При поражении структур продолговатого мозга чаще всего отмечается симптомокомплекс, известный под названием «бульбарный паралич». В основе этого заболевания лежит двустороннее поражение периферических нервов бульбарной группы (IX-XII пары), их ядер, а также связывающего их сетчатого образования (ретикулярной формации).
Бульбарный паралич может быть следствием воспаления ствола мозга (особенно при клещевом энцефалите), при развитии в стволовых структурах опухоли, при нарушениях мозгового кровообращения, при некоторых инфекционных заболеваниях (например, дифтерии) и др.
Клиническая картина синдрома бульбарного паралича проявляется:
-дисфагией (нарушение глотания, поперхивание, попадание пищи в нос, трахею, легкие);
-афонией (осиплость, нарушение звучности голоса);
-анартрией или дизартрией (нарушение произношения трудно артикулируемых слов:»сыворотка из-под простокваши», «триста тридцать третья конно-артиллерийская бригада и др.).
-назолалией (носовой оттенок голоса, «французский прононс»);
-снижением (полным отсутствием) глоточного и небного рефлексов и др.
Двустороннее поражение ядер n. vagus (X пара) однозначно приводит к бульбарной смерти из-за прекращения сердечной деятельности и остановки дыхания.
Мозжечок (cerebellum) или малый мозг помещается сзади (дорсально) от моста и продолговатого мозга. Он лежит в задней черепной ямке. Масса мозжечка у взрослых людей составляет 130-170 г. (это примерно 10-12% от всей массы головного мозга).
Сверху над мозжечком нависают затылочные доли полушарий большого мозга.
В мозжечке различают объемистые боковые части или полушария и расположенную между ними среднюю узкую часть-червь мозжечка, которая филогенетически является более древней частью мозжечка.
В мозжечке различают верхнюю и нижнюю поверхности, границей между которыми является то место, где проходит глубокая горизонтальная щель. Она начинается у места вхождения в мозжечок его средних ножек.
Верхняя и нижняя поверхности мозжечка выпуклые. На нижней поверхности имеется широкое углубление - долинка мозжечка, к которой прилежит дорсальная поверхность продолговатого мозга.
Верхняя и нижняя поверхности полушарий и червя изрезаны множеством длинных и узких извилин. Группы извилин, отделенные более глубокими бороздами, образуют дольки мозжечка. Наиболее анатомически изолированной долькой каждого полушария является клочок, который прилежит к вентральной поверхности средней ножки мозжечка. В области червя клочку соответствует образование, которое называется узелок. Клочок и узелок являются филогенетически наиболее старыми отделами мозжечка и тесно связаны с ядрами ретикулярной формации. Эта часть мозжечка участвует в поддержании равновесия и ориентации тела в пространстве.
Полушария мозжечка связаны с червем мозжечка тремя парами ножек:
-нижние мозжечковые ножки (веревчатые тела), направляются вниз и соединяют мозжечок с продолговатым мозгом;
-средние мозжечковые ножки, самые толстые, идут кпереди и переходят непосредственно в Варолиев мост;
-верхние мозжечковые ножки, соединяют мозжечок со средним мозгом.
В мозжечковых ножках проходят волокна проводящих путей, соединяющих мозжечок с другими отделами головного мозга и спинным мозгом.
Полушария мозжечка и червь состоят из расположенного внутри белого вещества и тонкой пластинки серого вещества, покрывающего белое вещество по периферии, - коры мозжечка.
Белое вещество червя, окаймленное корой и разделенное по периферии многочисленными глубокими и мелкими бороздами, на сагиттальном разрезе имеет причудливый рисунок, напоминающий ветвь дерева. Эта картина разреза через червь мозжечка получила название «древо жизни» (лат. «arbor vitae»).
В белом веществе мозжечка залегают парные ядра мозжечка. Наиболее значительные из них:
- зубчатое ядро (на разрезе мозжечка это ядро имеет форму тонкой изогнутой серой полоски);
- пробковидное ядро;
- шаровидное ядро;
- ядро шатра.
Кора мозжечка построена по единому принципу и состоит из трех слоев:
1. Поверхностный (или молекулярный) слой. В нем находятся дендритные разветвления грушевидных клеток (клетки Пуркинье). Они представляют из себя наиболее сложно устроенные нейроны мозга. Грушевидные клетки имеет чрезвычайно разветвленное дендритное дерево. Дендритные отростки обильно покрыты шипиками, что намного увеличивает поверхность мембраны. Это создает условия для размещения огромного числа синапсов. Подсчитано, что один грушевидный нейрон имеет до 200 000 синапсов.
