1. Познание мира – это одна из важнейших сторон взаимодействия человека с миром. Первоначально познание не выделяется из общего процесса жизнедеятельности человека и вплетено в его повседневную деятельность по добыванию пищи. Отделение духовной деятельности от физической, очевидно, связано с повышением производительности труда, когда стало возможным сохранение в первобытной общине стариков, которые сами уже не участвовали непосредственно в производстве, но оказывали влияние на производственную деятельность первобытных людей и на всю их жизнь своим опытом и знаниями.
Однако полностью отделить познавательную деятельность от всех других видов деятельности невозможно. Познавательное отношение человека к миру само по себе только абстракция. В реальности познание и мышление сопровождают любую деятельность человека.
Деятельностная природа познания состоит, во-первых, в том, что оно является особым видом деятельности, в результате которой происходит приращение знания; во-вторых, как особый вид деятельности познание имеет сложную систему взаимосвязи со всеми другими видами человеческой деятельности; в-третьих, ни одна деятельность не осуществляется, минуя познавательные функции, которые состоят в использовании и приращении знаний.
Деятельность является основой и средством познания, вне деятельности познание невозможно. Разнообразие деятельностей порождает разнообразие формы и виды познания.
2. Условием познавательной деятельности является наличие у человека способностей к чувственному и абстрактно-логи-ческому познанию. Психофизические механизмы познавательной деятельности принципиально одинаковы у всех людей. Несмотря на то, что существуют некоторые половозрастные, индивидуальные и социокультурные различия, можно выделить общие ступени познания.
Начальной ступенью познания являются ощущения. Они возникают под влиянием непосредственного воздействия окружающей среды и несут человеку первичную информацию.
Вторая ступень познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретенном опыте. Восприятие можно рассматривать как систему ощущений и сравнение возникающего образа с имеющимся жизненным опытом, зафиксированным в памяти.
Третьей ступенью познания является представление. Представления формируются на основе ощущений и восприятий и представляют собой мыслительные образы, не связанные непосредственно с объектом. В отличие от восприятий, представления носят более обобщенный характер. В формировании представлений немалую роль играет воображение.
Ощущения, восприятия и представления – это ступени чувственно-образного познания.
Следующий этап – абстрактно-логическое познание – связано со способностью обобщения и формулированием понятий.
Понятия могут формироваться спонтанно и целенаправленно, могут быть бытовыми и научными. Наиболее общие понятия, такие как материя, сознание, движение и т.п., называют категориями.
3. Можно указать на три специфические особенности научного познания.
а) Аналитико-синтетический характер. Объекты окружающей действительности в процессе их изучения разлагаются на составляющие элементы, каждый элемент сначала изучается отдельно, изолированно, а затем формируется целостный образ предмета или явления, вырабатываются понятия, законы, теории, гипотезы и другие элементы научного знания.
б) Важной проблемой научного познания является проблема сохранения объективности. Для этого наука использует различные приемы: логические правила, правила наблюдения, экспериментальная и практическая проверка полученных знаний.
в) Третьей характерной чертой научного познания является использование специальных методов получения научного знания.
Все методы можно подразделить на общенаучные, которыми пользуются практически все науки, и частные методы конкретных наук.
4. В научном познании можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования, которые различаются, во-первых, методами, во-вторых, характером результатов.
Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте исследования, ее классификацией и первичным обобщением. Можно сказать, что на уровне эмпирического исследования осуществляется познание явлений, тогда как на теоретическом уровне происходит познание сущности. Орудием познания сущности являются понятия, категории, законы, гипотезы.
Эмпирический и теоретический уровни исследования связаны и предполагают друг друга.
Эмпирическое исследование обеспечивает новые данные и ставит перед теоретическим мышлением новые задачи. А продвижение вперед теоретических знаний, в свою очередь, ставит новые, более сложные задачи перед эмпирическими исследованиями.
Методы научного познания, о которых шла речь раньше, непосредственно связаны с уровнями исследования. Некоторые из них используются в основном на эмпирическом уровне (наблюдение, эксперимент, описание), другие же относятся к теоретическому (научное доказательство, гипотеза, теория). Есть промежуточные методы, которые как бы связывают эмпирический и теоретический уровни познания.
5. Заблуждение следует рассматривать как сторону научного познания, противоположную истине, но не исключающую ее. Нахождению истины в науке обычно предшествует цепь заблуждений. В данном случае заблуждение – это не просто ошибка, а ошибка, принимаемая за истину. Такие заблуждения существуют до тех пор, пока не сталкиваются с фактами их опровергающими. Таким образом, заблуждения предстают ступеньками познания и выполняют определенные познавательные функции. Заблуждения могут входит в состав научных теорий, имеющих характер относительных истин, и в течение определенного времени играть в них весьма существенную роль. Примерами такого рода заблуждений являются идеи эфира и теплорода. Теория эфира послужила предпосылкой волновой оптики и электродинамики, а идея теплорода – основанием физического учения о тепловых процессах. Надо отметить, что на ранних стадиях своего развития многие научные теории имели свои варианты теплорода и эфира.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 250.