Показатель качества информации | Характеристика показателя качества информации |
Репрезентативность информации | Связана с правильностью отбора и формирования информации в целях адекватного отражения свойств объекта. Важнейшее значение в репрезентативности имеет правильность концепции, на основе которой сформулировано исходное понятие. |
Содержательность информации | Отражает семантическую емкость информации, то есть количество данных в общем объеме сообщения. |
Достаточность (полнота) информации | Это минимально-необходимый объем данных для принятия определенного решения. Недостаточная информация не позволяет принять правильное решение по какой-либо проблеме. Избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений. |
Доступность информации | Обеспечивается выполнением соответствующих процедур получения и преобразования информации. Это достигается за счет передачи, воспринимаемых пользователями данных, четкостью изложения и т.д. |
Актуальность информации | Определяется степенью сохранения ценности информации в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. |
Своевременность информации | Означает поступление информации не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи. |
Точность информации | Определяется степенью близости получаемых данных к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.д. |
Достоверность информации | Это объективное отражение данными объекта, явления или процесса. Достоверность информации определяется вероятностью того, что отображаемое информацией значение каких-либо параметров отличается от истинного значения в пределах допустимой точности. |
Устойчивость информации | Отражает способность информации реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования. |
Однако, несмотря на то, что показатели информации являются важнейшей характеристикой при организации информационно - коммуникационного процесса, факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участников межличностных отношений. Это объясняется тем, что информационный процесс не сводится к формальному обмену информацией. В общении учитываются все формы адекватности информации, основные потребительские показатели качества данных, интеллектуальное и эмоциональное содержание, личностные качества, интересы и ценностные ориентации партнеров, восприятие и понимание ими друг друга.
Понимание в процессе управления персоналом занимает одно из первых мест.
Понимание – это личностная составляющая управленческой деятельности, которая присутствует даже в том случае, если процесс общения не сопровождается непосредственным личным контактом.
Особую роль фактор понимания играет в управленческой деятельности. Руководитель в процессе делового общения получает информацию, необходимую для ориентации, оценки ситуации, принятия управленческих решений, и доводит принятые решения до всех сотрудников, рассчитывая на их понимание.
Но если для организации информационные коммуникации в организации налажены плохо, ситуация будет оценена неадекватно, решения могут оказываться ошибочными, и люди могут неверно понимать, чего хочет от них руководитель.
В этом случае очень важно определить причины и факторы нарушения коммуникационных связей и устранить их возможные появления.
Адекватность полученной информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе управленческой деятельности коммуникативных барьеров. В случае возникновения такого барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает к сотрудникам.
Существует несколько видов коммуникативных барьеров, представленных на рис. 12.3.
1. Информационно-дефицитный барьер .
Возникает из-за механического обрыва средств передачи информации, неясности переданных данных и т.д.
2. Эмоциональный барьер.
Происходит в том случае, когда человек занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
3. Фонетическое непонимание.
Связано с существованием различных языков, диалектов, дефектов речи и дикции и т.д.
4. Семантический барьер.
Оказывает влияние на коммуникативную форму общения и связан с использованием в речи жаргона, сленга и различных оборотов, понятных только для определенного круга общающихся людей.
Рис. 12.3. Основные виды коммуникативных барьеров
5. Стилистический барьер.
Возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и психологического состояния человека.
6. Логический барьер .
Возникает в тех случаях, когда логика рассуждения одного человека слишком сложна для другого, либо кажется ему неверной, противоречит присущей ему манере доказательств.
7. Социально-культурные различия.
Играют важную роль в коммуникативной форме общения. К социально-культурным различиям можно отнести национальность, возраст, пол, профессию, которые приводят к различной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения.
Кроме коммуникативных барьеров невосприятие, непонимание информации может быть вызвано личностными причинами, приведенными в таблице 12.2.
Таблица 12.2
Личностные причины коммуникативных барьеров
Причина | Характеристика личностной причины |
Стереотипы. | Упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в результате чего не производится объективный анализ и понимание людей, ситуаций, проблем. |
Предвзятые представления. | Склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам. |
Плохие отношения между работниками. | Если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда. |
Отсутствие внимания и интереса сотрудника. | Возникают тогда, когда человек не осознает значение информации для себя. |
Пренебрежение фактами. | Привычка делать выводы или заключения при отсутствии достаточного числа фактов. |
Ошибки в построении высказываний. | Заключаются в неправильном выборе слов, сложности сообщений, слабой убедительности, нелогичности и т. п. |
Ошибки организации. | Неверный выбор организации и проведения делового общения в процессе управленческой деятельности. |
Практическое задание
Упражнение
«Оценка «снизу вверх»
Цель
Попрактиковаться в умении давать обратную связь своему преподавателю и понаблюдать динамику через коммуникационные барьеры. Дать возможность обучающемуся потренироваться и продемонстрировать технику активного слушания. Получить конструктивную обратную связь по читаемому курсу.
Процедура
1. Малые группы в отсутствие преподавателя формулируют (по состоянию на сегодняшний день) проблемы, вопросы и свои интересы, имеющие отношение к преподаванию изучаемого курса, и которые они хотели бы коммуницировать преподавателю (15 – 20 минут).
2. Малые группы выделяют из своего состава по одному выступающему и по одному наблюдателю для проведения общего обсуждения сформулированных проблем, вопросов и интересов. Выступающие вместе с наблюдателями докладывают результаты работы малой группы по п.1 непосредственно преподавателю без присутствия других ее членов (10 – 15 минут).
3. Пока представители малых групп докладывают, остальные их участники обсуждают, как следовало бы провести обсуждение выдвинутых ими проблем и вопросов в аудитории, готовят себя к беспристрастному восприятию того, что может произойти в ходе общей дискуссии (10 – 15 минут).
4. Проводится общее обсуждение проблем в присутствии преподавателя. Выделенные от малых групп наблюдатели должны будут сделать свой комментарий после дискуссии (20 – 30 минут).
Дата: 2018-11-18, просмотров: 566.