Лекция № 4 - « Анатомические структуры автономной нервной системы »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура лекции:

1 Очаги скопления вегетативных ядер в спинном и головном мозге.

2 Высшие центры, управляющие вегетативными функциями всего организма и их локализация.

3 Функциональные различия симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы.

 

Вегетативная нервная система регулирует внутренние процессы, обеспечивающие жизнь организма, такие как пищеварение, дыхание, сердечно-сосудистая деятельность. Вегетативная нервная система условно подразделяется на симпатический и парасимпатический отделы.

Различия в строении и функционировании этих двух отделов вегетативной нервной системы достаточно полно были исследованы в начале ХХ века анатомами и физиологами Гаскеллом (Gaskell), Ленгли (Langley), Дикинс (Dikens) и отечественными физиологами Л.А.Орбели и Е.Н. Сперанской.

Название «симпатические нервы» (симпатический отдел ВНС) введено в практику в 1732 г. английским анатомом Винслоу (Winslow).

Это было связано с тем, что на секции анатомы видели четкую связь нервных стволов и ганглиев с брюшными органами и грудной клетки т.е. тогда уже определялась связь, влияние («Sympathiae») одной части тела на другую. 

Центры симпатического отдела нервной системы находятся преимущественно в грудино-поясничном отделе спинного мозга. Эти центры связаны с высшими центрами вегетативной нервной системы, находящихся в промежуточном мозге, а через них с корой головного мозга.

Центры парасимпатического отдела нервной системы расположены в продолговатом и среднем мозге, а также в крестцовом отделе спинного мозга.

От клеток, расположенных в центрах парасимпатического и симпатического отделов отходят нервные волокна (аксоны), которые покинув спинной и головной мозг, направляются к периферийным органам, но не доходят до них, а прерываются в так называемых ганглиях (узлах) вегетативной нервной системы, представляющих скопление нервных клеток.

Ганглии симпатического отдела нервной системы расположены около позвоночного столба в виде цепочки или на некотором расстоянии между ним и исполнительным органом.

Ганглии парасимпатического отдела НС размещаются либо в самом исполнительном органе (сердце, железы), либо непосредственно около органа.

Нервные волокна, отходящие от центров вегетативной нервной системы, называются преганглионарными волокнами, они заканчиваются на клетках и ганглиях. От этих клеток отходят постганглиарные волокна, заканчивающиеся в органах.

Парасимпатические волокна, отходящие от центра, расположенном в продолговатом мозге, проходят в самом крупном черепно-мозговом нерве - блуждающем нерве (nervus Vagus) и иннервируют органы грудной и брюшной полости.

От центра в крестцовом отделе отходят парасимпатические волокна, иннервирующие органы тазовой полости.

Симпатическая иннервация более распространена. Постганглионарные симпатические волокна иннервируют в первую очередь - скелетную мускулатуру и органы чувств. Постганглионарные парасимпатические волокна иннервируют в основном органы брюшной и грудной полостей.

В филогенетическом плане соматическая нервная система более молодое образование нежели вегетативная нервная система.

Чтобы понять различия в работе симпато-парасимпатического отделов ВНС нужно знать особенности эмбриогенеза ВНС.

Знание особенностей эмбриогенеза симпатического отдела ВНС позволяет понять тесную связь между симпатической нервной системой и эндокринной системой, а именно с ее хромаффинной тканью. Как известно, именно хромаффинная ткань обширно вкраплена во все симпатические ганглии, где синтезируется адреналин. Парасимпатический и симпатический отделы нервной системы в норме уравновешивают друг друга. Симпатический отдел нервной системы убыстряет работу внутренних органов. Парасимпатический отдел нервной системы замедляет работу.

Однако, это отделы не антагонисты, они работают в строгой координации, а преобладание одного из отделов приводят к развитию заболеваний у человека.

Это впервые предположили знаменитые клиницисты Ганс Эппингер (Eppinger) и Лео Гесс (Hess). В 1910 г. они выделили ряд симптомов, характерные для превалирования парасимпатического - симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Следует подчеркнуть, что огромную роль в изучении вегетативной нервной системы сыграла русская физиологическая школа во главе ее патриархов: И.М. Сеченова и И.П. Павлова.

В ходе многочисленных исследований русский физиолог Василий Яковлевич Данилевский уже в 1875 г. доказал, что «растительные» функции организма в такой же степени подчинены головному мозгу, как «животные». Раздражая электрическим током лобные доли мозга, он вызывал изменение деятельности сердца, нарушение ритма дыхания и функций пищеварения у животных.

Целой серией работ казанской физиологической школы, возглавляемой Н.А. Миславским, в 20-30-х годах прошлого века было окончательно установлено, что в продолговатом мозгу находятся центры, регулирующие дыхание и кровообращение. За каких-нибудь два-три десятка лет исследования физиологов этой школы полностью перестроили представление об строении и функционировании вегетативной нервной системы и доказали, что она является неотъемлемой составной частью единого, целостного нервного аппарата.

Выдающийся отечественный физиолог Л. А. Орбели создал и в течение 40-50-годов XX века развивал теорию адаптационно-трофической (т.е. приспособительной) роли симпатического отдела вегетативной нервной системы в организме. Он считал, что последняя, изменяя обмен веществ, тем самым настраивает орган, приспособляет его к определенной деятельности и к необычным условиям окружающей среды. Такое влияние симпатическая нервная система оказывает на все органы и ткани, в том числе и на центральную нервную систему, включая ее высшие отделы.

Работами выдающегося отечественного физиолога К.М. Быкова и его школы была сформулирована концепция кортико-висцеральной патологии. К.М. Быков и И.Т. Курцин установили, что кора больших полушарий может глубоко трансформировать функции внутренних органов и все биохимические процессы, протекающие в организме человека и животного. Корковые импульсы, вмешиваясь в течение внутренних процессов, могут изменять даже протекание безусловных рефлексов. Нарушение корковых процессов (перенапряжение, истощение) может создавать длительные патологические нарушения деятельности внутренних органов. С другой стороны, импульсация от больных органов, достигая коркового конца анализатора, может вызывать в последнем застойные очаги возбуждения. Основные идеи этой концепции, заложенные в 40-50 годах прошлого века, используются и в наши дни для совершенствования положений новой науки - психосоматики.

 

Методы обучения – лекция, метод демонстраций.

Средства обучения – аудиовизуальные, символические.

Интерактивные формы обучения – дебаты.

Литература:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. – Эксмо, 2014 – 224.

2. Анатомия, физиология, психология человека: крат. ил. Словарь карманный, 2011.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 308.