В первые же годы перехода страны на рыночные отношения была предпринята попытка перестройки системы оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Новый порядок оплаты труда этой категории работников предусматривался постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».
Целями такой перестройки были:
· улучшение материального положения и усиление стимулирующей роли заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании;
· упорядочение тарифных условий оплаты труда по отраслям;
· установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от их квалификации и сложности труда на основе применения тарифных коэффициентов единой сетки;
· переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации оплаты труда работников бюджетной сферы с учётом объективно существующих отраслевых особенностей;
· упрощение структуры заработной платы и формирование предпосылок для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации;
· создание условий для последовательного обеспечения равной оплаты за равный труд.
ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты для рабочих и служащих и охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).
Все профессии и должности работников бюджетных организаций сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Все рабочие представлены одной группой. Их тарификация производится по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных, особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 10-го разрядов ЕТС по перечням, утверждённым министерствами и ведомствами РФ, и из 11 - 12-го разрядов - по перечням, утверждённым Министерством труда (ныне - Минздравсоцразвития) РФ.
Служащие распределены на две группы. Первая включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь разделены на три подгруппы: 1) технические исполнители, 2) специалисты, 3) руководители. Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Группировка должностей служащих
бюджетных организаций
Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов, технических исполнителей, а также профессий рабочих к разрядам оплаты труда изложен в утверждённых постановлением Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 г. № 32 «Методических рекомендациях по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда».
Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с действующими на территории России выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Профессии служащих тарифицируются на основании тарифно-квалификационных характеристик (ТКХ)[120]. Последние, как и Единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоят из трёх разделов: 1) должностные обязанности, 2) должен знать, 3) требования к квалификации по разрядам оплаты. Требования к квалификации предусматривают разряды для каждой квалификационной категории той или иной должности специалиста.
Так, например, для должности «экономист» предусматривается оплата труда по 6 - 11 разрядам ЕТС. При этом установлены следующие требования к квалификации по разрядам:
· 6-й разряд (экономист) - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
· 7 - 8 разряды (экономист II категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста не менее 3 лет;
· 8 - 9-й разряды (экономист I категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет;
· 10 - 11-й разряды (ведущий экономист) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста I категории не менее 3 лет.
Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки организаций по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность персонала, техническая вооружённость и др.
Разряды оплаты ЕТС отражают квалификацию работников и сложность выполняемых работ (функций), но не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов. В связи с этим организациям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры доплат, и надбавок других выплат стимулирующего характера.
Упомянутым выше постановлением правительства РФ № 785 была введена 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:10,07. В отдельные периоды диапазон ЕТС изменялся: с 1 марта по 31 октября 1995 г. он составлял 1:7,54, а с 1 апреля 1999 г. по 31 декабря 2000 г. - 1:8,23. С 1 декабря 2001 г. и по настоящее время применяется 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:4,5.
До 2005 г. все параметры ЕТС - диапазон, тарифные коэффициенты, тарифные ставки (оклады) первого разряда были - действительно едиными для всех бюджетных организаций страны. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливался Правительством РФ на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке, а ставки всех последующих разрядов определялись расчётным путём.
Единая тарифная сетка сыграла свою положительную роль в обеспечении единства принципов оплаты труда работников бюджетной сферы, упорядочения тарифных условий их оплаты. В то же время её применение в течение длительного времени позволило выявить и присущие ей недостатки.
В 2002 г. министерством труда и социального развития России был подготовлен проект «Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Необходимость реформирования обосновывалась авторами концепции следующими причинами:
· система оплаты труда на основе ЕТС вступает в противоречие с действующим законодательством, в соответствии с которым бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления стали самостоятельными;
· единые для всех территорий ставки и оклады ЕТС не учитывают существенные территориальные различия в уровне стоимости жизни по регионам РФ;
· оплата на основе ЕТС не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы;
· на основе действующей ЕТС трудно осуществить систематизацию надтарифных выплат с учётом требований Трудового кодекса РФ;
· осуществлённое в 2001 г. «сжатие» сетки и сокращение её диапазона с 1:10,07 до 1:4,5 по существу исчерпало возможности дальнейшего совершенствования ЕТС.
Определяющими подходами к реформированию оплаты труда в организациях бюджетной сферы были названы:
· отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы;
· изменение структуры заработной платы в пользу основной тарифной части;
· обеспечение гарантий минимального размера оплаты труда и оплаты в повышенных размерах за работу в особых условиях;
· расширение прав субъектов РФ и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых их бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Практическая реализация мер по реформированию оплаты труда работников бюджетных организаций началась в 2005 г. В связи с принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» система оплаты труда в организациях бюджетной сферы претерпела существенные изменения, обусловленные разграничением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.
Теперь тарифная система оплаты труда и ЕТС устанавливается Правительством РФ только в отношении работников федеральных государственных учреждений. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. №590 с 1октября 2006 г. для оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, установлены новые межразрядные коэффициенты ЕТС, месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда в размере 1221 руб. и на их основе рассчитаны ставки (оклады) всех остальных разрядов (табл. 11.11).
Таблица 11.11
Межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с 1.10.06 г.
Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, работников муниципальных учреждений и порядок её применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с определением уровня оплаты труда, сроками и темпами его повышения.
Таблица 11.12
Единая тарифная сетка по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области[121]
|
Разряды оплаты труда
Разряды оплаты труда
В качестве примера приведём параметры Единой тарифной сетки, введённой с 1 октября 2006 г. для оплаты труда работников государственных учреждений Самарской области (табл. 11.12).
Из приведённых данных видно, что при совпадении ряда параметров (одинаковые число разрядов, диапазон, размеры тарифных ставок первого и последнего разрядов) областная ЕТС существенно отличается от общефедеральной размерами и характером возрастания тарифных коэффициентов, величиной тарифных ставок (окладов) работников 2-17 разрядов. Кроме того, к тарифным ставкам с 1 по 9 разряд предусмотрены доплаты, существенно изменяющие реальное значение тарифных коэффициентов и диапазона областной ЕТС.
По существу, система оплаты всех работников бюджетной сферы с помощью Единой тарифной сетки отменена. Следующим этапом является разработка и внедрение в практику отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Основные элементы таких систем показаны на рис. 11.3.
Рис. 11.3. Содержание отраслевой системы оплаты труда работников бюджетных организаций
В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса РФ Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов[122]. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объёмов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 379.