Социальная философия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Следовательно, общество должно быть рассмотрено во взаимосвязи со средой, коей является природа.
В широком смысле слова термином «природа» обозначают объективную реальность, все, что существует. Высшим порождением природного развития является человек. Благодаря труду, сознанию и членораздельной речи человек выделился из остальной природы. Таким образом, возникает особый вид объективной реальности – социум.
Природу и общество следует рассматривать как две различные, но связанные между собой формы-бытия. Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Человек и общество возникают из природы, существует и развиваются только в непосредственной связи с природой.
Человек – это часть природы, только особым образом организованная.
Рассматривая природу как предпосылку и условия человеческой истории, следует учесть, что в истории возникновения, функционирования и развития общества непосредственную роль играет не вся природа, а лишь та её часть, которая окружает человека, входит в сферу его интересов, потребностей и представляет собой совокупность естественных условий жизни людей. Природные условия – это, прежде всего, физико-географическая оболочка Земля как внешняя среда обитания человека: рельеф, почва, климат, водные ресурсы, полезные искапаемте, флора, фауна и т.д. Природа как условие жизни и развития общества не являются постоянной и неизменной величиной. По мере развития общества в его жизнедеятельности включаются всё новые и новые природные силы. Прогрессивное развитие общества связано с интенсивным освоением и потреблением природных ресурсов. Сегодня проблема взаимодействия природы и общества приобретает жизненно важное значение для дальнейшей судьбы цивилизации. Остро стоит проблема сохранения среды обитания человека как биологического вида. Трагедия современного человека состоит в том, что человек во взаимоотношениях с природой оказался заложником результатов собственной деятельности. Расширение масштабов преобразования природы вызывает усиление отрицательных эффектов. Человечество вступило в эпоху экологической кризиса. Для выхода из этой ситуации и преодоления кризиса необходимо переход к новой концепции природопользования, основанной на идеи коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и общества.
Что касается исторического развития самого общества, то здесь надо отметить, что длительное время в отечественном обществознании была распространена формационная концепция Маркса. Сущность социальной теории Маркса рассматривалась выше. Теперь же необходимо охарактеризовать некоторую ограниченность формационного подхода. Реальная история далеко не всегда укладывается в такую модель развития. Согласно этой схеме выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Однако, во-первых, следует заметить, что в разных регионах мира рабовладению и феодализму предшествовало особое раннеклассовое общество, в котором соединились доклассовые и раннеклассовые структуры. Во-вторых, древние государства, которые принято называть рабовладельческими, далеко не в полной мере соответствовали этому типу. Их экономика была основана не столько на труде рабов, сколько на труде свободных мелких производителей. Рабский труд во многих восточных обществах применялся только в сфере обслуживания. Даже в Римской империи большинство работников в сельском хозяйстве составляли крестьяне. В-третьих, большинство народов мира в своём историческом развитии вообще не знали рабовладения. Раннеклассовые формы цивилизации таких народов скорее были феодальными, чем рабовладельческими. Германцы, славяне, Англия, Скандинавия, прибалтийские народы, Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, Индонезия и многие другие страны рабовладения не знали. Отсюда можно сделать вывод, что рабовладение не является общей ступенью в развитии человечества. Поэтому более целесообразно в качестве этапа исторического развития выделять докапиталистическое общество, которое характеризуется доиндустриальным периодом развития человеческой цивилизации. Ввиду указанных сложностей использования формационного подхода к историческому развитию в последние годы всё более распространяется другой – цивилизационный подход. Специфика цивилизационного подхода состоит в акцентировании внимания на духовных факторах, пронизывающих все общественные отношения.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 254.