Пуркинье Ян (1787-1869). Выдающийся чешский естестоиспытатель. Один из основоположников учения о клеточном строении растений и животных. Автор большого количества работ по анатомии, физиологии, гистологии и эмбриологии. Пуркинье впервые использован термин «протоплазма», он первым открыл наличие нервных клеток в сером веществе спинного и головного мозга. Пуркинье выделил в сером веществе коры мозжечка крупные грушевидные клетки (клетки Пуркинье), открыл в сердце особые волокна (волокна Пуркинье). Им были открыты потовые железы и их выводные протоки, изучил типы расположения кожных гребешков на пальцах руки, тем самым способствовал развитию дактилоскопии. |
2. Ганглионарный слой. В ганглиозном слое находятся сами тела грушевидных клеток (клетки Пуркинье). Аксоны грушевидных клеток выходят из коры мозжечка и заканчиваются в его ядрах
3. Гранулярный (зернистый) слой. В гранулярном слое находятся тела мелких вставочных нейронов (гранулярных клеток), аксоны которых поднимаются в молекулярный слой, где разветвляются, образуя многочисленные синапсы (синаптические клубки) на других клетках этого слоя.
К мозжечку направляются афферентные проводящие пути несущие сигналы от:
-проприорецепторов мышц, сухожилий, связок;
-от вестибулярных ядер продолговатого мозга;
-подкорковых ядер;
-коры больших полушарий головного мозга.
Мозжечок, выполняя важнейшие функции (статика, статокинетика), связан многочисленными связями со многими мозговыми структурами. Мозжечок афферентными путями тесно связан с сенсорной периферией, со спинным мозгом, с внутренними органами, стволовыми структурами (вестибулярные ядра, ретикулярная формация), экстрапирамидной системой (красные ядра, оливы продолговатого мозга), корой больших полушарий.
В свою очередь, мозжечок посылает эфферентные импульсы в зрительный бугор (таламус) и кору больших полушарий, красные ядра и оливы, вестибулярные ядра и ретикулярную формацию, спинной мозг и мышцы.
Многочисленные связи мозжечка позволяют ему модулировать активность спинного мозга так, чтобы обеспечивать активность антигравитационной мускулатуры, необходимую для поддержания равновесия. Двусторонние связи мозжечка с корой больших полушарий и с периферией позволяют ему согласовывать физический и тонический компоненты моторного акта («рефлекторное кольцо», биологически обратная связь), что придает движениям точность, плавность и гармоничность.
В результате повреждения мозжечка (черепно-мозговые травмы, сосудистые катастрофы или нейроинфекции) возникают нарушения, которые называются «синдромом четырех А»:
1. Атония. (Атония - явления, связанное с нарушение мышечного тонуса, невозможностью поддерживать позу и выполнять движения).
2. Астения. (Астения - явление, связанное с появлением быстро возникающего утомления).
3. Астазия. (Астазия - явление, связанное с нарушением статики и статокинетики, появлением дрожательных движений конечностей и головы). Мышцы теряют способность к слитным и координированным движениям. Это проявляется в неустойчивости при стоянии (собственно, астазия) и особенно при ходьбе (абазия). При этом голова и тело качаются в разные стороны).
4. Атаксия. (Атаксия - явление, проявляющееся нарушением координации движений, нарушением точности и скорости движений. Движения становятся неловкими, размашистыми и резкими). Указанные расстройства являются следствием нарушения координированной работой мышц (асинергии).
Наконец, довольно частным симптомом поражений мозжечка является головокружение и тошнота, возникающие вследствие нарушения функциональных связей мозжечка с вестибулярным аппаратом.
Функции статики и статокинетики человека проверяются разными неврологическими пробами, наиболее известные из которых:
-проба Ромберга (стоя, пятки и носки вместе, руки вытянуты вперед, пальцы разведены);
-проба «одной дощечки» (предлагается пройти по прямой линии с открытыми и закрытыми глазами) и др.
Методы обучения – лекция, метод демонстраций.
Средства обучения – аудиовизуальные, символические.
Интерактивные формы обучения – дебаты.
Литература:
1. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.
2. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.
Раздел 8 «Структура головного мозга. Промежуточный мозг»
Дата: 2018-11-18, просмотров: 457.