Работа № 1. Влияние обстановочной афферентации на результат целенаправленной (умственной) деятельности

Одним из компонентов афферентного синтеза является афферентация от проприорецепторов мышц, обусловленная характером позы. В связи с этим поза человека, при которой выполняется деятельность, влияет на результата действия и скорость его достижения.

Ход работы

Работа выполняется в паре. Каждый экспериментатор предлагает своему испытуемому решить устно по три арифметических примера в двух раз-

личных позах:

– сидя за рабочим столом;

– стоя на левой ноге с вытянутой вперед и поднятой вверх правой ногой. По секундомеру экспериментаторы замечают время решения примера и проверяют правильность ответа.

Рекомендации по оформлению протокола работы

Внесите полученные данные в табл. 4, проанализируйте их и объясните, как особенности обстановочной афферентации влияют на результат умственной деятельности.

Таблица 4

Поза   Решаемый пример Время решения, с Правильность
Стоя на одной ноге 1 2 3    

Среднее значение

 

Сидя 1 2 3    

Среднее значение

 

Зависимость результата деятельности от обстановочной афферентации результата

Работа № 2. Влияние особенностей памяти и доминирующей мотивации на результат целенаправленной (умственной) деятельности

Результат целенаправленной деятельности зависит от объема информации, который человек способен сохранить в памяти и воспроизвести. При этом любая деятельность определяется многими мотивами, подчиненными доминирующей мотивации, оказывающей главное влияние на продуктивность и успешность деятельности.

Ход работы

Преподаватель в течение 3 с зачитывает цифры одного ряда, см. табл. 8.

Студенты в течение 6 с складывают в уме вначале нечетные цифры (1, 3 и 5),

а затем – четные (2, 4 и 6). Полученные суммы записывают. И так – все цифры из табл. 8.

Перед предъявлением цифр последнего ряда преподаватель просит мобилизовать внимание и выполнить задание точнее, т. к. по работе с цифрами последнего ряда будут судить об интеллектуальных способностях и эмоциональной стабильности студентов. Затем преподаватель зачитывает для проверки правильные ответы, которые заранее нашел один из студентов; ошибки

подчеркивают.

Рекомендации по оформлению протокола работы

Занесите результаты исследования в табл. 5. Подсчитайте количество ошибок, допущенных при работе (суммы, которые студент не успел вычислить, приравниваются к ошибке). Отметьте роль мотивации в успешности выполнения задания с последним рядом цифр (индивидуальная оценка). Подсчитайте среднее количество ошибок среди всех испытуемых и сравните их с эталонными данными. В выводе отметьте роль памяти и доминирующей мотивации в результативности целенаправленной деятельности.

Таблица 5 Цифровые данные для исследования памяти и мотивации

 

Ряд Цифры  

Цифры

1 2 3 4 5 6 Сумма 1 Сумма 2   4 8 5 7 3 1 12 16   2 5 3 7 8 9 11 21   6 3 4 1 5 2 15 6   4 2 9 7 6 8 19 17   3 7 1 4 9 5 13 16  

Таблица 6 Результаты суммирования цифр

Ряд

цифр

1

1-я сумма

2-я сумма

3-ясумма

4-я сумма

5-я сумма

6-я сумма

 

I II I II I II I II I II I II  
2 н/ч ч                    
      н/ч ч                
3         н/ч ч            
4             н/ч ч        
5                 н/ч ч      
6                     н/ч ч

Группа цифр таблицы

Примечание. н/ч – сумма нечетных цифр; ч – сумма четных цифр.

Работа № 3. Исследование состояния кратковременной зрительной памяти

Ход работы

Испытуемому поочередно предлагается 5 тестов (заданий), каждый из которых потребует внимательного изучения в течение определенного количества времени. Затем тест убирается, а испытуемый по памяти воспроизводит в тетради информацию, ранее предложенную ему. После выполнения каждого теста необходимо рассчитать продуктивность запоминания, объем памяти узнавания и воспроизведения по формуле

 

Количество правильно воспроизведенной информации

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– × 100 %.

Количество предлагаемой информации

Тест 1. В течение 40 с необходимо запомнить 20 предлагаемых слов и их порядковые номера, затем по памяти записать их в тетрадь:

1) украинец;  6) любовь; 11) масло;         16) глагол;

2) экономка;  7) ножницы; 12)бумага;        17) прорыв;

3) каша;      8) совесть;     13) пирожное;   18) дезертир;

4) татуировка;   9) глина;   14) логика;      19) свеча;

5) нейрон;        10) словарь; 15) стандарт;  20) вишня.

Тест 2. В течение 40 с необходимо запомнить 20 предлагаемых чисел и их порядковые номера, после чего по памяти записать их в тетрадь:

1) 43;      6) 72;    11) 37; 16) 6;

2) 57;      7) 15;    12) 18;    17) 78;

3) 12;  8) 44;     13) 86;    18) 61;

4) 33;     9) 96;     14) 56;    19) 83;

5) 81;    10) 7;     15) 47;     20) 73.

Тест 3. В течение 60 с внимательно прочитать текст, в котором выделены и пронумерованы 10 главных мыслей. Необходимо воспроизвести их втетради, сохраняя последовательность. В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в Америку, столкнулся в тумане с плавающей ледяной горой, т. е. айсбергом (1), получил

большую пробоину и стал тонуть (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно (3). Их хватило только на половину пассажиров. «Женщины и дети – к сходням, мужчинам – надеть спасательные пояса!» (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась посадка в последнюю шлюпку (6).

И вдруг к сходням, крича и воя, бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом (7). Расталкивая женщин и детей, он совал матросам пачки

денег и пытался вскочить в переполненную людьми шлюпку (8). Послышался негромкий сухой щелчок: это капитан выстрелил из пистолета (9). Трус упал напалубу мертвым (10), но никто даже не оглянулся в его сторону.

Тест 4. Определить объем памяти узнавания (образной памяти). В течение 20 с рассмотреть и запомнить фигуры, изображенные на рис. 9, после

чего найти эти фигуры среди тех, что изображены на рис. 10.

Тест 5. Определить объем памяти воспроизведения. Для этого нужно

нарисовать в тетради квадрат с длиной стороны 9 см и поделить его на 9 маленьких квадратов (длина стороны – 3 см). В течение 20 с рассмотреть фигуры, после чего по памяти изобразить эти фигуры в тетради в нарисованных квадратиках.

После выполнения всех тестов рассчитайте процент средней продуктивности запоминания, узнавания и воспроизведения слов, цифр, текста, фигур. Для этого суммируйте результаты всех исследований и разделите полученную сумму на пять (5 тестов).

Рекомендации по оформлению протокола работы

Оцените свои результаты, если средняя продуктивность характеризует

память так: 90–100 % – отличная; 70–90 % –очень хорошая; 50–70 % – хорошая; 30–50 % – удовлетворительная; 10–30 % – плохая; 0–10 % – очень плохая.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 85.