Оплата труда работников бюджетных организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В первые же годы перехода страны на рыночные отношения была предпринята попытка перестройки системы оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Новый порядок оплаты труда этой категории работников предусматривался постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки».

Целями такой перестройки были:

· улучшение материального положения и усиление стимулирующей роли заработной платы работников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической культуры и спорта, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании;

· упорядочение тарифных условий оплаты труда по отраслям;

· установление обоснованных соотношений в уровнях заработной платы различных профессионально-квалификационных групп работников в зависимости от их квалификации и сложности труда на основе применения тарифных коэффициентов единой сетки;

· переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации оплаты труда работников бюджетной сферы с учётом объективно существующих отраслевых особенностей;

· упрощение структуры заработной платы и формирование предпосылок для совершенствования нормирования труда, заинтересованности во внедрении прогрессивных форм его организации;

· создание условий для последовательного обеспечения равной оплаты за равный труд.

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты для рабочих и служащих и охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).

Все профессии и должности работников бюджетных организаций сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Все рабочие представлены одной группой. Их тарификация производится по восьми разрядам (с 1-го по 8-й). Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных, особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 - 10-го разрядов ЕТС по перечням, утверждённым министерствами и ведомствами РФ, и из 11 - 12-го разрядов - по перечням, утверждённым Министерством труда (ныне - Минздравсоцразвития) РФ.

Служащие распределены на две группы. Первая включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь разделены на три подгруппы: 1) технические исполнители, 2) специалисты, 3) руководители. Вторая группа включает только должности специалистов и руководителей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Группировка должностей служащих

бюджетных организаций

 

Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп руководителей, специалистов, технических исполнителей, а также профессий рабочих к разрядам оплаты труда изложен в утверждённых постановлением Министерства труда РФ от 11 ноября 1992 г. № 32 «Методических рекомендациях по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда».

Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с действующими на территории России выпусками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). Профессии служащих тарифицируются на основании тарифно-квалификационных характеристик (ТКХ)[120]. Последние, как и Единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), состоят из трёх разделов: 1) должностные обязанности, 2) должен знать, 3) требования к квалификации по разрядам оплаты. Требования к квалификации предусматривают разряды для каждой квалификационной категории той или иной должности специалиста.

Так, например, для должности «экономист» предусматривается оплата труда по 6 - 11 разрядам ЕТС. При этом установлены следующие требования к квалификации по разрядам:

· 6-й разряд (экономист) - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;

· 7 - 8 разряды (экономист II категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста не менее 3 лет;

· 8 - 9-й разряды (экономист I категории) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет;

· 10 - 11-й разряды (ведущий экономист) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности экономиста I категории не менее 3 лет.

Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки организаций по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность персонала, техническая вооружённость и др.

Разряды оплаты ЕТС отражают квалификацию работников и сложность выполняемых работ (функций), но не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов. В связи с этим организациям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определять виды и размеры доплат, и надбавок других выплат стимулирующего характера.

Упомянутым выше постановлением правительства РФ № 785 была введена 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:10,07. В отдельные периоды диапазон ЕТС изменялся: с 1 марта по 31 октября 1995 г. он составлял 1:7,54, а с 1 апреля 1999 г. по 31 декабря 2000 г. - 1:8,23. С 1 декабря 2001 г. и по настоящее время применяется 18-разрядная ЕТС с диапазоном 1:4,5.

До 2005 г. все параметры ЕТС - диапазон, тарифные коэффициенты, тарифные ставки (оклады) первого разряда были - действительно едиными для всех бюджетных организаций страны. Размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливался Правительством РФ на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке, а ставки всех последующих разрядов определялись расчётным путём.

Единая тарифная сетка сыграла свою положительную роль в обеспечении единства принципов оплаты труда работников бюджетной сферы, упорядочения тарифных условий их оплаты. В то же время её применение в течение длительного времени позволило выявить и присущие ей недостатки.

