат. interest - имеет значение важно) - реальная причина социальных действий, событий, стоящая за непосредственными побуждениями участвующих в этих действиях субъектов. Французский материалист Клод Гельвеций подчеркивал: "Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса"[29].
Общественные противоречия можно представить как противоречия интересов различных субъектов и дать следующую классификацию противоречий между интересами:
ü - личности и общества;
ü - личности и социальной группы (коллектива);
ü - личности и личности;
ü - социальной группы и социальной группы;
ü - социальной группы и общества;
ü - общества и общества.
Одной из главных задач общественной науки является изучение интересов различных субъектов социального действия. А в практике управления, в политике высшая цель - учета интересов всех субъектов и поддержание их баланса (как условие равновесия, спокойствия общества). Для этого в свое время были придуманы представительные органы власти (парламенты, например), которые должны реализовывать эту задачу. Таким образом, понять сущность любого общественного явления и процесса это, значит, изучить его составляющие противоречия, потребности и интересы. Однако, противоречия, потребности и интересы кому-то принадлежат. Человек является носителем источников развития общества и субъектом социального действия. Человек вовсе не чистый лист бумаги, на котором культура записывает свои письмена. Он, напротив, в силу того, что наделен некоторыми неистребимыми свойствами, оказывает сопротивление истории и обеспечивает таким образом упорядоченную, а не хаотическую социальную динамику[30].
Дата: 2018-11-18, просмотров: 355.