Работа № 2. Наблюдение рефлексов продолговатого мозга (бульбарные рефлексы)

Ход работы

1. Условия глотательного рефлекса:

– попросите испытуемого сделать несколько глотательных движений подряд; обратите внимание на отсутствие глотательного рефлекса, когда во рту не останется слюны. Глотание возможно только при раздражении задней части языка слюной, пищей и т.п., а рефлекторная дуга глотательного рефлекса замыкается в ядрах блуждающего нерва (X пара) продолговатого мозга.

2. Мигательный рефлекс:

– прикоснитесь тупым концом карандаша или ручки к коже вблизи глаза (внутреннему краю глаза, внешнему краю глаза), к бровям.

Наблюдается мигательный рефлекс, рефлекторная дуга которого замыкается в ядрах лицевого нерва (VII пара) продолговатого мозга.

Рекомендации по оформлению протокола работы

Зафиксируйте в тетради наблюдаемые эффекты, отметьте на уровне каких

ядер продолговатого мозга замыкаются наблюдаемые рефлексы.

 

Работа № 3. Наблюдение зрительных рефлексов среднего мозга

Ход работы

1. Рефлекс конвергенции:

– возьмите в руки карандаш и держите его на расстоянии 20 см от глаз испытуемого;

– попросите испытуемого зафиксировать взгляд и не сводить его с карандаша;

– тем временем начинайте медленно приближать карандаш к глазам

испытуемого и следить за его глазами. Наблюдается процесс конвергенции –

сведения зрительных осей; если испытуемый переведет взгляд вдаль – изображение карандаша будет двоиться.

2. Рефлекс аккомодации:

– попросите испытуемого посмотреть на удаленный предмет, затем быстро перевести взгляд на близко расположенный текст, например в своей

тетради.

Рекомендации по оформлению протокола работы

Зафиксируйте наблюдаемые эффекты в тетради и поясните их природу.

 

Работа № 4. Исследование роли мозжечка в регуляции двигательной активности

Поддержание нормальной координации движений – результат совместной деятельности нескольких отделов ЦНС, к которым относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, глубокомышечные проводящие нервные волокна, кора лобной и височной областей. Поэтому нарушение равновесия может быть связано с отклонениями в работе каждого из них. Однако центральным органом координации движений все же является мозжечок. Эфферентные сигналы мозжечка участвуют в регуляции активности нейронов вестибулярных (ядро Дейтерса), красных и других моторных ядер ствола мозга, а через них – в регуляции активности вставочных (α- и γ- мотонейронов спинного мозга) и ядер черепных нервов. Кроме того, мозжечок оказывает влияние на состояние активности таламических и корковых нейронов, участвующих в осуществлении движений. Через указанные пути эфферентные сигналы мозжечка участвуют в регуляции тонического напряжения мышц, распределении тонуса в покое и движении, а также силы мышечных сокращений, их координации.

Ход работы

1. Проба Ромберга (оценка координации движений, или проба на атаксию):

– попросите испытуемого плотно сдвинуть стопы, голову слегка приподнять, руки опустить вдоль туловища; будьте готовы поддержать человека при угрозе падения;

– предложите вытянуть руки вперед (сначала с открытыми, а затем – с закрытыми глазами);

– пронаблюдайте, может ли он удержать равновесие. В норме человек сохраняет равновесие в позе Ромберга (проба на атаксию отрицательна).

2. Усложненная проба Ромберга:

– попросите испытуемого плотно сдвинуть стопы, голову слегка приподнять, руки вытянуть вперед и развести пальцы, затем закрыть глаза;

– определите устойчивость позы и время ее удержания;

– попросите испытуемого, не открывая глаз, приподнять одну ногу;

– определите устойчивость позы и время ее удержания.

Очень хорошо, если в каждой позе испытуемый сохраняет равновесие в течение 15 с и при этом не наблюдаются пошатывание тела, дрожание (тремор) рук или век. При треморе выставляется оценка «удовлетворительно»; если в течение 15 с равновесие нарушается «неудовлетворительно».

3. Тестовая ходьба (оценка координации движений, или проба на атаксию):

– предложите испытуемому пройти по комнате вперед и назад по прямой линии с открытыми и закрытыми глазами, ставя ноги так, чтобы носок одной стопы касался пятки другой. Наблюдайте за походкой. В норме походка должна быть обычной, без шатаний в стороны и без широкого расставления ног (проба на атаксию отрицательна).

4. Проба на дисметрию:

– предложите испытуемому взять со стола и затем поставить на прежнее место какой-либо предмет (книга, стакан). Отмечайте места, где лежал предмет и куда его вернул испытуемый. При необходимости измерьте линейкой разницу в положениях предмета. В норме человек ставит предмет на то же место с ошибкой не более ± 2 см (проба на дисметрию отрицательна).

5. Речь (проба на дизартрию):

– предложите испытуемому повторить несколько трудных для произношения слов: землетрясение, самолетостроение, администрирование и др. Отмечайте, нет ли замедления, растянутости или отрывистости в речи.

6. Проба Бабинского:

– попросите испытуемого лечь на кушетку, скрестить руки на груди и затем встать. У людей с поражением мозжечка ноги поднимаются, а тело остается лежать.

7. Пальценосовая проба (на дисметрию и тремор):

– попросите испытуемого встать прямо, отвести руку в сторону на уровне плеча и затем медленно перемещать ее обратно, чтобы указательным пальцем (сначала левой, а затем правой руки) дотронуться до кончика носа с

открытыми и закрытыми глазами. В норме человек осуществляет плавные движения руки, дотрагивается до кончика носа (с точностью ± 1 см) без дрожи пальцев рук (т. е. проба на дисметрию и тремор отрицательна). При переутомлении, неврозах, травмах головного мозга и других функциональных состояниях отмечается непопадание, дрожание указательного пальца или кисти (т. е. проба на дисметрию и тремор становится положительной).

Рекомендации по оформлению протокола работы

Зафиксируйте в тетради наблюдаемые эффекты. Сделайте вывод о роли

мозжечка в регуляции двигательной активности.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 390.