В 2002 г. министерством труда и социального развития России был подготовлен проект «Концепции реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Необходимость реформирования обосновывалась авторами концепции следующими причинами:

· система оплаты труда на основе ЕТС вступает в противоречие с действующим законодательством, в соответствии с которым бюджеты субъектов РФ и органов местного самоуправления стали самостоятельными;

· единые для всех территорий ставки и оклады ЕТС не учитывают существенные территориальные различия в уровне стоимости жизни по регионам РФ;

· оплата на основе ЕТС не позволяет учитывать особенности деятельности отдельных категорий работников различных отраслей бюджетной сферы;

· на основе действующей ЕТС трудно осуществить систематизацию надтарифных выплат с учётом требований Трудового кодекса РФ;

· осуществлённое в 2001 г. «сжатие» сетки и сокращение её диапазона с 1:10,07 до 1:4,5 по существу исчерпало возможности дальнейшего совершенствования ЕТС.

Определяющими подходами к реформированию оплаты труда в организациях бюджетной сферы были названы:

· отказ от Единой тарифной сетки и переход к дифференцированным условиям оплаты по отраслям бюджетной сферы;

· изменение структуры заработной платы в пользу основной тарифной части;

· обеспечение гарантий минимального размера оплаты труда и оплаты в повышенных размерах за работу в особых условиях;

· расширение прав субъектов РФ и органов местного самоуправления в части принятия решений о размерах тарифных ставок (окладов), стимулирующих и компенсационных выплат работникам организаций, финансируемых их бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Практическая реализация мер по реформированию оплаты труда работников бюджетных организаций началась в 2005 г. В связи с принятием 22 августа 2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» система оплаты труда в организациях бюджетной сферы претерпела существенные изменения, обусловленные разграничением полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в области оплаты труда.

Теперь тарифная система оплаты труда и ЕТС устанавливается Правительством РФ только в отношении работников федеральных государственных учреждений. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2006 г. №590 с 1октября 2006 г. для оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, установлены новые межразрядные коэффициенты ЕТС, месячная тарифная ставка (оклад) первого разряда в размере 1221 руб. и на их основе рассчитаны ставки (оклады) всех остальных разрядов (табл. 11.11).

Таблица 11.11

Межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений с 1.10.06 г.

Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ, работников муниципальных учреждений и порядок её применения устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Они самостоятельно решают вопросы, связанные с определением уровня оплаты труда, сроками и темпами его повышения.

Таблица 11.12

Единая тарифная сетка по оплате труда работников государственных учреждений Самарской области[121]

 


Разряды оплаты труда

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кт 1,0 1,04 1,111 1,23 1,365 1,514 1,666 1,83 2,01 АВ   0,04 0,071 0,119 0,135 0,149 0,152 0,164 0,18 ОВ   4,0 6,8 10,7 11,0 10,9 10,0 9,8 9,8 Ст., руб. 1221 1270 1356 1502 1667 1849 2034 2234 2454 Дупл. 480 440 394 355 300 250 194 142 72 Ст.+Допл. 1701 1710 1750 1857 1967 2099 2228 2376 3176

Разряды оплаты труда

10 11 12 13 14 15 16 17 18 Кт 2,205 2,415 2,61 2,82 3,03 3,27 3,51 3,78 4,5 АВ 0,195 0,21 0,195 0,21 0,21 0,24 0,24 0,27 0,72 ОВ 9,7 9,5 8,1 8,0 7,4 7,9 7,3 7,7 19,0 Ст., руб. 2692 2949 3187 3443 3700 3993 4286 4616 5495

В качестве примера приведём параметры Единой тарифной сетки, введённой с 1 октября 2006 г. для оплаты труда работников государственных учреждений Самарской области (табл. 11.12).

Из приведённых данных видно, что при совпадении ряда параметров (одинаковые число разрядов, диапазон, размеры тарифных ставок первого и последнего разрядов) областная ЕТС существенно отличается от общефедеральной размерами и характером возрастания тарифных коэффициентов, величиной тарифных ставок (окладов) работников 2-17 разрядов. Кроме того, к тарифным ставкам с 1 по 9 разряд предусмотрены доплаты, существенно изменяющие реальное значение тарифных коэффициентов и диапазона областной ЕТС.

По существу, система оплаты всех работников бюджетной сферы с помощью Единой тарифной сетки отменена. Следующим этапом является разработка и внедрение в практику отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы. Основные элементы таких систем показаны на рис. 11.3.

Рис. 11.3. Содержание отраслевой системы оплаты труда работников бюджетных организаций

В соответствии со статьёй 135 Трудового кодекса РФ Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов[122]. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объёмов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учётом мнения представительного органа работников.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 379.